Развитие и доктрины международных отношений в XV-XVII веках

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Данная работа посвящена рассмотрению одной из важных аспектов, как и нынешнего века, так и прошлого. Ведь интерес к становлению и развитию международных отношений существует давно. Эта проблема не утратила своего значения в концепциях и теориях этого вопроса. Главным образом, очень важно было выяснить развитие и концепции взаимоотношений государств на рубеже XV-XVII веков, так как именно в этот период происходит выработка основных элементов международных отношений. Эти идеи дали толчком видные деятели того времени. Тем не менее, до сих пор эти взгляды лежат в основе связей государств.
Целью данной работы является раскрытие и рассмотрение основных компонентов международных отношений в виде популярных трудов величайших гениев. Особенно важно выявить эволюцию всех элементов аспекта до наших дней.
А также нами была предпринята попытка решить следующие задачи:
1. Рассмотреть политическую обстановку на рубеже перехода к Новому времени. Эта задача решает путь и причины развития международных отношений.
2. Изучить мысли и взгляд деятелей по поводу внутриполитической обстановки государства, что дает основу к процветанию взаимоотношений.
3. Выявить отношение к самому важному элементу международных отношений - войне.
4. В заключении работы подвести итог данного исследования и разобраться в положениях политических деятелей, как основоположников доктрин международных отношений.
В проделанной работе будут раскрыты основная идея и смысл двух трактатов, характеризующих элементы и совокупности правил для международных отнощений.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………………...3
2. Глава 1. Европейский абсолютизм в XV-XVII веках…………………………..4
3. Глава 2. Взгляды Макиавелли на внешнюю политику и дипломатию.
Основные положение трактата «Государь»……………………………………..8
2.1. Основные вехи жизни Николо Макиавелли………………………….9
2.2. Интересы во благо общества в трактате «Государь»…………………11
2.3. Взгляд Макиавелли на военное дело…………………………………..16
4. Глава 3. Вклад Гуго Гроция в развитие международных отношений…………19
3.1.Толкование и распространение понятия «справедливая война», как центральной идеи трактата………………………………………………………..21
3.2. Разделение права в трактате «О войне и мира»……………………….25
5. Заключение………………………………………………………………………….29
6. Список литературы…………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

XV.docx

— 91.44 Кб (Скачать)

2.3.Взгляд Макиавелли на военное дело

 Наш взгляд должен отойти от государственных интересов ко второй важной идеи Макиавелли в трактате «Государь». В эпоху Возрождения поднимается вопрос о войне, в том числе о нем рассуждает Николо.

Издавна война предстает нашим взорам как кровавое зрелище, огромные  людские потери, глубокий кризис страны и более страшные вещи. Но с дипломатической  точки зрения война- это главный  этап в становлении международных  отношений  между ведущими державами  мира на протяжение веков. Это борьба за политические объекты, территориальные объекты, торговлю, которая разливается в поток военных действий. Безусловно, это можно назвать этапом захватнической политики, где устанавливается связь для подтверждения особых мероприятий. В эти мероприятия будут входить тесное сотрудничество держав, заключение договоров (в том числе и мирных), учреждение решений на международных конгрессах, становлении дипломатических органов и т.д. Соответственно, военная сила рассматривалась как важнейший компонент и фактор мощи государства и сохранения у власти правящей элиты.

Как же относится Макиавелли к войне?

"...Государь  не должен иметь ни других  помыслов, ни других забот, ни  другого дела, кроме войны, военных  установлений и военной науки... Военное искусство наделено такой  силой, что позволяет не только  удержать власть тому, кто рожден  государем, но и достичь власти  тому, кто родился простым смертным. И наоборот, когда государи помышляли  больше об удовольствиях, чем  о военных упражнениях, они  теряли ту власть, которую имели".10

В эпоху Макиавелли война являлась естественным и очень частым действием. Возможно, такое отношение к военному делу именно по той же причине. Но касаясь основных причин к соглашению на ведение войны для «Государя», можно отметить немаловажную причину. Война должна быть для защиты своего государства от врагов и захватнической политике других держав.

Государь, учреждая свою власть и служа интересам народу, использовал войну с пользой приобретения похвалы и почести от своего народа. Истинный государь кроме военного дела не мог владеть лучше, чем какой-либо другой человек в этом государстве. Военное дело – целое искусство, которое могло быть только у истинного правителя. А истинный правитель должен был наделен особыми новаторствами, которые он мог блестяще преподнести своему народу. Эти новаторства в военном искусстве характеризовали бы государя как человека способного выкрутиться из самой сложной ситуации, стоящей перед ним в самую критическую минуту во благо для государства. Этой критической минутой и становится война. Война, для Макиавелли, это не развлечение, которое непреложное должно играть в любое подходящее время; война для него это ситуация, в которой монарх данного государства должен найти выход всеми возможными силами только, оперируя не корыстными целями, выиграть войну, а прибегая к войне с помощью мудрости, ума и дипломатических органов. Что в итоге, государь, обладавший яркой силой мысли, и тактом вести это международное мероприятия, воздаст в полке истории свое место великого властителя. И народ его будет любить, и бояться одновременно, не смея не доверять своему владыке.

