Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 13:08, курсовая работа
Рассматривается Конституция Германской империи 1871 г. и имперское законодательство, гражданское право Германии Нового времени, уголовное право Германской империи, сфера торгового права.
Введение ……………………………………………………………. . 3
Глава 1. Конституция Германской империи 1871 года. ..................... 5
Глава 2. Гражданское Уложение Германской империи 1896 г. ….. 12
Глава 3. Уголовное Уложение 1871 г. ……………………………… 27
Глава 4. Торговое Уложение 1897 г. ……………………………….. 29
Заключение …………………………………………………………... 32
Список использованных источников ……………………………… 34
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Правовая система Германии в Новое время: источники права,
правовое регулирование общественных отношений»
по дисциплине:
«История государства и права
зарубежных стран»
Содержание
Введение ……………………………………………………………. . 3
Глава 1. Конституция Германской империи 1871 года. ..................... 5
Глава 2. Гражданское Уложение Германской империи 1896 г. ….. 12
Глава 3. Уголовное Уложение 1871 г. ……………………………… 27
Глава 4. Торговое Уложение 1897 г. ……………………………….. 29
Заключение …………………………………………………………... 32
Список
использованных источников ………………………………
34
Введение
Темой исследования данной курсовой работы является правовая система Германии в Новое время. Целью курсовой работы и вытекающими из нее задачами являются: закрепление, расширение и углубление знаний по выбранной теме и соответствующей дисциплине; прививание навыков самостоятельной работы, развитие умения формулировать суждения и выводы на основе проанализированных источников информации. Содержание курсовой работы следующее: Введение; Глава 1, в которой рассматривается Конституция Германской империи 1871 г. и имперское законодательство; Глава 2 посвящена гражданскому праву Германии Нового времени; в Главе 3 освещается уголовное право Германской империи; 4 Глава охватывает сферу торгового права; и наконец, заключение и список использованных источников.
Данная
тема была выбрана мной в связи
с ее актуальностью и
Итак, в Германии дольше, чем в других странах, существовала правовая раздробленность. Создание в 1871 г. единой Германской империи не повлекло автоматически создания единой правовой системы. Это объясняется особенностями социально-экономического и политического развития.
Основы правовой системы были заложены лишь после объединения в 1867 г. ряда государств под главенством Пруссии в Северогерманский Союз, ставший затем, в 1871 г., Германской империей. При этом на протяжении достаточно длительного времени, до издания соответствующих общегерманских законов, в империи продолжали действовать законодательные акты и правовые обычаи вошедших в нее княжеств, городов и иных территориальных образований. Законодательство воссозданного в XIX в. общегерманского государства разрабатывалось главным образом на базе законов Пруссии, Баварии и Саксонии и в меньшей степени - других государств. Большое влияние оказало Прусское земельное уложение 1794 г., которое охватывало многие отрасли права, баварский Уголовный кодекс 1813 г. и более ранние баварские Судебный и Гражданский кодексы 1753 и 1756 гг., саксонский Гражданский кодекс 1863 г., ганноверский Гражданский процессуальный кодекс 1850 г. На территории некоторых вошедших в Германскую империю государств, в свое время оккупированных армией Наполеона, сохраняли силу введенные в тот период Гражданский кодекс Франции 1804 г. и иные наполеоновские кодексы. Очевидно влияние и этих законов на формирование законодательства Германской империи. Наконец, при подготовке проектов учитывалось и общее право, представлявшее собой сложное переплетение норм, восходящих к римскому и каноническому праву и правовым обычаям древних германцев.
С
образованием Северогерманского союза
начался медленный, но последовательный
процесс издания общегерманских законов,
в ходе которого первоначально были приняты
Конституция Германской империи 1871 г.,
разработанные ранее Торговое уложение
1866 г., новое Торговое уложение 1897 г. и
Уголовное уложение 1871 г., затем Гражданское
процессуальное и Уголовно-процессуальное
уложения 1877 г., Закон о судоустройстве
1877 г. и лишь в 1896 г. - Гражданское уложение,
которые и будут являться объектом рассмотрения
в данной курсовой работе.
