Развитие и доктрины международных отношений в XV-XVII веках

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Данная работа посвящена рассмотрению одной из важных аспектов, как и нынешнего века, так и прошлого. Ведь интерес к становлению и развитию международных отношений существует давно. Эта проблема не утратила своего значения в концепциях и теориях этого вопроса. Главным образом, очень важно было выяснить развитие и концепции взаимоотношений государств на рубеже XV-XVII веков, так как именно в этот период происходит выработка основных элементов международных отношений. Эти идеи дали толчком видные деятели того времени. Тем не менее, до сих пор эти взгляды лежат в основе связей государств.
Целью данной работы является раскрытие и рассмотрение основных компонентов международных отношений в виде популярных трудов величайших гениев. Особенно важно выявить эволюцию всех элементов аспекта до наших дней.
А также нами была предпринята попытка решить следующие задачи:
1. Рассмотреть политическую обстановку на рубеже перехода к Новому времени. Эта задача решает путь и причины развития международных отношений.
2. Изучить мысли и взгляд деятелей по поводу внутриполитической обстановки государства, что дает основу к процветанию взаимоотношений.
3. Выявить отношение к самому важному элементу международных отношений - войне.
4. В заключении работы подвести итог данного исследования и разобраться в положениях политических деятелей, как основоположников доктрин международных отношений.
В проделанной работе будут раскрыты основная идея и смысл двух трактатов, характеризующих элементы и совокупности правил для международных отнощений.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………………...3
2. Глава 1. Европейский абсолютизм в XV-XVII веках…………………………..4
3. Глава 2. Взгляды Макиавелли на внешнюю политику и дипломатию.
Основные положение трактата «Государь»……………………………………..8
2.1. Основные вехи жизни Николо Макиавелли………………………….9
2.2. Интересы во благо общества в трактате «Государь»…………………11
2.3. Взгляд Макиавелли на военное дело…………………………………..16
4. Глава 3. Вклад Гуго Гроция в развитие международных отношений…………19
3.1.Толкование и распространение понятия «справедливая война», как центральной идеи трактата………………………………………………………..21
3.2. Разделение права в трактате «О войне и мира»……………………….25
5. Заключение………………………………………………………………………….29
6. Список литературы…………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

XV.docx

— 91.44 Кб (Скачать)

Макиавелли  жил в беспокойную эпоху, когда Римский папа мог обладать целой армией, а богатые города-государства Италии попадали один за другим под власть иностранных государств ― ФранцииИспании и Священной Римской империи. Это было время постоянных перемен союзов, наёмников, переходивших на сторону противника без предупреждения, когда власть, просуществовав несколько недель, рушилась и сменялась новой. Возможно, наиболее значительным событием в череде этих беспорядочных переворотов былопадение Рима в 1527 году. Богатые города, вроде Флоренции и Генуи, перенесли примерно тоже, что и Рим 12 столетий назад, когда он был сожжён германской армией.

В 1494 году Флоренция восстановила Республику и изгнала семью Медичи, правителей города в течение почти 60 лет. 4 года спустя Макиавелли появился на государственной службе, как секретарь и посол (в 1498 году). Макиавелли был включён в Совет, ответственный за дипломатические переговоры и военные дела. Между 1499 и 1512 годами он предпринял множество дипломатических миссий ко двору Людовика XII во ФранцииФердинанда II, и к Папскому двору в Риме.

С 1502 до 1503 он был свидетелем эффективных  градоустроительных методов солдата-церковника Чезаре Борджиа, чрезвычайно способного военачальника и государственного деятеля, целью которого в то время было расширение его владений в центральной Италии. Главными его орудиями были смелость, благоразумие, уверенность в своих силах, твердость, а подчас и жестокость.

В 1503—1506 гг. Макиавелли был ответственен за флорентийскую милицию, включая защиту города. Он не доверял наемникам (позиция, разъясненная подробно в «Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия» и в «Государе») и предпочитал ополчение, сформированное из граждан. В августе 1512 после запутанного ряда сражений, соглашений и союзов Медичи с помощью Папы римского Юлия II восстановили власть во Флоренции и республика была отменена. Об умонастроении Макиавелли в последние годы службы свидетельствуют его письма, в частности, Франческо Веттори.

