Правящий класс царской России, советская номенклатура, современная российская элита-сравнительный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 01:09, реферат

Описание работы

Задачей данного реферата являлось рассмотрение положения различных политических элит.

При составлении данного реферата были использованы самые различные источники. Это энциклопедии, научные статьи , а также мемуары современников событий, благодаря которым можно рассмотреть данный вопрос не только с научной точки зрения, но и с общечеловеческой позиции, а именно, действительное положение людей определенной социальной ячейки в обществе и отношение к ним людей других социальных групп.

Содержание

1.Введение

2.Правящий класс царской России

2.1.Иван Грозный

2.2.Александр 2

2.3.Петр 1

3.Советская номенклатура

3.1.И.В.Сталин

3.2.Н.С.Хрущев

3.3.Л.И.Брежнев

4.Современная российская элита

4.1.Б.Н.Ельцин

4.2.В.В.Путин

5.Заключение

6.Список литературы

Работа содержит 1 файл

итоговое.docx

— 104.03 Кб (Скачать)
  • Воинская повинность

В 1874 г. была введена общая воинская повинность: все молодые люди, достигшие 21 года, подлежали воинской повинности. Правительство  каждый год определяло нужное количество людей для армии и это количество набиралось по жребию из людей, подлежащих призыву. Срок службы был уменьшен с 25 до 6 дет (и 9 лет в запасе). В армии  стали больше заниматься образованием солдат.

  • Финансы

В 1863 была проведена  финансовая реформа, состоявшая, в основном, в том, что теперь финансами всего  государства начало ведать отдельное  министерство (до этого каждое министерство собирало для себя и тратило налоги). Также был принят ряд мер для  увеличения доходов.

  • Уменьшение цензуры

С 1865 г. цензура  сохранялась только для брошюр и  небольших сочинений. Толстые книги (160 страниц или больше) освобождались  от цензуры, хотя издатель и отвечал, если в книге было что-то противозаконное. Журналы и газеты могли выходить без цензуры с особого разрешения властей. Если в них появлялось что-нибудь противозаконное, то изданию давалось "предостережение". После третьего предостережения издание запрещалось.

  • Народное образование

Также были сделаны большие перемены в системе  народного образования. В университетах  профессура получила право на самоуправление: с 1863 г. совет профессоров в каждом университете избирал всех должностных  лиц и заведовал хозяйством университета. Доступ в гимназии был открыт для  детей "всех сословий без различия звания и вероисповедания", были улучшены "женские гимназии". В 1872 г. были открыты медицинские женские  курсы для женщин-врачей, а в 1878 г. были открыты "высшие женские курсы", дающие высшее образование. 
 
 
 

Александр II вошёл в историю как реформатор и освободитель. В его царствование было отменено крепостное право, введена всеобщая воинская повинность, учреждены земства, существенно ограничены (фактически отменены) телесные наказания, проведена судебная реформа, ограничена цензура, проведён ряд других реформ. Империя значительно расширилась за счёт завоевания и включения среднеазиатских владений.

К негативной стороне обычно относят невыгодные для России итоги Берлинского конгресса 1878, непомерные расходы в войне 1877—1878 гг., многочисленные крестьянские выступления (в 1861—1863 гг., более 1150 выступлений), масштабные националистические восстания в царстве Польском и Северо-Западном крае (1863) и на Кавказе (1877—1878).

2.3. 

Петр I великий [30 мая (9 июня) 1672, Москва — 28 января (8 февраля) 1725, Санкт-Петербург], российский царь с 1682 (правил с 1689), первый российский император (с 1721),

Характерными  чертами Петра были ум, воля, энергия, широта взглядов, целеустремленность, любознательность, невероятная работоспособность. Петр, не получив в юности систематического образования, учился всю жизнь. Вместе с тем Петр был вспыльчив и жесток, принимал личное участие в пытках и казнях. Царь не считался с интересами и жизнью отдельной личности. Он не остановился перед вынесением смертного приговора даже собственному сыну Алексею. 
 

Во второй половине 17 в. Россия переживала глубокий кризис, связанный с социально-экономическим  отставанием от передовых стран  Европы. Петр с его энергией, пытливостью, интересом ко всему новому оказался человеком, способным решить стоявшие перед страной проблемы. Но поначалу он передоверил управление страной  матери и дяде, Л. К. Нарышкину. Царь по-прежнему мало бывал в Москве, хотя в 1689 по настоянию матери женился  на Е. Ф. Лопухиной.

