Развитие отечественной политической мысли в 11-17 веках

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 06:13, реферат

Описание работы

ЦЕЛЬ данной исследовательской работы: показать характер, уровень, специфику древнерусской государственности и политической мысли, опираясь на объективный анализ истории развития отечественной политической мысли в ХI-ХVII вв.

Содержание

В В Е Д Е Н И Е. 3
РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
В ХI-ХVII ВЕКАХ. 5
1. ДРЕВНЕРУССКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ IХ-ХIII ВВ. 5
2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ХIV-ХVI ВВ. 13
1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
ХVII ВЕКА. 21
З А К Л Ю Ч Е Н И Е 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 31

Работа содержит 1 файл

Реферат Димы сокр..doc

— 135.50 Кб (Скачать)

                   
 

          МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ       БЛИЖНЕПЕСОЧЕНСКАЯ   ОСНОВНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  

                                              ШКОЛА № 1 
     
     
     
     

    КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ  РАБОТ ШКОЛЬНИКОВ ПО  

              ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ МЫСЛИ 
     
     

    ТЕМА: «РАЗВИТИЕ  ОТЕЧЕСТВЕННОЙ 

                   ПОЛИТИЧЕСКОЙ  МЫСЛИ В ХI - ХVII ВЕКАХ». 
     
     
     

    АВТОР:  ШЛЯХТИН ДМИТРИЙ  ЕВГЕНЬЕВИЧ, 15 ЛЕТ,

                                       9  КЛАСС. 
     
     
     

    НАУЧНЫЙ  РУКОВОДИТЕЛЬ: СЕЛЕЗНЕВА СВЕТЛАНА  

                                                           ВАЛЕРЬЕВНА 
     
     
     
     
     
     
     

    АДРЕС: 607044, НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

                     ВЫКСУНСКИЙ РАЙОН

                     П. БЛИЖНЕ-ПЕСОЧНОЕ

                     УЛ. ФУТБОЛЬНАЯ, 16 
     
     
     
     
     

                                О Г Л А В Л Е Н И Е 
 
 
 

В В Е Д  Е Н И Е.                                                                                              3

                                                                                          

РАЗВИТИЕ  ОТЕЧЕСТВЕННОЙ  ПОЛИТИЧЕСКОЙ  МЫСЛИ

В ХI-ХVII ВЕКАХ.                                                                                        5 
 

1. ДРЕВНЕРУССКАЯ   ПОЛИТИЧЕСКАЯ  МЫСЛЬ IХ-ХIII ВВ.           5 
 

2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ  МЫСЛЬ ХIV-ХVI ВВ.                                             13 
 

  1. ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ  МЫСЛИ

ХVII ВЕКА.                                                                                                     21 
 

З А К Л  Ю Ч Е Н И Е                                                                                       27 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ                                                                              30  

ПРИЛОЖЕНИЕ                                                                                                31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  В В Е Д Е Н И Е 

        Роль исследования политических  учений  особенно велика в нашей  стране в сегодняшних условиях. Россия вновь переживает переломный момент.  Старая, наполовину развалившаяся система в последнее десятилетие ХХ века сознательно и быстро разрушалась. Приходящее ей на смену общество  пока лишено четких  координат и ориентиров. Еще только разрабатывается  концепция защиты национальных интересов.

        Создание демократического общества невозможно без опоры на политические учения прошлых лет. Все государственные и правовые явления вырастают из предшествующих и трансформируются в будущие формы. «Связь времен» позволяет рассматривать все явления в единой исторической перспективе. Настоящее невозможно без прошлого, потому и велик сегодня интерес к изучению истории развития российской политической мысли, в особенности  ее истоков, а также к изучению становления устойчивых форм государственности.

