Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 18:30, реферат
Цель моей работы - комплексное исследование и изучение понятие брака.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Брак от язычества до наших дней………………………………………..4
2. Понятие и форма брака по современному семейному праву…………..8
3. Условия заключения брака и препятствия к его заключению………...11
4. Порядок заключения брака………………………………………………15
5. Понятие и основания признания брака недействительным……………….17
6. Основания для прекращения брака……………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………...20
Список использованной литературы и НПА………………………………….21
Новосибирский
Государственный Технический
Юридический факультет
Кафедра
гражданско-правовых дисциплин
Реферат
по
Семейному праву на
тему:
«Понятие
брака по семейному
праву РФ»
Новосибирск
– 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы и НПА………………………………….21
Введение
Брак и семья представляют собой одну из важнейших сфер действия морали, выступающей наряду с правом, в качестве основного регулятора взаимоотношений супругов.
За последние десятилетие произошли большие изменения в социальной и политической жизни страны, которые несомненно затронули многие важнейшие институты общества, в том числе и такие, как брак и семья. Это послужило предпосылкой для принятия нового семейного законодательства в России.
Такие категории как брак и семья присущи каждой общественно-экономической формации. С течением времени эти отношения изменяются, но не исчезают.
Любой брак начинается со знакомства. В прошлые века эту обязанность брали на себя родители. Брак был великим событием не только для молодых, но и для всего рода. Симпатии молодых людей учитывались, но не являлись единственным поводом для свадьбы. Слишком опрометчиво было доверять решение дела всей жизни незрелой юности.
В настоящее же время проблема знакомства и последующего заключения брака - дело исключительно самих молодых людей.
Но это не значит, что в этом нет своих недостатков, молодежь зачастую недостаточно образована в вопросах брака и семьи. Поэтому часто вступление в брак - это не до конца осознанный шаг, в результате которого возникают проблемы в семье, и статистика безжалостно констатирует большое количество разводов. Изменившиеся моральные принципы в обществе также не укрепляют брачный союз, очень распространенным явлением стили гражданские браки, то есть браки, не зарегистрированные официально. Такие браки не предполагают ответственности супругов за будущее семьи и детей.
А существующий в законе порядок заключения и прекращения брака регулирует сложные брачные отношения.
В своей работе я хочу подчеркнуть важность семейных отношений в обществе, именно поэтому я выбрала тему «Порядок заключения и прекращения брака».
Актуальность данной темы заключается в том, что существует множество разных определений брака, спор, какое из них самое правильное, остается между учеными уже довольно долго и по сей день
Цель моей работы - комплексное исследование и изучение понятие брака.
Актуальность темы заключается в определении понятия брака, и множеством споров в данном понятии, ввиду принятия совсем новой нормативной базы.
Предмет исследования – понятие и признаки брака.
Уровень исследовательности – при написании работы использованы различные литературные источники, в том числе Семейный Кодекс Российской Федерации, законы и подзаконные акты, научно-практическая литература.
Методы исследования – общетеоретический, сравнительный, аналитический, исторический, дедуктивный.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 10 века н.э. и по настоящее время.
Структура
работы. Работа состоит из 6 глав, введения,
заключения, и списка литературы и НПА.
1. Брак от язычества до наших дней.
Брак и семья относятся к числу таких явлений, интерес к которым не ослабевает с момента их возникновения и до наших дней, что объясняется их многогранностью и значимостью в жизни людей.
Прежде чем перейти к определению брака, бытующему в современном мире, мне бы хотелось немного углубиться в историю на несколько веков назад, чтобы увидеть, как с того времени до наших дней развивалось отношение людей к браку, каковы были условия заключения брака, что препятствовало образованию супружеского союза, и как эти отношения регулировались правом.
Сведения
о семье до принятия христианства,
в частности, на Руси очень немногочисленны
и отрывочны. У некоторых славянских
племен еще до принятия христианства
сложилась моногамная семья, у других
– сохранялась полигамная. Источником
регулирования семейных отношений
были обычаи. Вера славян была языческой:
они поклонялись силам видимой
природы и почитали предков. Культ
предков, связанный с родовым
бытом, был развит у русских славян
сильнее культа природы. Культом
предков объясняется такой
С принятием христианства в 988 г. На Руси регулирование семейных отношений стало осуществляться по модели византийского брачно-семейного законодательства: семейные дела были отнесены к компетенции православной церкви. Византийский церковный Номоканон был дополнен постановлениями русских князей и получил название Кормчей книги. Согласно которой, брак должен был заключаться один раз и на всю жизнь по сравнению с обычаями язычества, допускающими свободу развода. Заключению брака (венчанию) предшествовало обручение, которое оформлялось сговорной записью. При несоблюдении обещания вступить в брак с виновной стороны взыскивалась неустойка в пользу другой стороны.
