Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 22:30, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение различных сторон и основных направлений деятельности Сперанского, уяснение их исторической и юридической роли, а также характеристика его взглядов и убеждений, под влиянием которых осуществлялась эта деятельность.
Задачи исследования:
изучить предреформаторский период и государственную деятельность М.М Сперанского;
проанализировать взгляды на организацию и управление государством М.М. Сперанского;
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ПРЕДРЕФОРМАТОРСКИЙ ПЕРИОД И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ М.М. СПЕРАНСКОГО 7
РАЗДЕЛ II. М.М. СПЕРАНСКИЙ: ВЗГЛЯДЫ НА ОРГАНИЗАЦИЮ И УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВОМ 17
РАЗДЕЛ III. РЕФОРМЫ, ПРОВЕДЕННЫЕ М.М. СПЕРАНСКИМ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ
Из трех отраслей высшего управления – законодательной, исполнительной и судебной – были преобразованы только две первые; третьей не коснулась реформа.
В разнообразную деятельность Сперанского входило и устройство финансов, которые находились в печальном состоянии вследствие войн и затруднений торговых, причиненных континентальной системой. По смете 1810 г. всех выпущенных в обращение ассигнаций считалось 577 млн.; внешнего долга – 100 млн. Смета доходов на 1810 г. обещала сумму в 127 млн. ассигнациями, смета расходов требовала суммы в 193 млн., дефицит – 66 млн., что составило более половины всей суммы государственных доходов. То положение и хотел устранить Сперанский составленным им широким планом финансовых реформ[35].
В ноябре 1809 г. Александр призвал Сперанского к решению финансовых проблем. Он повелел ему «составить определенный и твердый план финансов». С тем чтобы вывести Россию из катастрофического положения, план требовал «сильных мер и важных пожертвований». Эти меры сводились:
1) к изъятию из обращения ассигнаций и образованию капитала для их погашения;
2) сокращению расходов всех государственных ведомств;
3) установлению жесткого контроля над государственными расходами;
4) устройству монетной системы;
5) развитию торговли как внутренней, так и внешней;
6) установлению налогов[36].
Прежде всего, Сперанскому удалось претворить в жизнь ту часть проекта, которая предполагала сокращение расходов. Расходная часть бюджета 1810 г. была сокращена на 20 млн. руб. Доходы, поступавшие во все ведомства, объявлялись принадлежащими государственному казначейству, и эти суммы могли расходоваться только с разрешения министра финансов с последующим утверждением Государственным советом.
Государство расширило прямые займы у населения, повысив процентную ставку по облигациям государственных займов. В кредите Сперанский увидел мощнейшую двигательную силу экономики, в кредите, основанном на коммерческих началах и, разумеется, возвратном. Предприятиям разрешалось предоставлять друг другу свои свободные средства в кредит. Важной мерой по стабилизации финансового состояния явилось установление налогов с дворянских имений, ранее освобожденных от податей. Дворяне впоследствии не простят Сперанскому этого акта.
Наконец, Сперанский занялся положением разменной монеты. За главную монетную единицу был принят серебряный рубль. Принимались меры для увеличения количества мелкой серебряной монеты, которой реформатор предлагал заменить медную. Таким образом, он пытался восстановить доверие к ассигнациям, облегчив их размен на монету. Сперанским были разработаны таможенный тариф и торговое уложение. В их основу была положена идея «поощрения сколь можно произведений внутреннего труда в промышленности», сокращения потока иностранных товаров и облегчении их вывоза из России. Эти тарифные установления помогли выстоять промышленности России в тяжелые годы континентальной блокады[37].
Тариф Сперанского сыграл очень важную роль при борьбе с торговой экспансией Франции, когда впервые в истории России целый ряд французских товаров был обложен солидной пошлиной. Значительно позже Сперанский подготовил обстоятельную записку «О монетном обращении». В ней дается критический анализ финансовой политики самодержавия, определяются меры ее оздоровления. Среди них:
1) установление банковских билетов;
2) определение общего курса и прием по этому курсу кредитных билетов вместо ассигнаций во всех банках без исключения;
3) перевод ассигнаций в банковские билеты. «Последствием первой меры, - писал Сперанский, - будет приостановить дальнейшее возвышение ассигнаций. Последствием второй будет привести курсы в один общий. Наконец, последствия третьей меры есть коренное исправление всего монетного нашего движения»[38].
Законами 2 февраля 1810 г. и 11 февраля 1812 г. увеличены были все налоги – или удвоены, другие более чем удвоены. Так, цена пуда соли с 40 коп. поднялась до рубля; подушная подать с 1 руб. возвышена была до 3 руб. Любопытно, что в этот план входил и новый, небывалый прежде налог – «подоходный прогрессивный». Им был обложен доход помещиков с их земель. Низший налог взимался с 500 руб. дохода и составлял 1% последнего; высший налог падал на имения, дававшие больше 18 тыс. руб. дохода, и составлял 10% последнего.
