Положение Земских соборов как органов власти сословно-представительной монархии в 16-17 веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 17:17, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – рассмотреть положение Земских соборов как органов власти сословно-представительной монархии в 16-17 веке. Задачи контрольной работы:
- рассмотреть историографию Земских соборов;
- изучить историю происхождения Земских соборов,
- проанализировать периодизацию Земских соборов в России.

Содержание

Введение 3
1.Историография Земских соборов 4
2.История Земских соборов 13
3.Периодизация земских соборов 19
Заключение 26
Список использованных источников 28

Работа содержит 1 файл

положение Земских соборов как органов власти сословно-представительной монархии в 16-17 веке.docx

— 60.79 Кб (Скачать)

 

Такие собрания созывались для обсуждения важнейших вопросов внутренней и внешней политики Российского  государства, также по делам, не терпящим отлагательства, например, разбирались  вопросы войны и мира (о продолжении  Ливонской войны), налогов и сборов, преимущественно для военных  нужд. Судьбам политического устройства страны были посвящены земские соборы 1565 года, когда Иван Грозный уехал  в Александрову слободу, особое значение имеет приговор, вынесенный земским  собранием 30 июня 1611 года в «безгосударное время».

История земских соборов  — это история внутреннего  развития общества, эволюции государственного аппарата, формирования общественных отношений, изменения в сословном  строе. В XVI веке только начинается процесс  формирования данного общественного  института, первоначально он не был  чётко структурирован, и его компетенция  не была строго определена. Практика созыва, порядок формирования, состав земских  соборов долгое время тоже не были регламентированы.

Что касается состава земских  соборов, то даже в период царствования Михаила Романова, когда деятельность земских соборов была наиболее интенсивна, состав варьировался в зависимости  экстренности решаемых вопросов и от самого характера вопросов. Важное место в составе земских соборов  занимало духовенство, в частности, земские соборы февраля — марта 1549 г. и весны 1551 г. были одновременно и церковными соборами в полном составе, а в остальных московских соборах  участвовали только митрополит и  высшее духовенство. Участие в соборах  духовенства было призвано подчеркнуть  легитимность решений, принятых монархом. Б. А. Романов считает, что земский  собор состоял как бы из двух «палат»: первую составляли бояре, окольничие, дворецкие, казначеи, вторую — воеводы, княжата, дети боярские, большие дворяне. Ничего не говорится о том, из кого состояла вторая «палата»: из тех, кто  оказался в то время в Москве, или из тех, кто был вызван в  Москву специально. Данные об участии  посадского населения в земских  соборах очень сомнительны, хотя решения, принимаемые там, были зачастую очень выгодны верхушке посада. Зачастую обсуждение происходило по отдельности  у бояр и окольничих, духовенства, служилых людей, то есть каждая группа по отдельности высказывала своё мнение по данному вопросу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Периодизация земских соборов

Периодизацию земских  соборов можно разделить на 6 периодов:

1. История земских соборов  начинается во время правления  Ивана IV Грозного. Первый собор  состоялся в 1549 г. Соборы, созываемые  царской властью —данный период  продолжается вплоть до 1584 г.

2. Начиная со смерти  Ивана Грозного и вплоть до  падения Шуйского (1584—1610 гг). Это  время, когда складывались предпосылки  гражданской войны и иностранной  интервенции, начинался кризис  самодержавия. Соборы выполняли  функцию избрания на царство,  зачастую становились орудием  враждебных России сил.

3. 1610—1613 гг. Земский собор  при ополчениях превращается  в верховный орган власти (и  законодательной, и исполнительной), решающий вопросы внутренней  и внешней политики, принимающий  Соборное уложение. Именно в этот  период времени земский собор  играл наиболее важную и существенную  роль в общественной жизни  России.

4. 1613—1622 гг. Собор действует  почти непрерывно, но уже в  качестве совещательного органа  при царской власти. Решает текущие  административные и финансовые  вопросы. Царская власть стремится  опереться на земские соборы  при проведении финансовых мероприятий:  сбор пятинных денег, восстановление  подорванного хозяйства, ликвидация  последствий интервенции и предотвращении  новой агрессии со стороны  Польши. С 1622 года деятельность  соборов прекращается до 1632 года.

