Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 23:16, курсовая работа
Закончился ХХ век, принесший человечеству многочисленные испытания, век, с одной стороны, возвеличивший человеческий разум, а с другой - показавший все несовершенство социального и политического устройства мира: две мировые войны, социальные революции, в том числе три из них в России, не только сохранившийся, но и расширяющийся голод на планете, болезни и эпидемии, бесчисленные природные катаклизмы, во многом вызванные бездумной деятельностью людей на земле, ведущей планету к негативным и губительным, более того, необратимым экологическим последствиям. И в то же время 20 век отмечен в истории человечества величайшими научными свершениями и, прежде всего в естественных науках, новыми географическими открытиями, новыми шедеврами в области литературы и искусства. При этом история свидетельствует: основные события глобального масштаба были непосредственно связаны с нашей страной и нашим народом
1. Введение
2. Основные тенденции развития экономической мысли в XX столетии
3. Российская школа политической экономии: время высокой теории
4. Особенности формирования
5. Сохранение и развитие основ классической школы
6. Макроэкономика и экономическая динамика
7. Образование и просвещение
8. Историческая судьба российской школы
9. Российская экономическая классика. М.И.Туган-Барановский и его работа «Русская фабрика в прошлом и настоящем»
10. М.И.Туган-Барановский о социализме
11. Теория предельной полезности М.И.Туган-Барановского
12. Инвестиционная теория циклов М.И.Туган – Барановского
13. Заключение
14. Список литературы
Развивая идеи классической школы, в частности, социальный анализ, те ученые, которые считали неизбежным и для России капиталистический путь, стремились найти способы облегчения для народа трудностей ранних стадий развития рыночной системы, используя не только возможности государства, но и условия. создаваемые самим развивающимся капитализмом. Особое значение придавалось государственному законодательству по охране труда, его оплате, занятости, а также использованию возможностей, заложенных в профсоюзном движении.
Пристальное внимание экономистов российской школы к положению трудящихся (рабочих, крестьянства, мелких товаропроизводителей) привело их к разработке совершенно оригинальных, не имеющих аналогов в мировой экономической литературе того времени теорий кооперации. Последняя рассматривалась как важное средство преодоления трудящимися трудностей развивающегося капитализма и вместе с тем и обучения премудростям хозяйствования в рыночной экономике.
По-видимому, это была одна из первых в истории экономической науки попыток создать вариант социального (в интересах трудящихся классов) ориентирования капиталистической рыночной системы.
Политическая экономия трактовалась в России как наука о народном хозяйстве. Из этого следовали две характерные черты отечественной экономической мысли.
Первая. Чисто теоретический анализ сопровождался сравнительным анализом экономики, экономической и социальной политики России и западных стран (Западной Европы, главным образом, Англии и Германии). В лучших учебниках это было обязательным правилом.
Вторая. Интерес к народному хозяйству дал толчок развитию в России макроэкономических исследований, принесших очень существенные, высоко ценимые мировой наукой результаты. Российские экономисты задолго до западных ученых оценили саму значимость, более того — необходимость макроэкономического подхода в изучении экономических процессов. В годы, когда все внимание западных ученых сосредоточилось на микроэкономике, в России была поставлена задача исследования закономерностей "общественного хозяйства как единого целого", введение в политическую экономию такого метода рассматривалось как "настоятельная потребность науки". “Только пользуясь этим методом, экономическая наука может подняться на высшую ступень и прийти к удовлетворительному решению трудной проблемы рынка и периодических хозяйственных кризисов”.
Отличительной особенностью макроэкономических исследований российской школы было создание теорий, анализирующих развитие, динамику капиталистической экономики. "Капиталистическое хозяйство... не представляет собой чего-либо неизменного и неподвижного, Оно находится в процессе непрерывного развития и установление тенденций этого развития кажется мне одной из важнейших задач экономической науки", - писал в 1911 г. М.И.Туган-Барановский, которому установление целого ряда таких важнейших тенденций принесло мировую известность.
