Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 23:02, реферат
Семнадцатый век - одна из наиболее грандиозных эпох во всей истории
искусства. Располагаясь между эпохой Возрождения, обнимающей примерно три
века, с XIV по XVI, и эпохой Просвещения — XVIII веком, она не уступает им
ни в своем историческом значении, ни в обилии великих художников и
бессмертных шедевров. При этом лишь условно можно было бы рассматривать
XVII век как время перехода от Возрождения к Просвещению, хотя он
действительно многое унаследовал от первого и завещал второму. В целом XVII
век — совершенно самостоятельная фаза в развитии мировой художественной
культуры, обладающая своими неповторимыми особенностями в мировоззрении,
общественном и культурном укладе, образном мышлении.
Введение 2
Глава 1. Развитие немецкого искусства в XVII веке 3
1.1. Влияние зарубежных живописных школ на развитие искусства Германии 3
1.2. Складывание собственного архитектурного стиля в Германии 6
1.3. Проекты Андреаса Шлютера 8
1.4. Развитие немецкой скульптуры в XVII веке 8
Глава 2. Характеристика искусства Германии XVIII века 11
2.1. Работы Шлютера XVIII века 11
2.2. Дрезденский Цвингер — шедевр барокко 12
2.3. Церковная архитектура Германии 13
2.4. Скульптура Гюнцера 15
2.5. Рококо в немецком искусстве 16
2.6. Живопись Рафаэля Менгса 17
Заключение 20
Список использованной литературы: 21
значении термина.
Дворец эффектно
возвышается на
к парку, искусно распланированному Кнобельсдорфом. Осевая г регулярная
композиция парка, восходящая к эпохе барокко, сочетается здесь с более
интимными, пейзажными участками.
Другой значительный памятник эпохи - дворец Амалиенбург (1734-1739)
близ Мюнхена (Бавария), выстроенный приехавшим из Франции архитектором
Франсуа Кювилье (1695-1768), - еще более скромен по своим размерам, чем
резиденция прусского короля. Это маленькое строение представляет собой
образец строгого и сдержанного французского вкуса.
2.6. Живопись Рафаэля Менгса
В 1755 году в Дрездене вышла работа Иоганна Иоахима Винкельмана (1717-
1768) «Мысли по поводу подражания греческим произведениям в живописи и
скульптуре», которая произвела громадное впечатление на современников и
создала теоретические предпосылки для развития классицизма. Винкельман
«открыл» в античном искусстве ту идейную глубину, строгость и близость
природе, которые бесконечно поднимали в его мнении искусство древних над
пустыми и манерными творениями рококо. Свои выводы Винкельман сформулировал
в словах, ставших девизом поборников классицизма: «Единственный путь для
нас сделаться великими и, если можно, неподражаемыми - это подражание
древним»[3].
Главное произведение Винкельмана — «История искусства древности», —
увидевшее свет в Риме в 1763 году, является первым в мировой литературе
исследованием, которое рассматривало историю искусства как процесс и
затрагивало вопрос эволюции стиля. Классицизм XVII века ориентировался
главным образом на римские образцы, Винкельман же решительно отдает
предпочтение искусству Греции. Главную причину его расцвета в эпоху Фидия
Винкельман, выражая идеологию третьего сословия, видел в политической
свободе афинского народа. Но Винкельман не требовал от искусства активного
общественного содержания, а высшее
достоинство античного
в «благородной простоте и спокойном величии». Идеи Винкельмана, созвучные
умонастроениям передовых людей эпохи, получили широкое распространение
среди его соотечественников. Первым художником, пытавшимся на практике
воплотить идеи Винкельмана, стал Антон Рафаэль Менгс [4](1728—1779), бывший
в молодости выдающимся портретистом. Сблизившись с Винкельманом, Менгс стал
убежденным приверженцем его доктрины. Переселившись в 1750-х годах в Рим,
художник создал композицию «Парнас» на потолке виллы Альбани (1761). Но
программное произведение Менгса обнаруживает сходство скорее с холодным
академизмом болонцев XVII столетия, чем с античным искусством. Отказываясь
от барочного иллюзионизма, Менгс строит свой плафон, словно это станковая
картина, помещенная на потолке. Аполлон, окруженный музами, изображен на
фоне пространственно трактованного пейзажа. Каждая фигура плафона — это
воспоминание художника не только об античных, но также о ренессансных или
академических образцах.
