Развитие экономической мысли в России в начале 20 века. Теория М.И Туган-Барановского и его работа "Русская фабрика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 23:16, курсовая работа

Описание работы

Закончился ХХ век, принесший человечеству многочисленные испытания, век, с одной стороны, возвеличивший человеческий разум, а с другой - показавший все несовершенство социального и политического устройства мира: две мировые войны, социальные революции, в том числе три из них в России, не только сохранившийся, но и расширяющийся голод на планете, болезни и эпидемии, бесчисленные природные катаклизмы, во многом вызванные бездумной деятельностью людей на земле, ведущей планету к негативным и губительным, более того, необратимым экологическим последствиям. И в то же время 20 век отмечен в истории человечества величайшими научными свершениями и, прежде всего в естественных науках, новыми географическими открытиями, новыми шедеврами в области литературы и искусства. При этом история свидетельствует: основные события глобального масштаба были непосредственно связаны с нашей страной и нашим народом

Содержание

1. Введение
2. Основные тенденции развития экономической мысли в XX столетии
3. Российская школа политической экономии: время высокой теории
4. Особенности формирования
5. Сохранение и развитие основ классической школы
6. Макроэкономика и экономическая динамика
7. Образование и просвещение
8. Историческая судьба российской школы
9. Российская экономическая классика. М.И.Туган-Барановский и его работа «Русская фабрика в прошлом и настоящем»
10. М.И.Туган-Барановский о социализме
11. Теория предельной полезности М.И.Туган-Барановского
12. Инвестиционная теория циклов М.И.Туган – Барановского
13. Заключение
14. Список литературы

Работа содержит 1 файл

Копия реф.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

     РОССИЙСКАЯ  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КЛАССИКА.

     М.И.ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ

     Одним из основателей российской школы  политической экономии, первым отечественным ученым, заставившим западную науку прислушаться к биению экономической мысли в России, был Михаил Иванович Туган-Барановский (1865-1919), профессор Петербургского политехнического института, владевший умами и сердцами российской молодежи первых десятилетий XX в.

     Научные труды Туган-Барановского, всегда неожиданные, неординарные, вызывали острые дискуссии, а доклады в Императорском вольном экономическом обществе (ИВЭО) - бурную полемику. Лекции и "научные семинарии" ученого собирали сотни слушателей. "Добытые им путем научного анализа положения, свои мысли, иногда сомнения он страстно стремился сообщить другим, перенести в аудиторию, - вспоминал профессор А.Н.Анцыферов. - Он вводил аудиторию в самый процесс работы ума. Он вместе с аудиторией мучился сомнениями, вместе с ней страстно искал истины. И это создавало ему как лектору необыкновенный успех».

     Туган-Барановский  был настоящим российским  ученым - просветителем а самом прекрасном, истинном смысле этого слова. Он много печатался в самых различных, в том числе популярных изданиях. Его перу принадлежал самый известный в стране учебник политической экономии. Он основал и редактировал многие издания, среди которых были: признанный одним из лучших в мире журнал "Вестник кооперации" и совершенно уникальный для того времени сборник "Новые идеи в экономике", на страницах которого впервые увидели свет статьи молодых авторов, впоследствии ставших знаменитостями. Во время Первой мировой войны ученый публиковал благотворительные (в пользу раненых) издания. На собственные гонорары выпускал в свет работы своих учеников, участвовал в редколлегиях зарубежных журналов и сам много в них печатался. Поистине подвижнической была его деятельность на ниве кооперации.

     Михаил  Иванович Туган-Барановский родился 8 января 1865 г. (старого стиля) в деревне  Соленое недалеко от Харькова в семье  помещика Ивана Яковлевича Туган-Барановского. Туган-Барановские принадлежали к древнему роду литовских татар, восходящему, по некоторым источникам, к Чингисхану.

     Еще будучи гимназистом, М. И. Туган-Барановский  проявил интерес к философии, увлекся Кантом. В 1888 г. окончил физико-математический факультет Харьковского университета, а в 1890 г. сдал экстерном экзамены на юридическом факультете.

     В годы учебы Туган-Барановский - активный участник разворачивающегося студенческого движения. Поворотной в его жизни стала крупная студенческая демонстрация 17 ноября 1886 г. в Петербурге, приуроченная к 25-летию со дня смерти Н.А. Добролюбова, одним из организаторов которой был Александр Ульянов. Пятнадцать наиболее активных ее участников были высланы из Петербурга. В их число попал и Туган-Барановский. В день рокового выстрела народовольцев в Александра III он был далеко от Петербурга.

     В 1889 г. Туган-Барановский женился  на Лидии Карловне Давыдовой — дочери издательницы популярного в 1890-е г.г. в России журнала «Мир Божий». Любопытно, что Ленин, Струве и Туган-Барановский были женаты на гимназических подругах - Н.Крупской. Н. Герд, Л. Давыдовой.

