Попытки реформ высшего и центрального управления в начале XIX в.

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 22:31, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение попыток реформ высшего и центрального управления России в начале XIX в.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать конкретно-исторические условия реформирования системы управления России в начале XIX в.
2. Изучить основные направления реформ государственного управления в начале ХIХ в.
Объектом исследования является система государственного управления России во времена правления Александра I.
Предмет исследования - попытки реформ высшего и центрального управления России в начале XIX в.

Работа содержит 1 файл

ИГУР.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ 
 
 

Кафедра гуманитарных основ государственной службы

Реферат по дисциплине

«История  государственного управления в России: 

«Попытки  реформ высшего и  центрального управления в начале XIX в.»

                 
                 
                 
                 
                 
                 
                Выполнила: Хаблак Е.С., студентка  группы 08113 1 курса

                Проверил: Зубов В.Е., к.и.н., доцент

 
 
 
 
 
 
 
 
 
Новосибирск 2009

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

      Постепенная реализация на практике мер по активному преобразованию системы государственного управления России в ходе проведения административных реформ 1801—1812 гг. способствовала централизации государственного управления на высшем и местном уровне, проявлению «ведомственно-линейного принципа» в системе управления страной.

      Однако  позитивные тенденции в государственном  управлении страной отнюдь не затронули  основ самодержавного абсолютистского властвования, оказались не закрепленными в годы дальнейшего правления Александра I. Разумные идеи и проекты М.М.Сперанского и других либеральных реформаторов в реальности оказались отвергнутыми.

       Целью данной работы является изучение попыток реформ высшего и центрального управления России в начале XIX в.

       Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Исследовать конкретно-исторические условия реформирования системы управления России в начале XIX в.
    2. Изучить основные направления реформ государственного управления в начале ХIХ в.

      Объектом исследования является система государственного управления России во времена правления Александра I.

      Предмет исследования - попытки реформ высшего и центрального управления России в начале XIX в.

 

1. КОНКРЕТНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ  УСЛОВИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ  СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

 

     Французские, испанская, итальянская и другие революции как локомотивы истории  в сочетании с войной за независимость  Греции, с радикальными преобразованиями на американском, европейском и других континентах ускорили темпы, определили новую социальную направленность мирового общественного прогресса, заложили качественно новые основы государственного управления во многих странах в соответствии с принципами свободы, равенства, всесилия конституции, разделения основных ветвей власти, возвышения представительной власти в лице парламента и подобных ему учреждений, правового устройства и развития к гражданскому обществу.

     Революционное новаторство европейского управления откликалось b в России. Самодержцы стремились отгородить Россию от революционных бурь, государственно-управленческих новаций Запада, сохранить средневековые политические и иные институты, укрепить самодержавные фундаментальные основы абсолютизма.

      Таким образом, в XIX в. Россия вступила с солидным грузом проблем социально-экономического, политического и духовного характера, и новые преобразования в государственном управлении, диктующиеся как внутренними, так и международными обстоятельствами, стали неизбежными. Новое столетие стало продолжением самодержавного управления государством на началах абсолютизма, достигшего своего апогея к середине века и оказавшегося последним веком такой формы правления.

     Изменения и совершенствование системы  государственного управления страной  в новом веке определялись конкретно-историческими условиями и событиями. Кровавый дворцовый переворот 11 марта 1801 г., убийство Павла I и восход на престол его сына — Александра I, движение либерально настроенного дворянства, сохранение крепостного права и отсутствие гражданской свободы — эти и многие другие события и процессы в развитии экономических, политических, социально-сословных или классовых отношений того времени не могло не оказать своего влияния на характер и систему управления государством. Состояние государственного управления и историческую ситуацию в целом обостряли многочисленные войны: с Францией, Турцией, Ираном, Швецией, развязанная Александром I в 1816 г. колониальная изнурительная многолетняя Кавказская война, продолжавшаяся до 1864 г. Россия испытала в этих войнах и горечь поражения, и триумф побед. Россия играла роль «жандарма Европы», разгромила польское освободительное движение 1830—1831 гг., Венгерскую революцию 1847—1850 гг. Войны, карательные европейские экспедиции усилили напряженность в деятельности органов государственного управления вплоть до административного ужесточения и чрезвычайных методов, сказались на социально-политической жизни российского общества.

