Реформы Александра 1

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 11:00, реферат

Описание работы

Воспитание и взгляды молодого Александра I и юного Павла были во многом схожи. Как и отец, Александр был воспитан в духе идей Просвещения об

«истинной», «законной» монархии. Его наставником с 1783 г. был швейцарец Ф.-

Ц. де Лагарп, профессиональный юрист, последователь энциклопедистов. Для

Александра Лагарп был не просто учителем, но и нравственным авторитетом.

Работа содержит 1 файл

Воспитание и взгляды молодого Александра I и юного Павла были во многом схожи.docx

— 67.73 Кб (Скачать)

и в царствование Екатерины II, когда она  созвала  Уложенную  комиссию.  Но

«толпа  сих  законодателей  не   понимала   ни   цели,   ни   меры   своего

предназначения, но едва ли было между ними одно лицо, один  разум,  который

бы мог стать на  высоте  сего  звания»,  и в результате  лишь  «грамоты

дворянству  и  городам  остались  единственными  памятниками   великих   ее

замыслов». Отчего так произошло? Да потому, что «начинания при  императрице

Анне и Екатерине II, очевидно, были преждевременны». Теперь  же  время  для

серьезных перемен  настало. Об этом свидетельствует  состояние  общества,  в

котором исчезло уважение к чинам и титулам,  подорван  авторитет власти  и

«все  меры  правительства,  требующие   не   физического,   но   морального

повиновения,  не  могут  иметь  действия»,  а  «дух   народа   страждет   в

беспокойствии». Причина этих явлений не в ухудшении положения  народа,  ибо

«все вещи  остались  в  прежнем  почти  положении»,  а  в  том,  что  царит

«выражение пресыщения и скуки от настоящего порядка  вещей». Что же  делать?

Есть два выхода из положения.

    Первый  состоит в том, чтобы «облечь   правление  самодержавное   всеми...

внешними формами  закона, оставив в существе ему  ту же силу», и  тогда  «все

установления так  должны  быть  соображены,  чтобы  они  в  мнении  народном

казались действующими, но никогда не действовали бы на  самом  деле».  Этот

путь ведет к  «самовластию», т. е. к деспотизму, который  обречен на гибель.

    Другой  путь в том,  чтобы  «учредить   державную  власть  на  законе  не

словами, но  самим  делом».  Для  этого  необходимо  осуществить  подлинное

разделение властей,  создав  независимые  друг  от  друга законодательную,

судебную и исполнительную  власти.  Законодательная  власть  осуществляется

через  систему  выборных  органов  —  дум,  начиная  с   волостных   и   до

Государственной думы, без согласия которой самодержец не должен иметь право

издавать законы, за исключением тех случаев, когда  речь  идет  о  спасении

отечества. Государственная  дума  осуществляет  контроль  за  исполнительной

властью — правительством, министры которого ответственны перед  ней за  свои

действия.   Отсутствие   такой   ответственности   —   главный   недостаток

министерской реформы 1801 г. За императором остается право распустить  думу

и назначить новые  выборы. Члены губернских  дум  избирают  высший  судебный

орган  страны  —   Сенат.   Вершиной   государственной   системы   является

Государственный совет, где «все действия части  законодательной,  судной  и

исполнительной в главных их отношениях соединяются и чрез него  восходят  к

державной власти  и  от  нее  изливаются».  Члены  Государственного  совета

назначаются государем, который сам в нем председательствует. В Совет входят

министры и другие высшие должностные лица.

    Не обошел  Сперанский и проблему гражданских  прав. Он полагал,  что  ими

должно быть наделено все население  страны,  включая  крепостных.  К  числу

таких прав он отнес  невозможность наказания  кого-либо  без  решения  суда.

Однако политическими  правами, т. е. правом участия  выборах, предполагалось

наделить лишь два первых сословия государства  —  дворянство  и  купечество.

Право быть избранным  в представительные органы ограничивалось имущественным

цензом.

    Уже  из этого ясно, что проект  Сперанского   не  предполагал  ликвидации

крепостного права. Как бы ни относился к нему  сам  автор,  он  не  мог  не

понимать, что, по замечанию историка С. Б, Окуня,  «сохранение  крепостного

права  являлось  в  тот  момент  исходным   положением   всякого   проекта,

рассчитанного не  на  послеобеденное  чтение  монарха,  а  на  практическую

реализацию» (Окунь  С. Б.  Указ.  соч.  С.  191).  Сперанский  полагал,  что

отменить крепостное право единовременным законодательным  актом  невозможно,

но следует создавать  условия, при которых помещикам  самим  станет  выгодно

отпускать крестьян на волю.

    Предложения   Сперанского  содержали  и   план  поэтапного  осуществления

реформ.  Первым  шагом  предполагалось  учреждение   в   начале   1810   г.

Государственного  совета, которому  должно  было  быть  поручено  обсуждение

предварительно  составленного «Гражданского  уложения»,  т.  е.  законов  об

основных правах сословий, а также финансовой системы государства.  Обсудив

«Гражданское  уложение»,  Совет  приступил  бы  к   изучению   законов   об

исполнительной  и судебной власти. Все эти документы  в  совокупности  должны

были составить  к маю 1810 г. «Государственное уложение», т.  е.  собственно

конституцию, после  чего можно было бы приступить к  выборам депутатов. Таким

образом, заключал Сперанский: «Если бог благословит  все сии начинания, то к

1811-му году, к  концу десятилетия настоящего  царствования, Россия воспримет

новое бытие и  совершенно во  всех  частях  преобразится»  (Сперанский  М.М.