     Период  до 1894 г. был для Туган-Барановского периодом напряженной научной работы по сбору материалов и написанию магистерской диссертации. В течение трех лет он работал в крупнейших библиотеках в Лондоне и Петербурге. Результатом стало обширное исследование «Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь», очень скоро принесшее его автору российскую и мировую известность. В 1894 г. эта работа была представлена Туган-Барановским в Московском университете в качестве магистерской диссертации.

     В 1895 г. Туган-Барановский стал приват-доцентом Петербургского университета, где начал чтение лекций по политической экономии, однако в 1899 г. был уволен министром народного просвещения как «неблагонадежный». Созданию такой репутации способствовала вся общественная и научная деятельность Туган-Барановского в этот период. Он осуществил два фундаментальных исследования: в области истории и теории экономических кризисов и в области истории и состояния русской фабричной промышленности. Объективно в условиях того времени эти работы были направлены против народников, поскольку он доказывал закономерность развития русского капитализма. Однако их научное значение гораздо шире. В 1890-е г.г. он получил известность как один из ведущих представителей быстро растущего марксистского, социал-демократического направления в России: вел острую полемику с народничеством, участвовал вместе со Струве в редактировании первых социал-демократических журналов «Новое слово» и «Начало».

     Несмотря  на свою молодость, Туган-Барановский  уже в 1890-х гг. приобрел авторитет крупного русского экономиста. В 1898 г., когда Туган-Барановскому исполнилось 33 года, ему была присуждена докторская степень за работу «Русская фабрика в прошлом и настоящем».

     Следует сказать о данной работе. Здесь  он аргументировано показал несостоятельность народнической идеи о беспочвенности капитализма в России. На этом этапе «легальных» и ортодоксальных марксистов объединяли борьба с общим врагом — самодержавием и неприятие народнической идеологии, понимание, что его продуктивная критика возможна только с позиций марксистского материалистического учения об общественном развитии и капитализме как закономерном историческом этапе.

     В этой работе:

  1. Он показывает подробно историю развития капитализма в России. Но не только это.

     2. Все исследование Туган-Барановский приводит к заключению, что на определенной ступени исторического развития, по мере того как совершенствуется техника и создаются более свободные правовые условия, по мере того, как растет экономическая свобода и конкуренция, по мере того, как увеличивается внутренний и внешний рынок и становятся более живыми торговые связи, в стране образуются капиталистические отношения и растет капитализм.

     3. В других работах Туган-Барановский  отметил и иные факторы развития  капитализма.

     Поскольку более молодые и менее капиталистические страны дают возможность получения более высокой нормы прибыли, происходит международное передвижение капитала, происходит передвижение из развитых стран в страны молодой культуры. 

     Существенный  перелом в мировоззрении ученого произошел в начале 1900-х г.г., когда его привлек идеализм. Сильным потрясением для Туган-Барановского стала смерть в 1900 г. его жены Лидии Карловны, с которой он счастливо прожил более десяти лет. В эти мрачные дни неверующий Туган-Барановский, не видя ни в чем опоры, даже увлекся спиритизмом. Новое отношение к жизни, окрашенное идеалистическими воззрениями, потребовало от Туган-Барановского переосмысления марксизма, что немедленно проявилось в целом ряде работ, вышедших в этот период («Очерки из новейшей истории политической экономии и социализма», 1903 г.; «Теоретические основы марксизма», 1905 г.; «Современный социализм в его историческом развитии», 1906 г.).

     В марте 1901 г. за случайное участие  в демонстрации в Петербурге Туган-Барановский был арестован и выслан. Он уехал на Полтавщину, где вскоре женился на О. Ф. Русиновой, и до 1904 г. практически все время прожил в имении Русиновых с забавным названием Поздники. Оторванный от петербургской научной и общественной жизни, Туган-Барановский уделял немало времени работе в местных земских организациях, созданию сельских ссудо-сберегательных товариществ. Эту деятельность в Лохвицком уезде, в котором находились Поздники, Туган-Барановский продолжал и позднее — в 1914—1915 гг.

     Вернувшись  в 1904 г. в Петербург, Туган-Барановский продолжил профессорско-преподавательскую и общественную работу. Его увлекли проблемы кооперации, и он стремился к практическому участию в кооперативном движении, начавшем развиваться в России. В 1908 г. он был избран товарищем председателя, а в 1914 г.— председателем Петербургского отделения комитета сельских ссудо-сберегательных товариществ. С 1909 г. Туган-Барановский становится бессменным редактором единственного в своем роде кооперативного журнала «Вестник кооперации», где широко разрабатывались вопросы теории кооперации и освещалась практика кооперативного движении. Позднее, в марте 1917 г. на первом свободном всероссийском кооперативном съезде Туган-Барановский, как известный деятель русского кооперативного движения, был избран в президиум и вошел в состав сформированного съездом Совета всероссийских кооперативных съездов.

