Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 11:00, реферат
Воспитание и взгляды молодого Александра I и юного Павла были во многом схожи. Как и отец, Александр был воспитан в духе идей Просвещения об
«истинной», «законной» монархии. Его наставником с 1783 г. был швейцарец Ф.-
Ц. де Лагарп, профессиональный юрист, последователь энциклопедистов. Для
Александра Лагарп был не просто учителем, но и нравственным авторитетом.
вопросом в Прибалтике была несколько иной, чем в России, поскольку продажа
крестьян без земли там была запрещена. Новое положение закрепляло статус
«дворохозяев» как пожизненных и наследственных арендаторов земли и
предоставляло им право выкупить свой участок в собственность. Согласно
положению «дворохозяева» освобождались от рекрутской повинности, а
телесному наказанию могли быть подвергнуты лишь по приговору суда. Вскоре
основные положения нового закона были распространены и на Эстляндию. Таким
образом, в прибалтийской деревне создавался слой зажиточного крестьянства.
В октябре 1804 г. здесь было введено указом еще одно новшество:
выходцам из купечества, дослужившимся до чина 8 класса, разрешалось
покупать населенные земли и владеть ими на основе договора с крестьянами.
Иначе говоря, купленные таким образом крестьяне переставали быть
крепостными и становились вольными. Это был как бы усеченный вариант
первоначальной программы ликвидации крепостного права. Однако такими
полумерами конечная цель не могла быть достигнута. Говоря о попытках
решения крестьянского вопроса в первые годы царствования Александра I,
следует упомянуть и о том, что в это время прекратилась практика
пожалования государственных крестьян помещикам. Правда, около 350 тыс.
казенных крестьян были переданы во временную аренду.
Наряду с попытками решить важнейшие вопросы жизни России правительство
Александра I осуществило
крупные реформы в сфере
января 1803 г. царь утвердил новое положение об устройстве учебных
заведений. Территория России была разделена на шесть учебных округов, в
которых создавались четыре разряда учебных заведений:
приходские, уездные, губернские училища, а также гимназии и
университеты. Предполагалось, что все эти учебные заведения будут
пользоваться единообразными учебными программами, а университет в каждом
учебном округе — представлять собой высшую ступень образования. Если до
этого в России существовал лишь один университет — Московский, основанный в
1755 г., то в 1801 г. был восстановлен Дерптский университет (ныне
Тартуский университет в Эстонии), а в 1803 г. — открыт университет на базе
существовавшей еще с XVI в. Главной школы Великого княжества Литовского в
Вильно (ныне столица Литвы г. Вильнюс). В 1804 г. были основаны Харьковский
и Казанский университеты. Тогда же был открыт Педагогический институт в
Петербурге, позднее
переименованный в Главный
1819 г. преобразованный в университет. Помимо этого открывались
привилегированные учебньк заведения: в 1805 г. — Демидовский лицей в
Ярославле, а в 1811 г. — знаменитый Царскосельский лицей, среди первых
воспитанников которого был А. С. Пушкин. Были созданы и специализированные
высшие учебные заведения — Московское коммерческое училище (1804 г.).
Институт путей сообщения (1810 г.). Таким образом, при Александре I была
продолжена и скорректирована начатая Екатериной II работа по созданию
системы народного образования. По-прежнему, однако, образование оставалось
недоступным для значительной части населения, прежде всего крестьян. Но
продолжение реформы в этой сфере объективно отвечало потребностям общества
в грамотных, квалифицированных специалистах.
Первый этап реформ Александра I окончился в 1803г., когда стало ясно,
что нужно искать новые пути и формы их осуществления. Императору
понадобились и новые люди, не так тесно связанные с верхушкой аристократии
и безраздельно преданные лишь ему лично. Выбор царя (как казалось впоследствии, роковой) остановился на А. А. Аракчееве, сыне небогатого и
незнатного помещика, в прошлом любимце Павла I, известном своей
преданностью «без лести», что значилось на его гербе.
В царствование
Павла Аракчеев был
занимался в основном вопросами, связанными с реорганизацией армии, ретиво
насаждая в ней прусские порядки; однако после 1799г. попав в опалу,
поселился в своем имении. Александр, по-видимому, считал Аракчеева опытным
военным организатором (Аракчеев окончил Сухопутный шляхетный и
Артиллерийский корпуса — высшие военные учебные заведения того времени) и
уж во всяком случае прекрасным исполнителем. А поскольку на первый план в
это время выдвинулись проблемы внешнеполитические и Россия начала
готовиться к войне с Францией, такой человек был царю необходим. Вызвав
Аракчеева в Петербург, император назначил его инспектором артиллерии,
поручив подготовить этот род войск к войне; и он достаточно успешно
справился с этой задачей. Постепенно роль Аракчеева становилась все более
значительной, он превратился в доверенное лицо императора, а в 1807 г.
последовал императорский указ, по которому повеления, объявляемые
Аракчеевым, приравнивались
к именным императорским
направлением деятельности Аракчеева было военно-полицейское, то для
разработки планов новых реформ нужен был иной человек. Им стал М. М.
Сперанский.
Сын
сельского священника
принадлежал к аристократии, но даже не был дворянином. Он родился в 1771 г.
в деревне Черкутино Владимирской губернии, учился сперва во Владимирской,
затем в Суздальской и, наконец, в Петербургской семинарии. По окончании ее
был оставлен там в качестве преподавателя и лишь в 1797 г. начал свою
служебную карьеру в чине титулярного советника в канцелярии генерал-
прокурора Сената князя А. Б. Куракина. Карьера эта была в полном смысле
слова стремительной: уже через четыре с половиной года Сперанский имел чин
действительного статского советника, равный генеральскому званию в армии и
дававший право на потомственное дворянство.
В первые годы царствования Александра I Сперанский еще оставался в
тени, хотя уже готовил некоторые документы и проекты для членов Негласного
комитета, в частности по министерской реформе. После осуществления реформы
он был переведен на службу в Министерство внутренних дел. В 1803 г. по
поручению императора Сперанский составил «Записку об устройстве судебных и
правительственных учреждений в России», в которой проявил себя сторонником
конституционной монархии, создаваемой путем постепенного реформирования
общества на основе тщательно разработанного плана. Однако практического
значения Записка не имела. Лишь в 1807 г. после неудачных войн с Францией и
подписания Тильзитского мира, в условиях внутриполитического кризиса
Александр I вновь обратился к планам реформ.
Много лет спустя, в 1834 г., А. С. Пушкин записал в своем дневнике:
«В прошлое воскресенье обедал я у Сперанского. <...> Я говорил ему о
прекрасном начале царствования Александра: Вы и Аракчеев, вы стоите в
дверях противоположных этого царствования, как гении Зла и Блага. Он
отвечал комплиментами и советовал мне писать историю моего времени».
Взгляд
Пушкина отражает общее мнение
того времени. Но почему
Аракчеева и Сперанского пал выбор императора и чем они были для него?
Прежде всего — послушными исполнителями воли монарха, который пожелал
превратить двух не знатных, но лично преданных ему людей во всесильных
министров, с чьей помощью он надеялся осуществить свои планы. Оба они были,
по существу, усердными и старательными чиновниками, не зависимыми в силу
своего происхождения от той или иной группировки сановной аристократии.
Аракчеев должен был предохранить трон от дворянского заговора, Сперанский —
разработать и претворить в жизнь план реформ на основе идей и принципов,
подсказанных императором.
Новую роль Сперанский получил не сразу. Сперва, как свидетельствовал он
сам, император поручал ему некоторые «частные дела». Уже в 1807 г.
Сперанского несколько раз приглашают на обед ко двору, осенью этого года он
сопровождает Александра в Витебск на военный смотр, а год спустя — в Эрфурт
на встречу с Наполеоном. Это был уже знак высокого доверия. Впоследствии в
письме к Александру Сперанский вспоминал:
«В конце 1808 года, после разных частных дел Ваше величество начали
занимать меня постояннее предметами высшего управления, теснее знакомить с
образом Ваших мыслей... и нередко удостаивая провождать со мною целые
вечера в чтении разных сочинений, к сему относящихся. Изо всех сих
упражнений, из стократных, может быть, разговоров и рассуждении Вашего
величества надлежало, наконец, составить одно целое. Отсюда произошел план
всеобщего государственного образования».
Таким образом, план реформ, составленный Сперанским в виде обширного
документа под названием «Введение к Уложению государственных законов», был
как бы изложением мыслей, идей и намерений самого государя. Как верно
замечает современный исследователь этой проблемы С. В. Мироненко,
«самостоятельно, без санкции царя и его одобрения, Сперанский никогда не
решился бы на предложение мер, чрезвычайно радикальных в условиях тогдашней
России» (Мироненко С. В. Самодержавие и реформы: Политическая борьба в
России в начале XIX в. М., 1989. С. 19). Что же это были за меры?
Прежде всего Сперанский настаивал на тождестве исторических судеб
России и Европы, тех процессов, которые в них происходили; со времени
установления в России самодержавия при Иване Грозном «напряжение
общественного разума к свободе политической всегда, более или менее, было
приметно». Первые попытки изменить политический строй произошли при
вступлении на престол Анны Иоанновны («затейка вер-ховников», см. главу 3)