Макиавелли  оказался в опале и в 1513 году был  обвинен в заговоре и арестован. Несмотря ни на что, он отвергал свою причастность и был в конечном счете освобожден. Он удалился в свое поместье в Sant'Andrea в Percussina около Флоренции и начал писать трактаты, которые и обеспечили ему место в истории политической философии».4 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2.Интересы во благо общества в трактате «Государь»

Итак, выяснив  все биографические положения, мы узнали, Макиавелли непосредственным образом  имел отношение к дипломатии ныне указанного периода. Основным трудом его жизни стал трактат «Государь» (1532г.), в котором и была изложена основная задача дипломатии, впоследствии рассматриваемая главным элементом в становлении международных отношений. Также влияет правление государя в ходе, которого выясняются основные интересы и политические положения данного общества.

Первоначально автор озаглавил книгу О княжествах (De Principatibus) и посвятил ее Джулиано Медичи, брату Льва X, однако в 1516 тот умер, и посвящение было обращено к Лоренцо Медичи (1492–1519). «Государь» считался наиболее характерным, если не единственным сочинением автора; из этой книги очень легко отобрать отрывки, явственно доказывающие одобрительное отношение автора к деспотизму и находящиеся в разительном противоречии с традиционными моральными нормами. В какой-то степени это можно объяснить тем, что в «Государе» предлагаются меры в чрезвычайной ситуации; однако сыграло роль и отвращение Макиавелли к полумерам, а также тяга к эффектной подаче идей; его противопоставления приводят к смелым и неожиданным обобщениям. В то же время он действительно считал политику искусством, которое не зависит от морали и религии, по крайней мере когда речь идет о средствах, а не о целях, и сделал себя уязвимым для обвинений в цинизме, пытаясь найти универсальные правила политического действия, которые были бы основаны на наблюдении фактического поведения людей, а не рассуждениях о том, каким оно должно быть. Макиавелли утверждал, что такие правила обнаруживаются в истории и подтверждаются современными политическими событиями. В посвящении Лоренцо Медичи в начале «Государя» Макиавелли пишет, что самым ценным даром, который мог бы поднести, является постижение деяний великих людей, приобретенное «многолетним опытом в делах настоящих и непрестанным изучением дел минувших». Макиавелли использует историю, чтобы с помощью тщательно отобранных примеров подкрепить максимы политического действия, которые он сформулировал, опираясь на собственный опыт, а не на исторические события. 