Итогом проведенной реформы было снижение дефицита государственного бюджета до 6 млн. руб. (в 1809 г. он составлял 105 млн. руб.), доходы возросли до 300 млн. руб. Бюджет России обсуждался Государственный советом и министерством финансов. Устанавливается контроль над бюджетом, устраняется произвол в финансовых делах. В расходах обозначился порядок[39].
3 апреля 1809 г. был издан Указ о придворных звания. Звания камергера и камер-юнкера не соединялись с определенными и постоянными должностными обязанностями, однако давали важные преимущества. Указом представлялось всем, носившим это звание, но не состоявшим в какой-нибудь службе, военной или гражданской, в двухмесячный срок поступить на такую службу, заявив, по какому ведомству они желают служить; самое звание обращается впредь в простое, не соединенное, ни с какими служебными правами. Все чиновники должны были иметь соответствующее образование. Указ 6 августа 1809 г. установил порядок производства в гражданские чины коллежского асессора (8-й класс) и статского советника (5-й класс). Эти чины приобретались не только заслугой, но и выслугой, т.е. установленным сроком службы; новый указ запретил производить в эти чины служащих, которые не имели свидетельства об окончании курса в одном из русских университетов или не выдержали в университете экзамена по установленной программе, которая и была приложена к указу[40].
По этой программе от желавшего получить чин коллежского асессора или статского советника требовалось знание русского языка и одного из иностранных, знание прав естественного, римского и гражданского, государственной экономии и уголовных законов, основательное знакомство с отечественной историей и элементарные сведения в истории всеобщей, в статистике Русского государства, в географии, даже в математике и физике.
Оба указа произвели тем больший переполох в придворном обществе и чиновной среде, что были изданы совершенно неожиданно. Они были выработаны и составлены Сперанским тайно от высших правительственных сфер. Указы ясно и твердо выражали требования, какими должны удовлетворять служащие в правительственных учреждениях; закон требовал исполнителей «опытом и постепенным прохождением службы приуготовленных, минутными побуждениями не развлекаемых», по выражению указа 3 апреля,- «исполнителей сведущих, обладающих твердым и отечественным образованием», т.е. воспитанных в национальном духе, возвышающихся не выслугой лет, а «действительными заслугами и отличными познаниями», как гласит указ 6 августа[41].
Действительно требовались новые дельцы, чтобы действовать в духе тех начал, какие старались провести в правительственных учреждениях, открытых с 1810 г. Эти учреждения назывались «новые образовательные учреждения прежних учреждений», возникших в первые годы царствования. Однако начала и формы, внесенные в управление этими «новыми образованиями», были так новы для России, что преобразование сообщило правительственным метам характер новых учреждений.
Кодификационная работа. Она была поручена Розенкампфу, но в 1808 г. в состав комиссии вошел товарищ министра юстиции М.М Сперанский. Она начал с преобразования комиссии, которая была разделена на Совет, правление и группу юрисконсультов. М.М Сперанский стал секретарем правления. С 1810 года он становится директором комиссии.
Первой стадией громоздкой систематизации по замыслу Сперанского должно было быть «Полное собрание законов». Юридическая техника для составления «Свода» основывалась на следующей методике:
а) статьи «Свода», основанные на одном действующем указе, излагать теми же словами, которые содержатся в тексте и без изменений;
б) статьи, основанные на нескольких указах, излагать словами главного указа с дополнениями и пояснениями из других указов;
в) под каждой статьей давать ссылки на указы, в нее вошедшие;
г) сократить многосложные тексты законов тексты законов;
д) из противоречащих друг другу законов выбирать лучший или более поздний.
В итоге, уже к началу 1830 г. было создано 45 обширных томов, содержащих около 42 тысяч статей[42].
Из государственных сенатских, коллежских архивов были собраны реестры всех узаконений, на их основе был составлен единый реестр, а уже после этого обратились к первоисточникам. Было прорецензировано 3000 книг, содержащих сенатские протоколы, важнейшие постановления сверялись с подлинниками. Однако собрание узаконений не предполагалось использовать в практических целях. Таким образом, в первое «Полное собрание законов» было помещено более 30 тысяч различных указов, нормативных актов, постановлений, начиная с «Соборного уложения» и до вступления на престол Николая I. Неоспоримым достоинством этого собрания для того времени было, прежде всего, то, что он во многих частях не был абстрактным произведением. «Свод» включал в себя множество начал, выработанных и проверенных жизнью. Законы, ранее известные главным образом только немногим юристам, стали доступны для многих. Обширные научно-критические, исторические и иные работы, касавшиеся богатейшего материала, заключенного в «Полном собрании законов» и в «Своде законов», значительно содействовали оживлению юридической мысли и, несомненно, подготовили почву для создания в будущем «Уложения». 19 января 1833 г. состоялось заседание Государственного совета, обсудившего представленный «Свод законов». Было принято решение пользоваться текстами существующих законов до 1 января 1835 г., а затем должен был вступить в силу в полном объеме в качестве общего «Свода законов Российской империи»[43].
