Развитие отечественной политической мысли в 11-17 веках

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 06:13, реферат

Описание работы

ЦЕЛЬ данной исследовательской работы: показать характер, уровень, специфику древнерусской государственности и политической мысли, опираясь на объективный анализ истории развития отечественной политической мысли в ХI-ХVII вв.

Содержание

В В Е Д Е Н И Е. 3
РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
В ХI-ХVII ВЕКАХ. 5
1. ДРЕВНЕРУССКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ IХ-ХIII ВВ. 5
2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ХIV-ХVI ВВ. 13
1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
ХVII ВЕКА. 21
З А К Л Ю Ч Е Н И Е 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 31

Работа содержит 1 файл

Реферат Димы сокр..doc

— 135.50 Кб (Скачать)

       К началу ХIII в. центр русской общественно-политической   жизни перемещается из Киева во Владимир. Здесь появляется «Моление Даниила  

Заточника» (1229 г.), где намечены пути укрепления сильной княжеской власти, способной преодолеть внутренние раздоры и подготовить страну к обороне от иноземного нашествия

       Автор «Моления» считает, что князь должен управлять крепко и справедливо, иметь при себе «думцев» и опираться в своей деятельности на их совет. Задача заключается в правильном  подборе людей.

       Силовые методы в деятельности князя Даниил величает «царскою грозою». Они должны быть направлены на укрепление внутреннего порядка и внешней безопасности.  «Грозная» власть восстанавливает нарушенную справедливость и пресекает беззаконие.

Даниил продолжает древнерусскую ориентацию на мир. Для  него мир и

__________________________________________________________________

1. Древнерусская  литература./Сост.  Е. Рогачевская. - М.: Школа - Пресс,  1996, с. 234. 

 мудрая политика предпочтительнее храбрости, возможности все дела решать силой. Среди качеств идеального князя выделяется забота о подданных, обеспечение условий для их благосостояния: «... Весна украшает землю цветами, а ты оживляешь людей милостью своею... Да не будет сжата рука твоя, княже мой, господине, на подаяние бедным...» Князь должен быть гарантом безопасности и имущества подданных от произвола княжеских слуг, бояр. Боярское засилье ведет к ослаблению государства.  Поддержка великокняжеской власти, осуждение своеволия боярства призваны были способствовать объединению земель в единое государство.

        Еще один памятник древнерусской литературы  ХIII в. «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра» (1220 -   1263), автором которого является книжник из окружения митрополита киево-владимирского Кирилла, отличается представлением государя не только как самодержца и государя, украшенного христианскими добродетелями, а как

государя, особо  уповавшего в своих деяниях на Бога и именно потому добивавшегося успеха: «После разорения Неврюем земли Суздальской князь великий  Александр воздвиг церкви, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их. О таких сказал Исайя-пророк: « Князь хороший в странах - тих, приветлив, кроток, смиренен - и тем подобен Богу».

       Автор - суздальский патриот, ратующий за Суздальскую землю; он является проводником суздальской идеи, идеи формирующегося самодержавия.  «Царь среди царей,  князь среди  князей» - формула «Повести».

        Еще одним памятником ХIII в. (переводным), включающим  изречения из Евангелия, сочинения «отцов церкви» и светских авторов,  очень ________________________________________________________________

1. Древнерусская литература./Сост.   Е.Рогачевская.  - М.: Школа - Пресс,  1996, с.266.  

 распространенным на Руси   с ХII-ХIII вплоть до ХVII вв. - «Пчела», которая дает представление, каким путем и в какой форме на Руси распространялись популярные византийские представления о власти, правлении, законах и т.д.: «Князю необходимо о трех вещах помнить: первое - что людьми управляет; второе - что закон ему дан об Бога; третье - что власть эта переменна и пресекается»

(Агафон).

Таким   образом,    древнерусские   авторы,   исходя   из  внутри-   и       

внешнеполитической ситуации, наблюдавшейся с момента возникновения государства Киевская Русь и до начала феодальной раздробленности, усугублявшейся монгольским нашествием, в своих произведениях высказывают мысль о необходимости сохранения единого государства, основанного на сильной центральной власти, и подчинение всех слоев древнерусского общества установленным верховной властью законам.  «Следует действующие законы соблюдать твердо...» (Дион) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

________________________________________________________________    1. Антология мировой политической мысли. В 5 т. Т. 3.- М.: Мысль, 1997.