5. 1632—1653 гг. Соборы собираются  сравнительно редко, но для  решения важных вопросов как  внутренней политики: составление  Уложения, восстание в Пскове, так  и внешней: русско-польские и  русско-крымские отношения, присоединение  Украины, вопрос об Азове. В  этот период активизируются выступления  сословных групп, предъявляющих  требования правительству, не  столько посредством земских  соборов, сколько через подаваемые  челобитные. В 1649 году на Земском  соборе был принят свод законов  Русского государства — «Соборное  уложение 1649 года».

 

6. 1653—1684. Значение земских  соборов снижается (небольшой  взлёт наблюдался в 80-х годах). Последний собор в полном составе  собирался в 1653 г. по вопросу  о принятии Запорожского Войска  в состав Московского государства.

Рассмотрев периодизацию Земских Соборов, остановимся немного  на анализе некоторых наиболее важных моментах в деятельности Земских  соборов.

Зарождение сословного представительства  происходит в 30 - е гг. XVI в. В это  время московским правительством была проведена губная реформа, которая  по праву стоит в числе важнейших  реформ XVI в. Это была общегосударственная  реформа местного управления. Она  дала толчок для развития органов  сословного представительства сначала  на местах, а затем и в центре. Преодоление последствий татарского нашествия, становление централизованного  государства, сделало непригодной  старую систему управления страной. Институт кормлений себя изжил, и  требовались принципиально новые  властные механизмы для решения  задач, возникающих перед централизованным государством. Для этого обратились к «лучшим», выборным людям на местах, привлекая к соучастию в управлении местное население. Первые шаги в  этом направлении были проделаны  Иваном III, когда власть стремилась привлечь население к управлению. При Василии Ивановиче так  же осуществляются мероприятия, направленные на привлечение представителей сословий к управлению на местах. Но необходимы были более решительные меры для  улучшения системы управления. Таким  шагом была губная реформа 1539 - 1541 гг. Шуйского. Московское правительство  обращается к «земле» и предлагает самому местному населению повести  борьбу с нарушителями, разбойниками. В новые органы входили и дети боярские и представители крестьянской и посадской верхушки. Эти учреждения имеют общеземский характер. Появление  губных старост, излюбленных голов  было первой ступенью в процессе становления  сословного представительства, который  был с одобрением воспринят обществом  и поддержан им. Губная реформа  заложила основы сословного представительства. Вершиной же явились Земские соборы, возникшие в середине XVI в.

Собор примирения» 1549г. был  навязан правительству социальными  группами, требовавшими удовлетворения своих интересов. Иван Грозный, презрительно относящийся к черни, вынужден идти на уступки купечеству, верхушке посада. Сословия или социальные группы, как предпочитают говорить в современной историографии, привлеченные властью к управлению, использовали соборы как средство для защиты своих интересов. Соборные чины стремились воздействовать на власть. Сословное представительство, укрепившись на местах, вышло на всероссийский уровень. Эта тенденция отчетливо прослеживается уже во времена Ивана Грозного.9 Уже в эпоху своего становления собор оказывает серьезное влияние на Ивана Грозного. Можно говорить о наличии диалога между представителями сословий и властью, о возможности сословий высказывать свои пожелания. Это подтверждает их значение и роль.

Еще более ярким проявлением  значимости сословий являются события  кануна опричнины. Главной целью  введения опричнины была борьба с  земщиной как с явлением. Царь стремится  установить режим неограниченной власти, но без согласия сословий Грозный  не мог добиться реализации своего намерения, и вынужден был обратиться к представителям сословий, и «импровизированный»  собор дал свое согласие. Социальный состав соборов постепенно меняется в сторону большей демократизации, в нем начинают принимать участие  верхи посада.

