Политика России на Кавказе в XIX веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 00:51, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение действий российского правительства на Северном Кавказе в XIX веке и определение положительных и отрицательных сторон в действиях и мероприятиях русской короны.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
определить основные этапы кавказской политики России в рассматриваемый период;
охарактеризовать политику России до, во время и после Кавказской войны;
рассмотреть процесс создания и развития административных и судебных учреждений в крае;
показать деятельность местного управления в пореформенный период;
выделить основные направления социально-экономической и культурной политики российской администрации;
проанализировать негативные и положительные особенности и последствия проводившейся политики;

Содержание

1. Введение……………………………………………………… с. 3-6
2. Народы Северного Кавказа в XIX веке:
2.1 Территория и население……………………………………. с. 7-10
2.2 Права и обычаи……………………………………………. с. 10-17
3 Военная политика России на Северном Кавказе в XIX веке на примере Кавказской войны 1817 – 1864 гг. (по воспоминаниям современников)………………………………………………………… с.18-31
4. Мирная политика России на Северном Кавказе……………с. 32-37
5. Заключение……………………………………………………. с. 38-42
6.Список источников и литературы…………………………… с. 43

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 83.43 Кб (Скачать)

В конце XVIII века Российская империя создает  более или менее устойчивую ситуацию на Северном Кавказе.

В отношении  местных феодалов-владетелей используются как силовые, так и мирные методы и средства, направленные на то, чтобы  установить их зависимость от российского  престола. Российское правительство проводит гибкую и продуманную политику, рассчитанную, прежде всего на то, что бы привлечь на свою сторону местных феодалов, а репрессии применять в крайнем случае, и, не против целых народов, а в отношении отдельных виновников. Широко используется институт атаманства.

Несмотря  на то, что в целом политика России в рассматриваемый период была недостаточно активной и решительной, ей удалось  усилить авторитет и влияние  конкретными достижениями (присоединение  части Грузии, укрепление Кавказской линии, начало активных действий, направленных на недопущение усиления турецко-иранских, да и западноевропейских позиций  на Северном Кавказе).

Торгово-экономические, военно-стратегические задачи, территориальные  устремления, восточная политика России привели к тому, что в начале XIX века российское правительство, осознав  всю важность Кавказа в политическом, экономическом и стратегическом отношениях, начинает проводить активную политику по включению горских народов  в состав империи любыми способами: как мирными, так и насильственными (территориальная экспансия). Важными факторами укрепления российского влияния на Кавказе явились Георгиевский договор 1802 года, по существу, создавший союз местных феодалов под русской протекцией и активизировать процесс принятия подданства, постоянно используя несогласия между различными феодалами и обществами, стараясь использовать одних против других. В отношении «непокорных» владельцев используется военная сила.

«Заключение Гюлистанского мирного договора 1813 года, юридически оформившего вхождение ряда кавказских территорий в состав Российской империи, стало закономерным итогом активизации царизма на Востоке. Однако следует заметить, что до реального, фактического присоединения и интеграции кавказских народов было еще далеко. Вызывают сомнение обоснованность и реализация договора 1813 года, который по существу имел колониальный характер и осуществил раздел территории между соперничавшими на Кавказе Россией и Ираном, без учета местных факторов. Объективно же присоединение кавказских территорий к России означало появление для горских народов новых исторических перспектив развития в составе многонационального государства, со всеми вытекающими отсюда политическими, экономическими и культурными последствиями»24.

Существовавшие  мнения, проекты и планы по завоеванию Северного Кавказа, в основном, можно разделить на два вида: первые предлагали в основу взаимоотношений с горскими народами положить мирные, торгово-экономические, гражданские методы; вторые же, считали, что главным аргументом, в том числе и для привнесения цивилизации, являются сила оружия и репрессии.

