Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 06:13, реферат
ЦЕЛЬ данной исследовательской работы: показать характер, уровень, специфику древнерусской государственности и политической мысли, опираясь на объективный анализ истории развития отечественной политической мысли в ХI-ХVII вв.
В В Е Д Е Н И Е. 3
РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
В ХI-ХVII ВЕКАХ. 5
1. ДРЕВНЕРУССКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ IХ-ХIII ВВ. 5
2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ХIV-ХVI ВВ. 13
1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
ХVII ВЕКА. 21
З А К Л Ю Ч Е Н И Е 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 31
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ШКОЛЬНИКОВ ПО
ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ МЫСЛИ
ТЕМА: «РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
В ХI - ХVII ВЕКАХ».
АВТОР: ШЛЯХТИН ДМИТРИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ, 15 ЛЕТ,
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: СЕЛЕЗНЕВА СВЕТЛАНА
АДРЕС: 607044, НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ВЫКСУНСКИЙ РАЙОН
П. БЛИЖНЕ-ПЕСОЧНОЕ
УЛ. ФУТБОЛЬНАЯ, 16
О Г Л А В Л Е Н И Е
В В Е Д
Е Н И Е.
РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
В ХI-ХVII ВЕКАХ.
1. ДРЕВНЕРУССКАЯ
ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ IХ-ХIII ВВ.
5
2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ
МЫСЛЬ ХIV-ХVI ВВ.
13
ХVII ВЕКА.
З А К Л
Ю Ч Е Н И Е
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
В В Е Д Е Н И Е
Роль исследования
Создание демократического общества невозможно без опоры на политические учения прошлых лет. Все государственные и правовые явления вырастают из предшествующих и трансформируются в будущие формы. «Связь времен» позволяет рассматривать все явления в единой исторической перспективе. Настоящее невозможно без прошлого, потому и велик сегодня интерес к изучению истории развития российской политической мысли, в особенности ее истоков, а также к изучению становления устойчивых форм государственности.
В истории развития
В произведениях ХIV-ХVI вв. Филофея, Нила Сорского, Вассиана Патрикеева, Ивана Пересветова и других авторов отчетливо прослеживается мысль о возвышении Москвы и превращении Московского княжества в Российское государство, формировании российской культуры.
Особо можно выделить период ХVII в., когда начинается постепенная трансформации средневековой Руси в Россию Нового времени (произведения Ф. Грибоедова, С. Полоцкого, Никона, Аввакума).
ЦЕЛЬ данной исследовательской работы: показать характер, уровень, специфику древнерусской государственности и политической мысли, опираясь на объективный анализ истории развития отечественной политической мысли в ХI-ХVII вв.
ЗАДАЧИ: 1. выявить особенности становления и развития древнерусской политической мысли;
РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
1. ДРЕВНЕРУССКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ
IХ-ХIII ВЕКОВ.
Политические идеи Древней Руси отражали общественную жизнь восточных славян в IХ-ХIII веках. Сплочение русских земель под властью Киева оказалось нестойким. Процесс социальной дифференциации, привел к возникновению противоречий между княжеско-боярской верхушкой и обложенным данью населением, которое постепенно становилось феодально зависимым. Идет междоусобная борьба за великокняжеский престол, ослабившая центральную власть и приведшая в ХII в. к раздробленности.
Древнерусская политико-правовая мысль отразила и внешние условия существования Киевского государства, вынужденного постоянно отстаивать свои рубежи. Оно оказалось как бы между двух огней: с одной стороны, постоянные набеги кочевников с востока и юга (печенеги, половцы, монголы), с другой - агрессия немецких, шведских, датских, польских, венгерских феодалов с севера и запада. Нашествие монголов во главе Батыем не получило должного отпора со стороны раздробленных русских княжеств. Русь утратила независимость, но русский народ сохранил свою государственность, а зависимость от Золотой Орды выражалась прежде всего в тяжелой дани, которой ханы обложили Русь. С возвышением Москвы начались объединительные процессы на Руси.
Большое влияние на политико-правовые идеи оказало культурное развитие страны: переход от язычества к христианству при князе Владимире, взаимодействие народной (деревенской) и городской культуры, былинный эпос, зарождение письменности, летописания и литературы, налаживание культурных связей с другими странами, особенно Византией, хранительницей христианских и античных ценностей.
