Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 13:27, контрольная работа
Цель моей работы: выяснить, какие реформы были проведены в первой половине XIX века, и какие их них не удалось воплотить в реальность. Так же в своей работе я выделяю следующие задачи: во-первых, выяснить особенности правления в начале XIX века, а именно особенности правления Александра I; во-вторых, выяснить какие реформы ему удалось воплотить в реальность, а какие нет и, в-третьих, к чему же привело правление Александра I.
Введение
1. Государственное управление в первой половине XIX века
1.1 Реформы высших государственных органов при Александре I
1.2 От коллегий к министерствам
1.3 Изменение местного государственного и общественного сословного управления
1.4 Реформа системы образования
1.5 Проекты реформ М.М. Сперанского
1.6 Государственный совет
1.7 Военная реформа. Ведение военных поселений
1.8 Конституционные реформы
1.9 Крестьянские реформы
1.10 Попытки религиозного просвещения
1.11 Ужесточение режима
Заключение
Список литературы
Получив от царя список того, что "целесообразно преобразовать", Сперанский к 1809 г. подготовил развернутое "Введение к уложению государственных законов" — план превращения Российской империи в правовое буржуазное государство.
Согласно проекту, население России делилось на дворянство, "среднее состояние" и "народ рабочий" (крепостные крестьяне, мастеровые, прислуга). Политические права получали два первых сословия, а остальным предоставлялась возможность перейти со временем в "среднее состояние" и, приобретя недвижимость, стать политически правомочными.
Будучи сторонником принципа разделения властей, Сперанский разработал стройную систему высших и местных органов, разделенных по принадлежности к законодательной, исполнительной или судебной власти. Главным законодательным органом являлась Государственная дума (в губерниях, уездах и волостях — губернские, окружные и волостные думы). Высшими органами исполнительной власти были министерства (на местах — губернские, окружные и волостные управления). Высшим судебным органом объявлялся Сенат, которому подчинялись губернские и окружные суды. Выборы в законодательные и судебные органы были четырехступенными, а избиратели должны были обладать определенным имущественным цензом. Деятельность трех ветвей власти объединялась в Государственном совете, который служил связующим, звеном между ними и императором. Последнее слово в законодательной и исполнительной деятельности оставалось за монархом.
Таким образом, проект Сперанского не ущемлял прав самодержца, но внешне делал их более законными, цивилизованными. Это не был конституционный проект, но он мог стать таковым при стечении определенных обстоятельств. Александр I признал труд Сперанского удовлетворительным и приказал ему составить календарный план проведения в жизнь своего проекта.
Однако
замыслы императора и государственного
секретаря встретили такое
Немаловажное значение имел фактор и международного положения России: усиливавшееся напряжение в отношениях с Францией. Россия, будучи в составе антинаполеоновской коалиции, была в состоянии войны с Францией с 1805 г. В Европе находились российские войска, которые принимали участие в военных действиях, но Франция неизменно одерживала победу над ними. В 1807 году в Тильзите был заключен мирный союзный договор между Россией и Францией. Все эти обстоятельства нанесли серьезный удар по международному престижу России и патриотические чувства русских были оскорблены. Необходимость подготовки к войне давали возможность оппозиции трактовать реформаторскую деятельность Сперанского как антигосударственную, а самого Сперанского объявить наполеоновским шпионом. Все это привело к тому, что склонный к компромиссам Александр, хотя и не веривший в вину Сперанского, в марте 1812 отправил его в отставку и сослал сначала в Нижний Новгород, а затем – в Пермь (в последствии он был помилован). Император, весьма ревниво относившийся к своей власти, не был готов к новым идеям своего советника.
Общество
по-прежнему не имело никаких каналов
влияния на систему власти и полностью
зависело от бюрократии. Были предприняты
некоторые меры по борьбе с бюрократией.
