Распад Османской империи

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 20:23, курсовая работа

Описание работы

Судьба Османской империи после окончания Первой мировой войны была главным вопросом международных отношений на Ближнем Востоке в первой трети XX века. Каждая из великих держав стремилась извлечь максимальную выгоду из поражения и последующего раздела Османской империи, который был спровоцирован не только внутренними процессами и национально-освободительной борьбой народов, в нее входивших, но и внешними силами. Процесс разложения Османской Порты и вызванный им комплекс противоречий между великими державами получили в литературе условное название «Восточный вопрос»

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.ПАДЕНИЕ ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ……………………………………….6
1.1 Роль внешнего фактора в распаде Османской Империи………………….6
1.2 Роль внутреннего фактора в распаде Османской Империи……………..14
2.АНГЛО-ФРАНЦУЗСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ ГРАНИЦ БЫВШЕЙ ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ…………………………………………23
2.1 Парижская мирная конференция………………………………………….23
2.2 Итоги работы Парижской мирной конференции: мирные договора…...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….36

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 75.41 Кб (Скачать)

      13 декабря 1918 г. пароход под символическим названием «Джордж Вашингтон» привез во Францию американского президента, призванного, как ему мечталось, открыть новую эру в международных отношениях и создать Соединенные Штаты Европы. Американцы прибыли на мирные переговоры самой представительной делегацией – 1300 сотрудников.

      Разногласия между участниками начали обостряться с первых минут работы конференции, когда решался вопрос о рабочих языках. Клемансо ультимативно заявил, что до сего времени дипломаты всегда использовали французский язык, и нет никакой потребности, менять этот добрый обычай, особенно если вспомнить, «что пережила Франция». Д. Ллойд Джордж напоминал: полмира общается на английском языке. Итальянский министр Соннино, безукоризненно владевший французским языком, заявил, что предложение Франции «оскорбляет Италию». В итоге языками были признаны и тот и другой.

      Дискуссия развернулась во время обсуждения повестки дня. Вильсон настаивал на первоочередном рассмотрении вопроса о создании универсальной международной организации. Лига Наций была его козырем – только так он мог попытаться навязать европейцам волю американского бизнеса. А воля эта была проста: разрешить ему  экономическую экспансию в Европу и поделиться с ним частью европейских территорий в виде сфер влияния. Понимая это, европейцы предлагали сначала разрешить как раз территориальные вопросы, чтобы потом с американцами уже как бы не было чем особенно делиться. И все же долговые обязательства Англии и Франции возымели свое действие – Вильсону удалось-таки «продавить» вопрос о Лиге Наций. Мирная конференция открылась 18 января 1919 г. в Париже.

      Все решения по важнейшим политическим и территориальным вопросам принимались Великобританией, Францией и США. Вместе с тем обе европейские державы сходились в стремлении удержать и расширить достигнутые в результате войны преимущества, закрепив свой особый статус в новой системе международных отношений. На такой же статус претендовали и США, однако закрепить его старались не с помощью территориальных приращений, а в основном экономическими методами.             Главной задачей конференции было подтверждение территориальных итогов войны и создание европейской системы международных отношений, отражавшей и закреплявшей произошедшие в ходе войны серьезные перемены.

      Принципы, положенные в основу создания Лиги Наций, В. Вильсон изложил 25 января 1919 г. на одном из первых заседаний Парижской конференции. Эта организация должна была объединить все государства для сотрудничества и мирного разрешения международных конфликтов, а также солидарного противостояния любому агрессору.

      Президент США потребовал непременного включения в мирные договоры Устава Лиги как их составной части, с тем, чтобы связать его положениями побежденные государства. Он сам возглавил комиссию по подготовке Устава Лиги Наций, работа над которым была завершена уже к середине февраля 1919 г. Устав Лиги Наций состоял из 26 статей. Он начинался с обязательства государств-членов организации строить свои отношения, основываясь на международном праве, соблюдении международных обязательств и не прибегая к войне.