Наиболее  ярким, последовательным, энергичным и  жестоким проводником политики самодержавия на Кавказе явился генерал Ермолов, который вместе со своими единомышленниками  создает и начинает осуществлять план насильственного введения новых законов и порядков среди горских народов, неспособных, по его мнению, к самостоятельному политическому развитию и существованию, и должных обязательно сделаться российскими подданными. Для достижения этой цели, а главное, для захвата и закрепления кавказских территорий за Россией, хороши были все средства, из которых главными являлись военное наступление и торгово-экономическая блокада. В 1818-1820-х гг. генералу Ермолову удалось нанести военное поражение союзу горских феодалов, попытавшихся отстоять свои права и независимость, и утвердить определенный контроль над значительной территорией Северо-Восточного Кавказа. Однако последующие события показали непрочность и слабость российских позиций на Кавказе.

Постоянно используемыми колониальными методами являлись: «торгово-экономическая блокада целых районов по существу, подрывавшая горское хозяйство, приводившая к упадку ряда отраслей сельского хозяйства, уничтожение посевов, садов, конфискация скота, ряд тяжелых повинностей (квартирная, подводная, дорожная и др.), использование дешевой рабочей силы и т.д. Широко практиковался институт атаманства, происходило натравливание одних народов против других, искусственно создавалась вражда между феодалами и отдельными обществами, использовалась местная милиция во главе с преданными феодалами»25.

В период народно-освободительного движения горцев основное содержание имперской политики на Северо-Восточном Кавказе составляла военно-репрессивная сторона, которая, однако, не исключала и некоторых  административно-политических мер. «На контролируемой территории вводятся приставства и военно-окружное управление, усиливается контроль над деятельностью местных владельцев в лице офицеров-помощников, поддерживаются лояльные феодалы и наказываются нежелающие подчиняться кавказской администрации, создаются и ликвидируются владения. Предпринимаются попытки ввести губернско-уездное управление в 1840 году, а также происходят административные изменения в масштабе всего региона (Прикаспийская область (1840 г.), Наместничество (1844 г.), Прикаспийский край (1847 г.). Фактически в этот период появляются отдельные элементы будущего «военно-народного» управления, идет медленный и крайне тяжелый процесс политической и экономической адаптации местных народов в Российской империи»26.

Военно-экономическая  политика царизма, продолжавшаяся торгово-экономическая  блокада, тяжелые подати и повинности, реквизиция оружия и скота, ограничение  отходничества, в совокупности не только подпитывали существующее недовольство, но и значительно усиливали его, создавая атмосферу поддержки и  сочувствия борьбе горцев. Вместе с  тем, даже в этот тяжелый, преимущественно  военный период взаимоотношений  наблюдались позитивные изменения  в экономике, позволяющие говорить о перспективах экономического развития, разумеется, при условии достижения мира в регионе.

В начале XX века «военно-народная» система  управления продолжала существовать практически  без ощутимых изменений, базируясь  исключительно на военной силе как  на своем основном аргументе и  принципе.

Однако  при этом российская политика и управление были вынуждены учитывать местные  реалии и отводить им определенное место в системе управления. «Несмотря на крайности и рецидивы колониальной политики царизма, горские народы получили возможность развиваться в политико-экономическом и культурно-национальном отношении в составе империи. По сравнению с колониальным опытом других стран и исторической перспективой поглощения, даже единоверными державами, вхождение горских народов Северо-Восточного Кавказа в состав России таким болезненным и тяжелым путем все же создавало возможности для значительно более быстрой адаптации и интеграции местных народов в империю, а через нее и в мировое сообщество»27.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Список источников и литературы.

