Петровские реформы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 23:15, реферат

Описание работы

История России богата захватывающими событиями и волнующими загадками. Бесчисленное множество уроков можно извлечь из наследия прошлого. Имена прославленных полководцев и государственных деятелей не потеряли своего блеска и по сей день. Перед нами встают во всем своем величии подвиги и грандиозные свершения русского народа, сумевшего создать поистине великое государство. Но немало и иных примеров может подать нам история: примеров того, как низко может пасть человек, как власть и богатство развращают слабых сердцем, к каким роковым ошибкам могут привести необдуманные действия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3-5
Глава 1 Причины, сущность и проведение реформ…………………... 6-30
Исторические условия и предпосылки петровских реформ……...6-9
Военная реформа……………………………………………………..10-18
1.2.1Реформа вооружённых сил…………………………………………10-14
1.2.2Создание регулярного военно-морского флота……………….......14-18
Реформа органов власти и управления……………………………...19-22
Реформа сословного устройства русского общества………………23
Реформы в сфере образования и культуры…………………………24-26
Церковная реформа…………………………………………..……… .27-29
Глава 2 Реформы: значение и последствия……………………………30-40
2.1Противоречия в реформаторской деятельности Петра…………….30-31
2.2Социально-экономическое развитие и политика правительства в первой четверти XVIII века…………………………………………………31-40
Заключение……………………………………………………………….41-43
Библиографический список…………

Работа содержит 1 файл

курсовая переделанная.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

    Регулярная  армия содержалась полностью  за счет государства, одета была в  единообразную казенную форму, вооружена  стандартным казенным оружием (до Петра  Первого оружие и лошади у дворян-ополченцев, да и у стрельцов были свои). Артиллерийские орудия были единых и стандартных калибров, что существенно облегчало снабжение боеприпасами. Армия обучалась по единым Воинским уставам и инструкциям.

    Общая численность полевой армии к 1725 г. составляла 130 тыс. человек, в гарнизонных  войсках, призванных обеспечить порядок внутри страны, насчитывалось 68 тыс. человек. Кроме того, для охраны южных границ были образованы ландмилиция (территориальные войска, набираемые на время) в составе нескольких конных иррегулярных полков общей численностью в 30 тыс. человек. Наконец, имелись еще иррегулярные казачьи украинские и донские полки и национальные формирования (башкирские и татарские) общей численностью 105-107 тыс. чел.

    Радикально  изменилась система военного управления. Вместо многочисленных приказов, между которыми ранее было раздроблено военное управление, Петр 1 учредил военную коллегию и адмиралтейств-коллегию для руководства армией и военно-морским флотом. Таким образом, военное управление было строго централизовано. Во второй половине XVIII в. армия переходила на казарменное содержание, т.е. стали в массовом масштабе строиться казармы, в которые поселялись войска. Армия, которая комплектовалась путем рекрутского набора, отражала социальную структуру общества. Солдаты, выходя из крепостной зависимости от помещика, становились крепостными государства, обязанные пожизненной службой, сокращенной позже до 25 лет. Офицерский корпус был дворянский. Хотя русская армия и носила крепостнический характер, она была все же национальной армией, чем резко отличалась от армий ряда западных государств (Пруссии, Франции, Австрии), где армии комплектовались из наемников, заинтересованных лишь в получении платы и грабеже.

    Основу  армии составляла пехота. Наряду с  пехотными полками были созданы  гренадёрские полки, солдаты которых, помимо обычного вооружения, были оснащены гранатами. Не меньшие изменения претерпела кавалерия. Она состояла из драгунских полков, укомплектованных кавалеристами, которые были обучены ведению боя в пешем строю.

    Гордостью русской армии стала быстро восстановленная после нарвского поражения артиллерия, делившаяся на полковую, полевую и осадную. К артиллерии были приписаны и созданные Петром инженерные части.  В течение первой четверти XVIII века были созданы центральные учреждения, ведавшие нуждами армии: Военный, Адмиралтейский, Провиантский приказы, на смену которым в 1718 – 1719 годах пришли Военная и Адмиралтейская коллегии.

    Высшей  тактической единицей, как и раньше, оставался полк. Полки объединялись в бригады, бригады – в дивизии.

    Действия армии направлялись её мозгом – полевым (генеральным) штабом во главе с генерал-фельдмаршалом. Было введено, согласно европейской практике, командование отдельными родами войск: пехотой командовал генерал от инфантерии, кавалерией - генерал от кавалерии, артиллерией – генерал-фельдцейхмейстер. Непременным атрибутом управления армией было функционирование военного совета – совещания всех высших генералов по важнейшим вопросам ведения военных действий.