Так в 1809 году был принят указ царя
о введении экзамена на чин. От экзамена
освобождались те чиновники, которые
окончили университет в России. К
остальным предъявлялись
1
января 1810 был учрежден Государственный
совет, заменивший Непременный.
В 1816 году началась военная реформа. Александр, желая сократить расходы на содержание армии, начал введение военных поселений. Военные поселения должны были заниматься одновременно земледелием и военной службой. Они, обязаны были жить в одинаковых домах, по команде вставать, выходить на работу и возвращаться домой. По приказу начальства они должны были, и вступать в брак. Военные поселения были созданы на казенных землях Петербургской, Новгородской, Могилевской, Харьковской губерний.
Военные поселения стали символом реакции того времени, так как к тяжести военной службы добавлялась тяжесть сельского труда, умноженная мелочной уставной регламентацией всех сторон жизни.
Введение
военных поселений вызвало
Однако Александр I. уверенный в том, что в поселениях все идет, как надо, относил протест солдат за счет невежества народа и его привычки жить "по старому".
Упразднены военные поселения были только в 1857 г.
Новая серия реформ или попыток провести их в жизнь началась в 1815 г., когда Александр I даровал конституцию Царству Польскому, Польская корона объявлялась наследственной для российских монархов, но их деятельность на территории царства была ограничена конституцией. Интересы царя здесь защищал наместник, назначавшийся из числа великих князей. Высшая законодательная власть принадлежала двухпалатному сейму, собиравшемуся два раза в год. В промежутках власть осуществлял Государственный совет. Все государственные должности замещались только поляками, и официальные документы составлялись на польском языке. Конституция провозглашала неприкосновенность личности и свободу печати, господствовавшей религией объявлялся католицизм, но равноправие предоставлялось и другим вероисповеданиям. Вводился общий для всех сословий суд, характерный независимостью и несменяемостью судей.
При открытии сейма в марте 1818 г. Александр I произнес речь, в которой заявил, что конституционные порядки, устанавливавшиеся в Польше, он намерен распространить и на другие части Российской империи. Эта речь произвела сильное впечатление на российское общество. Причем, если реакция консерваторов была совершенно предсказуемой, то дворянский авангард воспринял речь монарха как оскорбление, нанесенное России, которая может получить конституцию позже Польши, воевавшей на стороне Наполеона. Кроме того, их возмущало намерение монарха восстановить границы Речи Посполитой до ее разделов.
В том же 1818 г. император поручил нескольким ведомствам разработать условия отмены крепостного права в России. Один из самых разумных проектов был подготовлен в канцелярии Аракчеева. Он предусматривал постепенный выкуп помещичьих крестьян, которые освобождались с землей (по две десятины на душу), отдаваемой им на правах аренды. Сами крестьяне объявлялись государственными. Позже они могли выкупить свои наделы у помещиков. Сами дворяне получали за крестьян денежную компенсацию, которая могла помочь им поднять хозяйство и избавиться от долгов. На встрече с помещиками Полтавской и Черниговской губерний в 1821 г. Александр I призывал их согласиться на освобождение своих крепостных, но не встретил с их стороны никакой поддержки.
С 1812 г. в стране действовало Библейское общество, которое издавало и распространяло Священное писание (особенно Новый Завет). Этому обществу покровительствовал сам император, который поставил в его главе своего приятеля А.Н. Голицына, пожертвовал 25 тыс. рублей и делал ежегодный взнос в 10 тыс. рублей. В 1817 г. Министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения, во главе которого стал тот же Голицын.
Однако к 1820-м гг. Александру I становится ясно, что Библейское общество не может выполнить поставленной перед ним задачи. Более того, влиятельному церковному деятелю архимандриту Юрьева монастыря Фотию удалось убедить императора, что Общество ущемляет права православной церкви, всегда бывшей опорой престола. В 1822 г. последовал указ, запрещавший тайные общества и масонские ложи, причем, с военных и гражданских чинов должна была быть взята подписка о непринадлежности к указанным организациям. В 1824 г. была прекращена деятельность Библейского общества, мечты императора о единении христианских религий разбились о реалии жизни.