     Все заметнее становится диссонанс, противоречие между качеством государственного управления и духовным, культурным подъемом, ростом национального самосознания, формированием новых идейных и политических ценностей в российском обществе.

      Осмысление  даже только вышеперечисленных фактов и событий, а их в реальной жизни  было гораздо больше, убеждает в том, что изменения системы государственного управления прежде всего в целях сохранения и укрепления самодержавного строя и монархической власти были в определенной степени назревшими и исторически неизбежными. Это хорошо понимал новый император Александр I (1801-1825).

      В этих условиях поиск новых, более  эффективных средств и методов  управления государством шел непрерывно. В начале века в процессе поиска столкнулись прежде всего два  взгляда на реорганизацию системы  государственного управления. Первый — традиционалистский, сторонники которого стремились сохранить фундаментальные основы самодержавного управления — абсолютизм, незыблемость существовавшего строя. Второй — модернистский, сторонники которого предлагали определенную либерализацию власти и системы управления на основе учреждения выборных представительных органов, многосословности и утверждения конституционных начал в управлении государством.

      Александр I, как считают исследователи его жизни и деятельности, был умным, великолепно образованным человеком, обладавшим способностями для государственного управления, а по своим убеждениям был либералом, имевшим идеалы свободы и равенства и мечтавшим о превращении России в просвещенную и свободную страну. В первое десятилетие своего правления он действительно пытался осуществить свои планы на деле. Привлекая на свою сторону как известных к тому времени опытных сановников (князь А.А. Безбородко, граф Н.И. Панин, граф П.А. Зубов, адмирал Н.С. Мордвинов и др.), так и представителей нового поколения дворянской знати (В.Г. Кочубей, П.А. Строганов, Н.Н. Новосельцев, А.Е. Чарторыйский и др.), он считал необходимым определить основные принципы и методы управления российским государством. Сначала для обсуждения, этих вопросов из представителей дворянской аристократии при нем был учрежден так называемый «Непременный совет» в составе 12 человек, а затем — «Негласный или «интимный» комитет», которые существовали непродолжительно, но побуждали молодого императора предпринимать конкретные действия.

      В результате обсуждений и споров, хотя и тайных в условиях абсолютизма, появились, например, документы о разрешении приобретать и продавать незаселенные земли купцам, мещанам и государственным крестьянам (1801 г.); Манифест «Об учреждении министерств (1802 г.). «Непременным Советом» было одобрено предложение графа С.П.Румянцева, и появился Указ о «вольных хлебопашцах» (1803), согласно которому помещики получили право по обоюдному согласию с крестьянами освобождать их с землей за выкуп. В самом начале царствования Александра I была восстановлена екатерининская «Жалованная грамота дворянству», отмененная Павлом I разработана программа развития народного образования и в соответствии с Указом Императора было учреждено 4 типа учебных заведений: сельские приходские училища; уездные училища; губернские училища или гимназии и университеты, сыгравшие немалую роль в системе государственного управления.

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  РЕФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО  УПРАВЛЕНИЯ В НАЧАЛЕ XIX В.

 

     Внутреннее  и международное положение Российской империи, очевидный развал ее административной системы, казнокрадство, круговая безответственность, взяточничество, беззаконие в органах центрального и местного управления обострили потребность радикальной реорганизации системы власти и управления в целом, побудили к поискам более эффективного ее устройства. Обстановка, в которой они происходили, характеризовалась столкновением консервативной, либерально-модернистской и радикально-модернистской концепций относительно судьбы управления. Эти поиски отразили формировавшиеся и все явственнее обозначавшиеся тогда три основных идейных общественно-политических направления, предлагавших варианты путей дальнейшего существования России.

     Многочисленные  проекты преобразования системы  управления, ее отдельных отраслей и звеньев, государственного строя создавались в строго секретной обстановке, в тайных кружках и обществах либерально и радикально настроенных дворянских кругов, по поручению императора. Разные по характеру и целям проекты воплотили новый уровень государственного мышления, осознанную жгучую потребность в новой организации власти и управления, адекватной новой исторической ситуации. Можно выделить три основных направления реформирования в начале ХIХ в.: либеральное, консервативное и радикально-модернизаторское.

