Реформы государственного управления в начале XIX века: проекты и реальность

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 13:27, контрольная работа

Описание работы

Цель моей работы: выяснить, какие реформы были проведены в первой половине XIX века, и какие их них не удалось воплотить в реальность. Так же в своей работе я выделяю следующие задачи: во-первых, выяснить особенности правления в начале XIX века, а именно особенности правления Александра I; во-вторых, выяснить какие реформы ему удалось воплотить в реальность, а какие нет и, в-третьих, к чему же привело правление Александра I.

Содержание

Введение
1. Государственное управление в первой половине XIX века
1.1 Реформы высших государственных органов при Александре I
1.2 От коллегий к министерствам
1.3 Изменение местного государственного и общественного сословного управления
1.4 Реформа системы образования
1.5 Проекты реформ М.М. Сперанского
1.6 Государственный совет
1.7 Военная реформа. Ведение военных поселений
1.8 Конституционные реформы
1.9 Крестьянские реформы
1.10 Попытки религиозного просвещения
1.11 Ужесточение режима
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Основа.docx

— 55.63 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение

1. Государственное управление в первой половине XIX века

1.1 Реформы высших  государственных органов при  Александре I

1.2 От коллегий  к министерствам

1.3 Изменение  местного государственного и  общественного сословного управления

1.4 Реформа системы образования

1.5 Проекты реформ  М.М. Сперанского

1.6 Государственный  совет

1.7 Военная реформа.  Ведение военных поселений

1.8 Конституционные  реформы

1.9 Крестьянские  реформы

1.10 Попытки религиозного  просвещения

1.11 Ужесточение  режима

Заключение

Список литературы 

 

      Введение 

     Я считаю, что данная тема "Реформы государственного управление в начале XIX века" является весьма актуальной, так как если не знать, что происходило в государственном управлении в нашем недалеком прошлом, то очень трудно понять настоящую систему управления. Так какой же гражданин может называться таковым, если он не знает политику своей родной страны, где он живет. Я выбрала данную тему, потому что я гражданин РФ.

     Данная  работа затрагивает реформы XIX, что же было сделано, а что не удалось воплотить в реальность.

     Цель моей работы: выяснить, какие реформы были проведены в первой половине XIX века, и какие их них не удалось воплотить в реальность. Так же в своей работе я выделяю следующие задачи: во-первых, выяснить особенности правления в начале XIX века, а именно особенности правления Александра I; во-вторых, выяснить какие реформы ему удалось воплотить в реальность, а какие нет и, в-третьих, к чему же привело правление Александра I.

     Объектом  моей работы являются все реформы, изданные в начале XIX века. А предметом являются проблемы их реализации, почему же некоторые реформы удалось воплотить в реальность, а другие нет.

     Российское  государство прошло долгий тысячелетний путь развития, и государственное  управление все это время также  эволюционировало и развивалось. Начиная  от княгини Ольги, давшей уставы и  установившей погосты, до сегодняшнего времени усовершенствование государственного и местного управления остается важной задачей государственной власти.

     В начале XIX века России представляла собой абсолютную монархию. Верховная государственная власть принадлежала императору. Он занимался практически всем, он издавал указы, назначал на высшие государственные должности, объявлял войну и заключал мир, считался главой армии и церкви, руководил правительством. На это время приходилось правление императора Александра I (1801-1825 гг.)

     В первой половине XIX века Россия была одной  из крупнейших европейских держав. Её территория составляла около 18 млн. квадратных километров, а население  превышало 70 млн. человек.

     Основу  экономики России составляло сельское хозяйство. Крепостные крестьяне были самой многочисленной категорией населения. Земля являлась исключительной собственностью помещиков или государства.

     Промышленное  развитие России, несмотря на общее  увеличение количества предприятий  примерно в 5 раз, было невысоким. В основных производствах применялся труд крепостных крестьян, который был мало рентабелен. Основу промышленности составляли кустарные  крестьянские промыслы. В центре России существовали крупные промышленные села (на прим. Иваново). В это время  значительно возросло количество промышленных центров. Это сказывалось на росте  городского населения. Самыми крупными городами являлись Санкт-Петербург  и Москва.

