Развитие радикальных тенденций от фемистокла до перикла

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 12:30, курсовая работа

Описание работы

Данная исследовательская работа посвящена политической борьбе, которая проходила в классический период древней Греции. В v в. до н. э., политические взгляды начинают носить радикальный характер; если во времена архаики, для достижения политических целей применялось насилие, то теперь проводятся демократические реформы. События, которые происходили в Афинах имеют большое значение, так как развитие демократии для того времени можно назвать феноменом, не свойственным большинству государств.

Содержание

Введение
Глава I Демократические идеи в первой половине V в. до н. э
ГлаваII Расцвет афинской демократии
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

РАЗВИТИЕ РАДИКАЛЬНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ОТ ФЕМИСТОКЛА ДО ПЕРИКЛА.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

   Но  нельзя  сказать, что деятельность Фемистокла проходила без трудностей. Как сообщает В. П. Бузескул, людям по природе осторожным, консервативным замыслы Фемистокла внушали недоверие. Зачем было, думали они, пренебрегать славным прошлым, создавать флот и этим самым отодвигать на задний план тяжеловооруженную пехоту, тех гоплитов, которые так доблестно и с таким успехом сражались на Марафонском поле? Не значило ли это оставлять известную, испытанную силу ради новой, еще не испытанной?.. Преобразования Афин в морскую державу не подействует ли разрушающим образом? Уже современники Фемистокла сознавали, что с торжеством его планов связан целый ряд дальнейших, очень важных следствий, что тут затронуты интересы многих. Словом, в возражениях и в противниках Фемистокловых мер недостатка не было.

   К их числу принадлежал Аристид.

   Аристотель  сообщает:  «Простатами народа в эту пору были Аристид, сын Лисимаха, и Фемистокл, сын Неокла. Последний считался искусным в военных делах, первый – в гражданских; притом Аристид, по общему мнению, отличался еще между своими современниками справедливостью. Поэтому и обращались к одному как к полководцу, к другому - как к советнику»

     Аристид был представителем консервативного, олигархического направ- ления, которое защищало интересы богатых. Сторонники олигархии стремились к такому государственному строю, при котором полнота гражданских прав и фактическая возможность активного участия в управлении государством предоставляялась бы лишь наиболее богатой части граждан. Олигархические течения шли из  среды консервативно настроенной земельной аристократии, крупных рабовладельцев.

   Фемистокл был представителем демократического движения. Строительство кораблей, развитие флота привело к тому, что требовались люди из низших слоев. Фемистокл обогатил афинян, простых людей сделал опытными воинами, волей не волей практически все слои населения участвовали в общем деле, а это привело к тому, что и низшие слои, а именно феты,  получили политический статус, стали ощущать свою значимость. А это в свою очередь и повлияло на возникновение демократического движения. Сторонники демократии стремились к такому государственному порядку, при котором верховная власть принадлежала бы подавляющему большинству граждан, организованному в народное собрание. Демократический строй в греческих полисах, таким образом, выражал в основном интересы довольно широких кругов гражданского населения: и зажиточных слоев демоса, и мелких ремесленников, и крестьян. В отдельных случаях на стороне демократии оказывались и даже возглавляли её богатые люди- владельцы ремесленных мастерских, крупные торговцы и т. д. Эти представители различных слоев общества давала серьезную поддержку лидерам демократического направления.

   Борьбу  между Аристидом и Фемистоклом  не следует, однако, представлять себе борьбой двух несоединимых, противоположных  принципов, борьбой старых и новых Афин, партии консервативной и партии прогресса, как это принято было прежде. Аристида нельзя считать главой аристократической партии в том смысле, например, как Исагора, противника Клисфена: он не был врагом демоса и стоял на его стороне. Оба -  и Фемисток, и Аристид – были, по выражению Аристотеля, « простатами демоса». Но Аристид был более умерен, и с Фемистоклом его  разделяли не только глубокая противоположность характеров и личное соперничество, но и взгляд на средства для достижения цели: беспокойная, слишком смелая, новаторская политика Фемистокла, неразборчивая в средствах и не останавливающаяся ни перед чем, могла казаться  Аристиду опасной, вредной для государства и встречать со стороны его противодействие. Стоя оба во главе демоса, Фемистокл и Аристид представляли, однако, собой два разных направления.

   Как бы то ни было, дело кончилось остракизмом  Аристида. Реализация морской программы оправдала себя в военном отношении, привела к значительному повышению политической роли неимущих и мало – имущих граждан, служивших во флоте и составлявших большинство в народном собрании. Значение народного собрания в политической жизни афинян, таким образом, возросло в ущерб олигархическому аппарату.

   Представители заинтересованные в продолжении  войны с персами, в 478 г. до н. э. собрались на острове Делос и учредили здесь новый, так называемый Де- лосский союз, который позднее стали называть первым Афинским морским союзом.