Царь нуждался в поддержке  своих планов собором, в частности  связанных с проведением Ливонской  войны. В ходе собора он получил не только согласие на продолжение военных  действий, но и решительный протест  против опричного террора. Эта челобитная об отмене опричнины является ярким  примером того, что представители  сословий не были просто статистами, они  обладали правом голоса, и иногда выдвигали  требования, идущие вразрез со взглядами  монарха. На челобитчиков обрушились репрессии, но в результате их точка зрения оказалась верной, традиции сословного представительства, земщины оказались  сильнее опричного террора, а  самодержавная власть была еще не настолько сильна, чтобы, используя  только террористические методы добиваться своих целей. Собор 1566 г. - важнейшая  веха становления сословно - представительной монархии в России. Сторонник самодержавия - Иван Грозный вынужден созвать  собор, потому что решение таких  вопросов как война и мир, невозможно без мнения «всей земли».

Собор 1575г., на котором царь попытался добиться санкции на введение в стране вновь опричных порядков натолкнулся на решительный отпор  земщины. Отречение Грозного от престола в пользу служилого татарского царя связано с желанием возродить  опричнину. Подобное поведение Грозного указывает на значимость Земского собора. Если бы собор был послушным орудием  в руках царя, то он санкционировал бы любое приказание монарха, в частности  введение опричнины, и Ивану Васильевичу  незачем было отрекаться от престола для реализации задуманных им мероприятий. Конечно, ошибочно было бы преувеличивать степень влияния представителей сословий на Ивана Грозного, но и  неправильно было бы считать соборы безгласным учреждением, призванным безоговорочно  соглашаться с волей монарха. Автор считает, что опричнина  была своеобразной реакцией царя на деятельность сословно - представительных органов. Вводя опричнину, царь пытался сломить  мощное влияние сословий. Но его  политика по отношению к земщине  потерпела полное поражение. Он вынужден обратиться к помощи сословий в 1566г., а затем и вовсе отменить опричнину  в 1572г.

Избирательные соборы подчеркивают постоянно возрастающую роль сословного представительства. После 1584г. происходит ослабление самодержавия и вырастает  роль сословного представительства. Польская политическая модель привлекала многих в России, поэтому при решении  вопроса о престолонаследии власти воспользовались опытом Речи Посполитой, и именно на представителей сословий была возложена миссия избрания главы  государства. Собор 1584г. не был избирательным, так как Федор Иванович был  благославлен на царство своим отцом, но собор принимает решение о  проведении реформ, направленных на преодоление  в стране кризиса и успокоения широких народных масс. Собор вырабатывает меры, направленные на ликвидацию политики Грозного и преодоления раскола  в стране.

Элекционный собор 1598г. сыграл важную роль в становлении сословного представительства в России. Перед  нами одно из ярких проявлений деятельности представителей сословий, без одобрения  которых Борис не получил бы трон. Собор 1598г. - шаг вперед в развитии представительных учреждений. Можно  говорить об ослаблении самодержавия и усилении роли сословий при решении  важнейших проблем, возникающих в Российском государстве. Несостоятельность тезиса о бессилии и незрелости Земских соборов проявляется при рассмотрении событий 1606г., когда был избран Василий Шуйский. Уже вскоре после своего воцарения он столкнулся с обвинениями, что он не избран, а выкрикнут только жителями столицы. Этот факт оказался решающим, когда происходило низложение Шуйского. Очевидно, что утверждение о слабости Земского собора ошибочно. Начиная с собора 1598г. мы можем говорить о вступлении России на путь становления сословной монархии.

В первое десятилетие правления  Михаила Романова, когда собор  не распускался десятилетие, можно  говорить о существовании модели государства, в котором управляет  страной не один государь, а еще  и «вся земля», которая призвана была укрепить своим авторитетом  правительство. Все важнейшие вопросы  решаются на соборе. Это и сбор пятинных денег на жалование служилым людям. Власть без согласия собора не решалась возлагать тяжелое фискальное бремя  на население. Земский собор принимал решения, направленные на успокоение внутри страны и подавление отрядов казаков (1614г.). В компетенцию собора входили  и вопросы внешней политики. Постоянно  действующий Земский собор поднял значение представительства на необычайную  высоту.

