Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 01:09, реферат
Задачей данного реферата являлось рассмотрение положения различных политических элит.
При составлении данного реферата были использованы самые различные источники. Это энциклопедии, научные статьи , а также мемуары современников событий, благодаря которым можно рассмотреть данный вопрос не только с научной точки зрения, но и с общечеловеческой позиции, а именно, действительное положение людей определенной социальной ячейки в обществе и отношение к ним людей других социальных групп.
1.Введение
2.Правящий класс царской России
2.1.Иван Грозный
2.2.Александр 2
2.3.Петр 1
3.Советская номенклатура
3.1.И.В.Сталин
3.2.Н.С.Хрущев
3.3.Л.И.Брежнев
4.Современная российская элита
4.1.Б.Н.Ельцин
4.2.В.В.Путин
5.Заключение
6.Список литературы
проживания в Москве, были против подобной реорганизации.
Общесоюзные министерства (за исключением оборонных министерств) были
упразднены. Предприятия, находившиеся в их ведении, были переданы в
непосредственное подчинение Советам народного хозяйства административных
экономических районов. Всего по Союзу было организовано свыше 100
совнархозов, в том числе 76 в Российской Федерации. Большинство создавались
на базе одной-двух областей и были небольшими, другие, как, например,
Ленинградский, куда кроме Ленинграда и Ленинградской области вошли
Псковская и Новгородская области, имели очень мощный потенциал.
В первые годы после реформы упростилось кооперирование предприятий,
находившихся по соседству друг с другом. Меньше стало встречных перевозок.
Предприятия стали оперативно помогать друг другу. За первые три года были
укреплены ранее распыленные транспортные, вспомогательные, ремонтные службы
предприятий.
В то же время реформа не изменила самих принципов управления и
планирования, а лишь заменила отраслевую организацию территориальной.
Осложняло работу совнархозов неквалифицированное вмешательство партийных
руководителей.
Принципиальные пороки новой системы управления — местничество и
стремление использовать ресурсы, прежде всего для удовлетворения
собственных потребностей. В конечном итоге система управления еще более
усложнилась и стала менее квалифицированной. Реформа потерпела крах, и
после отстранения Хрущева от власти территориальная система была
ликвидирована.
Важнейшей реформой, осуществленной в 1958-1964 гг., стала и реформа
системы народного образования. Советская школа недостаточно гибко
реагировала на быстрый прогресс науки и техники, изменения в производстве.
По точному определению известного педагога В. А. Сухомлинского, средняя
школа «вместо того, чтобы быть единой и разнообразной, стала единой и
однообразной». За весь послевоенный период система управления школой
практически не менялась. Выпускники средней школы неохотно шли работать на
производство, считая такой труд не престижным. В то же время в середине 50-
х годов вузы могли принять лишь 450 тыс. выпускников средней школы из более
чем 1,5 млн. Большинство из них не было готово к работе на заводах и в
колхозах. Парадокс заключался в том, что именно в эти годы народное
хозяйство испытывало нужду в рабочих руках, так как в трудоспособный
возраст вступило малочисленное поколение родившихся в годы войны.
Таким образом, реформа образования должна была снять возникшее
противоречие между всеобщим стремлением к высшему образованию и
потребностями экстенсивной экономики в новых рабочих руках. Первые попытки
политехнизации школы в 1954 и 1955 гг. не увенчались успехом. Два с лишним
года шла в обществе дискуссия о том, как на практике приблизить школу к
жизни. Наконец, в 1958 г. был принят Закон об укреплении связи школы с
жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР.
Согласно закону, осуществление всеобщего среднего образования
(одиннадцатилетнего) оставалось важнейшей задачей, но средняя школа
приобретала «политехнический профиль». После получения всеобщего
обязательного восьмилетнего образования молодежь должна была «включаться в
посильный общественно полезный труд», и все дальнейшее обучение связывалось
с производительным трудом в народном хозяйстве.
Все
желающие получить полное
либо в средней общеобразовательной трудовой политехнической школе с
производственным обучением, либо в среднем профтехучилище (техникуме), либо
в вечерних (сменных) и заочных школах рабочей и сельской молодежи. Учеба в
вузах также максимально совмещалась с работой на производстве.
К осени 1963 г. стало очевидным, что средняя школа не годится в
качестве основного источника пополнения предприятий и строек
квалифицированными кадрами. Не оправдали себя и заочные и вечерние формы
среднего образования. На практике основная масса желающих получить среднее
образование избирала одиннадцатилетнюю общеобразовательную школу. Общий
уровень подготовки учащихся понизился. Упал интерес к гуманитарным
предметам.
Итог реформы оказался неутешительным: общеобразовательный потенциал
общества снизился. С осени 1964 г. средняя школа вновь стала десятилетней.
Из всех реформ, осуществленных в хрущевское «великое десятилетие»,
наибольшее воздействие на дальнейшее развитие советского общества имели
преобразования в социальной сфере.
Обратной
стороной успехов в
Советском Союзе был низкий уровень жизни и сверхвысокая норма эксплуатации
трудящихся.
