Реформы государственного управления в начале XIX века: проекты и реальность

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 13:27, контрольная работа

Описание работы

Цель моей работы: выяснить, какие реформы были проведены в первой половине XIX века, и какие их них не удалось воплотить в реальность. Так же в своей работе я выделяю следующие задачи: во-первых, выяснить особенности правления в начале XIX века, а именно особенности правления Александра I; во-вторых, выяснить какие реформы ему удалось воплотить в реальность, а какие нет и, в-третьих, к чему же привело правление Александра I.

Содержание

Введение
1. Государственное управление в первой половине XIX века
1.1 Реформы высших государственных органов при Александре I
1.2 От коллегий к министерствам
1.3 Изменение местного государственного и общественного сословного управления
1.4 Реформа системы образования
1.5 Проекты реформ М.М. Сперанского
1.6 Государственный совет
1.7 Военная реформа. Ведение военных поселений
1.8 Конституционные реформы
1.9 Крестьянские реформы
1.10 Попытки религиозного просвещения
1.11 Ужесточение режима
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Основа.docx

— 55.63 Кб (Скачать)

     "Министерская система управления, во-первых, подчеркнула преемственность реформы Александра I по отношению к преобразованиям Петра I. Во-вторых, учреждение министерств было вызвано необходимостью приведения всех частей государственного управления в стройную систему. В-третьих, министерства должны были помочь утвердить общее социально-экономическое благосостояние империи. В-четвертых, государственными делами отныне должны были управлять только восемь министерств, которые при разделении государственных дел ведали определенной сферой, а все министерства обеспечивали единство управления"3.

     "Генезис центрального отраслевого управления через путных бояр—приказы-коллегии увенчался министерствами. Министерской системе присущи такие черты, как:

     а) четкое функциональное разделение сфер управления;

     б) конкретность предметов, параметров отраслевого  управления;

     в) единоначалие;

     г) персональная ответственность, исполнительность;

     д) линейная вертикаль исполнения, строгая  ведомственная подчиненность. Видимо, поэтому министерская система жизнеспособна, сравнительно легко адаптируемая к  изменяющимся объективным условиям, потребностям управления, утвердилась  в России на длительное время вплоть до XXI века, когда министерства функционируют  на уровнях федерального центра, республик, областей и других субъектов Федерации"4.

     Постепенно  реформаторские намерения Александра I сменились консервативным курсом. Огромное впечатление произвели на императора волнения в военных поселениях, Семеновском полку и европейские революции 20-х гг., которые окончательно убедили его в несвоевременности каких-либо преобразований.

 

      1.3 Изменение местного государственного и общественного сословного управления

 

     Перешедшая  из XVIII в. система местного управления нуждалась в рационализации соответственно условиям и потребностям нового, XIX в.

     При Александре I сохранился статус губернатора  как представителя власти, управляющего губернией от имени императора, хозяина  губернии. Но Александр I уточнил параметры его властных полномочий, механизм управления губернией посредством губернского правления, а не только одним лицом.

     "Указом "О непреступлении губернатором пределов власти, назначенным им законами" (16 августа 1802 г.) предписано губернаторам управлять в точном соответствии с законами, в установленных ими рамках, "не простирать власть свою за пределы законов", т.е. не допускать беззакония, обеспечить исполнение законов всеми учреждениями, которые должны поступать "по точной силе и словам закона". Губернским прокурорам надлежало "непрестанно наблюдать за исполнением законов, не упуская ни единого случая без взыскания с виновных". Губернаторам указано, что они "никаких личных переписок в виде повелений не принимали б и не употребляли бы", по всем делам губернии обращались бы не к лицам, а "прямо в те места, до которого какое дело принадлежит". Подтвержден прежний указ 1780 г. об ответственности за взяточничество, задача Сената — контролировать его исполнение"5.

     Большая часть губернаторов занимала свой пост не более 3-5 лет. "Положение губернатора было в какой-то мере двойственным: он назначался непосредственно императором и представлял ежегодные отчеты на высочайшее имя, с другой стороны – являлся чиновником МВД, и находился в фактическом подчинении у министра"6. Губернатор обладал не только административными функциями, но и наблюдал за деятельность судебных органов.

     Губернское  правление, было также непосредственно  подчинено правительствующему Сенату, куда представляло дела на благоусмотрение, "встретив мнение и недоразумение в смысле законов". Губернаторство охватывало и ведомственные учреждения, созданные на местах министерствами.