Итак, на мой взгляд, те проекты Сперанского, которые были воплощены в жизнь, внесли существенную упорядоченность в деятельность органов государственной власти; с этого времени можно говорить об организации государственного аппарата Российской империи в формах, близких к современности, а не как об историческом антиквариате.
Стремлению укрепить феодально-крепостнические порядки служит систематизация законодательства. Несмотря на свой крепостнический характер, Свод законов Российской империи - большое достижение юридической мысли.
Действительно, Сперанский был исключительным явлением первой половины XIX в. Без особого преувеличения он может быть назван великим реформатором государственного устройства России, подлинным кодификатором русского законодательства, человеком, отдавшим весь свой талант, все силы во имя будущего. Остается лишь сожалеть, что его государственно-правовые идеи не были полностью претворены в жизнь. Случилось это, народы России значительно раньше освободились бы от крепостного права и царизма, а экономическое, политическое и духовное развитие страны пошло бы более энергично. Его планы несли в себе известный заряд буржуазного развития России.
М.М.Сперанский, несомненно, является одним из самых замечательных людей России. Ему принадлежит та большая заслуга, что он хотел дать своей стране Конституцию, свободных людей, свободных крестьян, законченную систему выборных учреждений и судов, мировой суд, кодекс законов, упорядоченные финансы, предвосхитив, таким образом, за полвека с лишним большие реформы Александра II и, мечтая для России об успехах, которых она долго не могла достигнуть. Полное осуществление его проектов, несомненно, ускорило бы эволюцию России в направлении в помещичье-буржуазной монархии.
На мой взгляд, беда Сперанского заключалась не в своевременности реформ, т.е. Российское общество XIX века не было готово к коренным изменениям, которые предлагал провести М.М Сперанский. Если бы реформы, задуманные этим выдающимся государственным деятелем, были воплощены в жизнь немного позже, то они вполне вероятно прижились бы и могли принести более позитивный результат.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гречишкин, С.С. Михаил Михайлович Сперанский / С.С. Гречишкин. – СПб. : ЮНИТИ, 2000. – 243 с.
2. Деревянко, А.П. История России с древнейших времен до конца XX века / А.П. Деревянко. – М. : Право и закон, 2001. – 500 с.
3. Дмитриева, В.О. Сперанский и его государственная деятельность / В.О. Дмитриева – М. : Юность, 2006. – 315 с.
4. Знаменитые россияне XVIII - XIX веков: Библиографии и портреты XVIII и XIX столетий. – М. : ИНФРА, 1995. – 110 с.
5. Зырянов, П.Н. История России / П.Н. Зырянов. М. : Просвещение, 1998. – 410 с.
6. Калягина В.А. История России / В.А. Калягина. – М. : Академия, 2007. – 320 с.
7. Киселева, А.Ф. Великие государственные деятели России / А.Ф. Киселева. – М. : Юрист, 2006. – 384 с.
8. Ключевский, В.О. Курс русской истории / В.О. Ключевский. - М. : Просвещение, 1993. – 380 с.
9. Корнилов В.А. Общественно-политические взгляды и деятельность М.М. Сперанского / В.А. Корнилов. - М. :Академия, 2001. – 610 с.
10. Леонтович, В.В. История либерализма в России / В.В. Леонтович. - М. : Юрист, 2005. - 420 с.
11. Макеева, Г.П. Сперанский и другие: Роман о первой русской перестройке / Г.П. Макеева - М. : Молодая гвардия, 1990. – 340с.
12. Морозов В.И. Политические взгляды и конституционные проекты М.М. Сперанского / В.И. Морозов. - СПб. : Нестор, 2000. - 361 с.
13. Платонов, С.Ф. Время Александра I (1801-1825) / С.Ф. Платонов. - СПб. : Юрист, 1992. – 650 с.
14. Семенкова, Т.Г. Денежные реформы России в XIX в / Т.Г. Семенкова. - СПб. : ИНФРА, 1992. – 510 с.
15. Томсинов, В.А. Светило российской бюрократии / В.А. Томсинов - М. : Дрофа, 2004. – 520 с.
Информация о работе Проекты реформ государственного управления М.М. Сперанского