      Жесткие противоречия между Францией и Соединенными Штатами на мирной конференции неожиданно усугубились обострением взаимоотношений между Вашингтоном и Лондоном. Яблоком раздора, как часто бывало в прошлом, стала все та же Турция. Британия потребовала, по мнению Вильсона, слишком много территорий в качестве компенсаций от Османской империи. И на этот раз американцев поддержал Клемансо, обиженный отсутствием надлежащей поддержки Лондона в вопросе о рейнских областях. Итоги дискуссий между державами подвел Вильсон. "Мы разошлись по всем вопросам", — мрачно заявил он своему советнику Хаузу. О непримиримых разногласиях между участниками переговоров ходили столь упорные слухи, что их уже стало трудно скрывать и они начали просачиваться в средства массовой информации. Чтобы избежать этого, но требованию Ллойд Джорджа Совет десяти был превращен в Совет четырех, и с тех пор все важнейшие вопросы рассматривались только главами правительств США, Великобритании, Франции и Италии. Япония была исключена из этого списка, потому что ее не представлял глава правительства. По сути, однако, и "четверка" давно превратилась в "тройку".  Все вопросы решали Вильсон, Ллойд Джордж и Клемансо. 

      Еще на завершающих этапах первой мировой войны проблема «оттоманского наследия» и успехи британской «тихой экспансии» не могли, вместе с тем, не беспокоить Францию и Россию, правящие круги которых не без оснований считали, что их обходят в дележке наследия «больного человека» — Османской империи. Естественно, что после вступления ее в войну на стороне Центральных держав, вновь со всей остротой был поднят вопрос о разделе «османского наследия». Переговоры трех держав по этому вопросу были достаточно длительными и сложными. Первым их результатом было франко-британо-русское соглашение 10 апреля 1915 г. о передаче проливов России и образовании в Аравии независимого государства. Их окончательным результатом явилось заключение в мае 1916 г. соглашения Сайкс-Пико, которое предусматривало полный территориальный раздел Османской империи между тремя державами.

      В соответствии с ним Россия должна была получить Проливы с Константинополем (Стамбулом), Юго-Западную Армению, часть Северного Курдистана; Франция — Западную Сирию, Ливан, Киликию и Юго-Восточную Анатолию; Великобритания — Центральную и часть Южной Месопотамии, палестинские порты Хайфа и Акка. Палестина (без анклава указанных портов) переходила под международное управление.

      Оставшаяся часть арабских провинций Османской империи делилась на две зоны влияния: французскую («зона А») — Восточная Сирия и Центральный Курдистан, и британскую («зона Б») — Заиорданье, Южный Курдистан и Южная Месопотамия. На территории этих зон влияния предполагалось создание некоего «независимого» арабского государства, которое находилось бы под англо-французским кондоминиумом.

      Лига Наций устанавливала особый порядок управления бывшими германскими колониями и арабскими территориями Османской империи. В соответствии со статьей 22 они становились подмандатными, и управление ими поручалось государствам, которые обязывались подготовить народы этих стран к независимости и представлять Лиге Наций ежегодный отчет. Подмандатные территории делились на три группы – А, В, С − для каждой из которых предусматривались различные формы управления в соответствии со «степенью развития» народов, их населявших. В группу С входили бывшие колонии Германии в Юго-Западной Африке и Океании. К группе А относились арабские части Турции, а к группе В – германские колонии в Центральной Африке.

      Мандаты были выданы следующим державам: Великобритания получила мандаты А на Палестину (из состава которой была затем выделена мандатная территория Трансиордания) и на Месопотамию (этот мандат был оформлен в виде англо-иракского договора 10. X 1922), Франция - мандат А на Сирию и Ливан.

      Управление этими территориями осуществлялось при условии соблюдения мандатариями равенства прав всех государств – членов Лиги Наций, запрещения работорговли и торговли оружием, обеспечения гражданских и религиозных прав населения. Но мандатная система не входила в противоречие с колониальными аппетитами держав-победительниц и по существу являлась их прикрытием. Тем не менее, уже сам факт ее организации явился первым, хотя и робким, шагом в сторону отхода от классического колониализма. 
 

2.2 Итоги работы Парижской  мирной конференции:  мирные договора

     Севрский мирный договор с Турцией-— один из договоров Версальско-Вашингтонской системы, создание которой ознаменовало завершение Первой мировой войны. Подписан 10 августа 1920 года в городе Севр (Франция) странами Антанты и присоединившимися к ним государствами (Италией, Японией, Бельгией, Грецией, Польшей, Португалией, Румынией, Королевством сербов, хорватов и словенцев, Хиджазом, Чехословакией и Арменией), с одной стороны, и правительством Османской империи — с другой.