Во второй половине XVIII века в Риме образуется колония немецких
художников, творчество которых в той или иной мере было затронуто влиянием
входящего в моду классицизма. Громадным успехом пользовались
мелодраматические и нарядные картинки на темы из античной истории швейцарки
Анжелики Кауфман (1741-1807) и итальянские ландшафты с руинами Якоба
Филиппа Хаккерта (1737-1807).
В Германии XVIII века портрет оказывается областью, в которой
усилившиеся к концу столетия реалистические тенденции могли проявиться с
наибольшей свободой.
В сфере аристократического портрета художники уже не акцентируют
сословную принадлежность своих моделей, но все более ощутимо стремятся к
выявлению ценности человеческой личности. В буржуазном портрете социальная
определенность, наоборот, возрастает. В автопортрете скульптора Иоганна
Генриха Даннекера (1758-1841) классицистическая четкость объемов, строгость
композиции соединяются с подчеркнутым демократизмом типажа и энергичным
выражением прямого, мужественного характера. Портретистом немецкой
буржуазии был живописец Антон Граф (1736-1813). Им создана целая галерея
современников. В портретах Графа проявляется не лишенное гордости
достоинство, которое отличало передовых представителей третьего сословия.
Скромные по размерам (чаще всего погрудные), написанные на гладком фоне
портреты Графа выполнены на высоком профессиональном уровне, но страдают
известной ограниченностью, свидетельствующей о слабости реализма в
Германии. В его портретах крупнейших деятелей немецкой культуры - Лессинга,
Гердера, Геллерта — нет той значительности, которая выделяла бы их из среды
рядовых бюргеров. Граф дает добросовестную и мастерскую фиксацию черт
модели, но ему лучше удаются средние люди, и он редко создает сложный
психологический образ.
Значительнейшим мастером буржуазного реализма в Германии стал Даниэль
Ходовепкий (1726-1801), переселившийся в 1743 году в Берлин из Польши.
Интересный не столько как живописец — самая известная его картина «Прощание
Каласа с семьей» (1767, Берлин-Далем) сильно напоминает Грёза композицией,
типажем и даже живописью, он был в первую очередь талантливым и плодовитым
графиком, выдающимся иллюстратором. Его гравюры к Лессинга «Минна фон
Барнхельм», лишенные, правда, подлинного драматизма (как большинство
иллюстраций того времени), но привлекающие декоративным изяществом,
позволяют считать его одним из лучших мастеров книги XVIII века. Особенно
интересен Ходовецкий как бытописатель берлинской жизни. Во многих сотнях
гравюр (главным образом в картинках к популярным тогда иллюстрированным
календарям) он запечатлевает повседневный быт людей третьего сословия.
Поэтизация бюргерского быта соединяется у Ходовецкого с убежденной, хотя и
неглубокой, критикой аристократических нравов и вкусов: он наивно и вместе
с тем забавно противопоставляет «естественности» бюргерского уклада
«манерность» надутой и
К лучшим произведениям Ходовецкого относятся его рисунки. Среди них
особое место занимает «Поездка в Данциг» (1773, Берлин, Государственные
музеи), своего рода путевой альбом художника, полный тонко наблюденных и
бесхитростно переданных сценок, - один из интереснейших памятников
немецкого реализма XVIII века.
