Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 08:30, контрольная работа
Исходя из темы определяется, цель и задача исследования темы.
Целью контрольной работы является рассмотрение истории магии и ее современности как возможной формы существования мистического.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить задачи по изучению: учебных пособий, научных статей и других источников.
С учетом цели исследования выявляется объект контрольной работы: история возникновения и развития магии и ее современное восприятие.
Введение.
Глава 1 История происхождения магии в контексте мировых культур.
Глава 2. Попытки определения мистики.
Глава 3 Мистический опыт.
Глава 4 Современность мистики.
Глава 4.1. Мистика как феномен.
Заключение.
Список используемой литературы:
4
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРОИНЖЕНЕРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет: техническое обслуживание и ремонт в АПК.
Кафедра:
РЕФЕРАТ
ПО ТЕМЕ:
Магия: история и современность
Студент: Кузнецов Сергей Романович
Группа: 10 ТО
Руководитель: Лымарев Александр Николаевич
План
Введение.
Глава 1 История происхождения магии в контексте мировых культур.
Глава 2. Попытки определения мистики.
Глава 3 Мистический опыт.
Глава 4 Современность мистики.
Глава 4.1. Мистика как феномен.
Заключение.
Список используемой литературы:
Введение.
Проблемы понимания и восприятия магии как существующей в реальности, возникли задолго, до того как человеческое существование приобрело современную форму жизни. В отдельные периоды мы могли наблюдать очень категоричное отношение к магии, например в 19 в во Франции магию и все к ней относящееся считали лженаукой, а людей занимающимися магией публично сжигали на костре. В России также можно наблюдать периоды категоричного и терпимого отношения к магии, например в «Сталинские» времена магия воспринималась как антисоветские мысли и антисоветские действия, в современности нам дано право самим делать различия между магией и действительностью. Однако возникает вопрос: а есть ли существенные различия между магией и так называемой действительностью. Тема контрольной работы называется магия история и современность, соответственно к изучению материала мы должны подходить с помощью функционального подхода. Т.е необходимо изучить историю возникновения магии и ее проявления в современном понимании мировосприятия. Актуальность темы выражается в ее наименовании, для того чтобы понять, что такое магия необходимо изучить не только ее происхождение, а также сопоставить ее с другими важными аспектами. Магия и ее существования волнует умы многих людей, в современном мире к магии прибегают, когда необходимо решить тот или иной вопрос, магия как надежда и как ее отрицание одновременно «живет» у нас в сознании. Вопрос существования магии является очень сложным и спорным.
С учетом изложенного, тема контрольной работы является актуальной и своевременной.
Исходя из темы определяется, цель и задача исследования темы.
Целью контрольной работы является рассмотрение истории магии и ее современности как возможной формы существования мистического.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить задачи по изучению: учебных пособий, научных статей и других источников.
С учетом цели исследования выявляется объект контрольной работы: история возникновения и развития магии и ее современное восприятие.
В ходе проводимого исследования используются различные методы изучения: анализ, синтез, метод системного и функционального подхода, используется метод перехода от общего к частному и наоборот. Основным методом является изучение с применением функционально аналитического подхода.
Глава 1 История происхождения магии в контексте мировых культур.
Магия – это способ воздействия на вещи через использование не их объективных свойств, а их мистической сопричастности друг другу. В магии мистическая связь выступает как орудие человеческой воли[1]
По мнению американского культуролога Т. Роззака именно молитвенно -восторженное восприятие жизни предшествовало практицизму палеолитической эры. А именно он утверждал: что наступления палеолитической эры господствовала другая – палеотаумическая. По его мнению, еще в отсутствие орудий труда появилась магия. Мистические песнопения и танцы выражали суть человеческой природы и определяли ее предназначение до того, как первый булыжник был обтесан для топора. Т. Роззак полагал, что древний человек скорее проявил себя прежде как мечтатель, духовидец, искатель смыслов, творец видений, а уже потом – как «человек творящий». Ученый даже рисовал контуры той древней жизни: сначала мистические видения, потом орудия, мандала вместо колеса, священный огонь для жертвоприношений, кстати по его мнению сначала огонь использовался лишь только для жертвоприношений, а только потом в качестве способа приготовления на нем пиши. Поклонения звездам, а не исчисления по ним времен или ориентиров походов, золотая ветвь вместо посоха пастуха и царского скипетра.[2]
Для наиболее широкого смысла понимания возникновения и развития истории магии, ее необходимо рассмотреть в контексте осмысления многообразия и уникальности древних культур.