Чтобы создать видимость материального благополучия в Москве,
Ленинграде, некоторых других крупных промышленных центрах, туда свозились
товары и продукты, производимые в стране. Всевозможными способами деньги
изымались из деревни. Росло число натуральных и денежных налогов с
населения, принудительно размещаемых займов. В течение семи лет после
денежной реформы 1947 г. проводились массовые снижения розничных цен на
товары народного потребления. Их главная цель была чисто политической:
наглядно подтвердить «заботу» партии и правительства о народе. И
действительно, каждое новое снижение цен воспринималось в массах с чувством
«глубокого удовлетворения»: «Мы ликуем. Маргарин, сырки, сахар, хлеб
подешевели на 10-15%... Пройдет еще немного времени, и мы заживем
зажиточно, слова т. Сталина всегда оправдываются...» Подобные высказывания
нередки в частной переписке начала 50-х годов. Безусловно, был в политике
снижения цен и экономический, антиинфляционный расчет: к 1952 г. индекс цен
снизился наполовину по сравнению с высоким уровнем 1946 г., но, тем не
менее, оставался в 2 раза выше уровня последнего предвоенного года.
За
семь лет для многих
современников стала
закономерность: после очередного снижения цен неизменно увеличивалась сумма
подписки на государственный заем, снижались расценки и зарплата рабочих и
служащих.
Закономерным
итогом такой социальной
дефицит элементарных потребительских товаров, усиление социального
неравенства. Реальным единственным достижением социальной политики
послевоенного времени явилось расширение системы образования и
здравоохранения.
В
письмах трудящихся новому
съезда все решительнее повторяется требование: «Мы все пока живем только
для будущего, но не для себя... Улучшение материальной жизни народа
совершенно необходимо... У нас заработная плата руководящих работников
может превышать зарплату рабочих в 50-100 раз...»
Начало
перестройки социальной
когда Председатель Совета Министров Г. М. Маленков публично назвал
неотложной задачу в 2-3 года резко повысить обеспеченность населения
продовольственными и промышленными товарами. Уже к 1955 г. произошли
определенные сдвиги к лучшему. Продажа населению мяса увеличилось в 2,2
раза, масла — в 1,58 раза, одежды и белья — почти в 2 раза, мебели — более
чем в 3 раза. Первые крупные шаги были сделаны в решении самой острой
социальной проблемы — жилищной. В 1954 г. были решительно осуждены
парадность и «украшательство» в архитектуре и начался переход к
строительству домов индустриальным методом. Однако настоящая «жилищная
революция» началась после XX съезда.
На
съезде была выдвинута широкая
программа повышения
уровня, включавшая в себя сокращение рабочего времени, массовое жилищное
строительство, повышение заработной платы низкооплачиваемым работникам и
целый ряд других важных преобразований. Их реализация в последующие годы не
была последовательной и не носила комплексного характера.
Предположение о
том, что прямые капиталовложения в
сельское хозяйство Центра были бы
более эффективными, выглядит необоснованным.
Во-первых, при отсутствии альтернативного
источника хлеба в виде Целины,
снизить налоговое бремя
Стоит указать и на возможную причину,
по которой всем остальным альтернативам
развития сельского хозяйства Хрущев
предпочел именно Целину.
На наш взгляд, дело в том, что освоение
новых земель давало больше простора для
новаторства и эксперимента, которые так
любил Никита Сергеевич. Новые земли были
свободны от какого бы то ни было исторического
груза и на них можно было как на чистом
листе начинать все заново: внедрять передовую
технику и новые сельскохозяйственные
культуры в тех масштабах, которые были
немыслимы в Центре, использовать новые
организационные формы (совхозы, агрогорода
и т.п.). Короче говоря, целина должна была
служить своего рода полигоном для испытания
новых идей.
Нужно сказать и об итогах хрущевской
аграрной политики в целом и итогах освоения
целины в частности.
Итоги эти имеют неоднозначный характер.
С одной стороны, конец правления Хрущева
ознаменовался серьезным экономическим
кризисом. Ни один из его громких лозунгов
не был реализован, а призыв «догнать и
перегнать Америку» или построить коммунизм
в ближайшие 20 лет к 1964 г. воспринимались
людьми как повод для многочисленных шуток
и анекдотов.
Кроме того, последние хрущевские начинания
(та же пресловутая кукуруза) оказались
совершенно неудачными.
Все это – и лозунги, и кукуруза – оказалось
забыто вскоре после смещения Хрущева.
С другой же стороны, не было свернуто
освоение целины, не были отменены мероприятия
по реорганизации колхозов (за исключением
крайностей в кампании по укрупнению),
колхозники сохранили пенсии и право частной
торговли.
Иными словами, авантюристический слой
в хрущевской политике был отвергнут непосредственно
после смены власти. Центральная же часть
его инициатив (и в частности, целина) оправдали
себя как в советское, так и в постсоветское
время. Действительно, успешность освоения
целины дает о себе знать вплоть до наших
дней: так, Казахстан сегодня именно благодаря
событиям тех лет является чуть ли не самым
крупным экспортером зерна на всем постсоветском
пространстве, и в России по-прежнему функционируют
созданные в те годы сельскохозяйственные
районы (например, Кулунда).
И с этой точки зрения освоение Целины
– одно из событий советской истории,
имеющих непреходящее значение.