      В основу Севрского мирного договора были положены условия англо-французского соглашения Сайкс-Пико (1916 года) и решения конференции держав в Сан-Ремо (апрель 1920 года), которая определила распределение мандатов класса «А» Лиги Наций по управлению территорий бывшей Османской империи на Ближнем Востоке. Точные границы всех территорий остались неопределенными. Предполагалось, что они «будут определены основными союзными державами и представлены на утверждение Лиге Наций».

      Работа над этим договором затянулась в связи с острыми спорами европейских держав вокруг турецкого наследства. Условия этого договора были, пожалуй, самыми тяжелыми в сравнении с условиями других мирных договоров. Османская империя ликвидировалась. Турция лишалась не только всех своих арабских владений, но и существенной части собственной этнической территории. В Пароле державы-победительницы оставили ей лишь небольшой район Стамбула. Восточную Фракию планировалось передать Греции, которая получала также г. Измир с прилегающими районами и острова Имрос и Тенедос. Додеканезские острова передавались Италии. В Восточной Анатолии от Турции отделялись земли исторической Армении для передачи их независимому армянскому государству. Курдистан также отделялся от Турции и ему была обещана автономия, если его население окажется «способным к независимости». Султанское правительство отказалось от Сирии и Ливана, которые были переданы под мандат Франции, и от Палестины и Месопотамии, мандат на которые получила Англия. Турция признавала английский протекторат над Египтом и французский – над Марокко и Тунисом. Она отказывалась также от всех прав в отношении Судана, признавала аннексию Англией острова Кипр. Страна лишалась всех владений на Аравийском полуострове и признавала независимость королевства Саудитов. Военно-морской флот передавался державам-победительницам. Зона проливов Босфор и Дарданеллы подлежала полной демилитаризации и переходила под контроль и фактическое управление международной комиссии, в которой участвовали великие державы-победительницы, а также черноморские государства и Греция после их вступления в Лигу Наций. Полный контроль победителей устанавливался над всей финансовой системой Турции. В стране объявлялся режим капитуляций, который предусматривал экстерриториальный статус иностранцев, распространявшийся на представителей всех союзных государств. Условия Севрского договора, ущемлявшие суверенитет Турции и низводившие ее до положения полуколонии, как только они стали известны, вызвали в стране мощное национальное движение5.

      Великое национальное собрание Турции (созданное в апреле 1920 года в Ангоре, ныне Анкара) отказалось ратифицировать договор. В течение двух последующих лет кемалисты при поддержке Советской России укрепили свои военные силы. В качестве первого шага было предпринято новое наступление на Армению. Одновременно турецкая армия сумела выбить из Малой Азии и греческие войска и подавить сопротивление курдов; также французы были выбиты из Киликии; итальянцы ставшие к тому времени союзниками кемалистов ушли с юго-западного побережья страны. 11 октября 1922 года в портовом городе Муданья на Мраморном море было заключено новое перемирие между Турцией и Антантой; к подписанию этого соглашения султанское правительство не было даже приглашено.

      Севрский договор, фактически так и не вступивший в силу, де-юре полностью перестал действовать после пересмотра его условий на Лозаннской конференции 1923 года (Лозаннский мирный договор). По договору с Советской Россией (1921 г.) Турция получила город Карс и окружающие территории. Во время конференции была принята конвенция о режиме Черноморских проливов, которая базировалась по принципу свободного прохода кораблей, как военных так и гражданских под любым флагом.

      24 июля 1923 был подписан Лозаннский договор, по которому юридически закреплялся распад Османской империи и определялись новые границы Турции. В Турцию возвращались территории, ранее были переданы Греции. Впоследствии Франция уступила частью Сирии в пользу Турции.

 В  20-х гг арабские владения Османской империи были переданы по мандатами Лиги Наций Великобритании (Ирак, Трансиордания, Палестина) и Франции (Сирия, Ливан) 

Территории, отторгнутые от Османской империи  по Севрскому договору

государства-преобладатели площадь население
Великобритания 915000 км² 3 900 000
Франция 160000 км² 3000000
Армения 95000 км² 1400000
Греция 29000 км² 950000
Смирна 20000 км² 1000000
Всего 1219000 км² 10250000

Информация о работе Распад Османской империи