Одна из древнейших мировых культур - культура Месопотамии (междуречья Тигра и Ефрата), культура древних шумерийцев и аккадцев (жителей Северной Месопотамии, которые покорили города Южной Месодотамии, но ассимилировали и сохранили культуру шумеров. Как писал С, Н, Крамер,. Именно там в конце IV тыс, до н.э. на смену первобытной культуре пришла письменная культура городского типа. Города древней Месопотамии - земледельческие поселения, привязанные к водным артериям - рекам и канатам, по которым обычно осуществлялась связь между городами. В городах располагались дворцы и храмы, жилища земледельцев и ремесленников.
Небольшие по числу жителей города были одновременно государствами с неограниченной властью царя и разработанной правовой регламентацией, как» например, законы Хаммурапи. Правитель города-государства нередко носил титул — «лугаль» (большой человек), так обычно называли царя. Титул этот жреческого происхождения и свидетельствует о том, что первоначально представитель государственной власти был также главой жречества.
В крупных царских и храмовых хозяйствах сосредоточивалась древняя культура: именно здесь планировалось строительство зданий и ирригационных сооружений, велись необходимые расчеты и все это на основе письменности. Письменность в форме клинописи требовала определенной многолетней подготовки, оставаясь специальным навыком узкой социальной группы - жрецов. «Грамотность в Месопотамии как и в других странах Древнего Востока, была привилегией незначительного меньшинства. Обучались только дети жрецов, управляющих, чиновников, капитанов кораблей к других высокопоставленных лиц. Письменность, соответственно, служила целям государственного а культового характера, государственные документы (на которые опирался многочисленный штат лжецов и чиновников) самым детальным образом регламентировали хозяйственную деятельность (арендные отношения, например), осуществляли правовое регулирование отношений между мужем и женой, родителями и детьми. Такой же всеобъемлющей властью обладали и боги. Бог возглавил борьбу молодого поколения богов со старым, при условии, «что в награду он получит право определять судьбы всего сущего на небесах и на земле.
Есть основания полагать, что в таком обществе преобладало магическое, сознание. Магия как способ воздействия на природу оставалась в арсенале земледельческого населения. «Магическая деятельность - попытки воздействовать на олицетворенные закономерности природы эмоциональным, ритмическим, «божественным» Словом, жертвоприношениями, обрядовыми телодвижениями -казалась столь же нужной для жизни общины, как и любой общественно полезный труд.
Культура Египта всегда вызывала огромный интерес у соседних народов. «Еще задолго до того как взошла заря античной цивилизации, в Египте были накоплены важнейшие практические знания в области математики и астрономии (0.1-ределекие площади круга, объема усеченной пирамиды, площади поверхности полушария, солнечный календарь, деление суток на 24 часа, знаки зодиака, а др.). Культурное наследие Египта продолжало жить в юлианском календаре и, быть может, в «Геометрии Герона, исследовании дробей у греческих математиков и в задаче на решение арифметической прогрессии у армянского математика VII в. н.э. Анания Ширакского». Греческие мудрецы, например Пифагор, стремились овладеть знаниями египетских жрецов и, по некоторым сообщениям, проводили много лет у них в ученичестве.
Итак, египетская религия с ее идеей загробного преображения и вечности жизни (поклонение богу Осирису, вершившему в царстве мертвых суд над умершими и определявшему их дальнейшую судьбу) открывала потаенные (сакральные) страницы культурной истории Древнего Египта. Осирис первоначально бог воскресающей и умирающей природы, его сестра и жена Исида, бог Солнца Ра символизировали мировой порядок для египтянина. Окружающий мир включал в себя мир земной и загробный, солнце (Ра) в равной мере светило живым и мертвым. Обретение вечной жизни египтяне связывали с сохранением тела (отсюда появление бальзамирования). В царстве Осириса душа умершего должна была оправдаться перед Осирисом, чтобы обрести вечную и блаженную жизнь. В жизни же земной египтянин поклонялся живому воплощению Ра - фараону. Уже в период Древнего царства, когда Египет был крупным централизованным государством, власть фараона стала неограниченной. Опираясь на разветвленный бюрократический аппарат, фараон выступал «связующим единством» в море земледельческих общин, регулируя общие хозяйственные отношения в условиях ирригационного земледелия..