   Тем временем в Афинах произошли важные политические перемены: в результате непрекращавшейся политической борьбы преобладание перешло от демократической группировки Фемистокла на сторону олигархического течения, возглавленного вернувшимся из изгнания старым политическим противником Фемистокла Аристидом. В результате обоюдных усилий афинских олигархов и Спарты, весьма заинтересованной в политическом поражении Фемистокла и его единомышленников, Фемистокл в 471 г. до н. э. был подвергнут остракизму и изгнан из Афин, а ещё через некоторое время заочно приговорён афинским судом к смертной казни и конфискации всего имущества.

   После изгнания Фемистокла и последовавшей затем смерти Аристида вождем стоящей у власти олигархической группировки становится Кимон, представлявший интересы знатных и наиболее богатых рабовладельцев. Формально в Афинах по-прежнему продолжали функционировать народное собрание и другие демократические учреждения. Деятельность их, однако, теперь была поставлена под постоянный контроль ареопага – оплота афинской олигархии.  Ведущую позицию после изгнания Фемистокла, как уже упоминалось выше, стал занимать Кимон. Известная популярность, которой Кимон пользовался в среде афинских граждан, в первую очередь зависела от его действительно блестящих военных успехов. Каждая из этих побед доставляла Кимону военную добычу, увеличивавшую и без того его огромные средства. Эти средства он широко использовал для поддержания своей популярности среди сограждан, чтобы таким путём обеспечить себе и своим политическим единомышленникам поддержку в народном собрании. Всюду, в народном собрании, на суде или в ареопаге, Кимон прославлял спартанское государственное устройство, противопоставляя его афинскому. Подобно спартанцам, он считал войну и военное дело главным своим призванием. Вообще Кимон, обладавший всеми качествами хорошего воина и полководца, оказывался недальновидным в политике; тут обнаруживались его слабые стороны.

   Таким образом, события сопровождавшиеся деятельностью Фемистокла были тем  самым толчком, благодаря которому дальнейшее развитие демократии протекает  не просто в пассивной форме, а  приобретает радикальный        характер.

   Как вождь демоса, как борец за его  права, в Афинах в 60-е. гг. на первом месте  стоял Эфиальт1. К сожалению, о нём мы знаем очень немногое. Несомненно, что он полностью разделял политические идеи Фемистокла и был выдающимся и горячим оратором. В одной из враждебных демократии комедий говорилось, что под влиянием речей Эфиальта народ, как бешеный конь, сорвал с себя узду. Уже много времени спустя Платон характеризовал его как деятеля, который "опоил демос неумеренной свободой". Эта характеристика в устах идеолога афинской реакции говорит о многом. Эфиальту принадлежит очень видная роль в дальнейшем развитии политических событий. Историческое развитие Афин как крупного центра товарного производства и торговли, как государства морского, складывалось так, что ему было не по пути с отсталой и консервативной Спартой. Надо отдать справедливость наиболее проницательным и дальновидным спартанцам, которые это понимали. По-видимому, многим из них было ясно, что господство поддерживаемой ими олигархической группировки - явление временное и что будущее в Афинах за демократией. Предвидя это, спартанское правительство исподволь и втайне стало проводить меры, направленные к подрыву афинского влияния и ослаблению Афин. Так, Спарта вступила в переговоры с враждебной Афинам Македонией, правящие круги которой были сильно встревожены афинскими успехами в Халкидике и на побережье Фракии. Не без подстрекательства со стороны Спарты вспыхнуло восстание на острове Фасосе в 465 г. до н.э. Однако в том же 465 г. до н.э. вся эта деятельность Спарты была парализована грандиозным восстанием спартанских плотов. Используя общее замешательство, вызванное сильным землетрясением в Пелопоннесе, илоты подняли оружие и двинулись на Спарту, чтобы уничтожить ненавистное им население этого города. Благодаря, предусмотрительности царя Архидама, вовремя построившего спартанских воинов в полном вооружении в боевой порядок, овладеть городом илоты не смогли, но восстание быстро распространилось по всей территории Лаконики и Мессении. Особенно угрожающую форму приняло восстание в Мессении. Здесь против Спарты поднялось, как один человек, всё население. Преимущества военной организации оставались на стороне спартанцев, но военные действия в Мессении приняли затяжной характер. Восставшие хорошо укрепились на горе Ифоме, спартанцы же, при их исконном неумении вести осады, оказались бессильными их оттуда выбить. Положение приняло настолько серьёзный характер, что спартанское правительство оказалось вынужденным обратиться за помощью к союзникам. На этот раз спартанцы обратились не только к своим пелопоннесским соседям, но и к Афинам, рассчитывая, что дружественно к ним настроенное олигархическое правительство, возглавляемое Кимоном, окажет им вооружённую поддержку. По рассказу Аристофана, в Афины явился спартанский представитель и, "бледный..., прильнувши к алтарю", молил прислать на помощь воинов.