1. Конституция Германской империи 1871 года.
После победы над Австрией был образован Северогерманский союз, в который вошли все северные, ряд западных и южных немецких государств и который обеспечивался экономической и военной мощью Пруссии. В 1867 г. был изготовлен проект конституции для Северогерманского союза. В нем были воспроизведены многие положения Франкфуртской конституции 1849 г., в том числе гражданские и политические свободы. Прусскому королю была вручена должность президента и вся полнота исполнительной власти, концентрировавшейся в руках канцлера, ответственного только перед императором.
После победы над Францией и коронования германского императора в Версальском дворце была подготовлена и введена в действие Конституция Германской империи от 16 апреля 1871 г.
По новой германской Конституции в состав новообразованной империи вошли 22 монархии (среди них Пруссия, Бавария и Саксония) и несколько вольных городов: Любек, Гамбург, Бремен. Конституция наделила эти государства незначительной самостоятельностью, постепенно сокращавшейся. Эти страны были также наделены независимостью, но в действительности это был союз, в котором не было даже и формального равенства сторон. А именно, в ст. 61 было записано: «Вслед за обнародованием этой Конституции во всей империи должно быть введено в полном объеме прусское военное законодательство».
Главой империи – императором – был по Конституции король Пруссии, и это отвечало реальному соотношению сил во вновь образованном государстве. На долю Пруссии приходилось свыше половины всей территории Германии и 60% населения страны. Император был главой вооруженных сил: “Император…от имени империи объявляет войну и заключает мир” (ст. 11), назначал чиновников империи: “Император назначает должностных лиц империи, заставляет их присягать империи и дает в случае надобности распоряжение об их увольнении” (ст. 18), включая главу правительства – имперского канцлера. Императору предоставлялось право назначения членов верхней палаты парламента от Пруссии. Конституция давала ему возможность руководства министрами империи. Император также вырабатывал и издавал законы, имел право экзекуции. Ему принадлежало право созывать, закрывать и распускать Союзный совет и рейхстаг.
Члены
верхней палаты империи – Союзного
совета – бундесрата – назначались
правительствами союзных
Конституция предоставляла Союзному совету законодательную власть – наряду и вместе с рейхстагом – и значительную исполнительную власть. Однако решающее слово во многих вопросах было за императором: “Имперское законодательство осуществляется Союзным советом и рейхстагом. Согласие большинства в том или другом собрании необходимо для имперского закона и устанавливает его. Если в союзном совете произойдет разделение мнений, касательно законодательных проектов, относящихся к армии, флоту, … голос президента является решающим, если он высказывается за сохранение существующего устройства” (ст. 5). Бундесрат имел свой аппарат в лице комиссий, специализированных по тем или иным областям общественной и государственной жизни. Самое важное заключалось в том, что бундесрату было предоставлено право издания указов, имевших ту же силу, что и закон.
Пруссия имела огромную долю власти в верхней палате империи. Председателем палаты, как уже было сказано, был канцлер – прусский министр, назначаемый по воле прусского короля. Одно это давало Пруссии заметное преобладание в бундесрате. Для отклонения законопроекта об изменении конституции требовалось всего 14 голосов: “Изменения конституции… считаются отклоненными, если имеют против себя 14 голосов в союзном совете” (ст.78), между тем Пруссия была представлена в верхней палате первоначально 17-ю депутатами, затем их стало 22. От Пруссии зависело отклонение любого законопроекта. Мелкие государства нередко даже отказывались являться в бундесрат.
Нижняя палата парламента сохранила название рейхстага. Он формировался на принципах народного представительства, избирался сначала на 3 года, затем, с 1887 г., на пять: “Рейхстаг образуется посредством всеобщих и прямых выборов с тайной подачей голосов” (ст. 20). Фактическая власть рейхстага была небольшой и не имела никакого влияния и контроля над министрами и «руководящим министром» - канцлером . Его неоднократные попытки установить хотя бы минимальный контроль над исполнительной властью неизменно завершались поражением.
