Развитие радикальных тенденций от фемистокла до перикла

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 12:30, курсовая работа

Описание работы

Данная исследовательская работа посвящена политической борьбе, которая проходила в классический период древней Греции. В v в. до н. э., политические взгляды начинают носить радикальный характер; если во времена архаики, для достижения политических целей применялось насилие, то теперь проводятся демократические реформы. События, которые происходили в Афинах имеют большое значение, так как развитие демократии для того времени можно назвать феноменом, не свойственным большинству государств.

Содержание

Введение
Глава I Демократические идеи в первой половине V в. до н. э
ГлаваII Расцвет афинской демократии
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

РАЗВИТИЕ РАДИКАЛЬНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ОТ ФЕМИСТОКЛА ДО ПЕРИКЛА.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

   В 462 г. до н.э. афинским народным собранием  был принят закон против ареопага, нанёсший ему сильный удар. У ареопага были навсегда отняты его прежние функции. Из влиятельнейшего органа государства он был превращён в простой суд по второстепенным видам уголовных и некоторых других преступлений. Так рухнула твердыня афинских аристократов. Реформа ареопага была, можно сказать, завершением предыдущего исторического процесса: ею утверждено в Афинах окончательное господство полной - хотя, как увидим, пока ещё далеко не разнузданной - демократии, к чему в сущности вёл весь предшествовавший ход афинской истории, особенно со времён Фемистокла и греко-персидских войн. Право быть стражем законов и другие присвоенные ареопагом права переходят отчасти к совету 500, отчасти к народному собранию, но главным образом к гелиэе, значение которой с этого времени особенно возросло. При издании новых законов именно гелиэе (точнее, специально избранной из среды ее членов комисси) принадлежал окончательно решающий голос. Точно так же и в случае опротестования проектируемых законов и постановлений народного собрания2 под предлогом их противозаконности и противоречий с другими законами дело рассматривалось гелиэей, которая являлась теперь таким образом действительным «стражем закона» вместо ареопага. Она же образовала высшую инстанцию и при докимасии (проверка правильности избрания) вновь избранных архонтов. Первой инстанцией по докимасии был совет 500. Ему же представлено было право разбора дел о злоупотреблениях должностных лиц с присуждением их к денежным штрафам и даже к смерти   ( последнее право впрочем позднее было отнято у совета).

   Реформа эта вовсе не равнялась чуть не полному уничтожению ареопага, как это некогда думали. И после неё ведению ареопага подлежали дела о преднамеренных убийствах, о нанесении ран и увечий с целью лишения жизни, о поджогах и об отравлениях, приведших к смерти, тем более, что суд по таким делам тесно связан был с самым культом, носил на себе до некоторой степени религиозный характер, так как убийство в глазах греков было не просто преступлением, но и осквернением, требовавшим очищения. Известная доля функций в сфере культа - напр. надзор за оливковыми деревьями, посвящёнными богине Афине, наблюдение за надлежащим исполнением религиозных обрядов - осталось по-прежнему за ареопагитами, этими служителями Евменид. Цензорская власть ареопага, право надзора за нравами и за воспитанием, не совсем, быть может, были уничтожены, хотя и ограничены значительно. Впоследствии, в IV ст., мы даже видим ареопаг обладающим немалым нравственным влиянием и авторитетом. В особенно важных случаях, в делах, касающихся блага и безопасности государства, по поручению народного собрания, а иногда, может быть, и по собственной инициативе, ареопаг являлся высшей следственной комиссией; но суд по подобным делам принадлежал народу и мог быть предоставлен ареопагу не иначе, как по особому распоряжению народного собрания. Но всё это были лишь остатки прежних, когда-то широких прав ареопага: реформой за ним оставлены были только те функции, которые в политическом смысле казались безвредными, отнятие которых было бы для дела демократии совершенно бесполезно и явилось бы лишь излишней ломкой и даже святотатственным нарушением старины. Все остальные дела изъяты были из издания ареопага, и таким образом, судебная власть его сильно сужена, а главное - он утратил влияние на законодательство, у него отнято было право вето, он перестал быть контролирующей и сдерживающей властью, - инстанцией, стоявшей в некоторых отношениях выше самого народного собрания, словом, прежней самостоятельной политической роли этого учреждения, аристократического По-преимуществу, положен был теперь конец.

   Когда это произошло, враги демократии пустили в ход последнее средство, которое ещё осталось в их распоряжении: Эфиальт был убит. Однако это не могло изменить хода событий. Демократический переворот в Афинах был уже свершившимся фактом. Когда Кимон вернулся с Кипра в Афины, он оказался бессильным что-либо предпринять и вскоре был подвергнут остракизму.

