Автор: Флора Акобян, 09 Июня 2010 в 16:26, курсовая работа
Подъем советского права и правоведения, обозначивший перспективу демократического развития всего общества, был прерван. Была провозглашена "диктатура пролетариата" - власть, по словам В.Ленина, "не ограниченная законом", а право вообще стало рассматриваться как "контрреволюционное" явление, которое должно уступить место прямой регулирующей роли всемогущего государства.1
Большевики (марксисты-ленинцы), завоевав власть в России и поставив задачу любой ценой построить "светлое будущее для всех людей - коммунизм", не нуждались в праве как демократическом и гуманистическом институте.2 Они видели в нем "контрреволюционный фактор", признавали лишь "революционное право" и "революционное правосознание", полагали, что право должно как можно скорее "отмереть". Вместе с тем широко использовались декреты, законы, другие нормативные акты для утверждения новой политической власти - диктатуры пролетариата, а также для решения хозяйственных и социальных задач, соответствующих коммунистическому учению. В 1922 году был принят Гражданский кодекс (для чего были использованы материалы проекта Гражданского уложения, хотя им во многом был придан большевистский характер). Были приняты другие кодексы и законы. Содержащиеся во всех этих нормативных документах юридические нормы получили идеологическую обработку, были подчинены задачам "построения коммунизма" и в целом образовали советское право. Оно обладало характерной особенностью, выступая в виде огосударствленного, опубличенного права, согласно которому проводится безусловный диктат государства и государственной собственности над личностью и собственностью граждан, из жизни общества исключаются права человека, частное право, независимое правосудие. Кроме того, советское право не имело всеобщего характера, оставляя широкий простор для "внеправовой" деятельности.
1.Введение
2.Общая характеристика развития права в период НЭПа (1921-1929гг)
3.Конституция СССР 1924 г. Конституция РСФСР 1925 г
4.Советское право в период НЭПа (1921-1929 гг.)
4.1 Гражданское право
4.2 Семейное право
4.3 Финансовое право
4.5 Трудовое право
4.6 Земельное право
4.7 Уголовное право
4.8 Уголовный процесс
4.9 Гражданский процесс
4.10 Исправительно-трудовое право
5.Заключение
6.Список использованной литературы
Конституция
СССР установила следующую
Заключительная
глава Конституции СССР
столице СССР. Третья сессия ЦИК СССР объединила в одну две эмблемы
государственности - герб СССР и флаг СССР. Конституция СССР предусматривала эти две эмблемы как самостоятельные, государственный
герб СССР состоял
из серпа и молота на земном шаре,
изображенном в лучах солнца и
обрамленном колосьями с
Конституция
СССР 1924 г. закрепила построение
федерации на базе Советов,
принципы добровольности
Как
уже отмечалось, Конституция СССР
1924 г. закрепила форму нового
государственного объединения
Принятие Конституции СССР 1924 г. привело к дальнейшему развитию
советского законодательства. Конституция СССР 1924 г. была действующей по 1936 г., когда 5 декабря 1936 г. была принята новая Конституция СССР. В последующие годы после принятия Конституции СССР 1924 г. были изменены и приведены в соответствие с ней Конституции союзных республик.
Некоторые исследователи полагают, что из задачи внесения частичных
изменений в Конституцию РСФСР 1918 г. выросла задача создания новой Конституции РСФСР. Однако следует отметать, что новая Конституция РСФСР 1925 г. многое восприняла из Конституции РСФСР 1918 г. Мы остановимся главным образом на том новом, что появилось в Конституции РСФСР 1925 г. Появление новой Конституции РСФСР 1925 г. было связано с необходимостью учета создания СССР, а также с потребностью учесть уже пройденный после 1918 г. путь. Проект Конституции вначале был создан в НКЮ. Конституционную комиссию возглавлял Д.И. Курский. Затем над проектом работала комиссия Президиума ВЦИК. Она привела Конституцию РСФСР в соответствие с Конституцией СССР 1924 г., оформила подробно правовой статус автономных республик и областей РСФСР. Была сделана попытка уравнения избирательных прав трудящихся города и села. Но в дальнейшей работе над этим проектом данное положение было утрачено. Затем проект был передан в СНК РСФСР, из проекта была исключена "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа" и введена новая глава "Об основах экономического строя РСФСР. Далее проектом вновь занялся Президиум ВЦИК, который из главы "Об основах экономического строя РСФСР сделал лишь одну статью. Проект Конституции РСФСР обсуждался, затем во ВЦИК и на Всероссийском съезде Советов и был утвержден 11 мая 1925г.
По своему содержанию Конституция СССР 1924 г. и республиканские
Конституции, в
том числе и Конституция РСФСР
1925 г., как бы дополняли друг друга.