Прекращение деятельности соборов  связано с целым комплексом причин. С одной стороны это укрепление самодержавия. В стране постепенно преодолевались последствия Смуты, урегулировались противоречия с  соседними государствами, и все  это позволило новой династии упрочить свое положение. Еще одним  фактором, способствовавшим угасанию соборной практики, было укрепление и  развитие воеводской системы. Появившись во второй половине XVI в., сначала в  пограничных городах, воеводская власть постепенно распространилась на все  области России. Воеводы сначала  не мешали местным органам сословного представительства. Структуры посадского самоуправления в XVII в. выполняли присущие им традиционные задачи. Позднее воеводы  начали вытеснять местные сословно - представительные органы власти, узурпируя  их полномочия. Неуклонное падение  роли представителей сословий на местах не могло не привести к падению  роли «совета всей земли», Земского собора. Наступление воевод на местные  представительные учреждения сопровождалось наступлением царской власти на Земский собор. Усиление централизации, развитие приказной системы, рост бюрократического аппарата, в конечном итоге определили судьбу сословного представительства. Кроме этого следует учитывать и деятельность Патриарха Никона, стремящегося воплотить в жизнь идею «Патриарх - Великий государь», где его власть стоит наравне с царской. Соборам тут нет места. Еще одной причиной, приведшей к угасанию соборов, было отсутствие законодательной базы, которая регламентировала бы порядок созыва и проведения соборов. «Лучшие люди», которым предстояло ехать в Москву, слабо представляли себе, какими полномочиями они наделялись. Неясен и порядок выборов на собор. Во многих боярских отписках мы находим свидетельства того, что воеводы сами осуществляли выборы без участия населения.

Последний собор состоялся  в 1653г. Несостоятельной является точка  зрения авторов, считающих, что соборы продолжали свою деятельность до 80-х  гг. XVII века. После 1653 года происходили  совещание с отдельными сословными группами. Традиции сословного представительства  были очень сильны и во время совещаний  их участники неоднократно вносили  предложения созвать собор. Но царская  власть, укрепившаяся во второй половине XVII века, больше не нуждалась в соборах.

В Российской империи идея созыва земского собора предлагалась (дабы «покончить прежде всего с  этой бедой, со смутой и со смутьянами»10) славянофилом П. Д. Голохвастовым в его письме от 10 декабря 1879 года члену Государственного совета (впоследствии обер-прокурор Святейшего Синода) К. П. Победоносцеву; письмо было передано Цесаревичем Александром Александровичем императору Александру II, который оставил отметку: «Прочёл <…> с любопытством и нашёл много справедливого».11

В начале мая 1882 года министр  внутренних дел граф Н. П. Игнатьев представил императору Александру III проект (Б. Б. Глинский писал, что проект был составлен Голохвастовым при содействии И. С. Аксакова12) Высочайшего манифеста (помечен 6 мая 1882 года), предлагавший созыв земского собора одновременно с коронацией императора в Москве13; проект в мае 1882 года был отвергнут Александром.14 Имевший тогда значительное влияние на императора Победоносцев писал Александру III в письме от 11 марта 1883 года: «<…> Кровь стынет в жилах у русского человека при одной мысли о том, что произошло бы от осуществления проекта графа Лорис-Меликова и друзей его. Последующая фантазия гр. Игнатьева была ещё нелепее, хотя под прикрытием благовидной формы земского собора. Что сталось бы, какая вышла бы смута, когда бы собрались в Москве для обсуждения неведомого чего расписанные им представители народов и инородцев империи, объемлющей вселенную <…>».15

Приамурский Земский Собор. Собор открылся 23 июля 1922 года во Владивостоке; его целью было восстановление монархии и учреждение нового органа Верховной власти в Приамурском крае — последнем оплоте Белой Армии. Инициатором созыва собора был генерал-лейтенант Дитерихс и Приамурское Временное правительство. В состав Собора вошли представители духовенства и прихожан, армии и флота, гражданских ведомств и городского самоуправления, земства и общественных организаций, городских домовладельцев, сельских жителей, купечества и предпринимателей, казаков (как местных, так и пришлых), высших учебных заведений, русского населения полосы отчуждения КВЖД.

Собор принял решения о  признании власти Дома Романовых, обращении  к Романовым с просьбой указать  Верховного правителя, и избрании генерала Дитерихса в качестве временного правителя. Заключительное заседание  Собора состоялось 10 августа 1922 года, а  уже в октябре атаки красноармейцев и партизан привели к поражению  Белой армии.

Информация о работе Положение Земских соборов как органов власти сословно-представительной монархии в 16-17 веке