Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 21:37, реферат
Возрождение и Реформация — самые крупные и знаменательные события позднего западноевропейского Средневековья. Несмотря на хронологическую принадлежность эпохе феодализма, они по своей социально-исторической сути представляли собой антифеодальные, раннебуржуазные явления, подрывавшие устои старого средневекового мира
Роль,
сыгранная в истории
кальвинистской
идеологией, оказалась не
просто заметной ,
но еще и неоднозначной
. В сложной обстановке
социально-политической
•
Политические писатели ,
защищавшие интересы упомянутых
дворянско-оппозиционных
«О царском праве у шотландцев» и др . Своеобразным было конкретное содержание каждого из перечисленных трудов . Однако имелось и несколько общих идей , которые так или иначе разрабатывались во всех этих сочинениях . В них много говорилось о «народе» и от имени «народа» . Но под ним подразумевались отнюдь не социальные низы , трудящийся люд , крестьянско-плебейские массы , а собрания сословных представителей , преимущественно же феодальная знать . Всячески подчеркивалось , что суверенитет «народа» выше прерогатив монарха и он не должен быть ограничен волей государя . Последняя связана условиями того договора , который монархи заключают со своими подданными . Только наличие и строгое соблюдение такого договора делают государственность нормальной, власть самого государя — законной . Если монарх преступает стоящие над ним законы (посягает на имущество, исконные свободы, жизнь подданных) , становясь форменным тираном , «народ» вправе и обязан низвергнуть его.
Идеи тираноборцев своей классово-исторической сутью были обращены в прошлое . Институты старой сословно-представительной системы , слабо интегрированное средневековое государство, уже пошатнувшийся церковный космополитизм монархомахи противопоставили централизующейся политической власти позднефеодального общества, набиравшей силу единой национальной государственности, которые в принципе выражали тогда прогрессивные тенденции социального развития. Что же касается самого факта актуализации монархомахами и настойчивого внедрения ими в идеологический оборот, в язык политики таких ключевых понятий политико-юридической науки, как «суверенитет народа», «общественный договор», «законность государственной власти», «границы власти государства», «право на сопротивление» и др., то этот факт имел, несомненно, позитивный практический и теоретический смысл.
Тираноборцы вели яростные атаки против концентрации в руках монархов абсолютной власти, когда появилось «Рассуждение о добровольном рабстве» Этьена Ла Боэси (1530—1563). В этой работе монархический строй отвергался как таковой по причине его антиобщественной, антигуманной природы. В «Рассуждении» была предпринята попытка ответить на два основных вопроса: почем миллионы людей сами отказываются от своей свободы, становясь невольниками государей, и благодаря чему государям удается достигать этого состояния и удерживать его.
Ла Боэси полагал, что в стародавние времена властители насилием и обманом отняли у людей естественно присущую им свободу. Постепенно человеческая память забыла это зло , с ним примирились ; оно укоренилось и стало воспроизводиться уже силой привычки . Государи всячески культивируют у своих подданных привычку сознавать и ощущать себя бесправными рабами. От свободы люди отрекаются также вследствие трусости, страха, которые порождает в них тиранический режим. Наконец, в подневольное состояние они впадают из-за благоговения перед верховной властью, внушаемого различными пышными символами и ритуалами. Чтобы удерживать народ в добровольном рабстве, государи
обзаводятся массой приспешников . Они образуют целую кас - ту — пирамиду подручных — от нескольких фаворитов монарха до многих тысяч его слуг, охранников, чиновников и т . д . Вся эта каста извлекает личную выгоду из своего положения: наживается и преуспевает, помогая монарху эксплуатировать народ и господствовать над ним .
Таким образом , Ла Боэси выявил ряд типичных черт про цедуры властвования , свойственной социально разнородному обществу, причем не только раскрыл их, но также дал им надлежащую оценку с позиций широких народных масс . В этом заключался его важный вклад в политико-юридическую теорию, в развитии прогрессивной демократической мысли .
Итак, идеологи и деятели Реформации основательно потрудились над тем , чтобы расшатать феодально-церковные порядки , которые в XVI в . стали нестерпимо стеснять течение социально-политической жизни . Они критиковали и дискредитировали данные порядки . Ими руководило при этом пробудившееся и крепнувшее понимание светской власти (государственности) не только лишь как простого проводника воли Бога и церкви, но и как института, имеющего свой собственный резон, свои особенные черты, возможности и цели .
Такой подход стад заметной вехой на пути консолидации представлений о государстве в специальную , относительно самостоятельную систему научно-теоретического знания — государствоведение .
Завоеванием
политико-юридической
4. Боден
В последней трети XVI столетия Франция с проникновением в нее кальвинизма оказалась ареной ожесточенного религиозного противоборства . Не на жизнь , а на смерть конфликтовали , с одной стороны , католики , с другой — протестанты . Никто из них не признавал принцип а веротерпимости , т . е . не соглашался с равнозначимостью, равнодостоинством и равноправием различных конфессий . Эт о противоборство , своей остротой и масштабами походившее на гражданскую войну , создавало реальную угрозу жизни самого государства. Все яснее станови лось , что только мир мог сохранить и религию, и разнообразные течения в ней . Мир в общественном сознании приобретал характер приоритетной ценности . Надежда же на обеспечение мира и общих интересов страны , а не отдельных групп ее населения связывалась с монархом . Но с таким , воля которого могла бы стать единственным и обязательным законом для всех подданных , которая исключала бы вероятность любого сопротивления законной королевской власти . Формировалось мнение , что даже тирания лучше гражданской войны, ввергающей нацию в хаос, несущей ей распад .