И все же особое значение персона фараона имела для всего универсума, включая природу и загробный мир. Яркое представление об этом дают пирамиды (царские усыпальницы с поминальными храмами, в окружении гробниц вельмож). Они свидетельствуют об обожествлении правителя (фараона) и о важнейшей роли представлений о загробной жизни, которой египтяне отводили более важную роль, чем жизни земной. «Сооружение этих гигантских усыпальниц -яркое свидетельство того, сколь велика была в Египте вера в особую божественную силу царя, распространявшуюся на подданных и после его смерти.
Земная жизнь полна жестокости и неправды, о загробной никто из смертных ничего не знает. Сомнения, скепсис свидетельствуют о потребности в этической рефлексии, но гарантии существующего миропорядка находились не в этом мире (лишь в неудавшихся реформах Эхнатона основная миротворческая роль отводилась Солнцу -Атону), а принадлежали потусторонним силам, на которые можно было воздействовать лишь с помощью магических заклинаний.
Послеосевые культуры Древнего Востока
Культура Индии проникнута глубокими значениями и смыслами, которые свободно распознает индиец в загадочном облике своих богов и причудливой архитектуре древних храмов. Особую роль в реконструкции культуры Древней Индии играют письменные источники, прежде всего наиболее ранние тексты - «Веды» (ведение, знание). Среди них по своему значению выделяется Ригведа» - совокупность религиозных гимнов. «Человек и Бог, отношения между ними - вот что лежит в основе ранневедийской модели мира. Создатели гимнов - риши, священные поэты, — как бы осуществляли эту связь. Именно им открывалась тайна божественного, именно они, обладая особым вдохновением мудрости и интуиции, сумели разглядеть мир богов, скрытый от простых индийцев. Отсюда гимны - это и священный рассказ о небесной обители, о могуществе небожителей, и просительная молитва, сочиненная и произнесенная так, чтобы помочь жаждущему».
Главным принципом ригведийского видения мира было обожествление природы как целого (сообщество богов-небожителей) и отдельных явлений природной и социальной жизни:
• Индра — бог грозы, могущественный воин;
• Варуна — бог мирового порядка и справедливости;
• Агани — бог огня и домашнего очага;
• Сома — бог священного налитка.
Авторы ведийских гимнов, переходя от единства мира к его многообразию, «усматривают единый закон развертывания этого многообразия (одновременно космический, социальный и моральный)». Важность этого закона (именуется ритой, реже дхармой) состоит в том, что он, с одной стороны, открывает путь к микрокосмосу - где господствует закон воздаяния за доброе и злое -карма, с другой - включает социоприродный порядок в порядок космический. Идея кармы, как и идея вечного круговорота жизни, перерождения души (сансары), направляли размышления о жизненном пути в русло самосовершенствования: твое перерождение определяется суммой хорошего и плохого в жизни предыдущей.
И все же наиболее отчетливо личностный пафос религиозно-духовной культуры Древней Индии выразил буддизм (в борьбе с которым, в частности, и формировался индуизм), так же как и индуизм, сохранив основные темы ведийской культуры, но значительно преобразуя их, реформируя ведийскую религию, выделив особую роль в иерархии живых существ человеку и выдвинув в качестве основного вопрос о его жизненном пути и избавлении от страданий. Основателем буддизма признан принц Сиддхартха Гаутама (Шакьямуни- мудрец из рода Шакья), получивший впоследствии имя Будда («просветленный»). Проповеди Шакьямуни обосновывают пути достижения нирваны, т.е. того, как избежать страданий вечного перерождения (сансары) и обрести состояние покоя и блаженства.[3]
Глава 2. Попытки определения мистики.
Невозможно представить себе изначальное восхождение к знанию тайноведения, античную культуру – без мистерий, средевиковье – без гностической эзотерики. Мистика – исторически давний и разноликий феномен. Она вплетена в ткань исторической культуры, не отторжима от нее.
Мистическая духовная традиция – ценнейший пласт культуры. Но эта традиция не является архаической, прошлой. Она сопровождает человеческую историю от истоков до наших дней.
Что же такое мистическая духовная традиция? Прежде всего важно отметить, что ее порождает, на чем, вообще говоря, она основана. В европейской философии укоренен взгляд, согласно которому религия и особенно мистика недоступны рациональному познанию. Вот почему в западной культуре нет признанных определений мистики, строгого анализа ее разнохарактерных Проявлений. Мистика зачастую вообще противопоставляется Науке и философии как нечто, не имеющее прочных корней и Перспективы развития в истории.
Информация о работе Понятие брака. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей