Реформирование советского социалистического строя в 1985-90-х гг. Перестройка

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 09:00, реферат

Описание работы

Для своего реферата я выбрала тему «Реформирование советского социалистического строя в 1985-90-х гг. Перестройка.» Перестройка - очень громкий период в истории СССР. Политика перестройки, начатая частью руководства КПСС во главе с Михаилом Горбачёвым, привела к значительным переменам в жизни страны и мира в целом. В ходе перестройки обнажились копившиеся десятилетиями проблемы, особенно в экономике и межнациональной сфере. Ко всему этому добавились ошибки и просчеты, допущенные в процессе проведения самих реформ.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 46.89 Кб (Скачать)

         Создавался  новый орган власти – Государственный  совет СССР, в состав которого входили  Президент СССР и высшие должностные  лица республик СССР. Исполнительно-распорядительная власть переходила к Межгосударственному  экономическому комитету. Начинается ликвидация союзных структур управления, которые не вписывались в схему  нового Союза. Постановлением Государственного совета СССР от 14 ноября 1991 г. «Об упразднении  министерств и других центральных  органов государственного управления СССР» с 1 декабря 1991 г. прекращали деятельность и упразднились 70 министерств и  ведомств СССР. Сохранились в качестве межгосударственных органов управления только министерства иностранных дел, обороны, внутренних дел, культуры, путей  сообщения, атомной энергетики и  промышленности, энергетики и электрификации, Таможенный комитет, Государственный  комитет по народному образованию  и Межреспубликанский комитет по экологической безопасности. На переходный период сохранялось еще 8 ведомств для межгосударственного управления: министерства морского флота, связи, гражданской авиации, экономики и прогнозирования, финансов, Валютный комитет, Межгосударственный пенсионный резервный фонд и Агентство по стандартизации и метрологии. Был реорганизован Комитет государственной безопасности. Законом СССР от 3 декабря 1991 г. он упразднился, а на его базе на правах центральных органов государственного управления СССР были образованы Межреспубликанская служба безопасности, Центральная службу разведки СССР и Комитет по охране Государственной границы СССР с объединенным командованием пограничных войск. Измененная структура просуществовала совсем недолго.

         Судебная  власть. Изменениями к Конституции СССР от 1 декабря 1988г. начинается реформа судебной системы. Появляется структура, похожая на конституционный суд, - Комитет конституционного надзора. И хотя этот орган не входил в систему судебных, его целесообразно упомянуть в этом разделе. Меняются порядок замещения судей и сроки их полномочий. Теперь судей избирали вышестоящие Советы, а срок их полномочий увеличивается до 10 лет. Это, по мнению инициаторов новшества, должно было способствовать большей независимости судей.  Впоследствии принимается целый ряд нормативных актов, направленных на повышение авторитета суда, придание большей значимости судебной власти.

         Реформируется арбитраж. На основе изменений в  Конституции СССР от 26 декабря 1996 г., 17 мая 1991 г. принимаются законы «О Высшем Арбитражном Суде СССР» и «О порядке  разрешения хозяйственных споров Высшим Арбитражным Судом СССР». Арбитраж входит в систему судебных органов, расширяется его подсудность. Если раньше он рассматривал хозяйственные  споры только между государственными организациями, то теперь и между  другими субъектами. Тем самым  создавались условия для функционирования многоукладной рыночной экономики. Правда, в условиях инфляции и несовершенной, противоречивой законодательной базы, а также войны законов как на союзном, так и на республиканском уровнях арбитражные суды длительное время не имели возможности реализовывать заложенный в них потенциал. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Изменение общественного строя  вследствие политики перестройки.

         Неудача экономических нововведений 1986-1988 гг. и дальнейшее ухудшение ситуации в стране подтолкнули политическое руководство к действиям, направленным на переход к многоукладной экономике. В рамках сохранения ориентации на социализм начинается либерализация  экономической жизни, которая основывается на отказе от планово-распределительных  методов управления в пользу рыночных, легализации и даже поощрении  частной собственности и частного предпринимательства, приватизации государственной  собственности. Происходит возрождение  предпринимательства и права  частной собственности на средства производства. Правда, в законе «О собственности», принятом Верховным Советом СССР 6 марта 1990 г., самого термина «частная собственность» нет, а есть термин «собственность граждан». 14 марта 1990 г. вносится изменение  в Конституцию СССР по вопросу  об экономической основе СССР. Из нее  исключается положение о том, что экономическую основу СССР составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной  и колхозно-кооперативной. Вместо этого  теперь было записано, что экономическая  система СССР развивается на основе собственности советских граждан, коллективной и государственной  собственности. Причем всем формам собственности  гарантируется одинаковая защита. Ликвидируется  монополия государства на банковскую деятельность, на внешнеэкономическую  деятельность, на операции с валютой  и т.д. Проводится банковская реформа.