Интерес к народному творчеству, к национальным традициям, к
отечественному средневековью, который пробуждали выступления Гёте с
Гердера, нашел в искусстве сравнительно слабый отзвук. Нау энские ворота в
Потсдаме (1755) и «Готический дом» в парке в Вёрлице (1776)1 были лишь
первыми предвестниками мощных романтических движений, расцветших с
наступлением XIX века. Свое полное и высочайшее проявление духовная жизнь
Германии XVIII века получила в литературе и музыке. Тем не менее XVIII веж
в Германии был и эпохой подъем» изобразительного искусства, общий уровень
которого значительно повысился по сравнению с предшествующим столетием. На
основе достижений XVIII века стал возможен переход к эпохе сложения нового
национального немецкого искусства.
Создание художественных произведений в Германии XVII-XVIII веков,
развивавших достижения эпохи Возрождения, сочеталось с тенденциями
маньеризма: чрезвычайной изысканностью форм, изощренной виртуозностью,
ласкающей глаз внешней красивостью, причудливостью. Искусство Германии XVII
существовало в сложном и многообразном взаимодействии Классицизма,
академизма, Барокко и Маньеризма в совокупности с деятельностью отдельных
мастеров, творчество которых не укладывается ни в какие стилистические
рамки.
Достижения немецкого барокко явились результатом местной интерпретации
форм, рожденных в Италии и Франции. Начиная с конца XVII и до конца XVIII
века Германию приглашала итальянцев, главным образом для строительства
церквей, в чем французские мастера уступали итальянским, в оформлении
дворцов немецких властителей преимущественно использовалось мастерство
выходцев из Франции. Но все они, и французы, и итальянцы, настолько
прониклись духом того общества, заказ которого выполняли, что их работу
трудно отличить от работы местных художников. Наибольшим влиянием среди
архитекторов в Германии пользовались близкие к стилю рококо Робер де Котт и
Жермен Бофран, у которых немецкие князья часто просили совета по поводу
строившихся зданий. Французское влияние отразилось в самих названиях многих
немецких увеселительных дворцов: Сан-Суси, Санпарей, Солитюд, Ля Фаворит,
Монплезир, Монэз, Монрепо, Белль-вю, Ля Фантэзи, Монбрийан и т.п.
Собственное своеобразие немецкое барокко приобретает лишь в XVIII
веке, до этого искусство развивалось под влиянием готических традиций и
французского итальянского маньеризма[5].
В развитом немецком барокко особенно на примере архитектуры отчетливо
прослеживается взаимовлияние элементов готики, ренессанса и рококо. Причем
если в экстерьере большую роль играли элементы барокко, то в оформлении
интерьеров — французское. В севреной Германии архитектура, мебель, изделия
прикладного искусства испытывали сильное влияние голландского и
норманнского стиля. Уже к середине XVIII века немецкое искусство и
барочного плавно перетекло в рококо.
Список использованной
1. Honisch D.A.R. Mengs, Recklinghausen 1965
2. Базен Ж. Барокко и рококо, М, 2001
3. Власов В.Г. Стили в искусстве, СПб, т. 1-3, 1995
4. Изергина А. Немецкая живопись XVII века, Л-М, 1960
5. Кантор А. М. Искусство XVIII века, М, 1977
6. Лившиц Н, Искусство XVIII века, М, 1966
7. Прусс И.Е. Запдноевропейское искусство XVII века, М, 1974
-----------------------
[1] Изергина А. Немецкая живопись XVII века, Л-М, 1960, с. 99
[2] Изергина А. Немецкая живопись XVII века, Л-М, 1960, с. 103
[3] Винкельман И. Мысли по поводу подражания греческим произведениям в
живописи и скульптуре, М, Искусство, 2004, с. 154
[4] Honisch D.A.R. Mengs, Recklinghausen 1965, р. 7-87
[5] Власов В.Г. Стили в искусстве,
Информация о работе Развитие немецкого искусства в XVII веке