Значительным экономическим и культурным подъемом отмечено правление великого киевского князя Ярослава Мудрого (1019-1054). С его именем связана первая запись древнерусского права («Русская Правда»). Ярослав ввел Церковный устав, который наряду с византийскими каноническими положениями содержал отечественные нормы. Он собирал вокруг себя переводчиков и писателей, которые ознакомили русских людей с текстами Аристотеля, Платона, Демокрита и других древнегреческих мыслителей.
Расцвет книжной образованности в середине ХI в. стимулировал рост национального самосознания и складывание политической мысли. В центре официальной идеологии стояли проблемы происхождения государства, легитимности правящей династии, наилучшей формы правления. Обсуждались и отношения между князьями, соотношение светской и духовной властей, внешняя политика, исследовалась взаимосвязь между такими понятиями, как «истина», «правда», «закон», что свидетельствует о серьезных достижениях в области политико-правовой культуры.
Средневековая политико-правовая мысль имеет оригинальную структуру и форму. Юридический аспект не выделен в самостоятельную сферу, ключом к его пониманию является символика Священного Писания.
Первый дошедший до нас письменный памятник русской политической литературы - «Слово о законе и благодати» Иллариона (ХI в.), первого киевского митрополита русского происхождения.
«Слово» состоит из трех частей. В первой части, анализируя взаимосвязи между ключевыми понятиями «закон» в Ветхом Завете и «истина» в Новом Завете, Иларион формулирует религиозно-правовую концепцию мира. Закон, по его мнению, определяет внешние поступки людей на той ступени, когда люди еще не постигло истины. Он дан человечеству только на «приуготовление к истине и благодати».
Вторая часть трактата посвящена Русскому государству, сущностью которого объявляется божественная воля. Глава государства - князь -
______________________________
является «причастником» и «наследником» небесного царства, а великокняжеский стол занимается по наследству. Государственная власть суверенна на территории всей русской земли и основано на законе.
Восхваляемый князь Владимир 1 - «единодержец всей земли», «в правду облачен, крепостью перепоясан, в истину обут, разумом увенчан и
милосердием, как
гривной и золотым украшением..
Высшая цель управления государством - обеспечение интересов всех подданных. Великий князь обязан неустанно творить милостыню и быть щедрым, помнить о болящих, вдовах и сиротах. Правосудие совершается только по закону, но милостиво: «Мало казни, много милуй». Кроме жестких мер юридического характера, Иларион советует применять и моральное воздействие в форме помилования, т.к. суровое наказание противно самой природе человека.
Третья часть «Слова» посвящена задачам, которые стоят перед Русским государством. Главная задача - обеспечение мира. Ни на свой, ни на чужой народ не следует «попущать скорби и глада, и напрасных смертей, огня, потопления». Божественный промысел должен обеспечить мир, а князь, реализуя его, предотвратить войны, организовать хорошее внутреннее управление страной.
Идеи Илариона получили
В «Повесть временных лет» органической частью вошли произведения Владимира Мономаха: «Поучение», «Письмо двоюродному брату Олегу Черниговскому», автобиографическое «Повествование». Основное внимание Мономах уделяет идее укрепления государственного единства, подчинения отдельных княжеств интересам всей Русской земли.
Мономах осуждает «беззаконие» и «неправду». «Правда» и «закон» в его произведениях - синонимы. Судить должен сам князь, не допуская беззакония, проявляя милосердие к наиболее беззащитным.
В условиях раздробленности, начавшейся после смерти Владимира Мономаха, тема консолидации русских земель перед лицом внешних врагов приобрела особый пафос. Такова главная мысль «Слова о полку Игореве», самого знаменитого памятника древнерусской литературы (конец ХII в.). Неизвестный автор защищает традиционные политические идеалы: независимость Русской земли, подчинение старшему в роде князю, оборона отечества, укрепление его международного престижа, осуждение завоевательной политики, междоусобиц: «Война князей против поганых пришла к концу, ибо сказал брат брату: «Это мое, и то мое же». И стали князья про малые «это великое» говорить, а сами на себя крамолу ковать. А поганые со всех сторон приходят с победами на землю Русскую».
Информация о работе Развитие отечественной политической мысли в 11-17 веках