Петра привлекали морские забавы, и он надолго уезжал в Переславль-Залесский и в  Архангельск, где участвовал в постройке  и испытании кораблей. Лишь в 1695 он решил предпринять настоящий  военный поход на турецкую крепость Азов. Первый Азовский поход закончился неудачей, после чего в Воронеже был спешно построен флот, и во время  второго похода (1696) Азов был взят. Тогда же был основан Таганрог. Это была первая победа молодого Петра, значительно укрепившая его авторитет.

За границей в основном сложилась политическая программа Петра. Ее конечной целью  стало создание регулярного полицейского государства, основанного на всеобщем ему служении, государство понималось как «общее благо». Сам царь считал себя первым слугой отечества, который  собственным примером должен был  учить подданных. Нетрадиционное поведение  Петра, с одной стороны, разрушало  веками складывавшийся образ государя как сакральной фигуры, а с другой — вызывало протест у части общества (прежде всего у старообрядцев, которых Петр жестоко преследовал), видевшей в царе антихриста.

Реформы Петра I начались с введения иностранного платья и приказа брить бороды всем, кроме крестьян и духовенства. Так изначально русское общество оказалось разделенным на две  неравные части: для одной (дворянство и верхушка городского населения) предназначалась  насаждаемая сверху европеизированная  культура, другая сохраняла традиционный уклад жизни.

В 1699 была также  осуществлена реформа календаря. В  Амстердаме была создана типография для издания светских книг на русском  языке, основан первый русский орден  — Святого апостола Андрея Первозванного. Страна остро нуждалась в собственных  квалифицированных кадрах, и царь распорядился отправить на учебу  за границу юношей из знатных семейств. В 1701 году в Москве была открыта Навигацкая школа. Началась и реформа городского управления. После смерти в 1700 патриарха Адриана нового патриарха избирать не стали, и Петр создал Монастырский приказ для управления церковным хозяйством. Позднее вместо патриарха было создано синодальное правление церковью, сохранявшеся до 1917. Одновременно с первыми преобразованиями интенсивно шла подготовка к войне со Швецией, для чего предварительно был подписан мирный договор с Турцией.

Петр I ввел так же празднование Нового года на Руси.

Всю государственную  деятельность Петра I условно можно  разделить на два периода: 16961715 годы и 17151725.

Особенностью  первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что  объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы с целью модернизации уклада жизни.

Во втором периоде реформы были более планомерными и направленными на внутреннее обустройство государства.

В целом  реформы Петра были направлены на укрепление Российского государства  и приобщение правящего слоя к  западноевропейской культуре с одновременным  усилением абсолютной монархии. К концу правления Петра Великого была создана мощная Российская империя, во главе которой находился император, обладавший абсолютной властью. В ходе реформ было преодолено технико-экономическое отставание России от ряда других европейских государств, завоёван выход к Балтийскому морю, проведены преобразования во всех сферах жизни российского общества. В то же время, народные силы были крайне истощены, разросся бюрократический аппарат, были созданы предпосылки (Указ о престолонаследии) для кризиса верховной власти, приведшие к эпохе «дворцовых  

Главным итогом всей совокупности Петровских реформ стало установление в России режима абсолютизма, венцом которого стало изменение в 1721 г. титула российского монарха - Петр объявил себя императором, а страна стала называться Российской Империей. Таким образом, было оформлено то, к чему шел Петр все годы своего царствования - создание государства со стройной системой управления, сильной армией и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние на международную политику. В результате Петровских реформ государство не было связано ничем и могло пользоваться любыми средствами для достижения своих целей. В итоге Петр пришел к своему идеалу государственного устройства - военному кораблю, где все и вся подчинено воле одного человека - капитана, и успел вывести этот корабль из болота в бурные воды океана, обходя все рифы и мели.  
 
Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим государством, центральная роль в котором принадлежала дворянскому сословию. Вместе с тем отсталость России не была полностью преодолена, а реформы осуществлялись в основном за счет жесточайшей эксплуатации и принуждения.  
 
