Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 17:17, контрольная работа
Цель контрольной работы – рассмотреть положение Земских соборов как органов власти сословно-представительной монархии в 16-17 веке. Задачи контрольной работы:
- рассмотреть историографию Земских соборов;
- изучить историю происхождения Земских соборов,
- проанализировать периодизацию Земских соборов в России.
Введение 3
1.Историография Земских соборов 4
2.История Земских соборов 13
3.Периодизация земских соборов 19
Заключение 26
Список использованных источников 28
Такие собрания созывались
для обсуждения важнейших вопросов
внутренней и внешней политики Российского
государства, также по делам, не терпящим
отлагательства, например, разбирались
вопросы войны и мира (о продолжении
Ливонской войны), налогов и сборов,
преимущественно для военных
нужд. Судьбам политического
История земских соборов — это история внутреннего развития общества, эволюции государственного аппарата, формирования общественных отношений, изменения в сословном строе. В XVI веке только начинается процесс формирования данного общественного института, первоначально он не был чётко структурирован, и его компетенция не была строго определена. Практика созыва, порядок формирования, состав земских соборов долгое время тоже не были регламентированы.
Что касается состава земских
соборов, то даже в период царствования
Михаила Романова, когда деятельность
земских соборов была наиболее интенсивна,
состав варьировался в зависимости
экстренности решаемых вопросов и от
самого характера вопросов. Важное
место в составе земских
3.Периодизация земских соборов
Периодизацию земских соборов можно разделить на 6 периодов:
1. История земских соборов
начинается во время правления
Ивана IV Грозного. Первый собор
состоялся в 1549 г. Соборы, созываемые
царской властью —данный
2. Начиная со смерти
Ивана Грозного и вплоть до
падения Шуйского (1584—1610 гг). Это
время, когда складывались
3. 1610—1613 гг. Земский собор
при ополчениях превращается
в верховный орган власти (и
законодательной, и
4. 1613—1622 гг. Собор действует
почти непрерывно, но уже в
качестве совещательного
5. 1632—1653 гг. Соборы собираются
сравнительно редко, но для
решения важных вопросов как
внутренней политики: составление
Уложения, восстание в Пскове, так
и внешней: русско-польские и
русско-крымские отношения,
6. 1653—1684. Значение земских
соборов снижается (небольшой
взлёт наблюдался в 80-х годах)
Рассмотрев периодизацию Земских Соборов, остановимся немного на анализе некоторых наиболее важных моментах в деятельности Земских соборов.
Зарождение сословного представительства
происходит в 30 - е гг. XVI в. В это
время московским правительством была
проведена губная реформа, которая
по праву стоит в числе важнейших
реформ XVI в. Это была общегосударственная
реформа местного управления. Она
дала толчок для развития органов
сословного представительства сначала
на местах, а затем и в центре.
Преодоление последствий
Собор примирения» 1549г. был
навязан правительству
Еще более ярким проявлением
значимости сословий являются события
кануна опричнины. Главной целью
введения опричнины была борьба с
земщиной как с явлением. Царь стремится
установить режим неограниченной власти,
но без согласия сословий Грозный
не мог добиться реализации своего
намерения, и вынужден был обратиться
к представителям сословий, и «импровизированный»
собор дал свое согласие. Социальный
состав соборов постепенно меняется
в сторону большей
Царь нуждался в поддержке
своих планов собором, в частности
связанных с проведением
Собор 1575г., на котором царь попытался добиться санкции на введение в стране вновь опричных порядков натолкнулся на решительный отпор земщины. Отречение Грозного от престола в пользу служилого татарского царя связано с желанием возродить опричнину. Подобное поведение Грозного указывает на значимость Земского собора. Если бы собор был послушным орудием в руках царя, то он санкционировал бы любое приказание монарха, в частности введение опричнины, и Ивану Васильевичу незачем было отрекаться от престола для реализации задуманных им мероприятий. Конечно, ошибочно было бы преувеличивать степень влияния представителей сословий на Ивана Грозного, но и неправильно было бы считать соборы безгласным учреждением, призванным безоговорочно соглашаться с волей монарха. Автор считает, что опричнина была своеобразной реакцией царя на деятельность сословно - представительных органов. Вводя опричнину, царь пытался сломить мощное влияние сословий. Но его политика по отношению к земщине потерпела полное поражение. Он вынужден обратиться к помощи сословий в 1566г., а затем и вовсе отменить опричнину в 1572г.
Избирательные соборы подчеркивают постоянно возрастающую роль сословного представительства. После 1584г. происходит ослабление самодержавия и вырастает роль сословного представительства. Польская политическая модель привлекала многих в России, поэтому при решении вопроса о престолонаследии власти воспользовались опытом Речи Посполитой, и именно на представителей сословий была возложена миссия избрания главы государства. Собор 1584г. не был избирательным, так как Федор Иванович был благославлен на царство своим отцом, но собор принимает решение о проведении реформ, направленных на преодоление в стране кризиса и успокоения широких народных масс. Собор вырабатывает меры, направленные на ликвидацию политики Грозного и преодоления раскола в стране.
