Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 09:00, реферат
Для своего реферата я выбрала тему «Реформирование советского социалистического строя в 1985-90-х гг. Перестройка.» Перестройка - очень громкий период в истории СССР. Политика перестройки, начатая частью руководства КПСС во главе с Михаилом Горбачёвым, привела к значительным переменам в жизни страны и мира в целом. В ходе перестройки обнажились копившиеся десятилетиями проблемы, особенно в экономике и межнациональной сфере. Ко всему этому добавились ошибки и просчеты, допущенные в процессе проведения самих реформ.
Введение
Для своего реферата
я выбрала тему «Реформирование
советского социалистического строя в
1985-90-х гг. Перестройка.» Перестройка -
очень громкий период в истории СССР. Политика
перестройки, начатая частью руководства
КПСС во главе с Михаилом Горбачёвым, привела
к значительным переменам в жизни страны
и мира в целом. В ходе перестройки обнажились
копившиеся десятилетиями проблемы, особенно
в экономике и межнациональной сфере.
Ко всему этому добавились ошибки и просчеты,
допущенные в процессе проведения самих
реформ. Резко обострилось политическое
противостояние сил, выступающих за социалистический
путь развития, партий и движений, связывающих
будущее страны с организацией жизни на
принципах капитализма, а также по вопросам
будущего облика Советского Союза, взаимоотношений
союзных и республиканских органов государственной
власти и управления. К началу 1990-х годов
перестройка привела к обострению кризиса
во всех сферах жизни общества и к дальнейшему
распаду СССР.
Либерализация политического режима и экономических отношений.
Отказ от идеологического диктата КПСС. Гласность. Переход к многопартийности. Перестройка внешнеполитической деятельности. Демократизация общественно-экономических отношений.
Пришедшее
к власти в 1985 г. Новое руководство
Советского Союза во главе с М.С.
Горбачевым столкнулось с проблемой
продолжающегося ухудшения
В
обществе свободно и открыто, в том
числе и на страницах печати, начинают
обсуждаться актуальные вопросы
общественной и государственной
жизни, наиболее драматические и
сложные периоды нашей истории.
Формируются общественные движения и политические партии. Возрождается многопартийность. Власти перестали чинить препятствия гражданам, выражающим оппозиционные мнения путем различных общественных акций: демонстраций, митингов, пикетирований и т.д. Реабилитируются диссиденты.
Перестройка внутри страны опиралась на перестройку внешней политики, которая выразилась в поисках путей, ведущих к прекращению конфронтации с западными странами, в основе которой лежали: идеологическая несовместимость государств с противоположными общественно-экономическим строем, несовпадение их позиций, взглядов, подходов в решении важнейших международных и региональных проблем, а также глобальное военное и политическое противостояние двух систем, представляющих собой объединенные в соответствующие военные, политические, экономические и финансовые международные организации страны социализма и их союзники и друзья, с одной стороны, и страны Запада вместе со своими друзьями и союзниками, с другой стороны. Для прекращения конфронтации и установления доверительных отношений с Западом необходимо было отказаться от антибуржуазной идеологии и допустить развитие рыночных отношений внутри страны, а во внешней политике – решить, во-первых, вопрос о Германии, во-вторых, проблему общеевропейской и глобальной безопасности и, наконец, в-третьих, отказаться от поддержки на государственном уровне мирового коммунистического движения и борьбы государств и народов, имеющих социальную окраску. Внешняя политика СССР последних лет его существования и реализовывалась в этом направлении.
Ее
результатом становится ликвидация
социалистического военно-
Изменения в государственном строе.
Важнейшим направлением реформирования социализма в СССР была объявлена его демократизация. В отношении государственного строя это должно было обеспечить создание основ правового государства и решить следующие проблемы:
Малая эффективность преобразований 1986-1988 гг. подвела реформаторское руководство партии и государства к мысли о необходимости более глубинных изменений общественно-экономического уклада. Очевидным показалось, что такие изменения должны осуществляться представительными органами власти, более широко отражающими преобладающее общественное мнение. Одновременно это предполагалось сочетать с повышением профессионализма законодателей. С этой целью на ХIX партийной конференции принимается решение о новой структуре государственной власти в СССР. Соответствующие изменения в Конституцию были внесены Верховным Советом СССР 1 декабря 1988г. Вводилась двухуровневая система высших представительных органов власти. Как справедливо отмечалось в литературе, двухуровневая структура представительных органов власти в лице Съездов народных депутатов и Верховного Совета рассматривалась как реализация идеи совмещения достоинств профессиональной законодательной деятельности парламента с широким участием в формировании политики представителей населения, не порывающих со своей средой, т.е. реально представляющих повседневные нужды широких слоев граждан страны.
