Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 21:19, реферат
Важнейшие события первого этапа (1917-1920 гг.) – Октябрьская революция, которая разворачивалась в условиях продолжавшейся Первой мировой войны, и последовавшая за этим кровопролитная гражданская война, длившаяся четыре года. Послевоенное восстановление и социально-экономические преобразования в 20-е годы происходили на фоне относительной стабилизации мировой экономической и политической системы. Однако завершилось десятилетие тяжелейшим мировым экономическим кризисом в 1929-1932 гг. Тридцатые годы – период форсирования социального эксперимента с целью построения социализма в нашей стране. Он проходил в условиях, когда в ряде европейских стран к власти пришли фашистские партии, провозгласившие политику национального реванша, когда резко обострилась международная обстановка, реальностью стала угроза новой мировой войны.
Введение…………………………………………………………стр.2
Идеология. Политическая система…………………….. стр.3-5
План ГОЭРЛО…………………………………………… стр.6-10
Экономика……………………………………………….. стр.11-13
Социальная структура. Общественное сознание……... стр.13-18
Культура…………………………………………………. стр.18-22
Заключение……………………………………………………... стр.22-23
Источники……………………………………
... Я, помню, не жалел под праздник
Ни черной туши, ни белил,
Весь мир на белых и на красных
Безоговорочно делил.
... Я знал про домны Приазовья
И что опять бастует Рим.
И я к друзьям пылал любовью
И был к врагам
непримирим.
Е. Винокуров. Из стихов о детстве
Психология жизни
в осажденной крепости, ожидание войны,
необходимость быть бдительными
в окружении многочисленных внешних
и внутренних врагов прочно вошли
в сознание предвоенного общества.
Культура
В 20-30-е годы сложные и противоречивые процессы происходили в сфере культуры. Вызванная революцией к жизни стихия разрушения нанесла ощутимый удар по православной культуре, культуре русской провинции, усадебной культуре. Вместе с тем революция не могла в одночасье погасить творческую энергию русского культурного возрождения. Именно его импульсами объясняется появление в начале 20-х годов многих новых художественных течений, научных школ в социологии, психологии, педагогике, естественных науках.
Несмотря на
тяготы гражданской войны, организовывались
фольклорные и этнографические
экспедиции, создавались новые музеи,
издательства. Одно из самых известных
– издательство «Всемирная литература»,
которое проводило большую
Таким образом,
в революции одновременно проявилась
как разрушительная, так и созидательная
сила. Доминирование разрушительных
тенденций объяснялось не только
тем, что революция сама по себе призвана
прежде всего разрушать, но и тем,
что в активные действия в большинстве
своем были вовлечены не культурные,
способные к положительной
Важное место
в культурной жизни 20-х годов заняли
дискуссии об отношении к культурному
наследию прошлого и о том, какой
должна быть новая культура. Сторонники
левых течений считали
Кроме того, представители авангарда считали, что искусство является средством преобразования социальной действительности и воспитания нового человека. Важнейшее положение их эстетической системы: искусство – не только способ отражения реального мира, реальной действительности, но и средство ее преобразования, изменения. Видным деятелем Пролеткульта А. Гастевым был введен термин «социальная инженерия». Применительно к искусству он означал радикальную перестройку его средствами не только социальной жизни, но и психики человека. Один из лидеров группы «Левый фронт» (ЛЕФ), футурист С. Третьяков, писал, что «работник искусства должен стать психо-инженером, психо-конструктором…».
Идея
«ковки нового человека» средствами
литературы и искусства была одной
из центральных в дискуссиях творческой
интеллигенции 20-х годов, ее разделяли
представители различных
Сторонники левых течений в силу своей революционной природы оказались в центре социального взрыва, первыми стали сотрудничать с новой властью, видя в ней родственную им силу. Они приняли участие в реализации плана монументальной пропаганды, занимались «революционным» оформлением городов. М. Шагал, один из «отцов-основателей» современного искусства, а в годы революции – комиссар Наркомпроса, позже писал об этом времени: «…Ленин перевернул Россию вверх ногами точно так же, как я поступаю в своих картинах».
