Развитие радикальных тенденций от фемистокла до перикла

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 12:30, курсовая работа

Описание работы

Данная исследовательская работа посвящена политической борьбе, которая проходила в классический период древней Греции. В v в. до н. э., политические взгляды начинают носить радикальный характер; если во времена архаики, для достижения политических целей применялось насилие, то теперь проводятся демократические реформы. События, которые происходили в Афинах имеют большое значение, так как развитие демократии для того времени можно назвать феноменом, не свойственным большинству государств.

Содержание

Введение
Глава I Демократические идеи в первой половине V в. до н. э
ГлаваII Расцвет афинской демократии
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

РАЗВИТИЕ РАДИКАЛЬНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ОТ ФЕМИСТОКЛА ДО ПЕРИКЛА.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

  Наконец, наиболее значимой демократической  мерой было введение ежедневной платы за участие в суде и в совете, а также жалованья

  должностным лицам, в том числе и архонтам, что давало возможность и неимущим людям более свободно и беспрепятственно осуществлять свои политически права. Значение этой меры  легко понять, если вспомнить, что состав населения Афин со времени Клисфена сильно изменился и что теперь значительное большинство городского населения представляли сравнительно не многочисленные еще при Клисфене неимущие массы. Вместе с оплатой за посещение заседаний суда и совета были введены выдачи теорикона, «зрелищных денег» для уплаты за посещение театральных представлений во время празднеств5.

  Усиление  строительной деятельности в то же время давала заработок другой части  неимущего населения, хотя и на общественных постройках также сильно ощущалась конкуренция рабского труда. Более действенным средством борьбы с ростом неимущего населения была посылка клерухий, афинских колоний, устраивавшихся в пограничных с варварами местностях или на землях союзников.

  Ни  разу Перикл не поступал вопреки воле демоса, даже тогда, когда Народное собрание принимало ошибочные решения. Вероятно, ему простили бы любое злоупотребление властью, если бы оно привело к благоприятным для государства результатам. Но даже во имя столь высокой цели Перикл не отважился на это, зная, что подобный прецедент может иметь роковые последствия. Ибо, полагал он, наделяя руководителей особыми правами, демократия рискует превратиться в свою противоположность. История Эллады наглядно демонстрировала, как легко вознесенные на вершину власти вожди демоса становились тиранами, отождествлявшими себя с государством. Личная преданность главе государства являлась критерием гражданской доблести, покорность и исполнительность - нормой поведения.

  Спартанский совет старейшин руководствовался теми же принципами. Мудрость избранных руководителей окружалась чуть ли не божественным ореолом. Поднявшись над «общиной равных», они узаконили равенство бесправия и освободили рядовых граждан от тяжкой необходимости рассуждать, принимать решения и отвечать за содеянное.

  Налаженная, безупречно функционировавшая государственная  машина спартанцев вызывала у одних  эллинов ужас, у других - восторг. Но, как заметил Ксенофонт, «самое удивительное, что, хотя все хвалят подобные учреждения, подражать им не желает ни одно государство».

  Афиняне гордились своими законами. Они верили, что их никогда внушила легендарному Тесею сама Афина, и не могли понять, почему боги дали спартанцам такой  строй, который дельфийский оракул назвал наилучшим.

  Впрочем Перикла не смущала подобная оценка. Всей своей деятельностью он бросал вызов спартанским устоям. Перикл был убежден, что выйдет победителем в споре, где свободе противостоит насилие, а разуму - тупое невежество. Сила демократии - в ее воинах, способных отразить натиск врага. И в ней самой, в ее законах и порядках, защищающих права демоса.

  Он, Перикл будет оберегать эти права  до последнего часа своей жизни, даже если демос сам станет нарушать их. Ведь ему дана власть не для того, чтобы навязывать кому-то собственную  волю, а чтобы выполнять желания народа. Разумеется, если они не противоречат закону, то есть справедливости и истине. Им, и только им подчиняется Перикл, которого называют «первым гражданином».

  Но  чем большими правами пользовался  демос, тем ревнивее он оберегал их, тем сильнее проникался сознанием своей исключительности. В 451 году по предложению Перикла экклесия принимает закон о гражданстве.

  Еще со времен Солона сыновья от афинского  гражданина и чужеземки пользовались всеми политическими правами. Никто  не сомневался в гражданской «полноценности» Клисфена, Фемистокла, Кимона. Право гражданства даровалось нередко жителям других государств, если они имели заслуги перед Афинами. Правда, иногда это право приобретали незаконно, подкупая должностных лиц.

