Автор: Флора Акобян, 09 Июня 2010 в 16:26, курсовая работа
Подъем советского права и правоведения, обозначивший перспективу демократического развития всего общества, был прерван. Была провозглашена "диктатура пролетариата" - власть, по словам В.Ленина, "не ограниченная законом", а право вообще стало рассматриваться как "контрреволюционное" явление, которое должно уступить место прямой регулирующей роли всемогущего государства.1
Большевики (марксисты-ленинцы), завоевав власть в России и поставив задачу любой ценой построить "светлое будущее для всех людей - коммунизм", не нуждались в праве как демократическом и гуманистическом институте.2 Они видели в нем "контрреволюционный фактор", признавали лишь "революционное право" и "революционное правосознание", полагали, что право должно как можно скорее "отмереть". Вместе с тем широко использовались декреты, законы, другие нормативные акты для утверждения новой политической власти - диктатуры пролетариата, а также для решения хозяйственных и социальных задач, соответствующих коммунистическому учению. В 1922 году был принят Гражданский кодекс (для чего были использованы материалы проекта Гражданского уложения, хотя им во многом был придан большевистский характер). Были приняты другие кодексы и законы. Содержащиеся во всех этих нормативных документах юридические нормы получили идеологическую обработку, были подчинены задачам "построения коммунизма" и в целом образовали советское право. Оно обладало характерной особенностью, выступая в виде огосударствленного, опубличенного права, согласно которому проводится безусловный диктат государства и государственной собственности над личностью и собственностью граждан, из жизни общества исключаются права человека, частное право, независимое правосудие. Кроме того, советское право не имело всеобщего характера, оставляя широкий простор для "внеправовой" деятельности.
1.Введение
2.Общая характеристика развития права в период НЭПа (1921-1929гг)
3.Конституция СССР 1924 г. Конституция РСФСР 1925 г
4.Советское право в период НЭПа (1921-1929 гг.)
4.1 Гражданское право
4.2 Семейное право
4.3 Финансовое право
4.5 Трудовое право
4.6 Земельное право
4.7 Уголовное право
4.8 Уголовный процесс
4.9 Гражданский процесс
4.10 Исправительно-трудовое право
5.Заключение
6.Список использованной литературы
В
период подготовки проекта
Разработка проекта
Декларация
об образовании СССР, утвержденная
I съездом Советом СССР, без изменений
вошла в текст Конституции
СССР. Что же касается Договора
об образовании СССР, то он
подвергся значительным
Появились развернутые главы о суверенных правах союзных республик, съезде Советов, СССР, ЦИК СССР, Президиуме ЦИК СССР, СНК СССР, Верховном Суде СССР, о Народных комиссариатах СССР, ОПТУ, о союзных республиках, гербе, флаге и столице СССР.
По своему содержанию
В
Декларации отмечалась
В Договоре об образовании СССР закреплялось объединение в одно
союзное федеративное государство четырех республик: РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР, объединявшей Азербайджанскую ССР, Армянскую ССР, Грузинскую ССР. Конституция зафиксировала компетенцию Союза ССР в лице его верховных органов. Ведению СССР подлежали внешнеполитические сношения, руководство внешней торговлей, установление основ и общего плана развития всего народного хозяйства Союза, руководство транспортом, почтово-телеграфным делом, утверждение единого бюджета СССР, установление единой денежной и кредитной системы, общих начал землеустройства и землепользования, установление основ судоустройства и судопроизводства, гражданского и уголовного законодательства, основных законов о труде, общих мер в области народного здравоохранения и просвещения. Прерогативой СССР являлись вопросы организации руководства вооруженными силами страны. Верховные органы СССР решали вопросы приема в СССР новых республик, изменения границ Союза или границ союзных республик, спорные вопросы, возникающие между республиками. Исключительно к ведению съезда Советов СССР относилось утверждение и изменение основных начал Конституции СССР. Такова была компетенция Союза ССР. Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляла свою власть самостоятельно. Вслед за Декларацией Договор в целях гарантии суверенитета и добровольности вхождения республик в СССР вновь отмечал их право свободного выхода из Союза. Территория союзных республик не могла быть изменена без их согласия. Конституция устанавливала для граждан союзных республик единое союзное гражданство.
Значительное
место Конституция СССР
и от губернских съездов Советов из расчета 1 депутат на 125 тыс. жителей. В республиках, где не было губернского деления, делегата избирались на съездах Советов этих республик. Конституция СССР предусматривала как очередные съезды Советов СССР, созываемые ЦИК один раз в год, так и чрезвычайные, созываемые ЦИК СССР, или по требованию Союзного Совета, Совета Национальностей, или по требованию двух союзных республик.
Съезд Советов СССР не был постоянно действующим органом власти.
В период между
съездами высшим органом власти являлся
ЦИК СССР, состоявший из двух равноправных
палат: Союзного Совета и Совета Национальностей.
Союзный Совет избирался
В
период между сессиями ЦИК
СССР, высшим законодательным,
Совета и Совета Национальностей в количестве 21 человека, включая и Президиумы обоих Советов, что еще раз подчеркивало равноправие палат, несмотря на их различный количественный состав. Происходило раздельное голосование палат при выборе Президиума. Данное положение Конституции СССР было принято II съездом Советов СССР.
ЦИК
СССР образовывал Советское
Комиссаров, состоящий из председателя СНК, заместителей председателя СНК, председателя Высшего Совета Народного Хозяйства и народных комиссаров. СНК СССР являлся исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР и был в своей работе ответствен перед ним и его Президиумом. В главах о высших органах СССР закреплено единство законодательной и исполнительной власти. В этом нашла воплощение мысль В.И. Ленина: " ...соединение законодательной и исполнительной работы. Слияние управления с законодательством".19 В.И. Ленин был противником разделения законодательной и исполнительной властей.
Для
непосредственного руководства
отдельными отраслями
комиссариатов:
по иностранным делам, по военным
и морским делам, внешней торговле,
путей сообщения, почт и телеграфов;
и пять объединенных Народных комиссариатов:
Высший Совет Народного Хозяйства,
продовольствия, труда, финансов и рабоче-крестьянской
инспекции. Общесоюзные Народные комиссариаты
имели своих уполномоченных при
союзных республиках. Объединенные
Народные комиссариаты осуществляли руководство
на территории союзных республик
через одноименные народные комиссариаты
этих республик. Все остальные сферы
управления осуществлялись исключительно
союзными республиками через соответствующие
республиканские Народные комиссариаты:
земледелия, внутренних дел, юстиции, просвещения,
здравоохранения, социального обеспечения.
Народные комиссариаты СССР возглавлялись
народными комиссарами. В организации
и деятельности народных комиссаров
сочетались принципы коллегиальности
и единоначалия. При народном комиссаре,
под его председательством, образовывалась
коллегия, члены которой назначались
СНК СССР. Народный комиссар имел право
и единолично принимать решения,
доводя их до сведения коллегии. Коллегия
или ее отдельные члены в случае
несогласия могли обжаловать решение
народного комиссара в СНК
СССР, не приостанавливая его