 С. 74.

 2. Памятники литературы Древней Руси Х111 в.- М.: Худ. литература, 1981.  С. 513-517.

      2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ  МЫСЛЬ Х1У-ХУ1 ВЕКОВ.

        Начало объединения русских земель  вокруг Москвы в ХIV-ХVI вв. и проблемы, связанные с этим процессом, наложили свой отпечаток и на  содержание политической мысли того времени. В центре ее находились проблемы происхождения Русского государства, родословия князей, правомерность их династических притязаний; взаимоотношения между светской и духовной властями. В связи с возросшей ролью правителя активно обсуждались нравственные и юридические нормы, которыми он должен руководствоваться.

       В спорах по этим вопросам сформировались основные направления политической мысли: теория «Москва - Третий Рим», нестяжатели, иосифляне, отражающая интересы дворянства концепция И.С. Пересветова, оправдание абсолютизма у Ивана Грозного, защита боярской вольности в сочетании с тираноборческими идеями у А. Курбского.

       Сохранился интересный документ - «Договорная грамота великого князя Василия Дмитриевича и удельных князей с тверским великим князем Михаилом Александровичем» (1399), который фиксирует политические отношения между Москвой и Тверью в момент соперничества двух княжеств за гегемонию на Руси. Этот договор является одним из документальных свидетельств прежних понятий о праве старшинства  в роде князей династии Рюриковичей, перерастания родовых отношений в политические, опирающиеся на силу государства: «... И вам, брат, не брать нашу отчину Москву, Великое княжение и Великий Новгород, ни тебе, ни твоим детям, ни твоим внучатам, ни твоим племянникам... А которые земли и воды принадлежали нашей отчине Москве... при нашем прадеде Великом князе Иване Даниловиче...- того тебе, брат, у нас не брать, ни у наших братьев младших, ни у наших детей...»

       Теория «Москва - Третий Рим» получила оформление в посланиях __________________________________________________________________

1. Антология  политической мысли. В 5 т. Т 3. - М.: Мысль, 1997. С 82.

Филофея - монаха Псковского Елеазарова монастыря - к псковскому наместнику и великим  князьям Василию и Ивану. Эти  послания стали широко известными политическими документами ХV - начала ХVI вв. Главная цель теории - доказательство закономерного возвышения Москвы и великого князя Московского как главы всей Русской земли. Для обоснования этой цели Филофей формулирует концепцию государственности, где провозглашает Москву «Третьим Римом» ( Первый – Древний Рим – пал из-за своего язычества, второй – Византия – из-за унии с католической церковью). Москва – центр   православия будет стоять   до  скончания  мира,  ибо  Русское   государство    избрано   по    воле проведения для защиты православной религии.

       Филофей обосновывает необходимость единой для всей русской земли царской власти.  «Царь - наместник Бога и его слуга, сердце царево в руке божией». В его лице светская и духовная власти совмещаются,  т. к. божественная воля - источник любой власти, а следовательно, и власти царя.

       Проблема соотношения светской  и духовной власти решена Филофеем  посредством увеличения объема  светской власти и ограничения  духовной, ее полного подчинения  светским правителям, но с сохранением  за духовными владыками  права  «говорить правду» царям.

    Максим  Грек (1470-1555) - монах, переводчик и публицист ХV в. - в своих произведениях («Слово  ХХV... великому князю Василию Ивановичу», «Слово ХХVIII...послание к великому князю всея России Иоанну Васильевичу») размышлял о проблеме взаимосвязи светской и духовной властей, проблеме организации государственной власти. Максим отводил роль главы государства государю, полагая, что митрополит при нем является духовным отцом державы. Считая русских государей самодержцами, он

__________________________________________________________________

1. История политических  учений. Под ред. О.В. Мартышина.- М.: Норм,. 2002. С. 134.

проводил  мысль о разумной сословной монархии, о необходимости иметь при государе «Советы» по делам управления, крепить дружбу и единомыслие князей, бояр и воевод, заботиться о подданных в духе человеколюбия и правосудия, справедливости и милости, противостояние беззаконию, «сатанинской гордости» и «богомерзкому лихоимству». 