Теоретическое обоснование того , каким образом королев ская власть сумеет быть способной в любом случае защищать и осуществлять общегосударственные интересы , стоящие выше религиозных и иных распрей , предпринял выдающийся французский политический мыслитель Жа н Боден (1530—1596) . Взгляды на' государство , на пути и методы упрочения централи зованной монархической власти изложены им в главном его труде «Шесть книг о республике» (1576) . Под «республикой» Боден здесь имеет в виду то же , что обозначали этим словом в Древнем Риме , т . е . государство вообще .
Открывается труд дефиницией государства . По Бодену , «государство есть управление множеством семейств (или домохозяйств . — Л. М.) и тем , что является общим у них всех, осуществляемое суверенной властью сообразно праву». Фактически все «Шесть книг о республике» посвящены раскрытию смысла и содержания этого определения . В первой рассматриваются основы социальной общности . Во второй — формы государства. В третьей — институты . В четвертой — перемены в устройстве государства и контроль за ними . В пятой — приспособление к обстоятельствам и задачи государства . В шестой , послед -ней , — средства власти и вопрос о лучшей государственной форме.
Ячейкой государства у Бодена выступает семья (домохозяйство). По своему статусу глава семьи представляет собой прообраз и отражение государственной власти . Государственность как организация возникает посредством договора, и высшая ее цель не в том , чтобы обеспечивать внешнее благоденствие людей, но чтобы, гарантируя мир внутри общности и защищая общности от нападения извне, заботиться об истинном счастье индивидов. Последнее традиционно заключается в познании Бога, человека и природы, а в конечном итоге — в почитании Бога. Не должно быть никаких поводов для выступления против государства, в особенности еще и потому, что оно суверенно.
Разработка проблемы суверенитета государства есть крупнейший вклад Бодена в развитие политико-теоретического знания. «Суверенитет, — утверждает Боден , — есть абсолютная и постоянная власть , которую римляне называют величием (достоинством)... означающим высшую власть повелевать» . Абсолютность суверенитета имеет место тогда , когда суверенная власть не знает каких-либо ограничений для проявлений своего могущества. Постоянство суверенитета имеет место тогда , когда суверенная власть существует неизменно в течение неопределенно долгого срока ; временная власть , устанавливаемая на какой то определенный период , не может сохраняться в качестве верховной силы . Суверенная власть , по Бодену , есть также власть единая. В том смысле единая , что ее прерогативы принадлежат только ей ; она не может (не должна) эти прерогативы делить с кем бы то ни было ; она не может (не должна) допускать никаких органов , которые стояли бы над нею или стояли рядом и конкурировали с ней .
Боден выделяет пять отличительных признаков суверенитета. Первый из них — издание законов, адресуемых всем без исключения подданным и учреждениям государства. Второй — решение вопросов войны и мира . Третий — назначение должностных лиц . Четвертый — действие в качестве высшего суда, суда в последней инстанции . Пятый — помилование . К своей трактовке суверенитета государственной власти Боден делает ряд важных добавлений и уточнений . Одно из них касается тех требований , которые непременно должны соблюдаться суверенной государственной властью . Например , последней вменяется блюсти (при всей ее неограниченности, абсолютности) законы божественные и естественные. Вместе с тем суверенной государственной власти, стоящей выше всяких человеческих законов и свободно распоряжающейся жизнью и смертью своих подданных, нельзя вмешиваться в дела семьи, нарушать принцип веротерпимости, и в особенности взимать подати с подданных без их согласия, помимо воли собственника. С точки зрения Бодена, единство, неделимость суверенитета государственной власти на практике совмещаются с дифференциацией власти и управления, которые не всегда находятся в тождестве. Обычно носитель суверенной власти поручает временно и на определенных условиях осуществление некоторых функций власти назначаемым должностным лицам. Без соответствующего поручения суверена должностные лица ничего не могут делать ни в отношении подданных, ни в отношении друг друга.
Издание общеобязательных законов относится к первому по значимости отличительному признаку суверенитета. Суверен издает законы, но не создает право. Боден строго их различает, понимает их разнокачественность. Право «несет с собой справедливость, а закон — приказ». Как глубокий политический мыслитель, Боден не мог не поставить вопрос о том, где коренится, как появляется суверенитет и способен ли он к отчуждению, передаче. На первую часть вопроса ответ таков: «Суверенитет кроется в совокупности свободных и разумных существ, составляющих народ». Упоминание тут о народе отнюдь не свидетельствует о том, что Боден — приверженец народовластия. На вторую часть поставленного вопроса он отвечает следующим образом: «Эту верховную и постоянную власть над гражданам с правом жизни и смерти народ может передать одному из граждан без всяких ограничений так же, как может это сделать собственник, желающий коголибо одарить».
Информация о работе Политические и правовые учения эпохи возрождения и реформации