Тоща имела распространение
Конституция СССР и Конституция РСФСР дополняют одна другую и,
вместе взятые, составляют единое неразрывное целое, единую Советскую
Конституцию.21
Конституция РСФСР состояла из 6 разделов, 8 глав и 89 статей. Новым
в Конституции РСФСР 1925 г. было появление главы 4 "Об автономных
Советских Социалистических
республиках и областях", где
был обобщен опыт национально-государственного
строительства РСФСР с 1918 по 1925 г.
Опущена была в новой Конституции
"Декларация прав трудящегося и
эксплуатируемого народа", которая
составляла первый раздел Конституции
РСФСР 1918 г. Конституция РСФСР 1925 г.
Закрепила РСФСР как
Гражданское право развивалось
исходя из задачи обеспечить правовыми
средствами ведущую роль социалистического
сектора в системе народного хозяйства.24
Советское гражданское право
открыто узаконило широкое вмешательство
государства в гражданско-правовые отношения,
существенно ограничило свободу частной
собственности.
Законодатель различал две
категории субъектов гражданско-правовых
отношений: правоспособных граждан и юридические
лица. Права юридического лица предоставлялись
учреждениям, организациям и объединениям
лиц. Особую группу юридических лиц составляли
государственные предприятия, переведенные
на хозяйственный расчет. Среди них в первую
очередь надо отметить тресты. Тресты,
обладая широкими полномочиями, действовали
в то же время на основе планов. В 1923г. ВЦИК
и СНК РСФСР приняли Декрет о государственных
трестах. В тресты входило одно или несколько
предприятий, причем правом юридического
лица обладал лишь трест в целом. Тресты
объединяли не только промышленные предприятия,
создавались коммунальные и сельскохозяйственные
тресты.
В целях защиты интересов
государственных предприятий в сфере
обмена и распределения создавались синдикаты.
На них была «возложена роль крупной оптовой
торговли по сбыту и заготовками в целях
укрепления экономической позиции государственной
торговли». Как правило синдикаты являлись
торговыми объединениями трестов.
В гражданских кодексах
союзных республик много внимания было
уделено праву собственности. Различались
три вида собственности: государственная,
кооперативная и частная.
В исключительной собственности
государства были земля, ее недра, леса,
воды, железные дороги общего пользования
и их подвижной состав, летательные аппараты.
Интересно отметить, что морские суда
не только не признавались исключительной
государственной собственностью, но могли
находиться в собственности отдельных
граждан и акционерных обществ.
Закон допускал широкий круг объектов
кооперативной собственности, приравнивая
ее во многих отношениях к государственной.
Частная собственность, напротив, допускалась
только на мелкие промышленные предприятия
и немуниципализированные строения.25
Мелкие промышленные предприятия и маломерные
жилые стремления денационализировались.
Это была не столько уступка частному
капиталу, сколько мера, создавшая удобство
для государственного управления социалистическим
сектором экономики.
В годы восстановления народного
хозяйства государство пользовалось услугами
частного капитала в области производства,
организуя концессии.
Особый способ использования частного
капитала был предложен Декретом ЦИК СССР
от 13 июля 1923 г. «О недрах земли и разработке
их». Согласно Декрету все граждане и юридические
лица при получении соответствующего
разрешения и внесении платы, могли реализовать
право на горнопромысловые работы, поиск,
разведку, добычу и переработку полезных
ископаемых.
Гражданские кодексы советских
республик подробно регламентировали
различные виды договоров, в том числе
мены, займа, поручительства и доверенности,
товарищества и др.
В связи с ростом рыночных
связей приобрел широкое распространение
договор купли-продажи, причем во внешней
торговле советское государство сохранило
свою монополию. Статья 138 ГК РСФСР восстановила
договор дарения.
Договор имущественного
найма был направлен главным образом на
урегулирование отношений, возникающих
из аренды государственных предприятий
и найма жилого помещения.
Договор подряда широко
использовался государственными предприятиями.
При этом он заключался не только между
социалистическими организациями. Государственные
предприятия могли вступать в подрядные
отношения так же с частными организациями
и гражданами.
В гражданских кодексах было
дано развернутое определение наследования.
Были закреплены институты нового, социалистического
наследования права. Сохранение в рассматриваемый
период частного сектора в экономике заставило
законодателя ввести определенные ограничения
в право наследования. Так, имущество,
которое можно было передать по наследству,
ограничивалось 10 тыс. руб. Одновременно
устанавливался прогрессивный налог на
наследство, превышающее 1 тыс. руб. Лимит
наследования был отменен в 1926 г., одновременно
был повышен и налог с наследства. Если
по первоначальным правилам максимальный
налог устанавливался более чем в 500 тыс.
руб. налог доходил до 90% этой суммы.
Гражданские
кодексы устанавливали право
наследования как по закону, так
и по завещанию.
Советское авторское право
распространялось на любое произведение
науки, литературы и искусства, «каковы
бы ни были способ и формы его воспроизведения,
а равно достоинство и назначение».26
КЗАГЗ 1918 г. , создавался
в обстановке споров. Многие считали, что
кодекс сохраняет буржуазные принципы
семьи. В этих условиях осенью 1920 г. коллегия
Наркомюста поставила разработать в кратчайший
срок проект нового семейного кодекса.