  Теперь  все значительно упростилось. Гражданином считался только тот, чьи родители - оба афиняне. И когда в 445 году из Егтпта пришли корабли с хлебом, присланным в дар Афинам, то перед его распределением провели списки граждан и вычеркнули из них 5 тысяч имен. После чего, сообщает Плутарх, осталось всего около 14 тысяч претендентов, явившихся на раздачу.

  Всего же, как полагают, в Афинах в середине V века до н. э. насчитывалось примерно 20 - 30 тысяч полноправных граждан, то есть не больше 10 процентов населения Аттики. Именно этот небольшой слой пользовался всеми привилегиями. Именно на его нажды шли средства, взыскиваемые с союзников. С точки зрения греков, это была подлинная демократия, поскольку она предоставляла равноправие всем гражданам. 
 
 
 

     
 

Заключение

   Прослеживая происходящие политические события v в. до н. э., мы видим, что действительно развитие радикальных тенденций происходило в Афинах и с этим явлением непосредственно связаны имена трех политических деятелей: Фемистокла, Эфиальта и Перикла. Каждый в свое время являлся лидером демократической партии и вносил свои изменения в политической, экономической и социальной сферах, конечно, их деятельность не могла вызывать восторг у всех, поэтому всегда существовали стороны, которые оппонировали им. Но не смотря на это демократия брала свое.

     Следует заметить, что существовала  преемственность демократических идей и переходила вначале от Фемистокла к Эфиальту, а затем от Эфиальта к Периклу. Эту закономерность можно проследить на примере ареопага, так как реформирование ареопага, можно сказать, было завершением предыдущего исторического процесса: ею утверждено в Афинах окончательное господство полной - хотя далеко еще не разнузданной- демократии, к чему, в сущности, вел весь предшествовавший ход афинской истории, особенно со времени Фемистокла и Греко-персидских войн. После Фемистокла, как уже упоминалось выше, важные изменения в ареопаге внес Эфиальт. О том, что Перикл отнял «некоторые права» у ареопага упоминает Аристотель(Ath.Pol.,27). По-видимому, это было дальнейшим развитием реформы Эфиальта; но в чем, собственно, состояло новое ограничение власти ареопага, нам неизвестно: источники не дают указаний.

     Конечно Эфиальт и Перикл были  последователями Фемистокла, но  они вносили в демократическую  деятельность свои новшества,  если при Фемистокле демократия прослеживается лишь в том, что на флоте стали служить и феты, то при Перикле можно сказать, что демократия в Афинах достигает своего расцвета. Следовательно демократия в V в. до н. э. носила радикальный характер и как итог этому служит ее расцвет при Перикле. 
 
 

  список использованных источников и литературы: 
 

  1. Источники:
 
  1. Аристотель. Афинская полития / Пер. С.И. Радцига. 2-е изд. М., 1937; М., 2003.
  2. Плутарх. Сравнительные жизнеописания в трех томах/ Изд. Подготовили С. П. Маркиш и С. И. Соболевский. М., 1961 - 1964 (Биографии Фемистокла, Аристида, Кимона, Перикла).
  3. Фукидид. История/ Пер. Г. А. Стратановского. Л. 1981.
 
 
  1. Литература:
 
  1. Арский  Ф. Н. Перикл. М., 1971.
  2. Бузескул В.П. История афинской демократии. СПб. 2003.
  3. Доватур А. И. Политика и политии Аристотеля. М. - Л., 1961.
  4. Кондратюк. М. В. Архэ и афинская демократия // Античная Греция. Т. 1. М., 1983.
  5. Сергеев В. С. История древней Греции. 3-е изд. М., 1963.
  6. Суриков И. Е. Античная Греция. Политики в контексте эпохи. Архаика и ранняя классика. М., 2005.
  7. Суриков И. Е. Афинский ареопаг в первой половине V в. до н. э. // ВДИ, 1995. №1.
  8. Суриков И. Е.  Политическая борьба в Афинах в начале V в. до н. э. и первые остракофории // ВДИ, 2001. №2.
  9. Туманс Х. Рождение Афины. Афинский путь к демократии: от Гомера до  Перикла (VII - V вв. до н. э.). СПб., 2002.
  10. Тюменев А. И. Афины в половине V века. Перикл // История древнего мира. Т. 3. М., 1936.

Информация о работе Развитие радикальных тенденций от фемистокла до перикла