        В истории развития отечественной политической мысли  ХI-ХVII вв. можно выделить несколько периодов, обусловленных особенностями исторического развития страны. Разложение первобытно-общинного строя и постепенный переход к государственному и феодальному обществу, объединение под властью киевских князей вIХ-ХI вв., раздробленность Руси ХII-ХIIIвв. нашло отражение в памятниках письменности как «Слово о законе и благодати» Илариона, «Повесть временных лет» Нестора, «Слово о полку Игореве» и других произведениях.

        В произведениях ХIV-ХVI вв. Филофея, Нила Сорского, Вассиана Патрикеева, Ивана Пересветова и других авторов отчетливо прослеживается мысль о возвышении Москвы и превращении Московского княжества в Российское государство, формировании российской культуры.

        Особо можно выделить период ХVII в., когда начинается постепенная трансформации средневековой Руси в Россию Нового времени (произведения Ф. Грибоедова, С. Полоцкого, Никона, Аввакума).

        ЦЕЛЬ  данной исследовательской  работы: показать характер, уровень, специфику древнерусской государственности и политической мысли, опираясь на объективный анализ истории развития отечественной политической мысли в ХI-ХVII вв.

        ЗАДАЧИ: 1. выявить особенности становления и развития древнерусской политической мысли;

  1. показать, какое влияние социально-экономическое и политическое состояние русских земель оказало на развитие русской политической мысли ХIV – ХVI  века;
  2. проследить за развитием российской политической мысли ХVII века.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            РАЗВИТИЕ   ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ  МЫСЛИ

                                        В ХI-ХVII  ВЕКАХ .                 

    1. ДРЕВНЕРУССКАЯ  ПОЛИТИЧЕСКАЯ  МЫСЛЬ  IХ-ХIII ВЕКОВ. 

       Политические идеи Древней Руси отражали общественную жизнь восточных славян в IХ-ХIII веках. Сплочение русских земель под властью Киева оказалось нестойким. Процесс социальной дифференциации, привел к возникновению противоречий между княжеско-боярской верхушкой и обложенным данью населением, которое постепенно становилось феодально зависимым. Идет междоусобная борьба за великокняжеский престол, ослабившая центральную власть и приведшая в ХII в. к раздробленности.

       Древнерусская политико-правовая мысль отразила и внешние условия существования Киевского государства, вынужденного постоянно отстаивать свои рубежи. Оно оказалось как бы между двух огней: с одной стороны, постоянные набеги кочевников с востока и юга (печенеги, половцы, монголы), с другой - агрессия немецких, шведских, датских, польских, венгерских феодалов с севера и запада. Нашествие монголов во главе Батыем не получило должного отпора со стороны раздробленных русских княжеств. Русь утратила независимость, но русский народ сохранил свою государственность, а зависимость от Золотой Орды выражалась прежде всего в тяжелой дани, которой ханы обложили Русь. С возвышением Москвы начались объединительные процессы на Руси.

       Большое влияние на политико-правовые идеи оказало культурное развитие страны: переход от язычества к христианству при князе Владимире, взаимодействие народной (деревенской) и городской культуры, былинный эпос, зарождение письменности, летописания и литературы, налаживание культурных связей с другими странами, особенно  Византией, хранительницей христианских и античных ценностей.

       Значительным экономическим и культурным подъемом отмечено правление великого киевского князя Ярослава Мудрого (1019-1054). С его именем связана первая запись древнерусского права («Русская Правда»). Ярослав ввел Церковный устав, который наряду с византийскими каноническими положениями содержал отечественные нормы. Он собирал вокруг себя переводчиков и писателей, которые ознакомили русских людей с текстами Аристотеля, Платона, Демокрита и других древнегреческих мыслителей.

       Расцвет книжной образованности в середине ХI в. стимулировал рост национального самосознания и складывание политической мысли. В центре официальной идеологии стояли проблемы происхождения государства, легитимности правящей династии, наилучшей формы правления. Обсуждались и отношения между князьями, соотношение светской и духовной властей, внешняя политика, исследовалась взаимосвязь между такими понятиями, как «истина», «правда», «закон», что свидетельствует о серьезных достижениях в области политико-правовой культуры.

