Автор: Флора Акобян, 09 Июня 2010 в 16:26, курсовая работа
Подъем советского права и правоведения, обозначивший перспективу демократического развития всего общества, был прерван. Была провозглашена "диктатура пролетариата" - власть, по словам В.Ленина, "не ограниченная законом", а право вообще стало рассматриваться как "контрреволюционное" явление, которое должно уступить место прямой регулирующей роли всемогущего государства.1
Большевики (марксисты-ленинцы), завоевав власть в России и поставив задачу любой ценой построить "светлое будущее для всех людей - коммунизм", не нуждались в праве как демократическом и гуманистическом институте.2 Они видели в нем "контрреволюционный фактор", признавали лишь "революционное право" и "революционное правосознание", полагали, что право должно как можно скорее "отмереть". Вместе с тем широко использовались декреты, законы, другие нормативные акты для утверждения новой политической власти - диктатуры пролетариата, а также для решения хозяйственных и социальных задач, соответствующих коммунистическому учению. В 1922 году был принят Гражданский кодекс (для чего были использованы материалы проекта Гражданского уложения, хотя им во многом был придан большевистский характер). Были приняты другие кодексы и законы. Содержащиеся во всех этих нормативных документах юридические нормы получили идеологическую обработку, были подчинены задачам "построения коммунизма" и в целом образовали советское право. Оно обладало характерной особенностью, выступая в виде огосударствленного, опубличенного права, согласно которому проводится безусловный диктат государства и государственной собственности над личностью и собственностью граждан, из жизни общества исключаются права человека, частное право, независимое правосудие. Кроме того, советское право не имело всеобщего характера, оставляя широкий простор для "внеправовой" деятельности.
1.Введение
2.Общая характеристика развития права в период НЭПа (1921-1929гг)
3.Конституция СССР 1924 г. Конституция РСФСР 1925 г
4.Советское право в период НЭПа (1921-1929 гг.)
4.1 Гражданское право
4.2 Семейное право
4.3 Финансовое право
4.5 Трудовое право
4.6 Земельное право
4.7 Уголовное право
4.8 Уголовный процесс
4.9 Гражданский процесс
4.10 Исправительно-трудовое право
5.Заключение
6.Список использованной литературы
Переход от политики военного
коммунизма к новой экономической политике
потребовал внесения изменений в советское
трудовое законодательство, приведения
его в соответствие с новыми условиями
общественно-экономической жизни. Отпала
необходимость в привлечении населения
к трудовой повинности в ее прежнем смысле31.
Поэтому принимается новый Кодекс законов
о труде (КЗоТ) РСФСР 1922 г. Всеобщая трудовая
повинность отменялась. Кодекс допускал
в исключительных случаях (борьба со стихийными
бедствиями, недостаток в рабочей силе
для выполнения важнейших государственных
заданий) привлечение граждан к труду
в порядке трудовой повинности по специальным
постановлениям СНК или органа, уполномоченного
на то СНК.
В Кодексе 1922 г. появились положения о коллективных договорах.
Коллективные договоры являлись соглашением, заключаемым профессиональным союзом как представителем рабочих и служащих и нанимателем, которое устанавливало условия труда и найма для отдельных
предприятий, учреждений или группы таковых и определявших содержание будущих личных трудовых договоров найма.32 Недействительными признавались статьи коллективного договора, ухудшавшие условия труда по сравнению с условиями, установленными КЗоТ и другими нормативными актами о труде. Коллективный договор касался всех работников, в том числе и не членов профсоюза. Профсоюзы имели право выступать перед различными органами от имени работавших по найму в качестве стороны, заключившей коллективные договоры, а также представительствовать от их имени по всем вопросам труда и быта.
По
КЗоТ 1922 г. вместо социального
обеспечения вводилось
платы. Социальное страхование охватывало: оказание лечебной помощи,
выдачу пособий при временной утрате трудоспособности, выдачу
дополнительных пособий (на кормление ребенка, предметы ухода, погребение), выдачу пособий по безработице, инвалидности, членам семей
трудящихся по найму в случае смерти или безвестного отсутствия их кормильца.
В
1925-1928 гг. появились общесоюзные
нормативные акты, регулировавшие
трудовые отношения в
Этот переход был осуществлен за 1928-1932 гг.
Земельное право.
В
1922 г. был принят Земельный
кодекс РСФСР, который
Право непосредственного пользования землями сельскохозяйственного
назначения из
состава единого
фонда на установленных законом основаниях предоставлялось трудовым
земледельцам и их объединениям, городским поселениям, государственным учреждениям и предприятиям. Право на пользование землей для ведения сельского хозяйства имели все граждане РСФСР без различия пола, вероисповедания, национальности, желавшие обрабатывать ее своим трудом. Это право было бессрочным и могло быть прекращено
только на основаниях, указанных в законе. Запрещались покупка, продажа,
завещание, дарение,
залог земли. Такие сделки признавались
недействительными, а виновные наказывались
в уголовном порядке и лишались
земли, находившейся в их пользовании.
При определенных условиях допускалась
трудовая аренда. В тех случаях, когда
трудовое земледельческое хозяйство
по состоянию своей рабочей силы
или инвентаря не могло выполнить
своевременно сельскохозяйственные работы,
допускалось применение наемного труда
с соблюдением норм об охране и
нормировании труда в сельском хозяйстве.
Допускались различные формы
землепользования, но предпочтение отдавалось
коллективным формам. Кодекс регулировал
правовое положение обществ крестьян-
наемного труда в крестьянских хозяйствах, подробно оговорив права
батраков и батрачек. В 1925 г. бывшие помещики были лишены права
землепользования в своих прежних имениях. 15 декабря 1928 г. ЦИК
СССР принял "Общие начала землепользования и землеустройства
Союза ССР и союзных республик", которые регулировали принципиальные отношения землепользования, землеустройства, переселения, землепользования совхозов. Особенно большое внимание было уделено коллективным формам землепользования.
