Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 12:17, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы оценить Александра I как политического деятеля, определить его роль в развитии императорской России. Объектом данного исследования является личность и эпоха Александра I, предметом – политика и дипломатия императора.
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА I . 5
1.1. Личность Александра I…………………………………………………....…5
1.2. Реформы государственного управления. 7
1.3. Крестьянский вопрос. 16
1.4. Переход к реакции. 21
Глава 2. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ИМПЕРАТОРА. 25
2.1. Западноевропейское направление................................................................25
2.2. Восточный вопрос в царствование Александра I. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 41
С 1816 года Александр I начал активно заниматься поисками решения крестьянского вопроса. Толчком к этому послужила инициатива эстляндского дворянства, заявившего о своей готовности освободить крепостных. В прибалтийских губерниях (Лифляндской, Курляндской, Эстляндской) не было крепостного права в таких крайних проявлениях. Уровень развития товарно-денежных отношений был выше, чем в центральной России. А главное – помещики понимали экономическую невыгодность крепостного права. В предшествующее десятилетие за эстляндскими крестьянами было закреплено право на движимую собственность и передачу по наследству хозяйства, были четко определены повинности крестьян в зависимости от количества и качества земли. В мае 1816 года Александр I утвердил новое положение об эстляндских крестьянах. В статье 3 первой главы «Положения» говорится: «Вследствие выше постановленных правил запрещается эстляндских крестьян без земли, или с землею, по одиночке или семьями, продавать, дарить, уступать, закладывать, или иначе за кем-либо укреплять». Другая статья 16 говорит, что «помещику сохраняется полная собственность на землю, почему и предоставляется ему иметь надзор за благочинием состоящих в его поместье мирских обществ и живущих в оном крестьян». Таким образом, крестьяне получали личную свободу, но лишались права на землю, которая оставалась в собственности помещика. По сути дела, крестьяне не освобождались от помещика полностью, они лишь приобретали личные права, а не гражданские. Но нельзя и не заметить такой решительный шаг – Александр I показал свою готовность отменить крепостное право не только на словах, но и на деле.
Александр тайно поручил Кочубею разработать правила для перехода в свободное состояние помещичьих крестьян. Кочубей занимался этим вопросом, но, доставленные царю в конце 1817 г. «Правила» не оправдали ожиданий царя. В проекте Кочубей вообще не ставил вопроса об отмене крепостного права, а предлагал урегулировать взаимоотношения помещиков и крестьян. Императору, в частности, не понравились две предусмотренные в проекте меры – запрещение крестьянского перехода и право помещика продавать имение вместе с крестьянами. В целом, проект Кочубея носил крепостнический характер, поэтому его критиковали в правительственных кругах, среди ближайших соратников Александра. Но при этом нельзя утверждать, что у самого императора была какая-то определенная программа, которая шла бы вразрез проекту Кочубея.
В 1818 – 1819 гг. стремление разрешить крестьянский вопрос достигло своего апогея. В 1817 – 1818 гг. царь поручил сразу нескольким видным государственным деятелям разработать предложения, которые бы составили цельную программу отмены крепостного права. Одним из исполнителей своего замысла он назначил А.А. Аракчеева. В феврале 1818 года проект был предоставлен императору. Для освобождения крестьян предлагалось начать покупку помещичьих имений в казну. Продавать государству крестьян и дворовых, как казалось Аракчееву, помещиков должно было заставить стремление избавиться от долгов и желание вести хозяйство на рациональной основе. На покупку имений предлагалось выделять по 5 млн. рублей ассигнациями в год под 5 % годовых. Помещики могли продавать имение целиком или же требовать, чтобы правительство приобрело крестьян только с частью земли.