Но чисто практический подход сочетается в "Государе" с  теоретическими изысканиями, то есть отвечая на вопрос "как", Макиавелли пытается одновременно объяснить "почему" в жизни государства происходят те или иные явления; он ставит цели, к которым должен стремиться правитель, и даже пытается предложить некую идеальную модель управления страной и соответствующего ей идеального главу государства. Макиавелли отдаёт себе отчёт в том, что имеется большое различие между тем, что существует в жизни, и тем, что должно быть. «Иначе говоря,  надо  являться  в  глазах  людей   сострадательным,  верным  слову, милостивым,  искренним, благочестивым  -- и быть  таковым в самом деле,  но внутренне надо сохранить готовность проявить  и противоположные качества, если  это окажется  необходимо. Следует понимать,  что государь,  особенно новый, не может исполнять все то,  за  что людей почитают хорошими,  так как ради  сохранения  государства он  часто бывает вынужден идти  против своего слова,  против милосердия, доброты и благочестия. Поэтому в душе  он всегда должен быть готов к тому, чтобы переменить направление, если события примут другой оборот  или в другую сторону задует ветер фортуны, то есть, как было сказано, по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла. О действиях всех людей, а особенно государей, с которых в суде  не спросишь, заключают по результату, поэтому пусть государи стараются сохранить  власть  и  одержать  победу.  Какие  бы  средства  для  этого  ни употребить,  их  всегда  сочтут достойными и  одобрят, ибо чернь прельщается видимостью и успехом, в мире же нет ничего, кроме черни, и меньшинству в нем не остается места, когда за большинством стоит государство». 5 Автор считает, что государь должен служить народу, избегая корысти, ненависти и насилия, тем самым избегая в своем государстве революций, недовольства и замыслов о свержении своего государя с престола. Эта идея проникнута духом политических настроений той эпохи. Очевидно, что  государство и государь, служащий интересам своего общества, имели господствующее положение среди других держав. В таких государствах политика настроена на развитие всех сфер влияния  (экономической, политической, социальной, развитие внешней политики), что укрепляло также международный авторитет. С такими странами дипломатическое сотрудничество неизбежно, изыскивая выгоду и поддержку в самых острых и даже военных проблемах.  Поэтому государь должен поддерживать политику в соответствующем русле, ибо это государство провозгласит великим  среди других европейских стран. Дабы это предпринять, нужно внутри государства навести порядок. Данная теория вносит свой вклад в развитие международных контактов. Но в случае обратной связи государя с его подданными произойдет разлом и упадок государство, этому есть подтверждение: «Так  что пусть те из наших государей, кто, властвуя много лет,  лишился своих  государств,  пеняют не на судьбу,  а  на собственную  нерадивость.  В спокойное  время они не  предусмотрели возможных бед - по общему всем людям недостатку в затишье не думать о буре, -- когда же настали тяжелые  времена, они предпочли бежать, а не обороняться, понадеявшись на то,  что  подданные, раздраженные бесчинством победителей, призовут их обратно. Если нет  другого выхода,  хорош  и такой, плохо  лишь отказываться ради  него от  всех прочих точно так же, как не стоит падать, полагаясь на то, что тебя поднимут.  Даже если тебя и выручат из беды, это небезопасно для тебя, так  как ты окажешься в положении  зависимом  и унизительном. А только  те способы  защиты хороши, основательны и надежны, которые зависят от тебя самого и от твоей доблести». 6

Но по содержанию трактата, мы видим противоречия, связанные с предпочтением формы  власти. Уже из названия и далее, из всего текста становится ясным, что единственно возможным разумным государственным устройством Макиавелли считает только монархию ( не по названию, но по внутренней сути ), то есть власть одного сильного человека - не деспотизм, но тиранию - чистое страшное господство, необходимое и справедливое, коль скоро оно конституирует и сохраняет государство. Таким образом, для Макиавелли высшей целью политики вообще и государственного деятеля в частности является создание нового и при этом   жизнеспособного государства тогда, когда это необходимо, или поддержание и укрепление существующего строя там, где это возможно. В данном случае цель - жизнь страны - лишь бы приводящие к успеху, средства, даже если эти средства не укладываются в рамки общепринятой морали. Более того, для государства не имеет силы понятие о хорошем и дурном, позорном и подлом, о коварстве и обмане; оно выше всего этого, ибо зло в нём примирено с самим собой. Но в ту эпоху Макиавелли явно стремится заботиться о благе народа, причём он даже находит этому, вполне практическое объяснение для государей. «По этому поводу может возникнуть спор, что лучше: чтобы государя любили или,  чтобы его боялись.  Говорят что лучше всего,  когда боятся и любят одновременно;  однако  любовь плохо уживается  со страхом, поэтому  если  уж приходится  выбирать,  то  надежнее выбрать страх. Ибо о людях в целом можно сказать,  что они неблагодарны и непостоянны,  склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива: пока ты делаешь добро, они твои всей душой, обещают ничего для тебя не щадить: ни крови, ни жизни, ни детей, ни  имущества,  но когда  у  тебя  явится в  них  нужда, они  тотчас от тебя отвернуться. Однако  государь должен  внушать страх  таким образом, чтобы,  если  не приобрести любви, то хотя бы избежать ненависти, ибо вполне возможно внушить страх  без   ненависти.  Чтобы  избежать  ненависти,   государю   необходимо воздерживаться от  посягательств на имущество граждан и  подданных  и на  их женщин. Даже  когда государь считает нужным лишить кого-либо жизни, он может сделать это, если  налицо подходящее обоснование  и очевидная причина, но он должен  остерегаться посягать на чужое добро, ибо люди скорее простят смерть отца, чем потерю  имущества».7- Макиавелли настойчиво убеждает, что сильное государство можно получить только неустанно заботясь о благе народа. Именно в этом смысле Макиавелли понимает идею демократии, для него идеальным государственным устройством является то, которое обеспечивает благо большинства. При этом в качестве приемлемого средства борьбы с противниками Макиавелли упоминал даже физическое устранение непокорного и опасного меньшинства, лишь бы только эта акция действительно была необходимой и имела более - менее законный вид в глазах остальных граждан. Самой большой угрозой спокойному правлению Макиавелли считал скрытое недовольство народа и, как следствие этого, - возникновение различных заговоров и тайных обществ с целью устранения государевой власти. Следуя из этих убеждения, стоит утверждать о том, что разлад государства, прежде всего вина правителя данного государства. Ибо данная страна будет находиться в состояние революций народа за свободу интересов, что также скажется на всей концепции управления монарха. А этот фактор в свою очередь служит прямой основой создания международного положения среди остальных держав. Поэтому Макиавелли старается убедить «власть» служить своему народу и почитать его, не обременяя излишними налогами, тяжбой и закабалением. С этой точки зрения, идея Макиавелли служить народу оправдывается международным и главенствующим фактором, излишне не отставая от европейских стран.

