Реформы Александра 1

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 11:00, реферат

Описание работы

Воспитание и взгляды молодого Александра I и юного Павла были во многом схожи. Как и отец, Александр был воспитан в духе идей Просвещения об

«истинной», «законной» монархии. Его наставником с 1783 г. был швейцарец Ф.-

Ц. де Лагарп, профессиональный юрист, последователь энциклопедистов. Для

Александра Лагарп был не просто учителем, но и нравственным авторитетом.

Работа содержит 1 файл

Воспитание и взгляды молодого Александра I и юного Павла были во многом схожи.docx

— 67.73 Кб (Скачать)

вопросом в Прибалтике была несколько иной, чем в России, поскольку  продажа

крестьян без  земли там была запрещена. Новое  положение  закрепляло  статус

«дворохозяев»  как  пожизненных  и  наследственных  арендаторов   земли   и

предоставляло им право выкупить  свой  участок  в  собственность.  Согласно

положению  «дворохозяева»  освобождались  от   рекрутской   повинности,   а

телесному наказанию  могли быть подвергнуты лишь по приговору  суда.  Вскоре

основные положения  нового закона были распространены и  на Эстляндию.  Таким

образом, в прибалтийской  деревне создавался слой зажиточного  крестьянства.

    В октябре  1804  г.  здесь  было  введено   указом  еще  одно  новшество:

выходцам  из  купечества,  дослужившимся  до  чина  8  класса,  разрешалось

покупать населенные земли и владеть ими на основе договора  с  крестьянами.

Иначе  говоря,  купленные  таким   образом   крестьяне   переставали   быть

крепостными и  становились  вольными.  Это  был  как  бы  усеченный  вариант

первоначальной  программы  ликвидации  крепостного  права.  Однако   такими

полумерами конечная цель  не  могла  быть  достигнута.  Говоря  о  попытках

решения крестьянского  вопроса в  первые  годы  царствования  Александра  I,

следует  упомянуть  и  о  том,  что  в  это  время  прекратилась   практика

пожалования государственных  крестьян  помещикам.  Правда,  около  350  тыс.

казенных крестьян были переданы во временную аренду.

    Наряду  с попытками решить важнейшие  вопросы жизни России  правительство

Александра I осуществило  крупные реформы в сфере народного  образования.  14

января  1803  г.  царь  утвердил  новое  положение  об  устройстве  учебных

заведений. Территория России была разделена на  шесть  учебных  округов,  в

которых создавались  четыре разряда учебных заведений:

    приходские,  уездные,  губернские   училища,   а   также   гимназии   и

университеты.  Предполагалось,  что  все  эти   учебные   заведения   будут

пользоваться единообразными учебными программами, а  университет  в  каждом

учебном округе —  представлять собой высшую  ступень  образования.  Если  до

этого в России существовал лишь один университет  — Московский, основанный в

1755 г.,  то  в  1801  г.  был восстановлен  Дерптский  университет (ныне

Тартуский университет  в Эстонии), а в 1803 г. — открыт университет  на  базе

существовавшей  еще с XVI в. Главной школы Великого княжества  Литовского  в

Вильно (ныне столица  Литвы г. Вильнюс). В 1804 г. были основаны Харьковский

и Казанский университеты. Тогда же был открыт  Педагогический  институт  в

Петербурге, позднее  переименованный в Главный педагогический институт, а  с

1819  г.  преобразованный   в   университет.   Помимо   этого   открывались

привилегированные учебньк заведения:  в 1805  г.  — Демидовский лицей в

Ярославле, а в 1811 г. — знаменитый  Царскосельский  лицей,  среди первых

воспитанников которого был А. С. Пушкин. Были созданы и специализированные

высшие учебные  заведения  —  Московское  коммерческое  училище  (1804  г.).

Институт путей  сообщения (1810 г.). Таким образом, при  Александре  I  была

продолжена и  скорректирована  начатая  Екатериной  II  работа  по  созданию

системы народного  образования. По-прежнему, однако, образование  оставалось

недоступным для значительной части населения,  прежде  всего крестьян.  Но

продолжение реформы  в этой сфере объективно отвечало потребностям  общества

в грамотных, квалифицированных  специалистах.

    Первый  этап реформ Александра I окончился  в 1803г., когда  стало  ясно,

что  нужно  искать  новые  пути  и  формы  их   осуществления.   Императору

понадобились и  новые люди, не так тесно связанные  с верхушкой  аристократии

и  безраздельно  преданные  лишь  ему лично. Выбор царя (как казалось впоследствии, роковой) остановился на А. А. Аракчееве,  сыне  небогатого  и

незнатного  помещика, в прошлом любимце Павла I, известном своей

преданностью «без лести», что значилось на его гербе.

    В царствование  Павла Аракчеев был петербургским  городским комендантом и

занимался в основном вопросами, связанными с реорганизацией  армии,  ретиво

насаждая в ней прусские порядки; однако после 1799г. попав в опалу,

поселился в своем  имении. Александр, по-видимому, считал Аракчеева  опытным

военным организатором (Аракчеев окончил Сухопутный шляхетный и

Артиллерийский  корпуса — высшие военные учебные заведения того времени) и

уж во всяком случае прекрасным исполнителем. А поскольку на первый  план  в

это  время  выдвинулись  проблемы  внешнеполитические   и   Россия   начала

готовиться к  войне с Францией, такой человек  был  царю  необходим.  Вызвав

Аракчеева в  Петербург,  император  назначил  его  инспектором  артиллерии,

поручив подготовить  этот  род  войск  к  войне;  и  он  достаточно  успешно

справился с этой задачей. Постепенно роль Аракчеева  становилась  все  более

значительной, он превратился в доверенное лицо  императора,  а в 1807  г.