Вместе с обнародованием проекта Аракчеев предлагал издать манифест, скрывающий истинные намерения правительства и объясняющий предлагаемые меры стремлением государства помочь помещикам. На первых порах проект Аракчеева был реален – в условиях послевоенного экономического кризиса помещичьи хозяйства приходили в упадок. Помещики вынуждены были закладывать свои имения, продавать на торгах крепостных в счет государственных долгов. Поэтому в первые годы осуществления проекта трудности в покупке крепостных не возникли бы. Но в дальнейшем крепкие помещики не согласились бы продавать крестьян, а как их вынудить это сделать проект не предусматривал. И даже если бы все помещики согласились добровольно расстаться с крепостными, процесс раскрепощения затянулся бы более чем на 200 лет (это можно подсчитать, сопоставив выделяемые на покупку средства и число крепостных зависимых). Тем не менее, предложения Аракчеева были одобрены Александром. При этом проект почему-то остался проектом. Совершенно неизвестны конкретные обстоятельства отклонения проекта. Ясно только одно: не было сделано никаких попыток не только к его реализации, но даже к представлению его на рассмотрение Государственного совета или Комиссии составления законов.
По мнению современных исследователей, осуществление этого проекта не привело бы к освобождению крестьян, ведь одну из категорий крепостного населения страны составляли государственные крестьяне. То есть, даже в случае осуществления проекта, в масштабах всей страны крепостное право не было бы отменено, просто произошли бы радикальные изменения положения крепостных крестьян.
В
дальнейшем Александр I не оставлял
надежды решить крестьянский вопрос. До
1820 года продолжались попытки создания
проектов освобождения крестьян от крепостной
зависимости. Но, как известно, ни один
из многочисленных проектов не был осуществлен.
Александр страстно желал освободить
крестьян, но наталкивался в этом стремлении
на сильное сопротивление господствующего
сословия. Не было прочной опоры общества,
ведь поддерживала реформы очень незначительная
его часть. Александр понимал всю серьезность
такого положения дел и не решался делать
какие-либо кардинальные шаги.
1.4.
Переход к реакции
До определенного момента внутренняя политика Александра I имела более либеральный характер, чем при его отце или брате. Но даже в периоды своего расцвета либеральные начинания Александра I не получили дальнейшего развития. Хотя нельзя недооценивать пусть и несовершенные шаги на пути к реформированию России. Ведь Александр I своими либеральными взглядами, возможно, подготовил в обществе почву для будущих преобразований. Либерализм императора проявлялся лишь в отдельных уступках и личных благодеяниях, потому что неизменная система, крепостнические порядки переламывали его прогрессивные стремления. Такое положение дел непременно привело бы к реакции. Так и произошло в последний период правления Александра I.
Кроме того, внешняя политика России 1812 — 1815 гг. оказала могущественное влияние на ход дел внутренних. Император Александр очень утомился в эти годы, быстрая смена побед и поражений нарушила в нем прежнее нравственное равновесие.
В это время особое распространение получил мистицизм, усилилось влияние религии на все стороны культурной жизни. В первую очередь это выразилось в создании в 1817 году нового министерства – духовных дел и народного просвещения, во главе которого был поставлен князь А.Н.Голицын. В числе первых предложений нового министра был вопрос о ликвидации почти всех существовавших университетов. Закрыть университеты не решились, но на них началось широкое наступление. Примером здесь может служить разгром Магницким Казанского университета. Магницкий в начале был назначен членом Главного правления училищ при министерстве Голицына, а в июне 1819 г. получил назначение на пост попечителя Казанского учебного округа. Приехав в Казань, Магницкий в первую очередь изгнал из университета 11 лучших профессоров по подозрению в неблагонадежности. В библиотеке были уничтожены все книги, признанные им вредными по содержанию, введен казарменный режим. Все преподавание в университете стало пропитано религиозными идеями. В январе 1820 года была утверждена инструкция для управления университетом, по которой в основу обучения и воспитания легли принципы покорности и религиозности. Главной задачей университетов становилось убеждение студентов в незыблемости и божественном происхождении монархии.
