Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 21:37, реферат
Возрождение и Реформация — самые крупные и знаменательные события позднего западноевропейского Средневековья. Несмотря на хронологическую принадлежность эпохе феодализма, они по своей социально-исторической сути представляли собой антифеодальные, раннебуржуазные явления, подрывавшие устои старого средневекового мира
У истоков Реформации стоял и крупнейшим идеологом ее бюргерского крыла являлся немецкий теолог Мартин Лютер (1483—1546). Именн о он сформулировал те религиозно-политические лозунги , которые вначале вдохновили и сплотили в Германии практически всех поборников Реформации .
Чтобы правильно разобраться в системе политико-юридических взглядов Лютера , надо , во-первых , учесть , что уже к середин е 20-х гг. XVI в .он резко выступил против крестьянско-плебейского , революционного лагеря Реформации ; во-вторых , отграничить то , что в лютеровских суждениях прямо связано со злобой дня , от того , что содержит глубинный теоретический смысл; в-третьих , провести различие между субъективно преследовавшимися самим Лютером целями и исторической ролью , которую объективно сыграли высказанные им идеи .
Одним из исходных пунктов лютеровского учения является тезис о том , что спасение достигается исключительно верой . Каждый верующий оправдывается ею лично перед Богом , становясь тут как бы священником самому себе и вследствие этого не нуждаясь более в услугах католической церкви (идея «всесвященства»). Только лишь Богу — существу совершеннейшему — обязаны люди,(от пап и князей до последнего крестьянина и плебея) повиноваться рабски , служить верноподданнически. В сравнении с Богом абсолютно все смертные ничтожны. Никто из людей не имеет превосходства над себе подобными : клир ничем не отличается от мирян , все сословия одинаковы . Эта трактовка Лютером основоположений христианства в условиях Реформации фактически являлась едва ли не первой раннебуржуазной версией принцип а равноправия.
Возможность верующим быть внутренне религиозными , вести истинно христианский образ жизни обеспечивается , согласно Лютеру, мирским порядком .Действенность этого порядка обеспечивается благодаря опоре учреждений светской власти (государства, законов) на естественное, а не на божественное право . Будучи в конечном счете производным от воли Божьей, естественное право тем не менее представляет собой'качественно иной феномен , чем право божественное . Опирающейся на него светской власти естественное право дозволяет управлять единственно внешним поведением людей , имуществом , вещами. Свобода души , область веры , внутренний мир человека находятся , по Лютеру , вне юрисдикции государства, за пределами действия его законов .
В своей концепции государства Лютер предусмотрел — и это очень важно для понимания ее теоретического значения , — что в сфере естественного права , в границах мирских отношений светской власти следует руководствоваться практической целесообразностью, реальными интересами , определяемыми человеческим разумом." Властвует же целесообразно , управляет разумно тот князь (монарх) , который употребляет власть не как привилегию , а отправляет ее как бремя , возложенное на негоБогом. Вообще христианский «управитель должен считать себя слугой, а не господином народа».
Лютер, однако, был чрезвычайно далек от того, чтобы проповедовать необходимость демократического переустройства тогдашней германской государственности. Он наставлял подданных быть покорными монархам, не восставать против власти и смиренно сносить чинимые ею несправедливости.
Система лютеровских политико-правовых воззрений пронизана противоречиями. Идея усиления роли светской власти, ее независимости от папства, которое являлось космополитическим институтом, «работала» на утверждение регионального княжеского абсолютизма. Мысли о монархе как высшем руководителе национальной церкви, о духовенстве как особом сословии, призванном служить государству, освящение светской власти религиозным авторитетом — все это способствовало насаждению культа государства; суеверная вера в государство надолго становилась характерной чертой господствовавшего в Германии политического сознания. Внутренняя религиозность, за которую ратовал Лютер, не предполагала сколько-нибудь серьезного изменения общественно-политического строя той поры: не требовалось упразднять эксплуатацию крестьян феодалами, ликвидировать абсолютистские режимы, устранять духовное порабощение верующих и т. п.
В целом эволюция деятельности и учения Лютера происходила таким образом, что в них нарастали элементы бюргерской ограниченности, узкоклассового политического утилитаризма, религиозного фанатизма, существенно мешавшие дальнейшему развертыванию Реформации.
Крестьянско-плебейский
Социальные и политико-правовые идеи восставших крестьянских масс были наиболее определенно изложены в «12-ти статьях» и в «Статейном письме». Первый документ состоял из относительно умеренных и конкретных требований. В нем, в частности, говорилось о необходимости выборности и сменяемости духовных лиц общинами, об обязательности отмены крепостного права, об уменьшении размера податей, оброков ибарщины, об устранении произвола в управлении и судах и т. д.
Содержание «Статейного письма», вышедшего из ближайшего окружения Мюнцера , было куда радикальнее. Авторы этого письма заявляли , что крайне бедственное положение народа больше терпеть нельзя. Всем крестьянским общинам надо объединиться в «христианский союз и братство», сообща устранить любыми средствами (в том числе и насильственными) тяготы, создаваемые простым людям духовными и светскими господами. В «христианском союзе и братстве», который должен будет охватить всю страну, установится справедливый общественный строй; его принципом явится служение «общей пользе». Поскольку «Статейное письмо» задачу учреждения такого союза связывало с народными массами , вполне логично допустить, что в них оно видело и носителя власти при новом социальном порядке.