            В 1716 году был издан знаменитый  «Устав воинский», которым определялись не только организация и устройство армии, обязанности военнослужащих, основы строевой и полевой службы, но и военно-уголовные, административные законы»1.

            Петр оставил после себя военную  организацию, доказавшую свои  блестящие боевые качества и составляющую одну из бесспорных и славных заслуг преобразователя. Важное значение для организации армии имел табель о рангах, но он имел значение и для штатских организаций. Этот законодательный акт определил порядок прохождения службы, как военных, так и штатских чиновников. Табель предусматривал постепенное продвижение вверх по служебной лестнице, но не исключал возможности обратного движения.

             Табель был объявлен 24 января 1722года. Указ о табеле не допускал  каких-либо нарушений в порядке прохождения службы.

      «Создание регулярной армии было  частью задачи, которую ставил  перед собой Пётр, получив нарвский  урок. Пётр не мыслил без флота  могущества своего государства,  не представлял без кораблей  своей жизни. Создание флота  было для него первейшим долгом после создания армии, естественным продолжением дела, некогда начатого его отцом, царём Алексеем Михайловичем, при котором в Дединове на Оке был спущен первый русский корабль «Орёл». Все эти чувства хорошо отражены в преамбуле Морского устава 1720 года».2 
 

                          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2.2 Создание регулярного военно-морского флота

            «Строительство петровского флота,  как известно, началось в Воронеже  в 1695 – 1696 годах. Сам Пётр  был незаурядным кораблестроителем, предложившим много новых технических решений, начиная с проектирования и кончая использованием морских судов. Одновременно со строительством кораблей в Петербурге и Кронштадте создавались мощные военно-морские  базы, дополненные базой в Эстляндии (Рогервик; ныне Палтийски). В Кронштадте строилась уникальная система каналов и шлюзов, которая позволяла беспрепятственно ремонтировать, вооружать и даже хранить в межсезонье на берегу огромные корабли».3

    На 4 ноября 1696 года было назначено заседание  Боярской Думы, к  которому Петр подготовил записку с названием: “Статьи удобные, которые принадлежат к взятой крепости или фартеции турок Азова”. Собранная в Преображенском Дума выслушала историческое предложение Петра 1: “... воевать морем, понеже зело близко и удобно многократ паче, нежели сухим путем. К сему же потребен есть флот или караван морской, в сорок или вяще судов состоящий, о чем надобно положить не испустя времени: сколько каких судов и со много ли дворов и торгов и где делать?”. Дума  постановила такой приговор: “Морским судам быть…”.

    Всем  жителям московского государства  необходимо участвовать в постройке  кораблей. Вотчинники, как духовные, так и светские, помещики, гости  и торговые люди обязаны были в определенном числе строить сами корабли, а мелкопоместные помогать взносом денег. С этой целью положено было, чтобы владельцы духовные с 8000 крестьянских дворов, а светские с 10000 дворов построили по одному кораблю, а гости и торговые люди, вместо десятой деньги, которая с них собиралась, построили бы 12 кораблей; мелкопоместные же, у которых было менее ста дворов, должны были вносить по полтине с двора.  Количество снаряженных таким образом судов также было определено. Их приказано было выстроить 80, а еще 80 государство предполагало построить на своих верфях. Их формы и вооружение были также точно обозначены. Постройка судов должна была производиться в Воронеже и в  соседних пристанях.

    Дело  судостроения шло довольно успешно. В 1698 году были построены требуемые  суда.

      Азовская победа привела ко  многим переменам в России. Кроме того, Петр посылает за границу 35 молодых людей, 23 из которых носили княжеский титул, для обучения морскому делу. Позже,  в декабре 1696 года Петру приходит мысль снарядить за границу посольство, поручив ему заботу об организации коалиции европейских держав для продолжения борьбы с Османской империей. Посольство, кроме того, должно было нанять за рубежом специалистов на русскую службу, закупить оружие, а также пристроить для обучения новую партию дворян. Поручив управление страной князю Федору Ромодановскому и боярину Тихону Стершневу, посольство выехало  2 марта 1697 года из Москвы. Посольство назвали “великим” из-за его многочисленности. Его возглавляли три посла: Лефорт, Головин и Возницын. В числе волонтеров находился Петр Михайлов – под такой фамилией значился царь. В начале августа 1697 года посольство прибыло в центр кораблестроения Голландии –  город Сардам.