последовал  императорский  указ,   по   которому   повеления,   объявляемые

Аракчеевым, приравнивались к именным императорским указам. Но если основным

направлением  деятельности  Аракчеева  было  военно-полицейское,   то   для

разработки планов новых реформ нужен  был  иной  человек.  Им  стал  М.  М.

Сперанский.

    Сын  сельского священника Сперанский  не  только,  как  и  Аракчеев,  не

принадлежал к  аристократии, но даже не был дворянином. Он родился в 1771 г.

в деревне Черкутино  Владимирской губернии, учился сперва  во  Владимирской,

затем в Суздальской  и, наконец, в Петербургской семинарии. По окончании  ее

был оставлен там в качестве преподавателя и лишь  в 1797  г.  начал свою

служебную карьеру  в  чине  титулярного  советника  в  канцелярии  генерал-

прокурора Сената князя А. Б. Куракина. Карьера эта  была  в  полном  смысле

слова стремительной: уже через четыре с половиной  года Сперанский имел  чин

действительного статского советника, равный генеральскому званию в армии и

дававший право на потомственное дворянство.

    В первые  годы царствования Александра  I  Сперанский  еще  оставался   в

тени, хотя уже  готовил некоторые документы  и проекты для членов  Негласного

комитета, в частности  по министерской реформе. После осуществления  реформы

он был переведен  на службу в Министерство внутренних  дел.  В  1803  г.  по

поручению императора Сперанский составил «Записку об устройстве судебных  и

правительственных учреждений в России», в которой  проявил себя  сторонником

конституционной монархии,  создаваемой  путем  постепенного  реформирования

общества на основе тщательно  разработанного  плана.  Однако  практического

значения Записка  не имела. Лишь в 1807 г. после неудачных  войн с Францией и

подписания  Тильзитского  мира,  в условиях  внутриполитического   кризиса

Александр I вновь  обратился к планам реформ.

    Много  лет спустя, в 1834 г., А. С. Пушкин  записал в своем дневнике:

«В прошлое воскресенье  обедал я у Сперанского. <...> Я  говорил  ему  о

прекрасном начале царствования Александра:  Вы  и Аракчеев,  вы  стоите  в

дверях противоположных этого царствования,  как гении Зла и Блага.  Он

отвечал комплиментами  и советовал мне писать историю  моего времени».

    Взгляд  Пушкина отражает общее мнение  того времени. Но почему именно  на

Аракчеева и Сперанского  пал выбор императора  и  чем  они  были  для  него?

Прежде всего  —  послушными  исполнителями  воли  монарха,  который  пожелал

превратить двух не знатных, но лично  преданных  ему  людей  во  всесильных

министров, с чьей помощью он надеялся осуществить  свои планы. Оба они были,

по существу, усердными  и старательными чиновниками, не  зависимыми  в  силу

своего происхождения  от той или  иной  группировки  сановной  аристократии.

Аракчеев должен был предохранить трон от дворянского  заговора, Сперанский —

разработать и  претворить в жизнь план реформ на основе  идей  и  принципов,

подсказанных императором.

    Новую  роль Сперанский получил не  сразу. Сперва, как свидетельствовал он

сам, император  поручал  ему  некоторые  «частные  дела».  Уже  в  1807  г.

Сперанского несколько  раз приглашают на обед ко двору, осенью этого года он

сопровождает Александра в Витебск на военный смотр, а  год спустя — в Эрфурт

на встречу с  Наполеоном. Это был уже знак высокого доверия. Впоследствии  в

письме к Александру Сперанский вспоминал:

  «В конце 1808 года, после разных частных дел  Ваше  величество  начали

занимать меня постояннее предметами высшего управления, теснее знакомить с

образом Ваших  мыслей... и  нередко  удостаивая  провождать  со  мною  целые

вечера в  чтении  разных  сочинений,  к  сему  относящихся.  Изо всех  сих

упражнений, из стократных, может  быть,  разговоров  и  рассуждении  Вашего

величества надлежало, наконец, составить одно целое. Отсюда произошел  план

всеобщего государственного образования».

     Таким  образом, план реформ, составленный  Сперанским  в  виде  обширного

документа под  названием «Введение к Уложению государственных законов»,  был

как бы изложением мыслей, идей  и  намерений  самого  государя.  Как  верно

замечает  современный  исследователь  этой  проблемы   С.   В.   Мироненко,

«самостоятельно, без санкции царя и его одобрения,  Сперанский  никогда  не

решился бы на предложение  мер, чрезвычайно радикальных в  условиях тогдашней

России» (Мироненко  С. В. Самодержавие  и  реформы:  Политическая  борьба  в

России в начале XIX в. М., 1989. С. 19). Что же это были за меры?

    Прежде  всего  Сперанский  настаивал на  тождестве исторических  судеб

России и Европы, тех процессов,  которые  в  них  происходили;  со  времени

установления  в  России  самодержавия   при   Иване   Грозном   «напряжение

общественного разума к свободе политической всегда, более  или  менее,  было

приметно».  Первые  попытки  изменить  политический  строй  произошли   при

вступлении на престол Анны Иоанновны («затейка вер-ховников», см. главу  3)

Информация о работе Реформы Александра 1