Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 12:17, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы оценить Александра I как политического деятеля, определить его роль в развитии императорской России. Объектом данного исследования является личность и эпоха Александра I, предметом – политика и дипломатия императора.
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА I . 5
1.1. Личность Александра I…………………………………………………....…5
1.2. Реформы государственного управления. 7
1.3. Крестьянский вопрос. 16
1.4. Переход к реакции. 21
Глава 2. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ИМПЕРАТОРА. 25
2.1. Западноевропейское направление................................................................25
2.2. Восточный вопрос в царствование Александра I. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 41
Изменения в системе государственного управления не могли не отразится на положении православной церкви, которая во многом была частью государственного аппарата. Высшее церковное правительство – Синод – по своему устройству было подобием петровских коллегий. Поскольку во всех отраслях государственной жизни утвердилось единоначалие, пришедшее на смену коллегиальности, то подобные процессы не могли не затронуть и сферу церковного управления. Здесь единовластным начальником становится государственный чиновник – обер-прокурор, который в XVIII веке лишь наблюдал за действиями и законностью решений Синода. При Александре I должность обер-прокурора с 1803 по 1824 гг. исполнял князь А.Н. Голицын, бывший с 1816 г. также и министром народного просвещения.
Начало царствования Александра I нельзя представить без фигуры М.М.Сперанского. Михаил Михайлович Сперанский родился в январе 1772 г. в семье сельского священника. Выдающиеся способности и исключительное трудолюбие выдвинули его на важные государственные посты. Будучи советником императора по административным делам, он разрабатывал проекты преобразования внутриполитического устройства страны. Проекты были очень продуманными, и в случае их реализации государственная система представляла бы собой стройный, налаженный, с четко разграниченными функциями механизм. Но планам Сперанского не суждено было осуществиться до конца. Да и вообще в большинстве случаев от проекта какой-либо государственной инстанции оставалось лишь название. Влияло множество разнообразных факторов: боязнь императора потерять полноту своей власти, недовольство ближайших советников Александра, неуступчивость дворянства, особенности российского бюрократизма, война и др. Однако некоторые проекты Сперанского все же были исполнены.
В январе 1810 года был учрежден Государственный Совет, который состоял из министров и других высших сановников, назначаемых императором. Совет должен был рассматривать все законы, уставы и важные мероприятия, его решения представлялись на утверждение государя. «Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета» становилось законом. В Совете председательствовал сам государь либо особое лицо, им назначенное. Совет состоял из общего собрания и четырех департаментов - законодательного, дел военных, дел гражданских и духовных и государственной экономии. Для ведения делопроизводства Совета при нем была учреждена государственная канцелярия с особым отделением для каждого департамента. Дела каждого отдельного управления статс-секретарь докладывал в своем департаменте, а всей канцелярией руководил государственный секретарь, докладывающий дела на общем собрании. Государственным секретарем был назначен Сперанский М.М, главный организатор учреждения, что давало право руководить всем Государственным советом.
Это детище М.М. Сперанского просуществовало до 1917 года. Призванный первоначально рассматривать и утверждать планы дальнейших преобразований, Государственный совет фактически сам стал противником реформ, затягивая их обсуждение. Вскоре он переключился на рассмотрение многочисленных финансовых, судебных и административных вопросов. Значение Государственного Совета еще более снизилось, когда в 1816 году право доклада императору по делам Совета было передано А.А. Аракчееву.
Нельзя не отметить реформы Александра I в области образования. Реформацией в этой области, а также в области печати занималось Министерство народного просвещения. Согласно указу, принятому в 1803 году, вся страна была разделена на 6 учебных округов, в каждом из которых намечалось основать университет. Было утверждено новое положение об устройстве учебных заведений. В основу системы образования были положены такие принципы, как бессословность учебных заведений (за исключением военных), а также бесплатность образования на низших ступенях (оно оплачивалось из государственного бюджета). Вводилась преемственность учебных программ между школами различных ступеней – приходскими, уездными училищами, гимназиями и университетами. Для подготовки служителей Отечеству из высших слоев общества были открыты три лицея. Первый из них - в Царском Селе - находился под покровительством самого государя императора. Лицей в Ярославле был построен и действовал на средства промышленника П. Г. Демидова, а в Нежине - на средства графа И. А. Безбородко.