Выдвинутая авангардом
фундаментальная концепция
В Уставе Союза
советских писателей, созданного в
1934 г., формулировались основные принципы
нового метода, указывалось, что он
«требует от художника правдивого исторически
конкретного изображения
Одной из главных
задач советского искусства стало
создание образа положительного героя,
активного преобразователя
Наиболее талантливые
произведения тех лет отразили сохранившуюся
инерцию революционного подъема, романтическое
видение событий революции и
гражданской войны, энтузиазм созидателей
нового общества, искренне веривших в
возможность осуществления
В 30-е годы художественная
культура становилась все более
канонической, в ней утвердилась
строгая иерархия жанров и тем. Она
откровенно ориентировалась на «социальный
заказ» правящей элиты. Например, уделяя
большое внимание показу событий
революции и гражданской войны,
созданию образов вождей, художники,
писатели, кинематографисты зачастую
сознательно создавали картины
и образы, имевшие мало общего с
реальной действительностью. Так, в
официальных портретах Сталина
исчезали недостатки его физического
облика – перед зрителями представал
не живой, реальный человек, а символ,
олицетворение идеи. Одновременно существенной
трансформации подвергалась в литературе
и искусстве отечественная
Преображению
на основе идеологических установок
подлежало не только прошлое, но и
будущее. Так, появившиеся в 30-е годы
в качестве ответа на рост военной
угрозы «оборонная литература», «оборонный
кинематограф» изображали в полном
соответствии с официальными прогнозами
будущую войну как лихой поход,
как мгновенную победу над врагом
без жертв и трудностей. Например,
герой фильма «Танкисты» был послан
в разведку, но перевыполнил задание
– начал военные действия, добрался
до Берлина и взял в плен Гитлера.
После начала войны один из руководителей
Союза писателей А. Сурков вынужден
был признать, что «...до войны
мы часто дезориентировали читателя
насчет подлинного характера будущих
испытаний. Мы слишком облегченно изображали
войну. Я не хочу никого обижать, но
лозунги "и в воде мы. не утонем,
и в огне мы не сгорим", "кипучая,
могучая, никем непобедимая…" культивировали
бездумное самолюбование... До войны
мы читателю подавали войну в пестрой
конфетной обертке, а когда эта
конфетная обертка 22 июня развернулась,
из нее вылез скорпион, который
больно укусил нас за сердце,– скорпион
реальности трудной, большой войны».
Специфика массовой аудитории 30-х годов (прежде всего низкий уровень образования и культуры) не только обусловливала ее интерес к наиболее понятным и доступным формам культурной жизни (особенно к кинематографу), но и делала их чрезвычайно действенными. Б. Бабочкин, анализируя успех фильма «Чапаев», писал, что для зрителей 30-х годов непосредственность восприятия фильма, «полная вера в подлинность, первозданность происходящих событий приближалась к своему абсолюту, к своим ста процентам». Визуальные экранные образы, как и герои литературы, прочно входили в сознание людей, воспринимались ими с большим доверием. Возможности искусства активно использовались правящей элитой для создания мифа о счастливой жизни народа, строящего социализм, для манипулирования общественным сознанием.
Главным критерием
оценки произведений культуры в 30-е
годы являлось их соответствие официальной
идеологии. С деятелями культуры,
произведения которых не соответствовали
жестким требованиям «
Важнейшей особенностью советской культуры стал жесткий контроль над ней со стороны партии и государства. Уже в 20-е годы были национализированы учреждения культуры, начала складываться система управления ею, которая просуществовала вплоть до 90-х годов. В 1922-1923 гг. были созданы Главлит и Главрепертком, которые следили за соблюдением цензурных требований в прессе и за репертуаром театров и кинотеатров.
Еще более усилился
партийно-государственный
По отношению
к культурному наследию был провозглашен
принцип «овладения» им, т.е. признавалась
необходимость культурной преемственности,
сохранения традиции. Однако под овладением
подразумевалось
В 30-е годы усилился
прагматический, утилитарный подход
к культуре, ее развитие напрямую увязывалось
с решением текущих хозяйственных
задач. В условиях форсированной
индустриализации одной из важнейших
задач культурной революции была
признана быстрая подготовка достаточного
количества работников, обладающих необходимыми
знаниями и умениями. Если накануне
Октябрьской революции три
Анализ социокультурных
процессов этого периода
Информация о работе Процесс становления советской политической системы