Правление Александра 1

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 12:17, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы оценить Александра I как политического деятеля, определить его роль в развитии императорской России. Объектом данного исследования является личность и эпоха Александра I, предметом – политика и дипломатия императора.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА I . 5
1.1. Личность Александра I…………………………………………………....…5
1.2. Реформы государственного управления. 7
1.3. Крестьянский вопрос. 16
1.4. Переход к реакции. 21

Глава 2. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ИМПЕРАТОРА. 25
2.1. Западноевропейское направление................................................................25
2.2. Восточный вопрос в царствование Александра I. 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 41

Работа содержит 1 файл

Правление Александра курсовая.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Первая  половина XIX века – очень сложный, насыщенный противоречиями период в истории императорской России. Страна находилась на распутье между старым самодержавно-крепостническим строем и поисками новых форм социально-политической организации. Эта эпоха ассоциируется с такой исторической фигурой, как император Александр I. Что это за человек?  Трудно ответить, ведь даже для современников, знавших его всю или почти всю жизнь, он оставался загадкой. Недаром его прозвали «северным сфинксом»: с кем-то он был добр, с кем-то жесток; в одних ситуациях поражал своей решительностью, в других – страхом. Одним словом, человек-загадка. Тем не менее, Александр I – очень значительная фигура в российской истории.

     Цель  курсовой работы состоит в том, чтобы  оценить Александра I  как политического деятеля, определить его роль в развитии императорской России. Объектом данного исследования является личность и эпоха Александра I, предметом – политика и дипломатия императора.

     Изучением эпохи и личности Александра I занимались такие исследователи, как А.Е. Пресняков, А.Н. Сахаров, С.М. Соловьев, С.В.  Мироненко, Н.К. Шильдер и другие.

     К числу источников, охватывающих изучаемый период, следует отнести, прежде всего, нормативно-правовые акты, опубликованные в сборниках «Внешняя политика России. XIX – начало  XX вв. Документы Министерства иностранных дел», «Материалы по истории СССР для семинарских и практических занятий. Первая половина XIX в.», «Российское законодательство X -  начала XX в.».

     Особую  группу источников составляют документы  личного происхождения: мемуары, воспоминания, записки, дневники современников. Некоторые из них опубликованы в сборнике «Державный Сфинкс». Эта группа источников многочисленна и интересна по содержанию.

     Поскольку данная тема получила достаточно полное освещение в литературе, было решено сосредоточиться на наиболее выдающихся действиях Александра I в сфере внутренней политики и на международной арене. В работе будут рассмотрены важнейшие шаги императора во внутреннем переустройстве государства и основные проблемы внешней политики России данной эпохи. В частности, глубже будут изучены вопросы, касающиеся преобразований в сфере государственного управления,  освобождения крестьян от зависимости, а также реакционные мероприятия Александра I и причины отказа от реформ.

 

     ГЛАВА 1. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА I  

     1.1. Личность Александра I 

      Александр I родился в Санкт-Петербурге 12 декабря 1777 г.  Наследник престола оказался в ужасной атмосфере сложных родственных отношений, сложившихся между императрицей-бабушкой Екатериной II и его родителями. С юных лет Александр I рос практически вне семьи, вне материнской ласки. Екатерина II по существу отобрала сына у родителей, лично следила за его образованием и воспитанием. Александру приходилось лавировать между отцом и бабушкой, лукавить и скрывать свои истинные чувства.

      Александр получил блестящее для того времени  образование. Его учителями были выдающиеся писатели и ученые России. Однако главным наставником будущего императора был швейцарский политический деятель Фредерик Сезар де Лагарп, республиканец, противник рабства, приверженец идей французского просветительства, которые он пытался привить своему ученику. Однако воспитание Александра, по отзывам современников, было несколько отвлеченным. Говорят, что он даже не знал долгое время о существовании в России крепостного права.

      Большим потрясением для Александра, несомненно, стала попытка Екатерины II передать ему престол в обход законного наследника Павла Петровича. Эта идея впервые была высказана Екатериной ещё в 1787 году, когда Александру не было и 10-ти лет. Однако Александр рассказал отцу об этих планах и присягнул ему как императору.

      После воцарения Павла положение Александра еще более осложнилось. Ему приходилось постоянно доказывать подозрительному императору свою лояльность, хотя отношение Александра к политике отца носило резко критический характер. Именно эти настроения Александра способствовали его вовлечению в заговор против Павла, но на условиях, что заговорщики сохранят его отцу жизнь, и будут добиваться лишь его отречения. 11 марта 1801 г. император Павел I был убит заговорщиками. Гибель отца потрясла наследника, он испытывал чувство вины за его смерть до конца своих дней.

      К моменту своего восшествия на престол 24-летний Александр I был уже сложившейся  личностью. Внешне красивый, подтянутый, он всегда был подчеркнуто скромен, элегантен. Его любовь к порядку, симметрии порой доходила до абсурда и была поводом для добрых шуток в первые годы пребывания у власти и для злословия в последние годы жизни.

      Многие  современники, с детства знавшие  будущего царя, отмечали противоречивость его характера: человек умный и образованный, он в то же время боялся государственных забот, казавшихся ему непосильными. Не случайно А.И. Герцен называл его "коронованным Гамлетом". Это определение было очень метким, если иметь в виду духовную жизнь царя, его нравственные переживания. Но, в отличие от принца датского, он умел проявлять в политике твердость, гибкость, а порой, используя свой артистический талант, и хитрость. Наполеон, уже находясь на острове Святой Елены, писал: "Александр умен, приятен, образован. Но ему нельзя доверять. Он неискренен. Это - истинный византиец, тонкий притворщик, хитрец".

      Александру I как-то удавалось совмещать в себе проницательный ум, большие разносторонние способности, великолепное остроумие с ленью, стремлением к праздности, увеселениям. Он умел быть одновременно патриотом России, другом либерального графа П. А. Строганова и в то же время мог не замечать ничего человеческого в крестьянах - точно так же, как его ближайший помощник, исполнитель всех неприглядных затей царя, жестокий и по-своему неглупый служака А. А. Аракчеев.

      Вот такому непростому и противоречивому  по своему внутреннему миру человеку суждено было стать главой государства. 

     1.2. Реформы государственного  управления

      Россия  вступила в XIX в. не только с сохранившимся в неприкосновенности самодержавным строем, но и с такой организацией власти, которая уже не отвечала требованиям времени. В структуре государственных органов царили неразбериха и неопределенность функций. Возникавшие в течение длительного времени и без определенного плана государственные учреждения не имели ясно очерченной сферы деятельности и четких пределов своей компетенции. Их внутренняя структура не была единообразна, а, напротив, была хаотична. Уже к концу царствования Павла I людям, причастным к управлению страной, было ясно, что в таком виде государственная машина дальше работать не может. И тут на политической арене возникает молодой император Александр I.

     Вступив на престол, Александр не рискнул  прямолинейно проводить политику абсолютизма. Первые его внутриполитические мероприятия  были связаны с исправлением наиболее одиозных распоряжений Павла I, вызывавших возмущение не только петербургской аристократии, но и широкой русской общественности. Он выступил против деспотизма и самодурства отца, обещал проводить политику «по законам и сердцу Екатерины Великой». В этом сочетались как его либеральные воззрения, так и стремление завоевать популярность в обществе. Александр восстановил отмененные Павлом «Жалованные грамоты» дворянству и городам, объявил широкую амнистию людям, которые подверглись преследованиям при Павле. Был вновь разрешен свободный въезд и выезд за границу, ввоз иностранных книг, отменялись ограничения на торговлю с Англией и раздражавшие людей регламентации в быту, одежде, общественном поведении и т.д. Эти меры создали Александру славу либерала.

      30 марта 1801 г. был образован «Непременный совет» - совещательный орган при императоре. Он был создан главным образом для рассмотрения и обсуждения государственных дел и постановлений. Но это учреждение не сыграло предназначенной ему роли и существовало только на бумаге.

      Вся основная работа по подготовке задуманных Александром I преобразований сосредоточилась в Негласном  комитете, существовавшим с мая 1801 г. по ноябрь 1803 г. В него вошли молодые друзья царя - граф П.А Строгонов, польский князь А.А. Чарторыйский, граф В.П. Кочубей и граф Н.Н. Новосильцев. Пятым членом Негласного комитета, формально не участвовавшим в заседаниях, стал Ф. Лагарп, вернувшийся в Россию в августе 1801 года.