Отсюда и возникает  вопрос: «каким должен быть государь»? «Какими качествами следует обладать властителю»?  Государю вообще проще живётся, если его власть в государстве унаследована, и его персона освящена многовековой силой привычки. Это не избавляет государя от необходимости думать, но позволяет жить чуть спокойнее. В новых или завоёванных государствах дело обстоит несколько иначе. В качестве обязательного действия Макиавелли предписывает новому государю издание новых законов - по возможности, конечно, хороших - просто даже для того, чтобы изменить уклад жизни и все стереотипы, связанные с прежними властями. В качестве замечания Макиавелли говорит, что, несмотря на парадоксальность этого утверждения, люди, довольные прежним правительством, имеют много шансов стать лояльными гражданами по отношению к новой власти. И, напротив, лица, помогавшие осуществить захват власти и становящиеся поначалу естественными помощниками властителя, особенно опасны впоследствии. «С людьми  знатными  надлежит  поступать так, как  поступают  они. С  их же  стороны  возможны  два  образа действий:  либо  они показывают, что  готовы разделить судьбу государя, либо нет.  Первых, если они  не корыстны, надо почитать и ласкать, что до вторых, то  здесь следует различать  два рода побуждений.  Если эти люди ведут  себя таким образом по малодушию и  природному  отсутствию решимости,  ими следует воспользоваться, в особенности теми, кто  сведущ  в каком-либо деле. Если же они ведут себя так умышленно, из честолюбия, то это означает, что они думают о  себе больше, нежели о государе. И тогда их надо остерегаться и бояться не меньше, чем  явных  противников, ибо  в трудное  время  они  всегда  помогут погубить государя».8Они чувствуют, что находятся в особом положении, требуют привилегий, почестей, наград, что, конечно, может не понравиться государю; но, более того, они самим своим существованием напоминают и государю, и народу о смене власти. То есть такие люди далеко не всегда надёжны.

Мало  того, государь не должен вызывать ненависти  у подданных. Это обстоятельство обернется против его целей и  всей его политике. «Презрение государи возбуждают непостоянством, легкомыслием,  изнеженностью, малодушием и  нерешительностью.  Этих  качеств надо остерегаться как  огня, стараясь, напротив,  в  каждом  действии  являть великодушие,  бесстрашие,  основательность  и  твердость.  Решение  государя касательно  частных дел подданных должны быть бесповоротными, и мнение о  нем должно  быть таково,  чтобы  никому не могло  прийти  в  голову,  что  можно обмануть или  перехитрить  государя. К правителю,  внушившему  о себе  такое понятие, будут  относиться с почтением; а если  известно, что государь  имеет выдающиеся  достоинства и почитаем  своими подданными, врагам  труднее будет напасть на него или составить против него заговор».9 

Информация о работе Развитие и доктрины международных отношений в XV-XVII веках