Был установлен
брачный возраст: 15 лет для юноши
и 12 лет для девушки. Запрещались
браки между близкими родственниками
до седьмой степени родства
Семейное право XV – XVI вв. основывалось на нормах обычного и канонического (церковного права). Нормы, регулирующие семейные отношения, помимо Кормчей книги, содержались в принятом в 1551 г. Сборнике постановлений церковного собора («Стоглав»). Данный сборник воспринял установления кормчей книги о брачном возрасте и об условиях заключения брака, дополнив их согласием на брак родителей жениха и невесты. Стоглав закрепил власть мужа над женой и отца над детьми, установил общность имущества супругов, запрещая мужу распоряжаться приданным жены без ее согласия. Стоглав признавал возможность расторжения брака. Бесспорным поводом к разводу было прелюбодеяние. К иным поводам относились: бесплодие жены, неизлечимая болезнь одного из супругов, неспособность к брачной жизни, безвестное отсутствие одного из супругов. Возможен был и развод по обоюдному согласию супругов.2
Значительное влияние на развитие семейного права оказал царь Петр I. Он установил новый брачный возраст: 20 лет для юноши и 17 для девушки, для гардемаринов – 25 лет. Для вступления в брак требовалось согласие родителей жениха и невесты, для мужчин – военнослужащих – также согласие их начальника.
Петр также своим указом ввел образовательный ценз для детей дворян, дьячих и подьячих, вступающих в брак. При венчании они должны были предъявить свидетельство об изучении математики и геометрии.
В период правления Петра I уменьшилась власть родителей над детьми, усилилась роль женщины в семье, был закреплен принцип добровольности вступления в брак, обручение было признано расторжимым и отменена неустойка за отказ от вступления в брак. Поводом к расторжению брака признавались: ссылка на вечную каторгу, безвестное отсутствие одного из супругов в течение 3-х лет, уход в монастырь, прелюбодеяние мужа в собственном доме и предположение о прелюбодеянии жены, неизлечимая болезнь одного из супругов, импотенция, покушение одного из супругов на жизнь другого, недоносительство о готовности преступления против монарха.3
После октябрьской революции 1917 г. Начался период становления, так называемого, «советского семейного права». Одним из основных признаков брака признавалась, прежде всего, взаимная склонность (любовь) супругов, в связи с чем в монографиях того периода под браком понималось «отношение совместного сожительства, основанное на началах любви, дружбы, сотрудничества» или свободное сожительство двух лиц». Кроме того, исходя из особенностей анализируемой исторической эпохи, обязательным элементом брака являлось также наличие общего хозяйства с взаимной материальной поддержкой супругов и совместное воспитание детей.4
Церковный брак – это брак, заключенный по религиозным обрядам. Он также не имеет правовой силы. Гражданская (светская) форма брака, предполагающая обязательную государственную регистрацию, была введена в России впервые после революции 1917 года одним из первых декретов – Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 18 декабря 1917 г. «О гражданском браке, о детях и о введении книг актов гражданского состояния». Церковные браки, совершенные до принятия указанного Декрета, сохраняли свою силу и не нуждались в переоформлении в государственных органах. Однако с момента принятия Декрета 1917г. заключение брака было полностью изъято из компетенции церкви. В настоящее время СК РФ в виде исключения признает правовую силу за церковными браками, заключенными на оккупированных территориях, входивших в состав СССР в период Великой Отечественной войны, до восстановления на этих территориях органов загса (ст. 169 СК РФ).
Свое
правовое значение полностью утратил
церковный брак, закрепилась свобода
расторжения брака под
С 1985 года в России начинается курс перестроечных реформ под лозунгами: «гласность», «ускорение», все это обусловило необходимость внесения изменений и в семейное законодательство. Все изменения перестроечного периода были учтены и в ныне действующем законодательстве.
В этой связи представляется целесообразным дать обзорный сравнительный анализ различных точек зрения на понятие брака, существовавших в российском семейном праве в нынешнем столетии. Прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что данное Шершеневичем Г. Ф. еще в начале века определение брака с юридической точки зрения как союза мужчины и женщины с целью сожительства, основанного на взаимном соглашении и заключенного в установленной форме, в целом содержало совокупность основных условий, при наличии которых "сожительство лиц разного пола приобретает законный характер, то есть влечет за собой все последствия законного брака".5 Не случайно предложенное Шершеневичем Г. Ф. понятие брака во многом явилось определяющим и для последующего обоснования точек зрения на брак именно как на добровольный союз мужчины и женщины (в различных вариациях), хотя и подвергалось критике в советском семейном праве "за претензии на унифицированную пригодность для всех времен и народов" и отсутствие специфических признаков брачного союза определенной исторической формации6.