Роль Петра Великого в истории России трудно переоценить. Как бы не относиться к методам и стилю проведения им преобразований, нельзя не признать - Петр Великий является одной из самых заметных фигур мировой истории.

3.

3.1.

Иосиф Виссарионович Сталин (Джугашвили) родился 9 (21) декабря 1879

В августе 1898 года вступил  в РСДРП. В 1899 году исключен из выпускного класса семинарии за участие в  марксистских кружках. В 1901 году впервые  арестован за организацию в Тифлисе  первомайской демонстрации и с тех  пор вел жизнь профессионального  революционера-подпольщика. При активном участии Сталина подготовлен  и вышел в свет первый номер  газеты "Правда". В тот же период он принимает свой всемирно известный  псевдоним и публикует под  ним свою первую крупную теоретическую  работу - "Марксизм и национальный вопрос", высоко оцененную В.И.Лениным.

Возвратившись после  Февральской революции из туруханской  ссылки в Петроград, Сталин до приезда  Ленина из эмиграции руководил деятельностью  ЦК и Петербургского комитета большевиков. С мая 1917 года - член Политбюро ЦК. Участвовал в Октябрьском вооруженном  восстании как член партийного центра по его руководству. После победы Октябрьской революции вошел  в Совет народных комиссаров в  качестве наркома по делам национальностей.

После начала гражданской  войны Сталин был командирован на юг России в качестве чрезвычайного  уполномоченного ВЦИК по заготовке  и вывозу хлеба с Северного  Кавказа в промышленные центры

И в дальнейшем Сталин оказывался на тех фронтах, где складывалась критическая обстановка.

Популярность Сталина  как руководителя-практика, умевшего брать на себя ответственность, принимать  решения и добиваться их исполнения, росла. На VIII съезде партии он был избран членом Политбюро и Оргбюро. По предложению  Ленина Сталин назначается народным комиссаром государственного контроля (с 1920 г. - нарком рабоче-крестьянской инспекции).

27 ноября 1919 года  за боевые заслуги Сталин был  награжден орденом Красного Знамени. 

В апреле 1922 года Пленум ЦК РКП(б) избрал Сталина Генеральным  секретарем ЦК партии. В этой должности  ему выпала сложная и ответственная  обязанность - возглавлять политическое и хозяйственное руководство  страной во время болезни и  после смерти Владимира Ильича Ленина.

Ленин высоко ценил  организаторские способности Сталина, его знания и опыт в деле решения  национальных и других острых политических проблем.

Однако Ленин резко  осудил грубость Сталина, считая этот недостаток нетерпимым именно в должности  Генерального секретаря, поскольку  он чреват расколом в руководстве  партии, и предложил переместить  Сталина на какой-либо иной пост. XIII съезд партии, как известно, не согласился с этим предложением. Впоследствии в Политбюро действительно произошел  ряд инспирированных Троцким, Зиновьевым, Каменевым расколов, сопровождаемых бурными дискуссиями, кадровыми  перестановками и чистками.

Ключевым вопросом, вокруг которого развернулась бурная полемика, стала возможность построения социализма в одной, отдельно взятой стране. Троцкий в духе своей концепции  перманентной революции утверждал, что в "отсталой России" строительство  социализма невозможно и спасти русскую  революцию может только революция  на Западе, которую нужно всеми  силами подталкивать.

 
 
  • Денежная реформа 1922-1927.

Понимая необходимость  в переходе к новой экономической  политике (НЭП), Григорий Сокольников  провел денежную реформу. Но Иосиф Сталин имел на государство планы, поэтому  предпринял усилия по свержению НЭПа и свертыванию проведенной реформы.

 

 

  • Триада 1929-1940гг.

Можно долго  рассуждать на тему хорошим ли руководителем  для своей страны был Иосиф  Сталин. Кто-то скажет, что он был  лишь жестоким тираном, кто-то, как я, наоборот восхищается этим человеком. Но в цикле этих статей мы не будем  говорить о Сталине как о личности, мы поговорим о реформах, проведенных  под его началом. Я подробно расскажу о так называемой «Триаде»: индустриализации, коллективизации и культурной революции.

Информация о работе Правящий класс царской России, советская номенклатура, современная российская элита-сравнительный анализ