         Начинается  приватизация, в ходе которой собственниками государственных предприятий в  результате различных способов махинации  становятся в основном их бывшие руководители, а также дельцы нажившие капиталы в это смутное время криминальным или другим незаконным путем.

           Значительно расширяется свобода  передвижения и выезда за границу. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Изменения государственного и  общественного строя  в РФ и других республиках  СССР.

         Союз  ССР предусматривал полное единство общественного и государственного строя для его членов. Поэтому  первоначально изменения в республиках  СССР шли под воздействием происходивших  преобразований на союзном уровне. Изменения в государственном  механизме СССР по-разному отразились на процессах в этой области, протекавших  в республиках. Одни республики копировали изменения на союзном уровне или  делали по-своему, но в том же духе, другие быстро шли дальше, а третьи, наоборот, не торопились, выжидая. Очень скоро то, что происходило в республиках СССР и особенно в самой крупной из них – России, стало играть самостоятельную и решающую роль для будущего государства. Остановимся на этих событиях подробнее.

         Реформирование  государственного механизма РФ начинается с принятия 27 октября 1989 г. Верховным  Советом РСФСР Закона об изменениях и дополнениях Конституции РСФСР  и Закона о выборах. Эти акты во многом отражали перемены, произошедшие в Союзе ССР. Изменения Конституции  предусматривали введение двухуровневой  системы представительных органов  власти в центре, учитывающих федеративное построение РФ, - Съезда народных депутатов  и Верховного Совета РСФСР.

         Съезд становился высшим органом государственной власти РСФСР. Он был правомочен принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению РСФСР. К его исключительной компетенции относилось принятие Конституции и внесение в нее изменений и дополнений, а также определение внутренней и внешней политики РСФСР, целый ряд других вопросов принципиального характера. Съезд состоял из 1068 депутатов, 900 из которых избирались по территориальным округам с равным количеством населения, а 168 депутатов от национально-государственных образований (половина) и административно-территориальных единиц (половина). Представительство от общественных организаций не предусматривалось. Съезд избирал Верховный Совет и его председателя, членов Конституционного суда после его образования.

           Верховный Совет РСФСР становился постоянно действующим законодательным, распорядительным и контрольным органом и впервые в истории республики получал двухпалатную структуру. Он избирался Съездом народных депутатов и состоял из Совета Республики и Совета Национальностей, по 126 депутатов в каждой палате. Половина Совета национальностей избиралась от депутатов, представляющих национально-государственные образования, а половина – из избранных административно-территориальных единиц. Совет Республики избирался от депутатов, представляющих территориальные округа.

         Должность президента РСФСР была введена на основе итогов референдума 17 марта 1991 г., который проводился одновременно с референдумом СССР. 24 апреля 1991 г. Верховный Совет РСФСР принимает закон «О Президенте РСФСР». В соответствии с этим законом президент – высшее должностное лицо, глава исполнительной власти. На эту должность мог избираться гражданин РСФСР не моложе 35 и не старше 65 лет . Срок полномочий составлял 5 лет. Одно и тоже лицо не могло быть президентом более двух сроков подряд. Президент подписывает законы и имеет право вето, предоставляемое большинством каждой из палат. Он руководит правительством. С согласия Верховного Совета, назначает председателя Совета Министров. Назначает министров по представлению председателя правительства. Президент назначает и отзывает дипломатических представителей, ведет переговоры и подписывает договоры. Он возглавляет Совет Безопасности, награждает, присваивает звания, осуществляет право помилования. Президент является Верховным Главнокомандующим. Он назначает и освобождает от должности высших руководителей армии. Президенту представлено право вводить чрезвычайное положение.

         Учреждается должность вице-президента. К претенденту  на эту должность предъявлялись  такие же требования, что и на должность президента.

         15 декабря 1990 г. претерпевает изменения  исполнительно-распорядительная власть  в республике. Упразднится категория  союзно-республиканских министерств  и государственных комитетов.  Теперь все ведомства республики  подчинялись только Совету Министерств  РСФСР.

         Местное управление. Начинается отход от принципа единства и полновластия Советов. Местная администрация перестает быть органом соответствующего Совета. Глава администрации сам назначает руководителей структурных подразделений. Вместе с тем глава администрации подотчетен Совету, который может отменять его решения. В результате изменений от 24 мая 1991 г. в Конституции РСФСР появилось понятие органов местного самоуправления, к которым стали относить и нижестоящее звено Советов: городские, районные и сельские.