Потерпев поражение в попытках провести реформы, Александр I теряет надежду и на воспитание просвещенного общественного мнения. Теперь ему не остается ничего кроме как спасать традиционный режим.
В 1819 г. проверке реакционера М.Л. Магницкого подвергся Казанский университет. Чуть позже Магницкий предложил наказать учебное заведение "публичным стен оного разрушением". Правительство поступило более цивилизованно, назначив Магницкого попечителем Казанского округа. Результат по словам современников получился примерно тот же, что и предлагал попечитель. В 1821 г. назначенный попечителем Петербургского учебного округа Д.П. Рунич "разгромил" Петербургский университет, затеяв скандальный судебный процесс против профессоров Арсеньева, Галича, Германа, Раупаха. От реакционных деятелей в сфере просвещения не отставала и цензура, хотя формально продолжал действовать устав 1804 г.
В 1821-1825 гг. помимо секретной гражданской полиции вводится сеть тайной полиции в армии. Появились особые агенты, которые следили за деятельностью своих коллег. Все это не спасало правительство от проявления недовольства. Летом 1819 г. вспыхнуло восстание военных поселян в Чугуеве (под Харьковом). Его удалось подавить только с помощью двух дивизий регулярных войск с артиллерией. 16—18 октября 1820 г. произошло восстание лейб-гвардии Семеновского полка в Петербурге. Шефом семеновцев значился сам Александр I. Солдаты не выдержали жестокого обращения со стороны командира полка полковника Шварца. Его поведение явилось слишком большим контрастом с тем, к чему они привыкли при прежнем командире. Александр I, бывший в тот момент на конгрессе в Троппау, узнал о восстании от австрийского канцлера Меттерниха, что еще больше увеличило раздражение императора.
Причинами неудач правительственного реформаторства является невнятная политика самого Александра I, который, по словам хорошо знавших его людей, готов был ввести республиканское правление, лишь бы "все подчинялись ему по-прежнему". Кроме того, Россия была не готова к структурным реформам, поскольку, во-первых, слой истинно просвещенных людей оказался еще слишком узок. Недаром император сетовал по поводу предстоящих преобразований, что их "некем взять". Во-вторых, момент для проведения реформ был явно неподходящим. Победив Наполеона, Россия находилась па вершине европейской славы и ее порядки доказали свою жизнеспособность и непоколебимость. В-третьих, экономическое положение страны в связи с повышением цен на хлеб и другую сельскохозяйственную продукцию казалось прочным. Страна не ощущала тогда потребности в резких переменах.
Видя
фактический крах своей политики,
император все больше отходил
от государственных дел. С 1822 года единственным
докладчиком царю всех дел стал Аракчеев.
Много времени царь проводил в
разъездах. Вовремя одного из таких
путешествий он умер в возрасте 48
лет. Так 19 ноября 1825 года в Таганроге
закончилось правление
Главные итоги правления Александра I:
За время правления Александра территория Российской империи значительно расширилась: в российское подданство перешли Восточная и Западная Грузия, Мингрелия, Имеретия, Гурия, Финляндия, Бессарабия, большая часть Польши (образовавшая царство Польское).
В эти же годы пришли в русское подданство острова Спиридова, Крузенштерна, Суворова, Кутузова и др., в общей сложности более 50 разных островов Тихого океана; была открыта Земля Александра I, у Южного полюса, и Земля Петра Великого.
Александр I отменил все нововведения Павла I: восстановил "жалованные грамоты" дворянству и городам, освободил дворян и духовенство от телесных наказаний, объявил амнистию всем бежавшим за границу, вернул из ссылки до 12 тыс. опальных и репрессированных, упразднил Тайную экспедицию, занимавшуюся сыском и расправой.
Информация о работе Реформы государственного управления в начале XIX века: проекты и реальность