Макиавелли  также  называет способы для воспитания военного духа государя. Этому способствует следующее: изучение исторических трудов о великих полководцах и властителях; выбор и изучение ландшафтов, что буде способствовать тактике войны; умение выбирать тот круг лиц, который будет служить и подчиняться ему во всех делах беспрекословно. Тому подтверждение: «Что  касается  дел,  то государю следует  не только  следить за порядком и учениями в  войске,  но и самому почаще выезжать на охоту,  чтобы закалить тело и одновременно изучить местность,  а именно: где и какие есть  возвышенности, куда  выходят долины, насколько  простираются  равнины,  каковы  особенности  рек  и  болот. Такое изучение  вдвойне  полезно.   Прежде  всего  благодаря   ему  лучше узнаешь собственную страну и можешь вернее определить способы ее защиты; кроме того, зная в подробностях устройство одной местности, легко понимаешь  особенности другой, попадая туда впервые,  ибо склоны, долины,  равнины,  болота и реки, предположим, в  Тоскане имеют  определенное  сходство с  тем, что мы видим в других краях, отчего тот, кто изучил одну местность, быстро осваивается и во всех  прочих. Если государь  не выработал в  себе  этих навыков, то он лишен первого   качества  военачальника,  ибо  именно   они   позволяют  сохранять преимущество, определяя местоположение неприятеля, располагаясь лагерем, идя на сближение с противником, вступая в бой и осаждая крепости».11

Ну  а также использовать войско и  уметь обучать его всем хитростям  военного искусства. Безусловно, автор трактата писал о видах войск, которые наиболее приемлемы к ведению войны, но это уже совсем  другой аспект.  

Таким образом, война не только отражает все  международные процессы, но и выявляет все качества правителя и способность  отреагировать на эту проблему. Этот этап международный сыграл в судьбе государств существенные перемены. А  эти перемены вытекают в свою очередь  из рук правителя, то как он ведет этот дипломатических курс. Все эти компоненты взаимоисключают  друг друга и замыкаются в одну цепь политических концепций и доктрин, которые определяют основные действия государства и его правителя.

Николо  Макиавелли в свое время заложил  основы государственности и будущих  положений международного права, которые  были на уровне нравственных и моральных  убеждений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Вклад Гуго Гроция в развитие международных отношений.

10 апреля 1583г. (428 лет назад) в дворянской  семье голландского города Делфт  родился один из будущих величайших  юристов в истории и основоположник  международного права - Гуго Гроций.

Уже с  детства Гроций проявлял феноменальные способности. В 11 лет он поступил в Лейденский университет, который считался одним из лучших в Европе, а, спустя 5 лет, получил степень и занялся адвокатской практикой. Однако интересы молодого человека отнюдь не ограничивались юриспруденцией. Будучи еще подростком, Гроций опубликовал свою первую книгу, в которой собрал собственные комментарии на «Сатирикон» античного мыслителя и педагога Марциана Капеллы (не путать с «Сатириконом» Петрония, который лег в основу одноименного фильма Федерико Феллини), а в 18 лет - стал официальным историографом Голландского государства. Молодого человека также ужасно занимали религиозные споры пост-реформационной Европы, в которых он принимал активное участие и даже посвятил им несколько апологетических трактатов. Но его страстью и работой, все же, оставалась юриспруденция.

Благодаря широким политическим и дипломатическим  связям, Гуго Гроций прекрасно понимал те сложные межгосударственные отношения, которые приводили к постоянным конфликтам в Европе. Пустив в ход свой богатый юридический опыт, он предложил собственное решение проблем. В своих трудах Гроций впервые в мировой практике начал разработку основ и принципов международного права.

Свои  размышления по вопросам права, и  не только международного, Гроций изложил в 2 трудах: «О жителях Индии» («De Indis»), в одной из глав которого («Mare Liberum» - Свободное море) предложил свой вариант установления морских границ, и «О праве войны и мира» («De iure belli ac pacis»).12 

Один  из этих трактатов, указанных выше, имеет место быть объектом изучения данной работы.  Это фундаментальное произведение "О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права" (1625). Целью трактата стало решение актуальных проблем международного права. Разбор проблем войны и мира потребовал решения  общих вопросов о праве, справедливости, их источниках, формах существования, методах изучения. В результате Гроцием была разработана политико-правовая доктрина, содержащая оригинальные решения ряда проблем общей теории права и государства, а также некоторые существенные для того времени программные положения.

В посвящении, которым открывается книга Гуго Гроция “О праве войны и мира”, указывается, что она написана “в защиту Справедливости”. Выявить начала справедливости в международных отношениях – вот та основная задача, которую преследует выдающийся голландский ученый, предпринимая свое исследование. Бессмысленные жестокости, сопутствовавшие войнам между современными ему государствами, в частности Тридцатилетней войне, встречают осуждение со стороны Гроция.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.1.Толкование и распространение понятия «справедливая война», как центральной идеи трактата

Как и  ранее уже было заключено, что  война рассматривается как международное  положение стран, вовлеченных в  противодействие. Гуго Гроций определяет войну с нравственной точки зрения, но это также внесло огромный вклад в развитие современных концепций и доктрин международного и военного содействий.