     На  протяжении всей жизни Туган-Барановский  вел интенсивную педагогическую деятельность. С 1907 г. он читал лекции по политэкономии на Петербургских  бестужевских курсах. Переработанное студенческое издание этих лекций превратилось позднее в знаменитые «Основы политической экономии» (1909), по которым училось не одно поколение студентов российских университетов, Туган-Барановский с готовностью согласился принять участие в первом же цикле «курсов по кооперации», открытых в Московском народном университете им. А. Л. Шанявского. Он взял на себя курс теории кооперации, который впоследствии лег в основу фундаментальной работы «Социальные основы кооперации» (1916), ставшей одним из крупнейших исследований в данной области. С 1914 г. Туган-Барановский становится профессором политической экономии в Петербургском политехническом институте.

     Политика  в узком смысле слова также  входила в круг интересов Туган-Барановского. Он стремился стать депутатом Государственной думы и в 1912 г. даже выставил свою кандидатуру от кадетов, но попытка окончилась неудачей. В 1915—1916 г.г он был избран гласным Петроградской думы, куда, по словам Кондратьева, пошел, чтобы по возможности поддержать кооперацию. Но в целом политическая деятельность Туган-Барановского не отличалась большим успехом. Не имея качеств политического лидера, он не пользовался в этой области особым влиянием.

     Туган-Барановский  всегда оставался в первую очередь  ученым, исследователем, живо откликавшимся на все наиболее острые экономические проблемы, требовавшие теоретического осмысления, будь то быстро растущее в России кооперативное движение, зашедшая в тупик денежная политика («Бумажные деньги и металл», 1917 г.) или неразрешимые аграрные противоречия («Земельная реформа», 1905 г.; «Русская земельная реформа и кооперация», 1918 г.).

     Туган-Барановский  не оставался в стороне и от острых философских споров. Авторам  «Вех» он ответил статьей «Русская интеллигенция и социализм», которая вошла затем в сборник его статей по философским и нравственно-эстетическим проблемам «К лучшему будущему» (1912).

     Февральскую революцию Туган-Барановский воспринял  с большим воодушевлением. В апреле 1917 г. он возглавил созданную при  Вольном экономическом обществе Аграрную комиссию, которая разрабатывала программу разрешения земельного вопроса в России. В этот же период Туган-Барановский написал одну из своих наиболее ярких и интересных работ. «Социализм как положительное учение».

     Осенью 1917 г. Туган-Барановский уехал на Украину. Там он вскоре занял пост министра финансов при украинской Раде. После свержения этого правительства Туган-Барановский в последний раз приехал ненадолго в Москву, где принял участие в создании кооперативного института, читал лекции. Несмотря на предложения остаться и преподавать в этом институте, Туган-Барановский весной 1918 г. вернулся на Украину.

     Он  фактически отошел от политики и направил все силы на педагогическую, научную  и научно-организаторскую деятельность, не оставил работу и в кооперативном движении. Туган-Барановский был избран профессором Киевского университета и деканом его юридического факультета, а также членом Украинской академии наук, в которой при его содействии был организован отдел социальных наук. Кроме того, он был председателем Центрального кооперативного украинского комитета, Украинского общества экономистов и редактором журнала «Украинска кооперация». Третий украинский кооперативный съезд избрал его своим председателем. Туган-Барановский предпринял немало усилий для создания на Украине кооперативного института, который открылся в Киеве уже после его смерти.

     В этот последний период своей жизни, который пришелся на эпоху бурных революционных потрясений, Туган-Барановский  участвовал в украинофильском движении. В ряде статей этого периода он пытался сформулировать права автономной Украины («Федерализм и державный суверенитет»), особо подчеркивал принцип суверенитета отдельных штатов Российской Федерации, выступал с позиций федерализма.

     21 января 1919 г. на пути из Киева в Одессу М. И. Туган-Барановский скоропостижно скончался от приступа грудной жабы. Похоронен в Одессе. 

     М.И.Туган-Барановский  о социализме.

     Гуманистические принципы раннего марксизма были в центре философии русского народничества. Социализм, согласно народнической концепции - это необходимая стадия общественного прогресса, потому что он реализует внутренне присущие человечеству черты коллективизма, солидарности. Типы народных форм производства должны были включать не только самоуправление конкретных экономических единиц, но и уравнительное начало. Более того, уравнительное начало рассматривалось “народниками” как движущий элемент перехода к социализму. Представляют интерес взгляды П.Л.Лаврова. Большое внимание последний уделял критике капиталистических отношений, показывая отрицательную роль конкуренции, концентрации и централизации капитала, пагубные последствия капиталистических условий труда, превращающие рабочих в придатки машин. Подробно Лавров рассматривал экономические проблемы будущего общества. Значительное место в его трудах занимают обоснование необходимости общественной собственности, анализ характера труда при социализме, вопрос об экономической роли государства.

Информация о работе Развитие экономической мысли в России в начале 20 века. Теория М.И Туган-Барановского и его работа "Русская фабрика"