Проекты и записки. М.; Л., 1961. С. 144—137).

    Реализация  плана  Сперанского  должна   была   превратить   Россию   в

конституционную  монархию,  где  власть   государя   была   бы   ограничена

двухпалатным  законодательным  органом   парламентского   типа.   Некоторые

историки полагают даже возможным говорить о переходе к буржуазной монархии,

однако, поскольку  проект сохранял  сословную  организацию  общества  и  тем

более крепостное право, это неверно.

    Претворение  плана Сперанского в жизнь  началось уже в 1809 г. В апреле  и

октябре появились указы,  по  которым,  во-первых,  прекратилась  практика

приравнивания  придворных  званий  к  гражданским,  позволявшая  сановникам

переходить с  придворной  службы  на  высшие  должности  в  государственном

аппарате, а  во-вторых,  вводился  обязательный  образовательный  ценз  для

гражданских   чинов.   Это    должно    было    упорядочить    деятельность

государственного  аппарата, сделать ее более профессиональной.

  Как  и   предполагалось  Сперанским,  1  января  1810  года   был   создан

Государственный   совет,   заменивший   совет   Непременный.    Деятельность

Государственного  совета регламентировалась специальными  документами,  также

подготовленными  Сперанским.  Поскольку создание  Государственного   совета

рассматривалось в качестве первого этапа преобразований и именно  он  должен

был утверждать планы  дальнейших  реформ,  то  поначалу  этому  органу  были

приданы широкие  полномочия,  которыми  он  затем  должен  был  поделиться  с

Государственной думой. При  этом,  однако,  было  установлено,  что  решения

Совета входят в силу лишь после их  утверждения  государем.  Вместе  с  тем,

если   по   первоначальному   плану   Государственный   совет   должен   был

координировать  деятельность  всех  других  органов  власти,  то  теперь  он

получал и законосовещательные  функции, потому что желаемой  системы  органов

власти попросту еще не было и ее только предстояло создавать.

    В соответствии  с намеченным уже в  первые  месяцы  1810  г.  состоялось

обсуждение  проблемы  регулирования  государственных  финансов.  Сперанский

составил «План  финансов»,  который  лег  в  основу  царского  манифеста  1

февраля.  Основная  цель  документа  заключалась  в  ликвидации  бюджетного

дефицита,  прекращении  выпуска обесценившихся  ассигнаций  и   увеличении

налогов, в том  числе на дворянские имения. Меры эти  дали результат, и уже в

следующем году дефицит бюджета сократился, а доходы государства возросли.

    Одновременно  в  течение  1810  г.   Государственный   совет   обсуждал

подготовленный  Сперанским проект  «Уложения  гражданских  законов»  и  даже

одобрил первые две  его части. Однако осуществление  следующих этапов реформы

затянулось.  Лишь  летом  1810  г.  началось  преобразование   министерств,

завершившееся к  июню 1811 г.: было  ликвидировано  Министерство  коммерции,

созданы министерства полиции и путей сообщения, а  также ряд  новых  Главных

управлений.

    В начале 1811 г. Сперанский представил  и   новый  проект  реорганизации

Сената. Суть этого  проекта в значительной  мере  отличалась  от  того,  что

планировалось первоначально. На  сей  раз  Сперанский  предлагал разделить

Сенат  на  два  —  правительствующий  и  судебный,  т.  е.  разделить   его

административные  и судебные функции. Предполагалось,  что  члены  Судебного

сената должны были частично назначаться государем, а частично избираться от

дворянства. Но и  этот весьма умеренный проект  был  отвергнут большинством

членов Государственного совета,  и,  хотя  царь  все  равно  утвердил  его,

реализован он так и не был. что же касается создания Государственной  думы,

то о ней, как  кажется, в 1810—1811 гг. и речи не было. Таким образом,  едва

ли не с самого начала реформ обнаружилось отступление  от первоначального их

плана, и не случайно в феврале 1811 г. Сперанский обратился  к Александру  I

с просьбой об отставке.

    В чем  же  причины  новой  неудачи   реформ?  Почему,  как  пишет   С.  В.

Мироненко, «верховная власть оказалась не  в  состоянии  провести  коренные

реформы, которые  явно назрели и необходимость которых была вполне  очевидна

наиболее дальновидным политикам»? (Мироненко С. В. Указ. соч. С. 31).

    Причины,  по существу, обнаруживаются те  же, что и на предыдущем  этапе.

Уже само возвышение Сперанского, превращение его —  выскочки, «поповича» — в

первого министра вызывали зависть и злобу в  придворных кругах.  В  1809  г.

после  указов,  регламентировавших  государственную  службу,  ненависть   к

Сперанскому еще  более усилилась и, по его собственному признанию,  он  стал

объектом насмешек, карикатур и  злобных  выпадов:  ведь  подготовленные  им

указы посягали на давно установившийся и очень удобный для дворянства  и

чиновничества порядок. Когда же был создан Государственный  совет,  всеобщее

недовольство достигло апогея. В письме к императору Сперанский писал:    «...Я слишком часто и на всех почти путях встречаюсь и с страстями, и с

самолюбием, и с  завистью, а еще более с неразумием. <...> Толпа вельмож, со

Информация о работе Реформы Александра 1