     Губернаторы выполняли функции с помощью  губернского правления, канцелярии, различных комитетов, комиссий, присутствий, составлявших администрацию губернии. Губернское правление имело общее  присутствие, превратившееся к середине XIX в. в исполнительную губернаторскую инстанцию. Возросла роль его канцелярии, аппарат которой имел четыре функциональных отделения:

     1) по обнародованию законов, наблюдению  за исполнением распоряжений губернатора и правления;

     2) по управлению полицией;

     3) по связи администрации с судами;

     4) по связи с финансово-хозяйственными  органами различных ведомств.

     "Созданы новые коллегиальные аппараты под председательством губернатора в виде отраслевых присутствий, комиссий, комитетов, куда входили ответственные должностные лица, губернский предводитель дворянства, прокурор. С их помощью осуществлялись хозяйственно-административные ведомственных учреждений, решались социальные проблемы. Действовали рекрутские присутствия (с 1831 г. — комитеты), различные комиссии и комитеты: народного продовольствия, строительные, дорожные, статистические, земских и городских повинностей, общественного здравия, холерные, оспенные, попечительные о тюрьмах, раскольниках (с 1838 г.), врачебно-полицейские и др."7.

     Уездное управление представлено по-прежнему нижними земскими судами во главе  с капитан-исправниками, в составе  заседателей от дворян, государственных  крестьян. Уездные казначейства, создаваемые  еще с конца XVII в. являлись ведомственными органами Министерства финансов и подчинялись губернской казенной палате, они ведали приемом, хранением денежных сборов, доходов и выдачей денежных сумм. Кроме того, они выдавали по распоряжению местных властей паспорта, подорожные, продавали все виды гербовой бумаги и др.

     В 1837 г. уезды разделены на полицейские станы. Назначаемый губернатором становой пристав осуществлял полицейские функции, опираясь на вотчинную полицию и избранных крестьянскими сходами сотских и десятских.

     Государственное управление вошедшими в состав Российской империи новыми территориями, другими  окраинами, учитывало специфическое  административно-территориальное деление, создавались наместничества, генерал-губернаторства, губернии, края, области, округа, магалы и др. В 1809 г. Александр I утвердил конституцию Финляндии, по которой законодательная власть принадлежала сословному сейму, а исполнительная – Правительствующему сенату, вся административная власть с 1816 года фактически находилась в руках генерал-губернатора. В 1815 г. Польше была дарована Конституционная хартия. Польша имела свой выборный орган - законосовещательный сейм. Административная власть находилась в руках наместника царя, при нем в качестве совещательного органа действовали Государственный совет, а также состоявший из министров-поляков Административный совет. Управление присоединяемыми землями Кавказа, постепенно в течение всей первой половины XIX в. складывалось в различных формах в основном по общероссийскому образцу.

     Государственное управление городом сохранило свои прежние особенности и структуры: учреждения, должностные места, выборные магистраты, ратуши. К середине XIX в. из 700 городов империи (без Польши и Финляндии) 62 имели статус губернских, 498 — уездных. Почти 80% российских городов являлись административными центрами, имели административные функции. Через административные структуры государство присутствовало в жизни городов, регулировало непосредственно, прямо и косвенно через финансовую, налоговую, торговую, промышленную, сословную политику все основные сферы городской жизни.

     "Сформировалась четко устроенная система полицейских органов, должностей, решавших различные, в том числе административные, вопросы местного управления, суда: городские управы благочиния с обер-полицмейстерами, приставами, ратманами, полицмейстерами, частными приставами (деление городов на части), полицейскими, будочниками, городскими, уездными городничими, капитан-исправниками, становыми приставами, земскими судами в уездных городах"8.

     Градоначальство как административно-территориальная  единица стало создаваться с  1802 г. и включало город с прилегающей территорией, выделенный из губернии. "Как институт управления градоначальство учреждалось на основе частных законодательных актов, функционировало по "особым учреждениям", входило в систему МВД, подчинялось ему непосредственно. Градоначальник был приравнен к губернатору по статусу и правам, имел высокий военный чин. Он заведовал городским управлением, благоустройством, возглавлял полицию, контролировал торговлю и судоходство, осуществлял надзор за состоянием крепостных, портовых, публичных зданий и сооружений, присутственных мест, за содержанием карантинов, почтой, наблюдал за деятельностью иностранных консулов, выдавал заграничные паспорта, разрешения на открытие частных типографий и литографий, председательствовал в статистическом комитете и особом по городским делам присутствии. Градоначальство централизовало управление городами, влияло на общественное городское управление, было распространено в последующее время на столицы и другие города"9.