   Не  смотря на печальную учесть Эфиальта, его реформы сыграли огромную роль в демократизации Афин. Его  реформа ареопага носила радикальный  характер, так как этот орган был лишен всех прежних прав.

   В совокупности деятельность Фемистокла и Эфиальта подготовили почву  для демократической  деятельности Перикла.  
 
 
 
 

   .                                                                                               

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     
 
 
 
 
 
 

  Расцвет афинской демократии

  Закон об ареопаге 462 г. до н.э. положил начало новому периоду в истории Афин: периоду полной и окончательной демократизации всех сторон афинской государственной жизни. С ликвидацией прежних политических функций ареопага расчистилось место для ничем уже теперь не стеснённой деятельности народного собрания афинских граждан и его органов. После смерти Эфиальта победившая афинская демократия обрела себе нового вождя в лице Перикла, он стал единственным и бессменным лидером демократической партии на протяжении 30 лет. О деятельности Перикла источники дают достаточно обширную информацию, но главным же является то, что при нем афинская демократия достигла наивысшего расцвета.

  Перикл  завершает сооружение, начало которому положил Клисфен, Фемистокл и  Эфиальт. С юных лет он питал пристрастие к строгости и законченности. Теперь, разобравшись в лабиринте законов и установлений, он разрабатывает стройную систему управления обществом и государством.

   Популярность  Перикла среди афинских граждан, большое политическое влияние в народном собрании находят объяснение не в его личных качествах, но прежде всего в том, что возглавляемая им политическая линия действительно отражала интересы и чаяния тех слоёв афинского гражданства, которые выдвинули его на поприще политической деятельности. Кроме того, так называемый век Перикла, подготовленный всем предшествующим ходом исторического развития Афин, представлял собой одну из наиболее ярких страниц афинской истории, насыщенную целым рядом значительнейших событий.

   В рассматриваемое время Периклу было вряд ли немногим более тридцати лет. Современники видели в Перикле смелого и энергичного государственного деятеля, преданного идеям демократии, талантливого оратора и человека независимого образа мыслей. В этом отношении характерна и личная жизнь Перикла. Не посчитавшись с господствующими в его среде взглядами, он развёлся со своей женой, от которой имел двоих детей, и женился на милетянке Аспасии, хотя она и не принадлежала к кругу афинских граждан. В отличие от большинства афинских женщин, замыкавшихся в тесном кругу семьи и домашнего хозяйства, Аспасия была широко образованным человеком. В её доме собирались наиболее талантливые представители тогдашней интеллигенции.

   В своей политической деятельности Перикл с самого же начала примкнул к демократическому движению, к тем средним слоям афинского демоса - купцам, судовладельцам, хозяевам ремесленных мастерских, средним и даже мелким землевладельцам, вовлечённым в товарное производство, - которые были заинтересованы в росте морской мощи Афин, укреплении их торговых связей, развитии морской торговли и в своё время поддерживали Фемистокла, а потом Эфиальта. Связь Перикла с Эфиальтом представляется настолько тесной, что при некоторой неясности источников иной раз трудно провести чёткую грань между мероприятиями одного и другого. После смерти Эфиальта Перикл явился продолжателем начавшегося демократического преобразования Афинского государства. Но аристократическая группировка не сложила оружия. Тогда-то она и выдвинула нового вождя - Фукидида, сына Мелесия, родственника Кимона. По словам Плутарха, «ведя войну с Периклом на трибуне, он скоро восстановил равновесие между приверженцами различных партий. Он не позволил знатным рассеиваться и смешиваться с народом, как прежде, когда блеск их значения затмевался толпою. Он отделил их, собрал в одно место, и их общая сила приобрела немалый вес… Соперничество между мужами создало в государстве глубочайшую пропасть. То, что находилось по одну сторону, получило название демократии, по другую - олигархии».

   Таким образом, был брошен вызов и народное собрание решает провести суд черепков - остракизм.