     Развитие  добывающей и текстильной промышленности привело к интенсификации торговли как внутри страны, так и на внешнем  рынке. Торговля имела преимущественно  сезонный характер. Главными торговыми  центрами являлись ярмарки. Их количество в тот период доходило до 4000.

     Транспорт и система путей сообщения  были слабо развиты, и также носили в основном, сезонный характер: летом  преобладал водный путь, зимой –  санный.

     Основной  социально-политической опорой самодержавия по-прежнему было дворянство, владевшее  землями и населенными на них  крестьянами. Однако господствовавший в стране феодально-крепостнический строй уже вступил в стадию разложения и кризиса. В политической элите российского общества росло убеждение, что дальнейшее движение вперед невозможно без создания необходимых предпосылок для постепенной отмены крепостного права и модернизации политической системы.

 

     1. Государственное  управление в первой половине  XIX веке

     1.1 Реформы высших государственных органов при Александре I

 

     С приходом Александра I к власти было торжественно провозглашено, что в основе его политики будет строгое соблюдение законов. В изданном 12 марта 1801 г. Манифесте, он объявил, что будет придерживаться политического и правового курса Екатерины II. В мае 1801 г. был создан Негласный комитет, в который входили представители молодого поколения дворянской аристократии, придерживавшиеся либеральных идей и считавшие необходимым реформировать государственное устройство Российской империи.

     "С образованием в 1810 году Государственного совета в качестве законосовещательного учреждения превращение России в правомерную монархию пошло быстрыми темпами. Как сказано было в манифесте, возвестившем об учреждении Государственного совета, он создавался для удовлетворения осознанной потребности "учреждать постепенно образ правления на твердых и неприменяемых основаниях закона".1

     Совет не был представительным бюрократическим  учреждением, его члены, число которых  с 1810 до 1890 г. увеличилось с 35 до 60 человек, назначались императором из влиятельных чиновников, нередко вышедших в отставку, а министры входили в его состав по должности. "В силу этого он не мог формально ограничивать самодержавие, однако с момента образования Государственного Совета все законы должны были предварительно обсуждаться в нем, прежде чем поступить на утверждение императора, что служило критерием между законом и постановлениями верховной власти в порядке текущего управления: то, что прошло через Государственный Совет, становилось законом, то, что не прошло через него, имело юридический статус постановления. Кроме того, всякий закон должен был утверждаться государем и опубликовываться Сенатом. Это имело принципиальное значение: теперь воля императора могла быть реализована при одном очень важном условии если воля превратилась в писанный закон, который предварительно обсужден в Государственном Совете и публиковался Сенатом. Ставился заслон дурной воле, пользуясь словами Екатерины II, "неотесанных тиранов" и "капризных деспотов".2

     При этом император мог "внять мнению" как большинства, так и меньшинства Государственного совета, мог опровергнуть и то, и другое. Тем самым подчеркивался совещательный характер Государственного совета. Большое значение имела Государственная канцелярия, которая не только вела делопроизводство Государственного совета, и "редактировала" выносимые на обсуждение законопроекты, т.е. проводила всю основную работу по составлению текста законопроектов. Развитие и осуществление реформы центральных учреждений связано с деятельность председателя этой канцелярии М.М. Сперанского, планы государственных преобразований которого Александр I в принципе одобрял, но на деле они воплощены не были.

     Важное  нововведение в государственном  управлении при Александре I состояло в том, что в 1801-1803 гг. Сенат получил статус института административной юстиции, прокуратуры и суда со следующими функциями: административно-судебные дела; надзор за правительственным аппаратом через губернских и уездных прокуроров, самостоятельно – с помощью самих сенаторов и посредством жалоб; высшая инстанция суда; охрана и удостоверение особенных прав разных классов. Постепенно высший суд и надзор за деятельностью коронных учреждений стали главными функциями Сената в течении XIX – начала XX веков.

     С целью контроля за деятельность органов коронного управления Сенат:

     1) поддерживал постоянную связь  с местными учреждениями, информировал их о результатах проверки управления в империи, как бы напоминал о том, что судный час наступит для всех, требовал неукоснительно следовать законам и инструкциям;

     2) рассматривал отчеты о деятельности  учреждений и персональные отчеты губернаторов об их работе;

     3) заслушивал губернаторов в Сенате  во время их пребывания в Петербурге;

     4) рассматривал жалобы;

     5) проводил ревизии учреждений. Осуществляемый  Сенатом прокурорский надзор  существенно сдерживал безнаказанное  злоупотребление властью со стороны  коронной администрации и защищал  интересы населения и казны.