   Кимон сразу же откликнулся на этот призыв. Обращение спартанцев, с его точки  зрения, было удобным случаем для  закрепления с ними дружбы и ещё более тесного контакта. Однако послать на помощь Спарте вооружённый отряд афинских граждан без решения народного собрания было невозможно. Между тем Эфиальт и его единомышленники решительно выступили в собрании против предложения Кимона. Эфиальт "заклинал народ спартанцам не помогать, не давать подняться государству, во всём противодействующему Афинам..., оставить его поверженным с растоптанной в прах его гордыней" (Плутарх. Кимон. 16). Слова эти должны были звучать тем более убедительно, что многие, по-видимому, уже знали о намерениях Спарты оказать помощь восставшему Фасосу. В глазах этой части афинских граждан, кровные интересы которых были связаны с развитием морской торговли и ремесла, Спарта помимо всего прочего была силой, поддерживающей злейших афинских торговых соперников - Коринф, Мегары и др. Афинские противники олигархии одновременно видели в ней одно из главных препятствий по пути дальнейшего демократического преобразования государственного строя. В народном собрании начались дебаты. Кимон усилил свою аргументацию. Теперь он стал говорить уже не только об Афинах, но и о всей Элладе, которая без Спарты "охромеет". Тогда Афинское государство, по его словам, "останется в упряжке без другого коня". Апеллируя, таким образом к патриотическим чувствам своих сограждан, Кимон в конце концов убедил их принять решение о посылке в Мессению на помощь Спарте 4000 тяжеловооружённых афинских граждан. Он сам возглавил этот отряд. Появление афинян у Ифомы, однако, не изменило положения в лучшую для спартанцев сторону. Хотя в осаде крепостей афиняне были несравненно искуснее спартанцев, но и они оказались бессильными преодолеть сопротивление восставших. Свою роль, очевидно, сыграло и то обстоятельство, что в составе афинского отряда было немало сторонников Эфиальта, может быть чувствовавших себя ближе к порабощённым мессенцам, чем к ненавистной им Спарте. Так или иначе, но Ифома взята не была. У спартанцев возникло подозрение, не завязали ли афинские воины тайные переговоры с осаждёнными мессенцами и не замышляют ли они с их помощью осуществить демократический переворот. Кончилось всё это тем, что спартанское правительство прямо заявило афинянам, что больше не нуждается в их помощи. Из всех спартанских союзников, собранных у Ифомы, только одни афиняне были отозваны. Политика, которую так настойчиво проводила олигархическая группировка во главе с Кимоном, таким образом, закончилась полным провалом.

   Отголоски того, что произошло в Афинах, мы находим у Аристофана. «Четыре тысячи гоплитов взяв с собой, пошел наш Кимон к вам и спас Лакедемон», - говорится в одной из его комедий. По-видимому, вернувшись в Афины, Кимон попытался представить дело так, будто афиняне достигли успеха, но такой версии, конечно, никто не поверил. Политические противники Кимона подняли шум. Негодование охватило афинских граждан. Фукидид сообщает, что сразу же после возвращения отряда из Пелопоннеса, афиняне "разорвали заключённый с лакедемонянами... союз и вступили в союз с врагами лакедемонян, аргивянами (Аргосом); потом афиняне, и аргивяне заключили скреплённый одинаковыми клятвами союз с фессалийцами"(1, 102, 4). Это означало полное изменение прежней политической линии.

   Чтобы хоть как-нибудь спасти пошатнувшийся  престиж, Кимон попытался вновь  вступить на путь, на котором он чувствовал себя наиболее успешно, на котором репутация его ещё не была поколеблена, - на путь новой войны с Персией.

   Как раз в это время против персов восстал Египет. Восстание было поднято  ливийцем Инаром. Почти всё население  Египта, ненавидевшее персов, его поддержало. Назревали серьёзные события. Инар обратился за помощью в Афины. Возможно, и до этого он посылал туда хлеб и был связан с ними дружбой. Афиняне ответили на обращение Инара посылкой к берегам Египта своего флота в составе 200 боевых кораблей под командованием Кимона. Часть афинского войска вела войну на Кипре, часть сражалась на финикийском побережье, главные же силы были посажены на территории самого Египта, где они вместе с египтянами разбили персов и осадили Мемфис. Но осада этого хорошо укреплённого города надолго затянулась.

   Отъезд  из Афин не только не помог Кимону, но, напротив, ещё больше осложнил и  его собственное положение, и  положение его политических союзников. Воспользовавшись его отсутствием, демократы во главе с Эфиальтом  перешли в решительное наступление. Главный их удар был направлен теперь против ареопага. В Афинах начался ряд судебных процессов против отдельных членов ареопага. Против них были выдвинуты различные обвинения: в подкупности, утайке государственных денег и т.д. В отличие от самого Кимона, человека безукоризненной честности, многие из его единомышленников этой репутацией не обладали. В результате этих процессов моральный авторитет многих членов в ареопаге был подорван. Тем самым почва для решительной атаки против ареопага как учреждения, возглавлявшего деятельность Афинского государства и теперь скомпрометированного, оказалась подготовлена.

Информация о работе Развитие радикальных тенденций от фемистокла до перикла