Работа над проектом вызвала новую дискуссию,
в которой приняли участие и видные государственные
деятели: А.М. Колонтай, А.В. Луначарский,
Д.И. Курский и др.
ВЦИК
в ноябре 1926 г. утвердил Кодекс законов
о браке, семье и опеке РСФСР. Устанавливались
условия для признания фактического брака:
совместное проживание, ведение общего
хозяйства, совместное воспитание детей,
выявление супружеских отношений перед
третьими лицами в переписке и других
документах. Устанавливался единый минимальный
возраст вступающих в брак - 18 лет, т.е.
был повышен брачный возраст для женщин
с 16 до 18 лет. Регистрирующие брак обязаны
были дать подписку о том, что они взаимно
осведомлены о состоянии здоровья, в частности,
в отношении венерических, душевных и
туберкулезных заболеваний, а также узнать,
в который по счету брак, зарегистрированный
или незарегистрированный, каждый из них
вступал и сколько имел детей. Сокрытие
этих сведений каралось в уголовном порядке.
Все правовые последствия для мужчин и
женщин наступали с момента их вступления
в сожительство.27
По кодексу 1926 г. восстанавливался
институт усыновления, что было особенно
важно при существовании огромной массы
беспризорных, порожденных гражданской
войной. Также кодекс дал право суду выносить
решения об отбирании детей у родителей
и передаче их органам опеки и попечительства.
Подробно регламентировались права и
обязанности опекунов и попечителей. Опека
устанавливалась над несовершеннолетними
до 14 лет и над слабоумными и душевнобольными.
По-разному решались в кодексах
союзных республик вопросы о брачном возрасте,
фамилии. В кодексах Узбекской, Таджикской
и Туркменской республик в связи с национально-бытовыми
особенностями при заключении брака лицам
коренной национальности в случае отсутствия
у них фамилий допускалось присвоение
общей фамилии по отчеству одного из супругов.
В основном же, кодексы союзных республик
исходили из общих принципов единобрачия
и защиты интересов матери и ребенка.
Переход к нэпу принципиально
отразился на финансовой системе и финансовом
праве. Товарно-денежные отношения, на
которых стала строиться новая экономическая
политика, не могли обойтись без четко
налаженных финансов. А они были разрушены,
и в течении 1921 г. еще продолжали разрушаться.
Чтобы восстановить и стабилизировать
денежную систему, нужно было решить давно
известную всем государствам задачу –
сбалансировать доходы с расходами.28
Прежде всего были приняты меры к сокращению
расходов, для этого уменьшили затраты
на государственный аппарат, как на чиновничество,
так, и в особенности, на вооруженные силы.
Однако только экономией решить проблему
было невозможно. Главное – надо было
наладить пополнение казны, т.е. обеспечить
функционирование разного рода источников
поступления средств. Прежде всего, для
этого был использован тоже давно испытанный
способ – налоги.
Складывается две основные
системы налогов – прямые и косвенные.
Прямые налоги взыскивались с граждан
и юридических лиц непосредственно и обычно
составляли определенную долю от их доходов.
Одним из таковых налогов был подоходно-имущественный,
введенный в 1922 г. Он взимался с частных
лиц и хозяйств. Был введен так же промышленный
налог, бравшийся первоначально с ненационализированных
предприятий, но затем распространенный
и на государственные предприятия.29
Директивы партии нацеливали
государственные органы на использование
преимущественно прямых налогов, которые
помогали бороться с буржуазией, нэпманами.30
Прямые налоги не позволяли нэпманам сосредоточить
в своих руках большие средства. Чем больше
частник наживался, тем больше с него взыскивало
государство, притом не пропорционально,
а прогрессивно. И, наоборот, с государственных
и кооперативных организаций, с бедняцких
и середняцких хозяйств прогрессивный
налог взыскивался меньше. Такой принцип
был установлен еще Декретом о продналоге.
Создавались государственные сберегательные кассы. Восстанавливалась и расширялась кредитная система. Наряду с учреждением государственного банка создавались коммерческие, кооперативные, коммунальные банки, учреждения сельскохозяйственного кредита, сельскохозяйственные кредитные товарищества. Государство широко вводило внутренние государственные займы. Образование СССР привело к установлению единой для всех республик денежной и кредитной системы. К компетенции Союза было отнесено установление общесоюзных, республиканских и местных налогов. Устанавливался бюджет СССР. Союзные республики имели свои бюджеты, являвшиеся составными частями общесоюзного бюджета. Кроме РСФСР, бюджеты всех других союзных республик получали дотацию из общесоюзного бюджета. К компетенции Союза было отнесено введение внутренних займов. Союзные республики могли с разрешения Союза вводить дополнительные налоги и сборы в свои бюджеты. Вопросам разграничения бюджетных прав Союза и союзных республик было посвящено принятое в 1927 г. Положение о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик. Оно расширяло бюджетные права республик.