    1. Арсанукаева М.С.. Обычное право чеченцев и ингушей (XIX – нач. XX вв.)
    2. Воспоминания кавказского офицера. — М.: АИРО-ХХ, 2000
    3. Ермолов А.П. Записки А. П. Ермолова. 1798 – 1826 гг., М., Высшая школа, 1991 г.
    4. Зиссерман А. Л., РВ. 1876, № 4, т. 122
    5. «Кавказский вестник» выпуск № 6 ЗА 1900 год. Путешествие в страну пшавов, хевсур, кистин и ингушей. (Летом 1897 г.)
    6. Кавказский сборник. т. ХIII. Тифлис, 1889.
    7. Казиев Ш.М., Карпеев И. В. Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке, 2003 г.
    8. Лермонтов М. Ю. Полное собрание сочинений в двух томах, т. 1, М.,  АСТ – Пресс, 2002 г.
    9. Материалы по истории Дагестана и Чечни. 1801-1839. Махачкала: Даггиз, 1940. - T.III. - 4.1.
    10. Пушкин А.С."Кавказский пленник", М., 1996.
    11. Пушкин А.С. Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года, в кн.: Собрание сочинений в 10 т., Том 5. — М.: ГИХЛ, 1960.
    12. «Русское обозрение», 1890, № 8.
    13. Сборник сведений о потерях Кавказских войск во время войн кавк-гор., перс., тур., и в Закасп. крае 1801-1885гг
    14. Секретный журнал Азиатской части (13 марта 1879 г.) Записка о мероприятиях к возвышению уровня гражданского благосостояния и духовного преуспеяния населения Кавказского края.
    15. Терский календарь на 1895 год. Вып. 4. Владикавказ. 1895.

1 «Кавказский вестник» выпуск № 6 ЗА 1900 год. Путешествие в страну пшавов, хевсур, кистин и ингушей. (Летом 1897 г.)

2 Казиев Ш.М., Карпеев И. В. Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке, 2003 г.

3 Кавказский сборник. т. ХIII. Тифлис, 1889. с. З-4

4 Арсанукаева М.С., Обычное право чеченцев и ингушей (XIX – нач. XX вв.)

5 Арсанукаева М.С., Обычное право чеченцев и ингушей (XIX – нач. XX вв.).

6 Ермолов А.П. Записки А. П. Ермолова. 1798 – 1826 гг., М., Высшая школа, 1991 г. с 288

7 Ермолов А.П. Записки А. П. Ермолова. 1798 – 1826 гг., М., Высшая школа, 1991 г. с 286

8 Пушкин А.С. Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года, в кн.: Собрание сочинений в 10 т., Том 5. — М.: ГИХЛ, 1960.

9  Пушкин А.С. Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года, в кн.: Собрание сочинений в 10 т., Том 5. — М.: ГИХЛ, 1960.

10 Воспоминания кавказского офицера. — М.: АИРО-ХХ, 2000, с 246

11 Лермонтов М. Ю. Полное собрание сочинений в двух томах, т. 1, М.,  АСТ – Пресс, 2002 г., с 234.

12 «Русское обозрение», 1890, № 8, с. 741 — 742

13 Зиссерман А. Л., РВ. 1876, № 4, т. 122, с. 419-423

14 Пушкин А.С."Кавказский пленник", М., 1996, с.187

15 Сборник сведений о потерях Кавказских войск во время войн кавк-гор., перс., тур., и в Закасп. крае 1801-1885гг с.9

16 Секретный журнал Азиатской части (13 марта 1879 г.) Записка о мероприятиях к возвышению уровня гражданского благосостояния и духовного преуспеяния населения Кавказского края.

17 Там же

18 Секретный журнал Азиатской части (13 марта 1879 г.) Записка о мероприятиях к возвышению уровня гражданского благосостояния и духовного преуспеяния населения Кавказского края.

19 Секретный журнал Азиатской части (13 марта 1879 г.) Записка о мероприятиях к возвышению уровня гражданского благосостояния и духовного преуспеяния населения Кавказского края.

20 Там же

21 Терский календарь на 1895 год. Вып. 4. Владикавказ. 1895. С. 145-148.

22 Терский календарь на 1895 год. Вып. 4. Владикавказ. 1895. С. 145-148.

23 Там же, С. 135-145.

24 Материалы по истории Дагестана и Чечни. 1801-1839. Махачкала: Даггиз, 1940. - T.III. - 4.1. -471 с.

25 Материалы по истории Дагестана и Чечни. 1801-1839. Махачкала: Даггиз, 1940. - T.III. - 4.1.

26 Казиев Ш.М., Карпеев И. В. Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке, 2003 г.

27 Казиев Ш.М., Карпеев И. В. Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке, 2003 г.

 


Информация о работе Политика России на Кавказе в XIX веке