              Шестнадцатого августа 1697 года  состоялся въезд посольства в  Амстердам, где было достигнуто  соглашение о том, что волонтеры будут обучаться кораблестроению на верфи Ост-Индской компании. Конец августа и начало сентября прошли в освоении премудростей кораблестроения.  Царю было мало одной практики.  Он решает посетить “владычицу морей” Англию, где он мог изучить ремесло инженера-кораблестроителя. В январе 1698 года Петр прибывает в Лондон. Там Петр работал на верфях, осматривал  предприятия, побывал в Оксфордском университете, несколько раз съездил в Гринвичскую обсерваторию и на монетный двор.

              Так одна из задач посольства была выполнена: волонтеры постигли азы кораблестроения. Большие трудности пришлось преодолеть при закупке оружия и найме специалистов. Тем не менее, удалось приобрести 10 тысяч ружей, 5 тысяч мушкетов, 3200 штыков, корабельные припасы и прочее. На русскую службу были наняты 350 матросов, а также боцманы, шлюзные мастера и т.д. Но главная задача посольства не была выполнена: Голландия отказалась вступить в войну с Турцией на стороне России.

              Великое посольство отправляется  в Вену, чтобы предотвратить возможность заключения сепаратного мира австрийцев с османами и достижения согласия продолжать войну с ними. Однако и это не удалось. Австрия уже вела переговоры о мире с Османской империей.

    У Петра теплилась надежда склонить к продолжению войны Венецию,  но тревожные вести из Москвы разрушили все его планы. Царю пришлось возвратиться в Россию.

               К весне 1699 года из-за границы  возвратились все волонтеры. Они  прибыли в Воронеж, где их  назначили на корабли, готовящиеся  к Керченскому походу. В конце апреля Петр приказывает К. Крюйсу произвести на корабле “экзерциции, сколько на якоре стоя, то исполнить можно”. Стольники в присутствии царя демонстрируют неплохие навыки и сноровку. Что касается умения управлять кораблем и командовать экипажем, то здесь ученики показывают свою полную несостоятельность.

              В начале июня 1699 года германский  резидент Гвариент доносил своему  императору из Москвы: “из числа  72 дворян, посланных для обучения  в Италию и  Германию,  только  четверо выдержали экзамен, сделанный самим государем в Воронеже. Остальным 68 представлено или вторично отправиться в чужие края и оставаться там до приобретения нужных сведений, на свой счет, или возвратить выданные на поездку деньги”.

    Среди выдержавших экзамен были Ф. Урусов, князь А. Голицын, Ф. Плещеев. Другим же наука не далась.

    Петровское  время стало расцветом галерного  флота, известного с античных времён. Пётр правильно оценил его значение для борьбы с противником в  мелководных шхерах Финского и Ботнического заливов.

               Создание мощного российского флота послужило началом овладения всем морем. В 1710 году при участии морских сил были освобождены Выборг, Рига, о. Эзель, Ревель. В 1713 году со взятием Гельсингфорса шведы были окончательно выбиты из Финского залива.

               Итак, Балтийский флот набирал  силу. Своему детищу царь уделял  исключительное внимание, был частым  гостем главной базы русского  флота, расположенной на острове  Котлине. Там он проводил целые  недели, усматривал смотры, учебные  сражения, упражнял офицеров и матросов в выполнении морских команд. Указом Петра Первого от 16 ноября 1705 года на кораблях были впервые организованы полки морской пехоты.

             К концу первой четверти 18 века Россия стала одной из сильнейших морских держав. 13 января 1720 года Петром 1 был издан первый морской устав.

    Издание в России Морского Устава как бы подвело определенный итог морской  истории страны: в самые сжатые сроки на Балтике был создан сильный  военно-морской флот. Петр использовал  все лучшее, что было в западном кораблестроении. Но он прежде всего учитывал особенности русского театра войны и мореплавания у берегов Отечества. От европейских флотов флот Петра отличался, прежде всего, тем, что вначале он состоял в основном из гребных судов, различных по размерам и вооружению. Петр исходил из того, что такие суда просты в постройке, относительно легко управляемы, хорошо используются для поддержки сухопутной армии. Только после победы под Полтавой в России началось интенсивное строительство линкоров. Только они могли обеспечить России господство в Балтийском море.

              К 1725 году русский флот на  Балтике был одним из сильнейших  флотов. Он имел 48 линкоров и фрегатов , 787 галер и других судов. Общая  численность команд достигла 28 тысяч  человек. С 1716 года на флоте появились гардемарины – выпускники открытой в 1700 году “Школы математических и навигационных наук”.

    Сухопутная  страна, три десятилетия назад  не имевшая ни одного военного корабля, превратилась в могучую морскую  державу, располагавшую самым мощным флотом на Балтийском море. Флот надежно защищал морские рубежи России, в том числе и столицу империи – Петербург.    

Информация о работе Петровские реформы