      Негласный комитет не являлся официальным  государственным учреждением. Заседания его проводились после обеденного кофе в личных комнатах императора в Зимнем дворце, где вырабатывался план преобразований. Основными вопросами, обсуждаемыми на заседаниях, стали укрепление государственного аппарата, крестьянский вопрос и система образования. Члены комитета были единодушны в том, что неограниченное самодержавие должно стать орудием постепенных и ненасильственных преобразований, которые следует проводить крайне осторожно из-за неготовности общества к реформам. Однако проекты, которые разрабатывались в комитете, не привели к коренным реформам. Дело ограничилось некоторыми частными преобразованиями, которые лишь слегка подновили фасад Российской империи.  

      В 1802 году была проведена реформа высших государственных учреждений. Вместо введенных Петром I коллегий было учреждено 8 министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, внутренних дел, юстиции, коммерции, финансов и народного просвещения. Также на правах министерства было введено Государственное казначейство.

      Создание  министерств было призвано укрепить единоначалие в государственном  управлении, давало возможность установить не коллегиальную, а персональную ответственность высокопоставленных чинов за осуществление возложенных на них обязанностей. Главным отличием новых органов центрального управления была их единоличная власть: каждое ведомство управлялось министром вместо прежнего коллегиального присутствия, каждый министр был подотчетен Сенату. Эта мера, конечно, укрепила центральное управление. Но решительной победы в борьбе с безответственностью, казнокрадством и взяточничеством достигнуто не было. В новых министерствах поселились старые пороки.

      В 1810—1811 гг. последовало преобразование министерств. Было учреждено новое министерство полиции, а министерство коммерции было упразднено. Кроме министерств были учреждены «главные управления» — путей сообщения, ревизии государственных счетов (т. е. государственный контроль) и главное управление духовных дел иностранных исповеданий. Министерства стали делиться на департаменты (с директором во главе), департаменты — на отделения. Кроме того, в 1811 году было издано «Общее учреждение министерств». Оно устанавливало четкое разграничение функций между министерствами и главными управлениями, единые принципы их организации и общий порядок прохождения в них дел. Для совместного обсуждения министрами некоторых вопросов в марте 1812 года был учрежден Комитет министров (в 1857 году он был преобразован в Совет министров, просуществовавший до 1917 года). В компетенцию Комитета входило рассмотрение дел, которые министерства не могли разрешить, не выходя за пределы своих полномочий, а также дел, вызывающих сомнение. Но в действительности Комитет работал не так, как должен был. Он был местом совещания императора с доверенными высшими чиновниками. Нередко Комитет рассматривал законопроекты и отсылал их на утверждение императору. Кроме того, Комитет постоянно занимался разбором судебных дел, которые вообще не должны были туда поступать. Таким образом, Комитет министров часто подменял сами министерства.

     Одно  из центральных мест в системе  высших государственных учреждений занимал Сенат. В 1802 г. Сенат был реформирован, став высшим судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. Его участие в законотворческой деятельности выразилось в том, что он получил право делать «представления» императору по поводу устаревших законов. Кроме того, всем министрам предписывалось подавать в Сенат ежегодные отчеты. По указу от 27 января 1805 года Сенат стал делиться на девять департаментов. Судебные департаменты имели одинаковые права. Распределение дел между ними происходило по территориальному признаку. Второй департамент рассматривал апелляции по гражданским делам 8 северо-западных и северных губерний. Третий департамент был высшим гражданским судом для 12 губерний Прибалтики, Украины и Белоруссии. Четвертый – для 9 губерний Поволжья, Сибири и Урала. Пятый департамент был апелляционной инстанцией по уголовным делам для 27 губерний  Европейской России. Шестой – для остальных 27 губерний Европейской России и Кавказа. Седьмой и восьмой департаменты занимались гражданскими делами. Первый департамент занимал ведущее место в Сенате. Он ведал обнародованием законов, проводил сенаторские ревизии с целью проверки состояния отдельных учреждений или губерний. Сенаторские ревизии были важной составляющей внутренней политики, так как Сенат не только следил за исполнением общих государственных законов, но и контролировал деятельность всей государственной машины. Кроме того, Первый департамент руководил рекрутскими наборами, проводил ревизии крепостных душ, определял чиновников к должности. Особое положение занимал девятый – Межевой департамент. Он соединял в себе функции высшей административной и судебной инстанции по делам межевания. Во главе Сената стоял генерал-прокурор, а с учреждением министерств эту должность стал занимать министр юстиции. Совмещение должности генерал-прокурора и министра юстиции приводило к полному господству последнего в Сенате.

Информация о работе Правление Александра 1