     "Система государственного управления дополнялась по-прежнему органами общественного сословного управления. Решающее значение в местном управлении приобрели дворянские сословные корпорации. Возросла роль губернских и уездных дворянских собраний и предводителей дворянства, которые возглавляли, как правило, все присутствия, комиссии, комитеты, а собрания избирали уездных капитан-исправников, судей, заседателей в полицейские и судебные учреждения. Укреплены позиции крупного дворянства в управлении. Манифестом "О порядке дворянских собраний, выборов и службы по оным" (6 декабря 1831 г.) право выбирать на дворянские общественные должности могли дворяне, имевшие не менее 110 душ крепостных крестьян или 3 тыс. десятин незаселенной земли. Законом (от 16 июля 1845 г.) создавались условия для сохранения крупного дворянства: переход заповедных дворянских имений (майоратов) по наследству к старшему сыну, запрещено отчуждать их посторонним лицам и дробить. Через сословные дворянские органы усилена в государственном управлении роль крупных помещиков-крепостников"10.

     В первой половине XIX в. были произведены  основные преобразования по огосударствлению церкви. Эта была полтика дальнейшего  приведения коллегиального церковного аппарата в соответствие с общим  уровнем централизации государства. Высшим законодательным, административным и судебным учреждением по делам  Русской Православной Церкви оставался Синод, глава которого назначался царем из светских чиновников. Обер-прокурором при Николае I был даже армейский офицер из гусар. Усилился процесс бюрократизации церковного управления, появились новые канцелярии, хозяйственные и духовно-учебные управления, в 1817—1824 гг. церковное ведомство входило в Министерство духовных дел и народного просвещения, когда неудачно предпринимались попытки клерикализации просвещения. Падала роль Синодальной коллегии в церковном управлении, члены которой назначались императором из видных архиереев (черного духовенства), и решения которой утверждались императором. С 1835 г. обер-прокурор входил в состав Комитета министров. Была усилена духовная цензура, преследования раскольников и "иноверцев". Церковь превращалась в обособленную часть самодержавного управления, что порождало и обостряло противоречия между властью и сословным управлением духовенства.

     В XIX в. продолжалась начатая в XVIII в. политика ограничения и регулирования  сословного казачьего управления, оно  функционировало в жестких рамках самодержавной системы государственного управления.

     Можно сделать вывод, что функции местного государственного управления в начале XIX века постоянно расширялись в связи с усложнением местной жизни, обострением социальных отношений; административный аппарат постоянно разрастался.

     1.4 Реформа системы образования

 

     В 1803 году был утверждено новое положение об устройстве учебных заведений. Вводилась преемственность между школами различных ступеней – приходскими, уездными училищами, гимназиями, университетами. В дополнение к московскому университету было основано еще пять: Дерптский, Виленский, Харьковский, Казанский, Петербургский. Санкт-Петербургский университет, один из центров науки и культуры России, был основан в 1819 году на базе Главного педагогического института. Официальное открытие университета состоялось в 1820 году. Он разместился в бывшем здании Двенадцати коллегий, построенном на Васильевском острове еще при Петре I. Первоначально в университете было три факультета, а в 1854-1914 гг. - четыре факультета: историко-филологический, философско-юридический, физико-математический и восточный. С 1860 года в университете действовали курсы для подготовки учителей средней школы. За первые 50 лет существования университета полный его курс окончили свыше 2 тыс. человек.

     По  Уставу все университеты получили значительную автономию: право выбирать ректора  и профессоров, самостоятельно решать свои хозяйственные вопросы. В том  же 1804 году был издан достаточно либеральный по характеру цензурный  устав. Надо отметить, что правление  Александра I отличалось самой широкой веротерпимостью. Важно отметить, что теперь в учебные заведения могли быть приняты представители всех сословий, на низших ступенях обучение было бесплатным, то есть оплачивалось из государственного бюджета.

     1.5 Проекты реформ М.М. Сперанского

 

     Обсудив насущные проблемы и сделав первые необходимые шаги, Негласный комитет  прекратил свое существование (1805 г.), а его члены получили назначения на важные управленческие должности. На смену совещательному органу пришел человек дела, который мог претворить в реальные проекты довольно смутные замыслы "молодых друзей". Звали этого человека М.М. Сперанский.

Информация о работе Реформы государственного управления в начале XIX века: проекты и реальность