Интересны сами направления макроанализа - хозяйственная конъюнктура, циклы и кризисы, прогнозирование экономического развития, макроэкономические исследования рынка, экономико-математическое моделирование.
В
конце девятнадцатого и первые десятилетия
XX века в России работало немало ученых,
исследовавших как
Тот необыкновенный интеллектуальный взлет, такая концентрация интеллектуальных усилий, которая была характерна для российской школы политической экономии, естественно, были возможны лишь при определенных условиях. Думается, что главными среди этих условии были, исключительно высокий уровень развития в России целого ряда научных направлений и ожидание востребованности, даже уверенность в востребованности страной накопленного научного потенциала.
Еще раз важно отметить - этот потенциал начал складываться еще в XIX в. Ведь никто из тех российских политэкономов, кто сделал настоящие открытия, не получил образования за рубежом. Санкт-Петербургский, Московский, Киевский, Казанский, Юрьевский (Дерптский), Харьковский, Варшавский, Новороссийский (Одесский), Томский - вот те девять университетов, в которых получали знания будущие российские интеллектуалы. Будущие экономисты учились рядом с теми математиками, физиками, биологами, которые составили славу российской науки.
Огромную роль играли своеобразные "научно-дискуссионные центры", в которых оттачивались, а нередко зарождались идеи как молодых ученых, так и маститых профессоров. В литературе того времени часто упоминается Общество по разработке общественных наук им.А.П.Чупрова при Московском университете, давшее "добро", в частности, первым работам А.В.Чаянова и Е.Е.Слуцкого. Петербуржцы - и те, кто в 20-е гг. работали в СССР, и оказавшиеся далеко за пределами своей страны - с особой теплотой вспоминали "научный семинарий" М.И.Туган-Барановского при Санкт-Петербургском университете. Его воспитанники - Н.Д.Кондратьев, С.И.Солнцев, Л.Н.Юровский, Г.А. Фельдман (и, видимо, немало других, ставших впоследствии известными, экономистов). Много талантливой разночинной молодежи концентрировалось вокруг профессоров Петербургского политехнического института, где главным политэкономом был Туган-Барановский, а статистику вел Александр Александрович Чупров.
Общества русских экономистов в 20-е гг. создавались и в эмиграции. Так, в 1921-1924 гг. в Лондоне активно работало Русское экономическое общество. Было несколько выпусков его изданий. Любопытно, что в центре внимания авторов статей такие проблемы, как восстановление и развитие железных дорог в России, государственное регулирование экономики и, конечно, львиная доля внимания отдана кооперации - самому главному для России опросу, по мнению огромного большинства экономистов российской школы политической экономии.
Характерной чертой всей российской науки первых десятилетий XX в. было просветительство. Пожалуй, экономисты здесь оказались в самых первых рядах, стремясь не только разработать теорию или осуществить перевод новейшего зарубежного издания, но непременно сделать все новое достоянием студенчества и самой широкой публики.
Главным
путем популяризации
Важным средством просветительской деятельности российские профессора рассматривали курсы по кооперации при Московском народном университете им.А.Л.Шанявского. Это был выход в самую широкую гущу народа самой высокой теории - здесь лекции читали "в очередь" профессора А.А.Мануилов, К.А.Пажитнов, С.Н.Прокопович, М.И.Туган-Барановский. Большое внимание уделялось публикации в популярных журналах статей по экономическим вопросам. Их регулярно печатали журналы "Мир Божий", "Новое слово", "Просвещение" "Образование" и др.
Отсутствие сухого академизма, стремление сделать теорию практически значимой для страны, участие в разработке экономических реформ, просветительская деятельность сделали российскую экономическую науку неотъемлемой составной частью культуры Серебряного века.