Помимо существовавшего с 1755 года Московского университета, в 1804 г. были открыты Харьковский и Казанский университеты, а также педагогический институт в Петербурге, позже преобразованный в университет. В Вильне был учрежден университет с польским языком преподавания, в Юрьеве (Дерпте) - немецкий университет. По Университетскому уставу, изданному в 1804 году, все университеты получили значительную автономию: право выбирать ректора и профессоров, собственный суд, невмешательство административных властей и полиции в дела университета и возможность самостоятельно решать свои хозяйственные вопросы.
Начало XIX века характеризуется быстрым культурным и политическим ростом русского общества. Издается масса новых книг, преимущественно переведенных экономических, политических, юридических и философских трактатов. Развивается русская литература (Карамзин, Жуковский, Крылов и др.), появляется ряд журналов разных направлений («Вестник Европы», «Журнал Российской Словесности», «Северный Вестник»).
Таковы
были первые опыты перестройки
Отечественная война 1812 года отодвинула внутриполитические проблемы на второй план, и лишь после завершения антинаполеоновских войн император смог снова вернуться к государственным реформам. Александр I планировал ввести в России конституционное устройство. Своего рода репетицией было введение конституции в Царстве Польском. Данная конституция была утверждена Александром I 15 ноября 1815 года. По конституции польский народ имел народное представительство – сейм, состоящий из царя и двух палат. Верхней палатой являлся Сенат. Его члены назначались императором пожизненно. Сенат выполнял законодательные функции. Нижней палатой сейма была палата депутатов и послов. В конституции оговаривалось приобретение избирательных прав (их получали все дворяне, достигшие 21 года и обладающие недвижимой собственностью, а также остальные граждане, имеющие недвижимость и уплачивающие за нее налог, все настоятели и викарии, профессора, учителя, художники).
15
марта 1818 г. состоялось открытие
первого общепольского сейма.
На открытии император
Началась подготовка проекта российской конституции под предводительством Новосильцева. Работа над проектом шла под непосредственным руководством князя П.А. Вяземского, поэта и государственного деятеля. Принимал участие в разработке и сам Александр I. В октябре 1819 г. в Варшаве были утверждены основы будущей русской конституции. По «Краткому изложению основ» императору предоставлялась исполнительная власть, он объявлялся верховным главой церкви и государства, располагал всеми военными силами, объявлял начало и конец войны, заключал договоры. В главе «Законодательство», что очень важно, нет ни слова о прерогативах императора. Правда, содержащаяся в документе формула: «Верховная власть неделима и принадлежит персоне монарха» - оставляла широкое поле для непредсказуемого расширения прав императора и в будущей конституции, и особенно в применении ее на практике». В судебной ветви власти за императором сохранялось право на помилование, что ставило его над всей судебной системой. Также император мог созывать, распускать сейм, обновлять депутатов, делать окончательный выбор депутатов в парламент из избранных кандидатов. В проекте прослеживается буржуазный принцип равенства всех граждан перед законом. Парламент (сейм) должен был состоять из двух палат: верхней – Сената, члены которого назначались царем, и нижней – палаты выборных депутатов. Россия должна была делиться на 10 наместничеств, которые делились бы на губернии. Губернии должны были делиться на уезды, а те, в свою очередь, на округа. В каждом наместничестве должен был функционировать свой сейм (но задачи «наместнических» сеймов в документах не были определены). В каждом наместничестве планировалось учреждение апелляционного суда. В целом проект носил черты буржуазного устройства, но присутствие монарха во всех делах государства показывало, насколько сильными еще были феодальные пережитки.
Проект конституции был окончательно доработан во время пребывания Александра I в Варшаве в 1820 году. Конституция была составлена в двух экземплярах – на русском и французском языках. В русском варианте она называлась «Государственная уставная грамота Российской империи». «Уставная грамота» содержала существенные отличия от «Краткого изложения основ» и носила менее ограничивающий монархию характер. Был подготовлен манифест о введении народного представительства, он и должен был открыть путь к конституционной монархии. Вместе с этим манифестом предполагалось объявить об уничтожении польской конституции и о превращении Польши в наместничество. Однако, ни манифесты, ни сама «Уставная грамота» так никогда и не были обнародованы. Снова сказался страх перед дворянской оппозицией. Обнародование «Уставной грамоты» стало оттягиваться, а к 1823 году стало ясно, что император никогда не осуществит этот проект.