     Особенно  эффективной была деятельность сенаторов  в качестве ревизоров местного коронного управления, которых нередко лично направлял император в ту или иную губернию по полученному сигналу. Вспомним испуг чиновников в повести Н.В. Гоголя "Ревизор".

     1.2 От коллегий к министерствам

 

     Наиболее  значительным изменениям в начале XIX века подверглась система центрального управления, действовавшая в XVIII в. на основе коллежского принципа, который перестал отвечать требованиям нового столетия, не обеспечивал необходимую централизацию и персональную ответственность чиновников. Необходимо было более гибкое, оперативное, централизованное исполнительное управление. Александр I предпочел конституции радикальную административную реформу, поддержал проект Н.Н. Новосильцева о создании министерской системы управления, предпосылки которой формировались в исполнительных структурах и обозначились на рубеже веков, отразив и министерские образцы других стран.

     В соответствии с царским Манифестом "Об учреждении министерств" 1802 г., было создано восемь министерств: военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. Два из них прежде не имели аналогов в Российской системе управления – это Министерство внутренних дел и Министерство народного просвещения. К 1861 г. их стало 9, к 1917 – 12.

     Учреждалась должность "товарища министра" — помощника министра. Совмещены должности министра юстиции и генерал-прокурора Сената. Определены функциональные направления, предметы и параметры деятельности каждого министра, подведомственные ему сохраненные государственные коллегии и другие учреждения, что обеспечивало преемственность управления и эволюционный характер преобразования его аппарата при переходе на качественно иной уровень единоначалия, ответственности, исполнительности и формирования ведомственности.

     Завершило оформление министерской системы в  России издание в 1811 г. "Общего учреждения министерств", составленного при участии М.М. Сперанского. Министрам вверялась исполнительная власть в пределах деятельности порученных им министерств и устанавливалось, что все министры "подчинены непосредственно верховной власти", т.е. императору. Аппарат министерств подразделялся на департаменты и канцелярии, возглавляемые директорами. Наиболее важные дела рассматривались Советом при министре - совещательным органом, куда входили товарищи министра и директора департаментов.

     С созданием министерств возникает  и орган, координирующий их действия, рассматривающий вопросы, относящиеся  к компетенции нескольких министерств, ежегодные отчеты министров, дела о  награждении и взысканиях чиновников и другие. В манифесте 1802 года еще  не было четкой регламентации деятельности Комитета министров, его полномочия вырабатывались постепенно и получили законодательное оформление к 1812 году.

     Центральное управление приобретало на министерской основе характер централизованной и  бюрократической ведомственной  системы, представленной к середине XIX в. девятью министерствами и тремя  главными управлениями, подчиненными непосредственно императору, который  координировал их совместные межведомственные усилия через Комитет министров.

     В отличие от западных правительств, возглавляемых самостоятельными председателями (премьерами) и представлявших объединение, кабинет министров, российский Комитет  министров не был ни таким правительством, ни главой исполнительной вертикали  управления, хотя вопросы эти поднимались  не раз в "негласном комитете", других инстанциях. Предлагалось изучить опыт английского объединенного кабинета (министерства) его королевского величества, где имелись глава министерства и главы восьми отраслевых отделений. Александр I и Николай I боялись утратить часть своих верховных функций, возникновения относительно самостоятельного главы центрального исполнительного управления. Был использован опыт административной системы наполеоновской Франции, где министры не объединялись в один совет (правительство, правительственный кабинет), подчинялись непосредственно императору Бонапарту, являлись членами Сената с совещательным голосом. Подобный опыт импонировал Александру I и Николаю I в их стремлении удерживать во всех случаях бразды правления в своих руках. Сохранилось неотъемлемое право царей самолично управлять государством. Они сами назначали, увольняли, контролировали министров, направляли и объединяли их действия, принимали их всеподданнейшие индивидуальные доклады, осуществляли через Комитет министров верховный надзор за государственным аппаратом.

Информация о работе Реформы государственного управления в начале XIX века: проекты и реальность