2.1 Либеральное направление преобразований

     Концептуальностью, четкой системой предложений отличались проекты М.М. Сперанского, Н.Н. Новосильцева, П. А. Вяземского, декабристов П.И. Пестеля, Н.М. Муравьева (последние два представляют так называемое радикально-модернизаторское направление реформирования). Общим для них являлись признание несоответствия системы власти и управления новому времени, неэффективности самодержавного управления, несостоятельности его феодально-крепостнических устоев, необходимости введения конституционных основ, всеобъемлющего упорядочения законности, функционального разделения органов законодательной, исполнительной, судебной власти, создания всесословных представительных учреждений в центре и на местах, ведомственной системы по всей вертикали исполнительной власти, реорганизации устаревшей и пораженной пороками сферы управления, наделения сословий политическими и гражданскими правами.

     Созданный по указу Александра I в 1801 г. Негласный  комитет должен был подготовить  проект реформы государственного управления и обсудить проблемы отмены крепостного права. Уже к этому времени госсекретарь М.М. Сперанский, обладая обширным запасом разнообразных идей, мог удовлетворить самые высшие интеллектуальные запросы времени. Достаточно назвать ряд его политико-правовых статей, записок, написанных в 1801—1804 гг.: «О коренных законах государства», «Размышление о государственном устройстве империи», «О постепенности усовершенствования общественного» и другие, чтобы убедиться в силе его реформаторского мышления.

     Восходя на политический олимп, молодой реформатор, пользуясь покровительством Александра I, который не скрывал своих симпатий политическим установлениям Наполеона I, идеям Ш. Монтескье, А. Смита, И. Бентама, был убежден, что ему удастся  создать новый образ правления в России, наподобие «ограниченной монархии» или «умеренной аристократии»1.

     Понимая, что «всякое правление самовластное насильственно и никогда не может быть законным»2, в статье «О коренных законах государства» Сперанский четко ставит вопросы о том, какая сила могла бы в состоянии «уравновесить или ограничить» самодержавную власть, каким образом коренные законы государства сделать неизменными, чтобы «никакая власть преступить их не могла», чтобы «сила монархии над ними единственно никакого действия не имела». Такой силой, по мнению реформатора, является народ. Именно он «имеет в самом себе достаточную силу уравновесить или ограничить силу правительства»; поэтому «коренные государственные законы должны быть творением народа» и полагать «пределы самодержавной воле»3

     Приступить  к составлению общего плана государственных  реформ Сперанский смог только в 1808 г. С конца 1808 по октябрь 1809 гг., план реформы  в полном объеме был представлен  императору. Политическая сущность его  заключалась в том, что он ставил своей задачей создание правового государства путем эволюционных, постепенных преобразований, «через правильные законы», с либеральными принципами разделения властей, совмещения сословной иерархии со свободой личности, в рамках единого самодержавного строя. «Весь разум этого плана состоял в том,- писал Сперанский в Пермском письме к императору Александру I в 1813 г., -чтобы посредством законов учредить власть правительства на началах постоянных и тем сообщить действию этой власти более правильности, достоинства и истинной силы»4.

     При составлении основных законов государственного управления Сперанский предлагал избрать  один из двух вариантов государственных  устройств.

     Первое  устройство характерно для народа своевольного, вышедшего из анархии с привратными привычками. Оно предполагает «облечь самодержавное правление внешними формами закона», при полном его сохранении, т. е. создать систему установлении, имеющих «вид закона», чтобы «во мнении народном казались действующими, но никогда не действовали на самом деле»5.

     Второе  устройство свойственно природе  северного народа, полного добронравного  смысла и более твердого разума. Оно предполагает не формально прикрытое  внешней формой самодержавие, а утверждение  державной власти на законе: «не на словах, а на деле», исключая такой порядок правления, при котором «одна державная власть будет составлять закон и исполнять его»6. Сама законодательная власть, по мнению реформатора, должна быть устроена так, чтобы она «не могла совершать своих положений без державной власти, но чтобы мнения его были свободны и выражали бы собою мнение народное»7.

Информация о работе Попытки реформ высшего и центрального управления в начале XIX в.