Попытки реформ высшего и центрального управления в начале XIX в.

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 22:31, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение попыток реформ высшего и центрального управления России в начале XIX в.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать конкретно-исторические условия реформирования системы управления России в начале XIX в.
2. Изучить основные направления реформ государственного управления в начале ХIХ в.
Объектом исследования является система государственного управления России во времена правления Александра I.
Предмет исследования - попытки реформ высшего и центрального управления России в начале XIX в.

Работа содержит 1 файл

ИГУР.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

     Основополагающим  началом государственного управления становилось народное представительство, развивавшее древние отечественные традиции демократии, самоуправления, являвшееся исходным фундаментальным фактором демократического устройства власти и управления на всех этажах государственного организма, обеспечивавшееся прямыми и непосредственными выборами всех структур власти и управления, чиновников и без ограничительных избирательных цензов.

     Наместные народные собрания по всей представительной вертикали снизу доверху —  вот источник власти и управления.

     Основа  вертикали — земские народные собрания волостей в составе всех их граждан.

     Представительные  органы избирают исполнительные органы по всей управленческой вертикали и  судебные органы. Наместные собрания избирают предводителей (посадников) —  глав исполнительных правлений, чиновников, присяжных, рассматривают отчеты правлений, жалобы на них, оценивают действия местных начальств, заседают ежегодно и одновременно во всем государстве.

     Народное  вече создает верховный исполнительный орган — Державную думу из 5 членов под главенством председателя (президента), которая осуществляет управительное исполнение через 10 государственных приказов, возглавляемых министрами (военных, морских сил, внешних сношений, путей сообщения, правосудия, казначейства и др.). Структура приказа в виде главных разрядов, отделений, палат, столов зависела от сложности, объема управленческих сфер.

     Исполнительные  правления областей, округов, уездов состояли из управ, которые имели  присутствия, структурные разряды  и штаты чиновников.

     Основанием  принципиально новой системы  управления должна быть личная свобода  гражданина, его конституционное право на «занятие всех мест и должностей по государственной службе. Одни дарования, способности, познания и услуги служат поводом и причиною к прохождению службы». Государственные служащие должны выполнять «круг действий каждого чиноначальства или правительственного места», повиноваться, как и все граждане, законам, уважать их с должным почтением». Законы созданы для всех, и «все им подвластными стоят. Никто свыше законов считать себя не может». Законы должны быть справедливы, понятны, просты.

     П.И. Пестель считал настоятельной необходимостью для управления государством создать  свод законов гражданского общества, или государственное уложение. В  нем планировались три части:

    1. Устав, определяющий состав гражданского общества, общественное состояние граждан.
    2. Наказ, содержащий правила действия правительства.
    3. Судебник с правилами деяний и поступков частных лиц.

     Благоденствие всего свободного гражданского общества, судьбу России П.И. Пестель связывал с народной республиканской системой государственного управления, рационально построенной на основе общественной и частной собственности, отсутствия угнетения человека человеком, конституции, подотчетности учреждений, ответственности их и должных лиц перед народом, их сменяемости, единства органов власти, управления и народа.

     Столицей  России в проектах Н. Муравьева и  П. Пестеля становился Нижний Новгород (который в проекте Н. Муравьева  переименовывался в Славянск, а в  проекте П. Пестеля – во Владимир), в обоснование чего выдвигались  следующие причины: во-первых, он был расположен в центре страны; во-вторых, находился на удобных торговых путях по Волге; в-третьих, Макарьевской ярмаркой соединял европейскую и азиатскую части России в торговом отношении; в-четвертых, «освобождение России от ига иноплеменного через Минина и Пожарского из сего города изошло»; и в-пятых, «все воспоминания о древности нижегородской дышат свободою и прямою любовью к Отечеству, а не к тиранам его» (цитируется по «Русской правде» П.И. Пестеля).

     Как мы видим, можно обнаружить значительные черты сходства между всеми проектами 10-20-х гг. XIX в., независимо от их происхождения (правительственного или неправительственного). Однако, поскольку правительственные проекты так и не были воплощены в действительность, вступил в действие феномен «двойной конспирации», когда представители государства и общества втайне друг от друга разрабатывали сходные законопроекты и при этом не доверяли друг другу, что приводило к противостоянию идейно во многом близких друг другу сил.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Первую  половину царствования Александра I можно охарактеризовать как исторический этап активных преобразований системы государственного управления России.

      Сущность  преобразований заключалась, во-первых, в попытках создания механизма управления, основанного на законе.

      Во-вторых, положительным фактором явилось становление вертикали исполнительной власти, вершиной которой были министры, назначаемые императором; губернаторы в губерниях, также назначаемые монархом, но зависимые и от министра внутренних дел; вице-губернаторы в области, уездные начальники и волостные начальники, назначаемые сверху,.

      В-третьих, на уровень государственного управления воздействовали также указы императора от 3 апреля 1809 г. и от 6 августа 1809 г., в которых определялись новые  правила и порядок получения придворных званий камергера и камер-юнкера и чинов коллежского асессора (8-й класс по петровской Табели о рангах) и статского советника (5-й класс) в зависимости не только от выслуги лет, но и от качества службы и уровня университетского образования по результатам сданных экзаменов, предусмотренных обширной учебной программой и в присутствии высокопоставленных должностных чинов государственных органов управления

      К сожалению, начатые в довоенный период реформы в государственном управлении были свернуты, все более возвышалась роль самодержавной власти.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Акимов  В.В. М.М. Сперанский как политический и государственный деятель – М.: Налоговый вестник., 2002. – 40 с.
  2. Голиков А.К., Исаев Б.А., Юстузов В.Е. Русская политическая мысль. Кн. 5. XIX век - СПб.: ПИТЕР, 2001. – 671 с.
  3. Зуев Н.И. М.М. Сперанский и Комитет министров // История государства и права. 2002. № 4. С. 41–48.
  4. Калашникова Т.М. Экономическое районирование. – М.: МГУ, 1982. – С. 78.
  5. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в 3-х книгах. Кн. 3 - М.: Мысль, 1993. – 594 с.
  6. Кудинов О.А. Официальные конституционные проекты Российской империи XIX в. // Государство и право. 2002. № 5. С. 70–73.
  7. Минаева Н.В. Правительственный конституционализм и передовое общественное мнение России в начале XIX в. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1982. – 290 с.
  8. Мироненко С.В. Самодержавие и реформы: политическая борьба в России в начале XIX в. – М.: Наука, 1989. – 240 с.
  9. Сперанский М.М. Руководство к познанию законов. – СПб. : Наука, 2002. – 678 с.
  10. Сперанский М.М. Проекты и записки. – Л.: Изд-во АН СССР, 1961. – 244 с.
  11. Томсинов В.А. Светило российской бюрократии. Исторический портрет М.М. Сперанского - М.: Теис, 1997. – 319 с.

Информация о работе Попытки реформ высшего и центрального управления в начале XIX в.