         Существенные  изменения, направленные на укрепление суверенитета России, происходят в  системе правоохранительных органов. 15 декабря 1990 г. учреждается должность  Генерального прокурора РСФСР, назначаемого Верховным Советом и утверждаемого  Съездом. Прокуратура России отделялась от Прокуратуры СССР.

         Изменения в судебной системе соответствовали  изменениям на союзном уровне. Был  удлинен срок пребывания судей в  должности до 10 лет и соответственно изменен порядок их избрания. Законом  РСФСР от 4 июля 1991 г. устанавливается  система арбитражных судов РСФСР. С его введением в действие с 1 октября 1991 г. на территории РСФСР  упразднялись арбитражи и иные аналогичные  органы в системе министерств, государственных  комитетов, ведомств, в ассоциациях, концернах и иных объединениях, а  также на предприятиях и в организациях. Органы государственного арбитража  продолжали выполнять свои функции  до избрания соответствующих арбитражных  судов.

         В Российской Федерации учреждается  Конституционный суд, Закон о  котором принимается 6 мая 1991 г. Конституционный  суд избирается Съездом народных депутатов по представлению председателя Верховного Совета РСФСР тайным голосованием в составе 15 судей. Его место в  судебной системе определялось ст. 165 Конституции как высшего судебного органа конституционного контроля, осуществляющего судебную власть в форме конституционного судопроизводства.

         16 июня 1990 г. I Съезд народных депутатов РСФСР принимает новую редакцию ст. 6 Конституции России, исключающую положение о руководящей роли КПСС, а 20 июня 1990 г. принимает постановление «О механизме народовластия в РСФСР», где говорится о том, что «в РСФСР не допускается совмещение должности руководителя государственного органа власти и управления с любой другой должностью, в том числе в политических и общественно – политических организациях». Ни для кого не было секретом, что прежде всего это постановление было направлено тоже против КПСС. Добившись устранения Коммунистической партии их конституционного поля, большинство Съезда народных депутатов наконец позволило открыто выразить и свои пожелания в отношении общественного устройства России. 15 декабря 1990 г. Съезд народных депутатов РСФСР внес изменения в преамбулу Конституции, где теперь стало говориться не о социалистическом, а о демократическом, правовом государстве. С этих пор стало очевидным, что конечной целью реформаторов является реставрация капитализма в нашей стране. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Перестройка формы государственного единства.

         Децентрализация СССР. Политика так называемой перестройки в преломлении к вопросу о национально-государственном устройстве (форме государственного единства) выражалась в поддержки идеи децентрализации СССР. Предполагалось, что союзным республикам, другим национально-государственным образованиям – субъектам Федерации будут предоставлены достаточно широкие экономические и политические права, а центральные власти не будут вмешиваться в решение вопросов, отнесенных к их ведению. Таким образом, перестройка формы государственного единства означала, с одной стороны, расширение компетенции субъектов Федерации, а с другой, более четкое разграничение правомочий между Федерацией и ее субъектами, исключающее вмешательство центральных органов власти в решение вопросов, отнесенных к ведению местных органов. Руководители СССР считали, что, как и прежде, гарантией суверенитета союзных республик будет служить закрепленное в Конституции СССР право выхода из его состава.

         Однако  события в республиках вышли из рамок очерченных в центре и стали развиваться под воздействием общественно – политической ситуации, складывающейся в них. Руководство СССР утратило инициативу в осуществлении национальной политики и шло на поводу событий в республиках и регионах, действуя с запозданием. В частности, это проявилось в законодательной деятельности. Например, закон СССР «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами Федерации», от 26 апреля 1990 г. был принят в догонку решений ряда республик о суверенных правах этих республик. То же самое произошло и с законом о выходе из состава СССР, который принимается уже после того, как Литва заявила о своем выходе из состава СССР.

         Государственное единство СССР, предусмотренное Конституцией страны, опиралось на систему партийного руководства (ЦК республик, обкомы, крайкомы, горкомы, райкомы), соответствующую  административно-территориальному делению  страны, и во многом было производным  от единства правящей партии – КПСС. Идеология КПСС была глубоко интернациональной по сути и, учитывая место единственной правящей партии в политической системе советского государства, была единственной официально приемлемой. Поэтому национализм и сепаратизм не могли свободно укорениться и развиваться, пока КПСС оставалась правящей партией в Союзе ССР и республиках.

         Демократизация  внутрипартийной жизни, критика  форм, методов в политической практики КПСС в области межнациональных  отношений и государственного единства предшествующего периода парализовали партийное воздействие. Последовавший  кризис КПСС, ее раскол и отстранение  от власти позволили открыть дорогу для проникновения и укоренения идей национализма и сепаратизма в сознании людей и политического руководства в республиках.

Информация о работе Реформирование советского социалистического строя в 1985-90-х гг. Перестройка