       Средневековая политико-правовая мысль имеет оригинальную структуру и форму. Юридический аспект не выделен в самостоятельную сферу, ключом к его пониманию является символика  Священного Писания.

       Первый дошедший до нас письменный памятник русской политической литературы - «Слово о законе и благодати» Иллариона (ХI в.), первого киевского митрополита русского происхождения.

       «Слово» состоит из трех частей. В первой части, анализируя взаимосвязи между ключевыми понятиями «закон» в Ветхом Завете и «истина» в Новом Завете, Иларион формулирует религиозно-правовую концепцию мира. Закон, по его  мнению, определяет внешние поступки людей на той ступени, когда люди еще не постигло истины. Он дан человечеству только на «приуготовление к истине и благодати».

       Вторая часть трактата посвящена Русскому государству, сущностью которого объявляется божественная воля. Глава государства - князь -

__________________________________________________________________1. Антология мировой политической  мысли. В 5 т. Т 3. - М.: Мысль, 1997. С.32.

является  «причастником» и «наследником» небесного царства,  а великокняжеский стол занимается по наследству. Государственная власть суверенна на территории всей русской земли и основано на законе.

       Восхваляемый князь Владимир 1 - «единодержец всей земли», «в правду облачен, крепостью перепоясан, в истину обут, разумом увенчан и

милосердием, как  гривной и золотым украшением..

      Высшая цель управления государством - обеспечение интересов всех подданных. Великий князь обязан неустанно творить милостыню и быть щедрым, помнить о болящих, вдовах и сиротах. Правосудие совершается только по закону, но милостиво: «Мало казни, много милуй». Кроме жестких мер юридического характера, Иларион советует применять и моральное воздействие в форме помилования, т.к. суровое наказание противно самой природе человека.

       Третья часть «Слова» посвящена задачам, которые стоят перед Русским государством. Главная задача - обеспечение мира. Ни на свой, ни на чужой народ не следует «попущать скорби и глада, и напрасных смертей, огня, потопления». Божественный промысел должен обеспечить мир, а князь, реализуя его, предотвратить войны, организовать хорошее внутреннее управление страной.

       Идеи Илариона получили дальнейшее  развитие в летописях. До нас  дошли сравнительно поздние списки  летописей (Новгородская летопись ХIII-ХIV вв., Лаврентьевская летопись 1377 г., Ипатьевская летопись начала ХV в.). Ядром летописания явилась «Повесть временных лет» Нестора, завершенная при Владимире Мономахе. Основной идеей автора «Повести» стало преодоление раздробленности и единство Русской земли.

       В «Повесть временных лет» органической частью вошли произведения Владимира Мономаха: «Поучение», «Письмо двоюродному брату Олегу Черниговскому», автобиографическое «Повествование». Основное внимание Мономах уделяет идее укрепления государственного единства, подчинения отдельных княжеств интересам всей Русской земли.

       Мономах осуждает «беззаконие» и «неправду».  «Правда» и «закон» в его произведениях - синонимы. Судить должен сам князь, не допуская беззакония, проявляя милосердие к наиболее беззащитным.

       В условиях раздробленности, начавшейся после смерти Владимира Мономаха, тема консолидации русских земель перед лицом внешних врагов приобрела особый пафос. Такова главная мысль «Слова о полку Игореве», самого знаменитого памятника древнерусской литературы (конец ХII в.). Неизвестный автор защищает традиционные политические идеалы: независимость Русской земли, подчинение старшему в роде князю, оборона отечества, укрепление его международного престижа, осуждение завоевательной политики, междоусобиц: «Война князей против поганых пришла к концу, ибо сказал брат брату: «Это мое, и то мое же». И стали князья про малые «это великое» говорить, а сами на себя крамолу ковать. А поганые со всех сторон приходят с победами на землю Русскую».      

Информация о работе Развитие отечественной политической мысли в 11-17 веках