Все, что было "наработано" учеными начала века, особенно очевидно проявилось в двадцатые годы при разработке теории экономического роста, балансового метода планирования, прогнозирования ч планирования, математических методов. В эти годы российским экономистам пришлось применить свои знания и умения на практике. Блестяще была продумана и осуществлена антиинфляционная реформа. История науки, пожалуй, не знала таких острых дискуссий, какие велись в России двадцатых годов. Альтернативность взглядов создавала великолепные возможности и выбора, и их синтеза.
Именно тогда заблистали имена Н.Д. Кондратьева (1892-1939), А.В.Чаянова (1888-1939), Г.А.Фельдмана (1884-1958) и многих других талантливых ученых.
Макроэкономические исследования продолжил в этот период Н.Д.Кондратьев, сделавший гигантский шаг вперед в этой области, получивший мировую известность и признание. Он внес крупный вклад в разработку методологии социально-экономического прогнозирования и индикативного планирования экономики; в области экономической динамики ему принадлежат выдающиеся исследования больших циклов (теория длинных волн), полицикличности (взаимовлияния больших, средних и малых волн), создание системы индикаторов экономической конъюнктуры. Ученик Туган-Барановского своими исследованиями доказал, каким огромным методологическим потенциалом, каким запасом плодотворнейших идей обладает российская школа политической экономии.
Блестящим подтверждением этих слов являются и научные разработки двадцатых годов Г.А.Фельдмана, на десятилетия опередившего западных экономистов в исследовании проблем экономического роста. Всего две статьи, опубликованные в журнале "Плановое хозяйство" в двадцатые годы, позволяют с уверенностью говорить о пионерности исследований российского ученого. В них он опирался на схемы воспроизводства К.Маркса, работы Туган-Барановского и метод экономико-математического анализа, развитый экономистами российской школы.
В
свою очередь экономико-
Однако многие ценные идеи, предложенные экономистами российской школы политической экономии, все же в своей стране востребованы не были. Да и судьбы многих из них сложились трагически.
Пионерные исследования российских ученых в области макроэкономики, теории государственного регулирования, экономико-математического моделирования весьма высоко ценились на западе. Мировая наука особенно отмечает вклад М.И.Туган-Барановского, В.К.Дмитриева, Н.Д.Кондратьева. В.С.Немчинова, В.В.Новожилова, Л.В.Канторовича, Г.А.Фельдмана, Е.Е.Слуцкого.
В последнем издании словаря М.Блауга "Кто есть кто в экономической науке" (1987) названы и другие имена российских ученых. Отметим среди них двух академиков разных столетий: Г.Шторха (конец XVIII - начало XIX в.) и советского экономиста С.Г.Струмилина.
Позволительно к этому списку добавить и имя В.В.Леонтьева, американского экономиста, выросшего и получившего экономическое образование в России. В его трудах явно прослеживаются гены российской школы политической экономии, что особенно проявляется в методологии его исследования.
Итак, очевидно, что избранный учеными российской школы политической экономии начала века путь развития науки оказался исключительно плодотворным, повлиявшим на формирование ряда направлений мировой науки. Они были настоящими генераторами идей. Первыми обратили внимание на исключительную значимость макроэкономического анализа. "Визитной карточкой" российской школы стали исследования общественного воспроизводства, циклов и кризисов, хозяйственной конъюнктуры, разработка методов прогнозирования, т. е., анализ динамических процессов в экономике. Сочетание экономического и социального анализа позволило создать оригинальные, не имеющие аналогов в мировой литературе, практически значимые теории кооперации, сделать первые шаги в разработке концепций социального рыночного хозяйства.
В области "чистой теории" были сформулированы оригинальные теории ценности, рынка; впервые проведен сравнительный анализ общественной эффективности конкуренции и монополии; предложена конъюнктурная теория денег, предвосхитившая ряд идей Дж. Кейнса, разработаны основы модели "затраты - выпуск". Труды российских экономистов и в наше время переводятся, цитируются, более того - с ними и сейчас полемизируют. Их идеи остаются актуальными для современной российской экономической науки и практики хозяйствования.