Самым ярким примером Александровской реакции стало создание военных поселений. Его давно беспокоило то, что рекрутская система набора в армию не позволяла резко увеличивать ее численность в военное время и сокращать в мирное. Введению всеобщей воинской повинности препятствовало крепостное право. Для уничтожения рекрутской системы был найден другой путь – создание военных поселений. К тому же, в условиях острого финансового кризиса после войны 1812г., власть была заинтересована в самообеспечивающейся армии. Впервые указ Александра I о создании военных поселений был издан еще в 1810 году. В указе предписывалось приступить к заселению запасного батальона Елецкого мушкетерского полка в Климовичском уезде Могилевской губернии на землях государственных крестьян. Для осуществления этого указа с этой территории были насильно выселены несколько тысяч крестьян. Война 1812 года прервала практику военных поселений, а с 1815 года все возобновилось с новой силой. В разряд военных поселенцев перевели казенных крестьян Петербургской, Новгородской, Могилевской и Харьковской губернии. К ним же подселяли солдат, к которым выписывались их семьи. Жены становились поселенками, сыновья с 7 лет зачислялись в кантонисты, а с 18 лет – на действительную военную службу. Все поселенцы своим трудом должны были добывать себе пропитание, выполняя обычные сельскохозяйственные работы, и одновременно нести военную службу. Историк периода Александровского правления С.В. Мироненко писал: «Знаменательно, что такое серьезное государственное преобразование было совершено исключительно практическими актами самодержавной власти. Не было составлено никаких положений или регламента о поселении войск, этот вопрос не обсуждался ни одним государственным органом». Создание военных поселений формально освобождало крестьян от крепостной зависимости, но на деле эти крестьяне становились еще более зависимыми, чем это было раньше. Вся жизнь семьи крестьянина была строго регламентирована. За малейшее нарушение распорядка следовало телесное наказание. Торговля, промыслы, контакты с внешним миром категорически запрещались. В поселениях царил произвол местного начальства. Главным начальником над военными поселениями был назначен А.А. Аракчеев – беспредельно преданный царю, беспощадный и жестокий администратор. Крестьяне и передовые люди России с возмущением встретили введение военных поселений, но Александр твердо заявил, что «военные поселения будут во что бы то ни стало». К 1825 г. около трети солдат было переведено на поселение. Однако затея с самоокупаемостью армии провалилась. На организацию поселений правительство тратило огромные деньги. Военные поселенцы не стали особым сословием, расширившим социальную опору самодержавия, наоборот, они постоянно волновались и бунтовали. Военные поселения были упразднены только в 1857 году.
Понимая неосуществимость прогрессивных реформ, Александр I продолжал делать вид, что работа над их проектами продолжается, ведь народ ждал претворения в жизнь его либеральных начинаний. Но теперь претворялись в жизнь совсем уже не либеральные начинания. Понимая, что на реформы уже не решится, император стал укреплять старый порядок. Это касалось как управления страной, так и крестьянского вопроса. 3 марта 1822 года Александр I издал закон, сделавший помещичий произвол еще сильнее. Указ «Об отсылке крепостных людей за дурные поступки в Сибирь на поселение» позволял помещику по своему желанию сослать крестьянина за любой поступок, «причиняющий ему беспокойство». Удивительно, что такой указ был издан человеком, который в свое время издал 2 указа, запрещающих ссылать крестьян на каторжные работы по воле помещика. В сфере государственного управления реакция Александра I проявилась в возобновлении фаворитизма. В последние годы царствования Александра I власть перешла в руки временщика А.А.Аракчеева.
Поворот к реакции вызвал недовольство среди наиболее передовой части дворянства. Возникло и развивалось движение декабристов, окончившееся выступлением на Сенатской площади 14 декабря 1825 года.
ГЛАВА 2.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ИМПЕРАТОРА
2.1.
Западноевропейское
направление
Ранний период правления Александра I важен для понимания его внешней политики и роли, которую он и Россия должны были сыграть в отношениях с иностранными государствами. В это время у Александра еще не было четкой программы действий во внешней политике. Он еще не знал, как надо строить внешнюю политику и распоряжаться военной силой, чтобы оказывать влияние на союзников и противников.
К началу XIX века военные успехи России доказали ее право считать себя великой европейской державой и оказывать влияние на дипломатическую жизнь Европы.
После вступления на престол Александр I начал придерживаться тактики отказа от политических и торговых договоров, заключенных его отцом. Внешнеполитическая позиция, выработанная им вместе с Негласным комитетом, может быть охарактеризована как политика «свободных рук». Россия пыталась, сохранив свое положение великой державы, выступить в роли арбитра в англо-французском конфликте и, добившись уступок, связанных с плаванием российских судов в Восточном Средиземноморье, снизить военную напряженность на континенте.