УК РСФСР 1922 г. отказался
от бессрочных и неопределенных приговоров
вроде пожизненного лишения свободы или
изоляции до наступления какого-либо события.
Исключение составляло лишь бессрочное
изгнание из пределов РСФСР.
Одной из особенностей кодекса
было введение института аналогии, притом
аналогии закона. Это представляло шаг
вперед по сравнению с правотворчеством
судей на основе революционного правосознания,
применявшимся раньше.
В Особенной части были систематизированы
те рода и виды преступлений, которые накопила
практика. На первое место были поставлены
государственные преступления, которые
включали в себя деяния контрреволюционные
и против порядка управления.
Следующие главы Особенной части посвящались
должностным преступлениям, нарушениям
правил об отделении церкви от государства,
хозяйственным преступлениям.
Преступления против личности
предусматривались только в главе V. Затем
шли имущественные преступления и воинские.
22 ноября 1926 г. ВЦИК принял новый Уголовный
кодекс РСФСР, введенный в действие с 1
января 1927 г. Кодекс не внес серьезных
изменений в основные положения и принципы
советского права, сложившиеся к тому
времени.
УК РСФСР 1926 г. почти текстуально
повторил определение преступления, которое
давал кодекс 1922 г., в том числе подчеркнул
такой важнейший признак, как общественная
опасность.
Развитие уголовного права
привело к тому, что постепенно стала складываться
специальная подотрасль, регулировавшая
порядок отбывания наказания в местах
лишения свободы.
Режим в местах лишения свободы
различался в зависимости от того, к какой
категории относились заключенные. Кодекс
предусматривал 3 основные категории:
приговоренные к лишению свободы со строгой
изоляцией, профессиональные преступники,
а так же нетрудящиеся, совершившие преступления
вследствие своих классовых привычек,
взглядов или интересов, все остальные.
В соответствии с этим места лишения свободы
делились на трудовые колонии, исправительно-трудовые
места, изоляторы особого назначения,
переходные дома.
Согласно требованиям ИТК
деятельность исправительно-трудовых
учреждений должна была осуществляться
в строгом соответствии с принципами социалистической
законности.
Роста
преступности в то время в
принципе не отмечалось. Тем не
менее, число осужденных к
Уголовный процесс.
25
мая 1922 г. ВЦИК принял первый
УПК, а 15 февраля 1923 г. ВЦИК
утвердил новый УПК, который,
по оценкам специалистов, являлся
новой редакцией Кодекса 1922 г.
УПК РСФСР 1923 г. В Кодексе
были зафиксированы такие
Присяга как
доказательство не допускалась. В Кодексе
подробно регулировался порядок
дознания и следствия. При производстве
предварительного следствия следователь
обязан был выяснить и исследовать
все обстоятельства, как уличающие,
так и оправдывающие
31
октября 1924 г. были приняты
Основы уголовного
Союза ССР и союзных республик, которые устанавливали единые
принципиальные
положения для
Гражданский процесс.
Осуществление
нэпа, развитие гражданского оборота
настоятельно требовали
процесс также
основывался на началах устности
и гласности, публичности производства,
ведения дела на языке большинства
населения данной местности. В необходимых
случаях приглашался
решения фактическим
обстоятельствам дела, установленным
судом. Регулировался порядок
Исправительно-трудовое право.
СНК РСФСР 28 ноября 1921 г. принял декрет "Об использовании труда заключенных в местах лишения свободы и отбывающих принудительные работы без лишения свободы", где труд выдвигался на первое место в перевоспитании осужденных. 16 октября 1924 г. ВЦИК утвердил Исправительно-трудовой кодекс РСФСР (ИТК). Он состоял из общих положений и 10 отделов. Кодекс ставил своей задачей осуществление на территории РСФСР "начал уголовной политики путем соответствующей организации лишения свободы и принудительных работ без содержания под стражей".36 Он регулировал организацию и режим содержания осужденных. Кодекс ставил задачи наказания и перевоспитания преступников, изоляции их от общества с целью предупреждения совершения ими преступления, а также предупреждения преступлений со стороны неустойчивых элементов общества. Содержание в исправительно-трудовых учреждениях "должно быть целесообразно и не должно иметь целью причинение физических страданий и унижение человеческого достоинства", говорилось в ИТК. В Кодексе отмечалось, что вместо тюрем нужно усовершенствовать и максимально развивать сеть "трудовых сельскохозяйственных, ремесленных и фабричных колоний и переходных исправительно-трудовых домов, устраиваемых преимущественно вне городов"37. ИТК исходил из классовых позиций. Режим содержания заключенных был различным в зависимости от классовой принадлежности. Труд заключенных из трудящихся засчитав алея из расчета два дня работы за три дня. В особую категорию выделялись профессиональные преступники и нетрудящиеся, совершившие преступления вследствие своих классовых привычек, которые содержались в условиях более строгого режима. В деятельности исправительно-трудовых учреждений были серьезные недостатки: бытовая неустроенность, невозможность по объективным причинам организовывать труд всем заключенным, частое нарушение правила раздельного содержания различных категорий заключенных и т.д.
Заключение
Важными событиями было ознаменовано развитие советского права. Проведена кодификация советского законодательства, оно оформляется в четкую систему кодексов. Наряду с развитием республиканского права возникает и постепенно расширяется общесоюзное законотворчество. Совершенствование законодательства способствует укреплению законности. Однако, уже в данный период возникает и необоснованные репрессии, особенно против интеллигенции и бывших эксплуататоров.