Элекционный собор 1598г. сыграл важную роль в становлении сословного представительства в России. Перед нами одно из ярких проявлений деятельности представителей сословий, без одобрения которых Борис не получил бы трон. Собор 1598г. - шаг вперед в развитии представительных учреждений. Можно говорить об ослаблении самодержавия и усилении роли сословий при решении важнейших проблем, возникающих в Российском государстве. Несостоятельность тезиса о бессилии и незрелости Земских соборов проявляется при рассмотрении событий 1606г., когда был избран Василий Шуйский. Уже вскоре после своего воцарения он столкнулся с обвинениями, что он не избран, а выкрикнут только жителями столицы. Этот факт оказался решающим, когда происходило низложение Шуйского. Очевидно, что утверждение о слабости Земского собора ошибочно. Начиная с собора 1598г. мы можем говорить о вступлении России на путь становления сословной монархии.
В первое десятилетие правления
Михаила Романова, когда собор
не распускался десятилетие, можно
говорить о существовании модели
государства, в котором управляет
страной не один государь, а еще
и «вся земля», которая призвана
была укрепить своим авторитетом
правительство. Все важнейшие вопросы
решаются на соборе. Это и сбор пятинных
денег на жалование служилым людям.
Власть без согласия собора не решалась
возлагать тяжелое фискальное бремя
на население. Земский собор принимал
решения, направленные на успокоение внутри
страны и подавление отрядов казаков
(1614г.). В компетенцию собора входили
и вопросы внешней политики. Постоянно
действующий Земский собор
Прекращение деятельности соборов связано с целым комплексом причин. С одной стороны это укрепление самодержавия. В стране постепенно преодолевались последствия Смуты, урегулировались противоречия с соседними государствами, и все это позволило новой династии упрочить свое положение. Еще одним фактором, способствовавшим угасанию соборной практики, было укрепление и развитие воеводской системы. Появившись во второй половине XVI в., сначала в пограничных городах, воеводская власть постепенно распространилась на все области России. Воеводы сначала не мешали местным органам сословного представительства. Структуры посадского самоуправления в XVII в. выполняли присущие им традиционные задачи. Позднее воеводы начали вытеснять местные сословно - представительные органы власти, узурпируя их полномочия. Неуклонное падение роли представителей сословий на местах не могло не привести к падению роли «совета всей земли», Земского собора. Наступление воевод на местные представительные учреждения сопровождалось наступлением царской власти на Земский собор. Усиление централизации, развитие приказной системы, рост бюрократического аппарата, в конечном итоге определили судьбу сословного представительства. Кроме этого следует учитывать и деятельность Патриарха Никона, стремящегося воплотить в жизнь идею «Патриарх - Великий государь», где его власть стоит наравне с царской. Соборам тут нет места. Еще одной причиной, приведшей к угасанию соборов, было отсутствие законодательной базы, которая регламентировала бы порядок созыва и проведения соборов. «Лучшие люди», которым предстояло ехать в Москву, слабо представляли себе, какими полномочиями они наделялись. Неясен и порядок выборов на собор. Во многих боярских отписках мы находим свидетельства того, что воеводы сами осуществляли выборы без участия населения.
Последний собор состоялся в 1653г. Несостоятельной является точка зрения авторов, считающих, что соборы продолжали свою деятельность до 80-х гг. XVII века. После 1653 года происходили совещание с отдельными сословными группами. Традиции сословного представительства были очень сильны и во время совещаний их участники неоднократно вносили предложения созвать собор. Но царская власть, укрепившаяся во второй половине XVII века, больше не нуждалась в соборах.
В Российской империи идея созыва земского собора предлагалась (дабы «покончить прежде всего с этой бедой, со смутой и со смутьянами»10) славянофилом П. Д. Голохвастовым в его письме от 10 декабря 1879 года члену Государственного совета (впоследствии обер-прокурор Святейшего Синода) К. П. Победоносцеву; письмо было передано Цесаревичем Александром Александровичем императору Александру II, который оставил отметку: «Прочёл <…> с любопытством и нашёл много справедливого».11
В начале мая 1882 года министр внутренних дел граф Н. П. Игнатьев представил императору Александру III проект (Б. Б. Глинский писал, что проект был составлен Голохвастовым при содействии И. С. Аксакова12) Высочайшего манифеста (помечен 6 мая 1882 года), предлагавший созыв земского собора одновременно с коронацией императора в Москве13; проект в мае 1882 года был отвергнут Александром.14 Имевший тогда значительное влияние на императора Победоносцев писал Александру III в письме от 11 марта 1883 года: «<…> Кровь стынет в жилах у русского человека при одной мысли о том, что произошло бы от осуществления проекта графа Лорис-Меликова и друзей его. Последующая фантазия гр. Игнатьева была ещё нелепее, хотя под прикрытием благовидной формы земского собора. Что сталось бы, какая вышла бы смута, когда бы собрались в Москве для обсуждения неведомого чего расписанные им представители народов и инородцев империи, объемлющей вселенную <…>».15
Приамурский Земский Собор. Собор открылся 23 июля 1922 года во Владивостоке; его целью было восстановление монархии и учреждение нового органа Верховной власти в Приамурском крае — последнем оплоте Белой Армии. Инициатором созыва собора был генерал-лейтенант Дитерихс и Приамурское Временное правительство. В состав Собора вошли представители духовенства и прихожан, армии и флота, гражданских ведомств и городского самоуправления, земства и общественных организаций, городских домовладельцев, сельских жителей, купечества и предпринимателей, казаков (как местных, так и пришлых), высших учебных заведений, русского населения полосы отчуждения КВЖД.
Собор принял решения о
признании власти Дома Романовых, обращении
к Романовым с просьбой указать
Верховного правителя, и избрании генерала
Дитерихса в качестве временного
правителя. Заключительное заседание
Собора состоялось 10 августа 1922 года, а
уже в октябре атаки