Политика
«свободных рук» оказалась в тех
условиях невозможной, и тогда Россия
переходит к тактике «
Международная обстановка в Европе была очень напряженной. Было очевидно, что в случае поражения Англии в борьбе с Францией, последняя будет стремиться к установлению гегемонии над всей Европой. Поэтому и было необходимо установить контакты со всеми европейскими государствами, одновременно заключив договор и с Францией, чтобы контролировать ее политику.
В июне 1801 года была заключена конвенция с Англией. По англо-русской морской конвенции Англия признавала ряд положений, провозглашенных Павлом I при заключении договора с Данией и Швецией о втором вооруженном нейтралитете. Признавалось право нейтральным судам посещать гавани воюющих государств.
В то время как с Англией договор был подписан сравнительно быстро, ряд моментов тормозил подписание мира с Францией. Россия стремилась покровительствовать государствам Южной Европы, на которые посягалась Франция. Столкновение интересов препятствовало немедленному заключению союза. Несмотря на это, 26 сентября 1801 года между Францией и Россией было заключено мирное соглашение, а через 2 дня была подписана секретная конвенция. По существу этот документ не менял положения дел в Европе. Согласно первой статье конвенции Россия и Франция должны были совместно заняться вопросами, касающиеся компенсации германских государств. Но Наполеон, не считаясь с договором, самостоятельно занялся этим вопросом. Так Россия лишилась возможности покровительствовать германским государствам. Это не единственный пример игнорирования Наполеоном условий конвенции. В это время Англия втайне от России тоже заключила мирный договор с Францией.
Таким образом, уже в течение первых месяцев царствования Александра основная часть внешнеполитической программы правительства была реализована.
Но уже в 1804 году из-за несогласия в ряде вопросов дипломатические отношения России с Францией были расторгнуты. Этому способствовали два события. В 1804 году началось восстание сербов против Турции. Сербия надеялась только на поддержку России. Александр не мог отказать в помощи братскому народу, что очень не понравилось Франции. Другое событие – расстрел герцога Энгиенского. Герцог Энгиенский являлся потомком Кон-де - французского аристократического рода, являвшегося боковой ветвью Бурбонов. Французское правительство подозревало его в контрреволюционной деятельности, поэтому по приказу Наполеона французский отряд вторгся на территорию Бадена, где проживал герцог, и арестовал его. В марте 1804 г. герцог Энгиенский был расстрелян. Русское правительство откликнулось на это событие особенно горячо. Оно потребовало от французского правительства обеспечения безопасности германских государств. Министр иностранных дел Франции Талейран послал ответную ноту, где высказался, что требования России несостоятельны, так как сами германские государства не выступили с протестом, хотя их это касается в первую очередь. К тому же он потребовал высылки за пределы России всех французских эмигрантов – сторонников старого порядка. На эту ноту Россия ответила отзывом из Франции своего посла. Это означало разрыв дипломатических отношений между этими двумя государствами, а вопрос о том, на чьей стороне выступит Россия в борьбе Англии и Франции, окончательно решился. Теперь Александр был вынужден отказаться от первоначальных планов обуздания Наполеона. Но и вести войну с Францией Александр тоже не хотел. Во-первых, потому что английская армия была слаба, и на существенную помощь надеяться не стоило. Во-вторых, Россия не имела общих границ с Францией, поэтому без договоренности с державами Центральной Европы нельзя было думать о войне. Поэтому России так важен был союз с Австрией и Пруссией. Но здесь положение было весьма сложным. С одной стороны, оба государства не хотели разрыва отношений с Россией, с другой стороны, никто не хотел пускать российские войска на свою территорию для ведения боевых действий. Россия поставила перед Пруссией вопрос о полном разрыве отношений с Францией и о вхождении в коалицию, на что Пруссия заявила, что не может вступить в коалицию пока в ней не примет участия Австрия. Австрия же в свою очередь аналогично высказывалась в отношении Пруссии. Наконец, 25 ноября 1804 года Австрия подписала договор о союзе против Франции. Договор носил неопределенный характер. Он предусматривал военные действия со стороны Австрии только в том случае, если Франция посягнет на территорию одной из договаривающихся сторон.