Универсальное, широкое определение войны как "состояния борьбы силою" данное Гроцием в трактате "О праве войны и мира", подчеркивает распространение в эпоху раннего Нового времени "частных войн", Гроций предусматривает и более узкое понимание – вооруженное столкновение государств. «Частная же война ведется лицом, не имеющим власти. Ведение частной войны дозволено, раз оно не противоречит естественному праву, поскольку установлено, что естественному праву не противоречит отражение кем-либо причиняемого насилия. Однако, быть может, кому-нибудь покажется, что частная война не дозволена с момента учреждения государственных судов.»13 При этом с нормативной точки зрения, определение войны остается нейтральным, ее справедливый или несправедливый характер проявляется в зависимости от условий и способов ведения. «Первоначально попытки подчинить военные отношения определенному правовому режиму проявились в разработке так называемой доктрины справедливой войны»14. Данная концепция содержит указание как на «право прибегать к войне, так и вообще к силе».15 Деление войн на публичные (ведутся государственными органами), частные (ведутся частными лицами) и смешанные (публичные с одной стороны и частные – с другой) характерно для истории Европы данного периода. Частные войны (древнейший вид) «дозволены, раз они не противоречат естественному праву, как отражение агрессии, но изживаются внедрением государственных судов, которые совершеннее созданий природы и пригоднее для спокойствия людей»16. В политической обстановке своего периода Гроций фиксирует переходный период, когда феодальные принципы вытесняются из социальных отношений, но еще не изжиты, так как возможность обращения к правосудию обеспечена не всем слоям населения.  « Самая цель войны – сохранение в неприкосновенности жизни и членов тела, сохранение и приобретение вещей, полезных для жизни, – вполне соответствует первым побуждениям природы...»17, в том числе с использованием насилия, для которого живые существа снабжены средствами самообороны. Но более важно, что «здравый разум» тоже утверждает войну, запрещая «применение не всякого насилия, но только того, которое несовместимо с самим обществом, то есть, которое нарушает само право. Ибо общество преследует ту цель, чтобы пользование своим достоянием было обеспечено каждому общими силами с общего согласия»18. К основным защищаемым правам Гроций относит изначально жизнь и свободу, а также производную от права первоначального захвата частную собственность. 

Выясняя, «кто ведет войны надлежащим образом», голландский юрист выделяет три вида причин и формы участия субъектов:

  1. главные – действие в собственных интересах, «по природе каждый является защитником своего права, для чего нам и даны руки».19
  2. содействующие – действия в чужих интересах, помощь другим, которая является делом чести по отношению к союзникам;
  3. посредствующие – действия зависимых субъектов, например, подданных по отношению к своему государству: все подданные по естественному праву могут быть призваны на военную службу, кроме отдельных категорий (рабы в древности, духовенство в современной Гроцию Европе).

По другому  варианту классификации Гуго Гроций рассматривает две категории причин справедливой войны:  связанные с соображениями пользы и связанные с соображениями справедливости. Справедливой причиной часто является совершение правонарушения, «сколько существует судебных исков, столько же – источников войны, ибо там, где нет возможности прибегнуть к суду, там возникает война»20. «Гроций провозгласил, что войны должны вестись только в защиту нарушенного права и попранной справедливости. Нельзя вести войны по несправедливым поводам и тем более по прихоти или капризу государя. Этим самым он осуждал захватнические войны и захваты территорий, нарушавшие равновесие государств и приводящие к новым войнам»21.

Следует отметить важность  проблемы вмешательства  «великих держав» во внутренние дела менее развитых государств и навязывания  им собственного понимания политических перспектив. За четыре века приведенная  в трактате схема не претерпела особых изменений. Для раннего Нового времени  Гроций отмечает также незаконные притязания императоров Священной Римской империи на «титул неограниченной власти» и господство над всем миром. Хотя защищать чужих подданных против произвола их правителя допустимо при условии соблюдения добросовестности.  
 
Если кроме справедливой причины существуют и иные побуждения (месть, захват богатства или власти), дополняющие действия «каким-либо пороком, который вытекает из намерения лица, предпринимающего самое действие»22, то это не делает войну несправедливой. Автор реалистично воспринимает стремления верховной власти любого государства и далек от мысли о выполнении  ее действий. С его точки зрения, подлежат контролю лишь объективные факторы, и наличие справедливой причины оправдывает выгоды, которые сторона может получить в такой войне.  
 
Сомнительность причин начинается тогда, когда нет уверенности в справедливости изначальных обещаний. В данном случае приходится обращаться к велениям совести, уважаемым даже в случае их ошибочности. Война в некоторых случаях бывает справедливой с обеих сторон по тактике и понимании хода военных действий.

Информация о работе Развитие и доктрины международных отношений в XV-XVII веках