Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 21:37, реферат
Возрождение и Реформация — самые крупные и знаменательные события позднего западноевропейского Средневековья. Несмотря на хронологическую принадлежность эпохе феодализма, они по своей социально-исторической сути представляли собой антифеодальные, раннебуржуазные явления, подрывавшие устои старого средневекового мира
Таким «одним из граждан» у Бодена оказывается монарх. Вот его аргумент в пользу монархии. Подобно тому как во Вселенной над всем властвует Бог, а на небе — солнце, так и у особей, образующих общность, должен быть один правитель. Боден — убежденнейший сторонник действительно суверенной (в его трактовке — абсолютистской) монархической власти. Отсюда вовсе не вытекает категорическое отрицание им в условиях монархизма отдельных элементов аристократических и демократических форм правления . Аристократические элементы возможны , в частности , когда государь назначает на должности только знатных , лучших , богатых ; демократически элементы начинают присутствовать в государственном управлении , если монарх открывает доступ к должностям практически всем свободным и разумным индивидам .
По способу осуществления власти Боден делит все государства на три вида: законные , вотчинные (сеньоральные) , тиранические . Законным является то государство , в котором подданны е повинуются законам суверена , а сам суверен — законам природы , сохраняя за своими подданными их естественную свободу и собственность . Вотчинные государства суть те , в которых суверен силой оружия сделался обладателем имущества и людей и правит ими как отец семейства семьей . В тиранических государствах суверен презирает естественные законы , распоряжаясь свободными людьми , как рабами , а их собственностью — как своей . тт Лучшим , по мнению Бодена , является такое государство , в котором суверенитет принадлежит монарху , а управление имеет аристократический и демократический характер . Такое государство он называет королевской монархией . Идеальным для страны является такой монарх , который боится Бога , «милостив к провинившимся, благоразумен в предприятиях , смел восуществлении планов , умерен в успехе , тверд в несчастье , непоколебим в данном слове , мудр в советах , заботлив о подданных, внимателен к друзьям, страшен врагам , любезен с расположенными к нему , грозен для злых и ко всем справедлив» .
Боден стремится к гармонической справедливости. Она для него есть распределение наград и наказаний и того , что принадлежит каждому как его право , совершаемое на основе подхода, заключающего в себе принципы равенства и подобия . В данной связи уместно заметить , что в отличие от Макиавелли , рассматривавшего право преимущественно как средство для достижения тех или иных государственных целей, у Бодена само право выступает целью бытия государства .
Политико-теоретические взгляды Бодена по своему интеллектуальному содержанию и историческому смыслу представляют собой прорыв к горизонтам политико-правовой идеологии Нового времени. Наука о политике, власти, государстве и праве в последующие столетия ушла далеко вперед от рубежей XVI в.Однако в том, что такое движение состоялось, бесспорно, велика заслуга Бодена, который в контексте того времени убедительно доказывал необходимость государственного суверенитета и вместе с тем очерчивал пределы деятельности государственной власти, возвышал достоинство права .
Информация о работе Политические и правовые учения эпохи возрождения и реформации