Съезд народных депутатов СССР становится высшим органом государственной власти в стране. Этот орган наделяется полнотой власти, имея право принять к рассмотрению любой вопрос. Съезд состоял из 2250 депутатов, третья часть из которых (750 человек) избиралась по территориальным округам с приблизительно одинаковым количеством избирателей, другая треть (750 депутатов от национально-государственных образований СССР) избиралась по национально-государственным округам с нормой представительства: 32 депутата от союзной республики, 11 депутатов от автономной республики, 5 депутатов от автономной области и 1 депутат от автономного округа, а третья часть (750 депутатов) избиралась от общественных организаций на их высших форумах. При этом по 100 мест выделялось для представителей от КПСС, профсоюзов и кооперативных организаций, по 75 – для депутатов от ВЛКСМ, организаций женщин, ветеранов, объединений научных работников и творческих союзов и от общественных объединений, имеющих общесоюзные структуры, среди которых, например, были представлены Общество борьбы за трезвость, Общество филателистов и многие другие. При этом кардинально меняется избирательное законодательство. Новый Закон о выборах, принятый 1 декабря 1988г., предусматривал возможность свободного выдвижения неограниченного количества кандидатов, в том числе от общественных объединений и собраниями избирателей по месту жительства, и проведение выборов на альтернативной основе в условиях нескольких кандидатов. Проведенные в 1989 г. На основе этого Закона выборы депутатов Съезда народных депутатов СССР были первыми демократическими выборами, а не референдумом о поддержке руководящей и направляющей роли партии в советском обществе. Первый Съезд народных депутатов СССР проходил с 25 мая по 9 июня 1989г. Всего Съездов было 5 – последний состоялся 3 – 5 сентября 1991г. С деятельностью Съезда связано начало осуществления коренных преобразований общественного строя, государства и права.
Верховный Совет СССР. В соответствии с изменениями в Конституции Верховный Совет СССР потерял роль органа, олицетворяющего полновластие Советов. Теперь он становится постоянно действующим высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом власти в стране. В этой связи ему передается ряд полномочий, ранее принадлежавших Президиуму Верховного Совета СССР и Совету Министров СССР, что значительно увеличивает роль представительных органов в реальном осуществлении власти в стране. Верховный Совет по-прежнему состоял из двух равноправных палат, сохранивших прежние названия и выбиравшихся Съездами народных депутатов. Палаты имели одинаковую численность – по 271 депутату каждая ( всего 542 делегата). Палаты избирались на съезде по определенным правилам. Совет Национальностей избирался от депутатов, избранных на съезд от национально-территориальных округов и от общественных организаций, по норме: 11 депутатов от союзной республики, 2 депутата – от автономной области и 1 депутат – от автономного округа. Верховный Совет созывался два раза в год на сессии протяжностью 3-4 месяца.
Президент. Длительное время фактическим руководителем в СССР являлся глава КПСС. Начиная с Л.И. Брежнева, руководитель КПСС одновременно занимал и высший пост в государстве. Процесс отделения КПСС от государства поставил вопрос о руководителе государства и механизме замещения этой должности. 14 марта 1990 г. Съезд народных депутатов учреждает пост Презедента СССР. Президент – это высшее должностное лицо – глава государства. Первый президент М.С. Горбачев избирался на Съезде народных депутатов 15 марта 1990 г., однако предусматривалось впоследствии выборы президента производить всенародным голосованием. На должность президента мог быть избран гражданин СССР в возрасте от 35 до 65 лет. Одно и то же лицо не могло занимать этот пост более двух сроков. Срок полномочий президента составлял 5 лет. Президент обладал достаточно широкими правами. Он объявлялся гарантом соблюдения прав и свобод граждан, Конституции и законов СССР, обладал законодательной инициативой и правом вето, преодолеваемого большинством Верховного Совета в 2/3 голосов каждой из палат, принимал участие в формировании правительства и назначении на высшие должности в государстве. На президента возлагалось принятие мер по охране суверенитета СССР и союзных республик. Он координировал деятельность всех государственных органов по обеспечению обороны страны, являлся Верховным Главнокомандующим, имел право объявлять мобилизацию, состояние войны, военное положение, чрезвычайное положение, президентское правление.
При президенте создается Президентский совет, который нацеливался на выработку политической линии взамен бывших партийно-государственных структур. Создается новый орган – Совет Федерации.
Впоследствии изменениями Конституции СССР от 26 декабря 1990 г. полномочия Президента СССР расширяются. Теперь ему непосредственно подчиняется правительство, которое переименовывается из Совета Министров в Кабинет министров СССР и является исполнительным и распорядительным органом Союза ССР. Президент получил право назначить членов Кабинета министров и отменять его акты. Учреждается пост вице-президента. Упраздняется Президентский совет, место которого занимает учрежденный Совет Безопасности СССР.
Исполнительно – распорядительная власть осуществляется Советом Министров, а после его преобразования и переименования – Кабинетом министров. Кабинет министров СССР непосредственно возглавляет премьер-министр, который назначается Верховным Советом СССР по представлению президента. Центральная исполнительно-распорядительная власть существенно ослабевает в результате перехода части полномочий к республикам. Изменениями Конституции от 26 декабря 1990 г. упраздняется понятие союзно-республиканских министерств и государственных комитетов. Вместо этого для согласованного решения вопросов управления учреждаются специальные коллегии в союзных министерствах и ведомствах из представителей руководства соответствующих ведомств в республиках. Перечень министерств и других центральных органов государственного управления СССР был установлен Законом СССР от 1 апреля 1991 г.
В связи с осуществлением рыночных преобразований появляются и новые органы управления. В частности, Указом Президента СССР от 9 августа 1990 г. Учреждается Фонд государственного имущества СССР, которому поручались разработка и реализация программы преобразования государственных предприятий в акционерные общества и предприятия, основанные на иных формах собственности, с одновременными осуществлением на иных формах собственности, с одновременным осуществлением демонополизации производства. Фонд был обязан осуществлять защиту имущественных прав и интересов государства, выполнять функции держателя государственной доли акций в акционерных обществах, реализовывать меры по разгосударствлению собственности Союза ССР и др.
После
известных августовских событий 1991
г. начинается установление контроля российских
министерств и ведомств над всеми
предприятиями и учреждениями Союза
ССР, находящимся на территории России.
В этих условиях происходит последняя
реорганизация органов
Информация о работе Реформирование советского социалистического строя в 1985-90-х гг. Перестройка