Сам император был склонен к упразднению всеобщего избирательного права для мужчин и ликвидации парламента на том основании, что они слишком напоминают порождение французской революции, которая была «преступлением против Бога и людей». Итак, статья 20 конституции декретировала введение всеобщего мужского избирательного права, хотя сам Бисмарк относился к всеобщему голосованию как институту вредному и опасному.
Всеобщее избирательное право было продиктовано чисто политическими, точнее внешнеполитическими, обстоятельствами: необходимо было лишить аргументов те европейские державы, которые усматривали в насильственном объединении Германии нарушение исконной воли объединенных народов. Досрочный роспуск нижней палаты мог быть произведен простым постановлением палаты верхней – бундесрата, и это не единожды делалось.
Итак, как уже было сказано выше, имперское правительство было представлено в единственном лице – лице канцлера (Отто фон Бисмарк). Кабинета министров не существовало. Министры, ведавшие определенным кругом дел, находились в подчинении канцлера. Бисмарк писал: “Действительную ответственность в делах большой политики может нести … только один-единственный руководящий министр, а не анонимная комиссия с мажоритарным голосованием”.
Функции имперского правительства были весьма широкими. “Надзору со стороны империи и ее законодательству подлежат следующие предметы:
1)
Определения, касающиеся
2)
Законодательство таможенное и
торговое и установление
3)
Определение системы мер,
4) Общие определения в банках.
5) Патенты на изобретения.
6)
Охрана авторской
7)
Организация общей защиты
8)
Железные дороги и пути
10) Почта и телеграф.
13)
Общее законодательство в
14)
Армия и военный флот в
16) Определения о прессе и о праве общения (союзов)” (ст. 4)2.
На долю же местных правительств приходилось главным образом исполнение имперских законов, получавших преимущества перед законами областными.
Имперское законодательство, выполняемое Союзным советом и рейхстагом, отмечено выработкой и принятием одного из первых законов, нацеленных на дискриминацию и жесткую подконтрольность одного из массовых политических движений, организуемого и направляемого социалистическими партиями. Закон чаще всего упоминается как «исключительный закон против социалистов» 1878 г., хотя на самом деле он носит иное название.
В Германии возникает одна из первых социалистических партий – Рабочая партия Ф. Лассаля (1863), которая ставит своей целью превращение рабочих в предпринимателей при содействии государства. Рабочие составляют около 97% взрослого населения, и достаточно обеспечить им всеобщее и равное избирательное право, как они двинут дело своей партии далеко вперед по пути превращения в предпринимателей. В 1869 г. возникла социал-демократическая партия. В 1875 г. на съезде в Готе обе партии пришли к соглашению о выработке единой программы, где, в частности, было записано, что «освобождение труда — превращение средств труда в общее достояние общества и товарищественности, регулирование самого труда должно быть делом самого рабочего класса, по отношению к которому все остальные классы есть сплошная реакционная масса». В 1878 г. на жизнь императора Вильгельма I были совершены два покушения. 11 мая в него стрелял на улице молодой подмастерье Гедель, который, как комментировала печать, начитался социал-демократических изданий. Бисмарк сразу же внес проект закона против социал-демократии, но его отклонили под тем предлогом, что вполне достаточно действующих законов. 2 июня в императора стрелял из окон своего дома доктор Нобилинг, который успел сделать два выстрела дробью в проезжавший экипаж императора. Он ранил императора, и тот уже не смог заниматься государственными делами, переложив их на кронпринца. Нобилинг также, по комментариям прессы, увлекайся социализмом. На этот раз законопроект Бисмарка был поддержан значительным большинством, хотя и как исключительная мера. Дело в том, что представители других партий при этом, естественно, были обеспокоены собственным будущим.