Мысль о том , что власть следует передать простому народу, шла, несомненно , от Мюнцера , по мнению которого лишь обездоленному люду чужды эгоистические цели и он движим общими интересами , стремится к «общей пользе». Мюнцер порицал лютеровское понимание существовавшего светского государства как организации , устанавливающей и охраняющей с помощью юридических законов «гражданское единство» между разными конфликтующими слоями общества с их различными потребностями и религиозными верованиями . Он считал, что Лютер , обосновывая изъятие из ведения светского государства всех общезначимых дел религиозно-этического плана, фактически оправдывал узурпацию данного государств социальными верхами, которые распоряжались им вовсе не ради поддержания «гражданского единства», а в целях удовлетворения своих корыстных партикулярных интересов. Волю и цели Бога способно осуществить только то государство, которое сообразует свое бытие с общей целью мирового развития , целью всего сущего.
Для того чтобы сбросить «безбожников с трона правления» и выдвинуть на их место людей низших и простых, надо воспользоваться мечом. Это , по Мюнцеру, неизбежно и законно . Другого средства нет, пока светские и духовные князья грубой силой подавляют трудящихся крестьян. Новый строй тоже будет вынужден прибегнуть к мечу, ибо ему придется защищать власть общественного целого над эгоистическими социальными группировками. Мюнцер не предрешал в деталях формы государственного устройства, принципы управления и т. п. в обществе, где простой трудящийся народ и впрямь окажется источником и субъектом политической власти. Во взглядах Мюнцера есть зачатки республиканских идей; в известной степени эти идеи восходят к соответствующим представлениям таборитов. Отчетливо было сформулировано им требование обеспечить охрану основ государства, определение направлений государственной политики и постоянный контроль над нею исключительно самими народными массами. В этом ярко выразился демократизм мюнцеровской программы.
Как теолог (хотя он и приблизился к атеизму), Мюнцер черпал доказательства правоты своих убеждений в Библии, как человек активного революционного действия, он стремился к практическому воплощению на земле «царства Божьего» — общественного строя, в котором не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни обособленной, противостоящей членам общества и чуждой им государственной власти.
К числу виднейших идеологов и влиятельных деятелей Реформации принадлежал Жан Кальвин (1509—1564). Обосновавшись в Швейцарии, он опубликовал там богословский трактат «Наставление в христианской вере» (1536). Сердцевина кальвинского сочинения — догмат о божественном предопределении. Согласно Кальвину, Бог заранее твердо определил одних людей к спасению и блаженству, других — к погибели. Люди бессильны изменить волю Бога, но могу догадываться о ней потому, как складывается у них жизнь на земле. Если их профессиональная деятельность (ее предуказывает Бог) идет успешно, если они набожны и добродетельны, трудолюбивы и покорны властям (установленным Богом), значит, Бог благоволит к ним.
Из догмата об абсолютном божественном предопределении для истинного кальвиниста проистекал прежде всего долг цели-ком посвящать себя своей профессии, быть максимально бережливым и рачительным хозяином, презирать наслаждения и расточительность. Из этого догмата также следовало, что благородство происхождения и сословные привилегии феодалов вовсе не столь важны, ибо не ими обусловливаются предызбранность и спасение человека. Таким образом, Кальвин сумел дать специфическими религиозными средствами мощный импульспроцессу формирования буржуазной социально-экономической практики и духовной атмосферы в Западной Европе.
Пробуржуазный
характер носила и произведенная
Кальвином коренная реформа
устройства церкви. Церковные
общины стали возглавлять
старшины (пресвитеры),
избиравшиеся обычно из наиболее
богатых мирян, и
проповедники, не имевшие
специального священнического
сана, исполнявшие
религиозные функции
как служебные
обязанности. Пресвитеры
вкупе с проповедниками
составляли консисторию,
которая ведала всей
религиозной жизнью общины.
Идея подобного
переустройства церкви, воспринятая
в учениях о политике,
в своем дальнейшем развитии
явилась концептуальной
базой для разработки
республиканских и
даже республиканско-
Сам Кальвин, однако, в вопросах о государстве был очень осмотрителен. Осуждая феодально-монархические круги за творимые ими насилия, произвол, беззакония и предрекая за это правителям Божью кару, орудием которой могут стать их собственные подданные, он в то же время всякую власть объявлял божественной. Право сопротивляться тирании Кальвин признавал только за подчиненными государ органами власти, церковью, представительными учреждениями. Открытое неповиновение и свержение тирана допустимы, на его взгляд, лишь тогда, когда использованы все способы пассивного сопротивления, исчерпаны все легальные формы борьбы. «Наихудшей формой правления» была для Кальвина демократия. Предпочтение он отдавал олигархической организации управления государством.
Отличительное свойство кальвинистской доктрины — заключающаяся в ней религиозная нетерпимость ко всяким иным воззрениям и установкам, в особенности к крестьянско-плебейским ересям. Зловещую суровость доктрины дополняла и завершала не менее свирепая политическая практика Кальви-на, который в 1541 — 1564 гг. руководил Женевской консисторией. Эта консистория фактически подчинила себе магистрат города. За горожанами была установлена слежка, чуть ли не всеобъемлющей регламентации подверглись самые разные стороны общественной жизни, за малейшее нарушение предписанных норм назначались тяжкие наказания, вошли в обыкновение казни тех, в ком усматривали еретиков Кальвинистская идеология сыграла в истории заметную роль . Она существенно содействовала совершению первой буржуазной революции в Западной Европе — революции в Нидерландах и утверждению в этой стране республики . На ее основе возникли республиканские партии в Англии и Шотландии . Вместе с другими идейными течениями Реформации кальвинизм подготовлял тот «мыслительный материал» , на почве которого в XVII—XVIII вв . сложилось классическое политико-юридическое мировоззрение буржуазии .
Информация о работе Политические и правовые учения эпохи возрождения и реформации