Правительство Александра I, отказавшись от коренных преобразований в политической сфере, вернулось к прежней бесперспективной практике частных изменений, призванных лишь подновить существующую систему.
Таким
образом, действия императора в сфере
государственных преобразований носили
незавершенный характер. У Александра
было много планов, которые невозможно
было реализовать. Активные начинания
каждой реформы тормозились, не доводились
до конца, порой реформа практически не
осуществлялась, а основы самодержавия
оставались незыблемыми.
1.3.
Крестьянский вопрос
Александр I взошел на престол уже с мыслью об отмене крепостного права. Он принимал меры к облегчению положения крестьян, но его шаги в решении этой проблемы были крайне осторожными. Император и члены Негласного комитета видели в крепостных отношениях источник социальной напряженности, были убеждены в преимуществах вольного труда перед крепостным и воспринимали власть помещика над крестьянами как нравственный позор для России. Тем не менее, они считали невозможным принятие радикальных мер и придерживались принципа постепенности. С 1801 г. была запрещена раздача населенных имений в частную собственность. 12 декабря 1801 г., в день рождения императора, был обнародован еще более важный указ, предоставлявший лицам всех свободных состояний право приобретать вне городов в собственность недвижимые имущества без крестьян; этим правом могли воспользоваться купцы, мещане, казенные крестьяне.
Император был доволен, когда инициатива реформирования исходила от самих помещиков. Так, например, в ноябре 1802 года граф С.П. Румянцев предложил Александру разрешить помещикам освобождать крестьян за выкуп, но не поодиночке, как это было раньше, а целыми общинами с наделением их землей. Румянцев считал, что подобная мера очень выгодна для помещиков в экономическом плане и поэтому рабство могло таким путем искорениться.
Так, 20 февраля 1803 года был издан указ о «вольных хлебопашцах», по которому помещики могли отпускать крестьян на волю с землей за выкуп. Указ содержит 10 статей, в которых оговариваются условия отпуска крестьян, принципы расчета за свободу, права и обязанности «свободных хлебопашцев». Например, статья 3 содержит санкцию за неисполнение договора со стороны крестьян. Они возвращались к помещику с землей и семейством в прежнее крепостное состояние. Статья 8 раскрывает полномочия свободных хлебопашцев как собственников земли: «Они будут иметь право продавать ее, закладывать и оставлять в наследие, не раздробляя однако ж участков менее 8 десятин, равно имеют они и право вновь покупать земли, а потому и переходить из одной губернии в другую, но не иначе как с ведома Казенной палаты для перечисления их подушного оклада и рекрутской повинности».
Тем не менее, этот указ имел в большей степени идеологическое, чем практическое значение. За весь период царствования Александра I в разряд «вольных хлебопашцев» перешло менее 1,5% крепостных. То есть было освобождено всего 47 тысяч частновладельческих крестьян. Но идеи, заложенные в указе 1803 года, впоследствии легли в основу реформы 1861 года.
В Негласном комитете было высказано предложение о запрещении продавать крепостных без земли. Торговля людьми в то время осуществлялась в России в неприкрытых, циничных формах. Объявления о продаже крепостных печатались в газетах. На Макарьевской ярмарке их продавали наряду с прочим товаром, разлучая семьи. Иногда русский крестьянин, купленный на ярмарке, отправлялся в далекие восточные страны, где до конца своих дней жил на положении раба-чужестранца. Александр 1 хотел пресечь подобные постыдные явления, но предложение о запрещении продавать крестьян без земли натолкнулось на упорное сопротивление высших сановников. Они считали, что это подрывает крепостное право. Не проявив настойчивости, молодой император отступил. Было запрещено только публиковать объявления о продаже людей в правительственных изданиях.
Далее
последовало затишье в