   О природе остракизма размышлял Аристотель в своей «Политии»:

   «Остракизм  преследует до известной степени  то же самое, что и власть тирана - именно: посредством изгнания выдающихся людей подрывать в корне их значение… Остракизм вводили, чтобы исключить из общества таких людей. Из стремления, очевидно, к установлению всеобщего равенства изгоняли из государства на определенный срок тех, кто, как оказывалось, выделялся своей мощью, связанной с богатством, популярностью или как-нибудь иной силой, имеющей значение в государстве…

   Остракизм применим ко всем формам государственного строя. Правда, там, где есть отклонения от нормальных форм, он может служить  личным интересам; однако он существует и в государствах, заботящихся о всеобщем благе…

   Иначе, однако, обстоит дело в греческих  государствах: прибегая к остракизму, они имели в виду не всеобщие интересы, а партийные цели».

   Конфликт  между личностью и обществом  превратился в поединок между политическими деятелями, каждый из которых пытался устранить соперника, силами того же общества. Парадокс заключался в том, что, низвергая одного, демос неизбежно возвышал другого. Изгнание Алкмеонидрв открыло путь к власти Аристиду. Поражение Аристида сделало всемогущим Фемистокла. Падение Фемистокла укрепило позиции Кимона. Победив Кимона, во главе демоса стал Эфиальт.

   Итак, Фукидид и Перикл являются двумя лидерами разных политических напрвлений. Фукидид устраивает собрания и дискуссии, отзывается не самым лестным образом о Перикле, говорит, что его следует сместить.

   Перикл  тем временем проводит прежнюю политику. Он верит в демос и верит  в себя. Он знает чем он рискует. Он мог бы убедить  демос не прибегать  к остракизму, а затем, выждав, ослабить влияние Фукидида и укрепить собственную власть. Но он идет на суд. И побеждает. В 443 году лидер аристократической партии уходит в изгнание.

   Отныне  Периклу никто не угрожает. В течение 14 лет его ежегодно избирают стратегом, провозглашают первым гражданином государства. «Перикл сосредоточил в себе и сами Афины, и все дела, зависевшие от афинян, - взносы союзников, армию, флот, острова, море, великую силу и верховное владычество»(Плутарх). Как язвил комический поэт Телеклид, афиняне предоставили Периклу

   Всю дань с городов; он город любой мог связать иль оставить свободным,

   И крепкой стеною его оградить, и  стены снова разрушить.

   В руках его все: и союзы, и власть, и сила, и мир, и богатства.

   Через много лет Плутарх откровенно заявит: «Он сделал город из великого величайшим и богатейшим, могуществом превзошел многих царей и тиранов… Он был всесилен».

   Провозгласив  принципом государственной жизни  умеренность и сдержанность, Перикл добивался того, чтобы и в быту, и в политике афиняне придерживались золотой середины. При демократии, полагал он, все граждане не только равны перед законом - они должны иметь одинаковые возможности пользоваться своими правами. А это значит, что ни знатное происхождение, ни образованность, ни крупные доходы не могут служить привилегией. Славу приносит только то, что достигнуто собственными усилиями. В одной из немногих дошндших до нас речей (изложенной Фукидидом) Перикл говорил:

   «Наш  государственный строй не подражает  чужим учреждениям - мы скорее служим образцом для некоторых. Называется этот строй демократическим, потому что основывается на интересах не меньшинства, а большинства. По отношению к частным интересам законы наши предоставляют равные права всем. Что же касается политического значения, то каждый получает преимущество не потому, что его поддерживает та или иная партия, а в зависимости от собственной доблести. Равным образом ничтожность положения бедняка не лишает его возможности оказать услугу государству…

   Я утверждаю: наше государство - школа  Эллады, и каждый в отдельности, мне кажется, может у нас проявить себя полноценной и самостоятельной личностью в самых разнообразных видах деятельности».

     Достигнутая в борьбе с олигархической группировкой победа должна была быть закреплена. В этом заключалась главная задача политики афинской демократии, возглавляемой Периклом.

   Как и Эфиальт Перикл проводит реформаторскую деятельность по отношению к ареопагу, но, к сожалению, какую именно нам не известно, известно только, что были сокращены некоторые его права3.

  С 457г. впервые был избран архонт из третьего имущественного класса - зевгитов.

  Народные  собрания происходили теперь систематически четыре раза в каждую пританию для  рассмотрения в специально установленном  порядке текущих очередных дел; в экстренных случаях созывались чрезвычайные народные собрания. Дальнейшую демократизацию общественного строя представляло введение (повидимому в последние годы v в. до н. э.) эпихейротонии законов (ежегодного переголосования во время первого в году народного собрания и внесения предложения о желательных их изменениях4) и эпихейротонии должностных лиц в первое собрание каждой притании с преданием суду и отрешением от выполняемых должностей непригодных лиц.

Информация о работе Развитие радикальных тенденций от фемистокла до перикла