      Роль церкви и общества, соотношение церкви и государства активно обсуждались иосифлянами  и нестяжателями. Оба направления

выступали за объединение русских земель, создание единого государства, ставили задачу: усовершенствовать церковно-монастырскую систему, но пути и средства достижения этой цели предлагались различные.       Основоположник учения нестяжателей Нил Сорский (1433-1508), считал порочной практику стяжания, проявляющуюся в приобретении земель и усилении эксплуатации крестьянского труда в монастырском хозяйстве. Деятельность церкви должна быть ограничена духовной сферой и ориентирована на помощь человеку в преодолении страстей. Дела веры не должны быть сферой вмешательства государства. Обе власти (духовная и светская) должны следовать единой цели, но с сохранением за каждой своей сферы влияние и деятельности.

          Традиции Н. Сорского были продолжены Вассианом Патрикеевым.       Вассиан отстаивал в ряде сочинений идеи независимости церкви от государства, выступал против монастырского землевладения. Ему принадлежит редакция Кормчей (1517) - сборника апостольских, соборных и епископских правил, являвшихся руководством при управлении церковью и в церковном суде.

  Нестяжатели сформулировали социально-политический идеал, близкий интересам крестьянства, страдавшего от повинностей в пользу монастырей. Их труды стали основой еретических учений.

__________________________________________________________________1.Антология политической мысли. В 5 т. Т 3. - М.: Мысль, 1997. С. 153-159. 

       Иосифляне отрицали конфискацию церковных земель, оправдывали богатства монастырей необходимостью развития церкви. При этом признавалось личное нестяжание монахов. Основатель течения Иосиф Волоцкий возвеличивает великокняжескую власть, отказывается от первоначальной теории превосходства священства над царством, подчиняет государственной власти церковную, проявляет полную нетерпимость к еретикам, т.к. инакомыслие считает преступлением не только против религии и церкви, но и против государства.

       Тираноборческие мотивы раннего  периода иосифлян получили дальнейшее развитие во взглядах А.М. Курбского (1528-1583), дошедших до нас в посланиях к Ивану Грозному. В 1573 г. он написал «Историю о великом князе Московском» - политических манифест тех представителей боярства, которые выступали за сохранение сословно-представительной монархии, против абсолютистских тенденций Ивана Грозного. Центральная политическая идея Курбского - идея необходимости для государя иметь при себе мудрых советников - противостоит «сатанинскому совету» монаха Вассиана  Топоркова не держать царю при себе советников мудрее себя. Эту идею Курбский довел до предложения искать совета не только у «думцев», но и у «всенародных человек», т.е. у более широкого по составу представительного органа, т.к. после падения правительства Адашева и опричной реформы царская власть отклонилась от возложенной на нее высшей воли, впала в «безбожие» и «беззаконие».

        Политическая концепция Курбского,  совпадая с интересами боярства, не была направлена против  монархии  и самодержавия. Его  нельзя отнести и к идеологам неограниченной монархии, а тем более к представителям средневековой русской демократии. Но, ратуя за сословное

_________________________________________________________________

1.История  политических учений. Под ред.  О.В. Мартышина.- М.: Норма,      2002.С.136-142 .                                                                                                

 при  представительство царе, за своего рода «просвещенную», упорядоченную законами монархию, которая управляется справедливо и милостиво, осуждая тираническое правление Ивана Грозного, его опричнину как «гонение великое и пожар лютости» по всей Русской  земле,   Курбский

способствовал прогрессу   русской политической мысли, накоплению  в ней

идей  разумного, рационального государственного устройства. Недостатком взглядов Курбского была недооценка необходимости в тот момент сильной царской власти, способствующей сплочению земли русской.

            Более соответствующие духу времени проекты преобразования государства выдвигал Иван Пересветов. У него  идея связанности царя  законом и правдой сочетается с признанием необходимости покончить с произволом бояр и построить систему управления на новых началах, опираясь на складывающееся сословие служилого дворянства. В своих двух челобитных (1549 г.) и публицистическом сочинении «Сказание о Магомет-султане и царе Константине» он изложил вопросы организации государственной власти, которую видел в самодержавном государе, олицетворяющего единство государственной воли, ее верховенство, но не наделенного абсолютной властью.

Информация о работе Развитие отечественной политической мысли в 11-17 веках