Петровские реформы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 23:15, реферат

Описание работы

История России богата захватывающими событиями и волнующими загадками. Бесчисленное множество уроков можно извлечь из наследия прошлого. Имена прославленных полководцев и государственных деятелей не потеряли своего блеска и по сей день. Перед нами встают во всем своем величии подвиги и грандиозные свершения русского народа, сумевшего создать поистине великое государство. Но немало и иных примеров может подать нам история: примеров того, как низко может пасть человек, как власть и богатство развращают слабых сердцем, к каким роковым ошибкам могут привести необдуманные действия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3-5
Глава 1 Причины, сущность и проведение реформ…………………... 6-30
Исторические условия и предпосылки петровских реформ……...6-9
Военная реформа……………………………………………………..10-18
1.2.1Реформа вооружённых сил…………………………………………10-14
1.2.2Создание регулярного военно-морского флота……………….......14-18
Реформа органов власти и управления……………………………...19-22
Реформа сословного устройства русского общества………………23
Реформы в сфере образования и культуры…………………………24-26
Церковная реформа…………………………………………..……… .27-29
Глава 2 Реформы: значение и последствия……………………………30-40
2.1Противоречия в реформаторской деятельности Петра…………….30-31
2.2Социально-экономическое развитие и политика правительства в первой четверти XVIII века…………………………………………………31-40
Заключение……………………………………………………………….41-43
Библиографический список…………

Работа содержит 1 файл

курсовая переделанная.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Содержание 
 

Введение……………………………………………………………………..3-5

Глава 1 Причины, сущность и проведение реформ…………………... 6-30

    1. Исторические условия  и предпосылки петровских реформ……...6-9
    2. Военная реформа……………………………………………………..10-18

    1.2.1Реформа вооружённых сил…………………………………………10-14

     1.2.2Создание регулярного военно-морского флота……………….......14-18

    1. Реформа органов власти и управления……………………………...19-22
    2. Реформа сословного устройства русского общества………………23
    3. Реформы в сфере образования и культуры…………………………24-26
    4. Церковная реформа…………………………………………..……… .27-29

  Глава 2 Реформы: значение и последствия……………………………30-40

      2.1Противоречия в реформаторской деятельности Петра…………….30-31

      2.2Социально-экономическое развитие и политика правительства в первой четверти  XVIII века…………………………………………………31-40

    Заключение……………………………………………………………….41-43

    Библиографический список………………………………………..…...44 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение.

    История России богата захватывающими событиями  и волнующими загадками. Бесчисленное множество уроков можно извлечь из наследия прошлого. Имена прославленных полководцев и государственных деятелей не потеряли своего блеска и по сей день.  Перед нами встают во  всем своем величии подвиги и грандиозные свершения русского народа, сумевшего создать поистине великое государство. Но немало и иных примеров может подать нам история: примеров того, как низко может пасть человек, как власть и богатство развращают слабых сердцем, к каким роковым ошибкам могут привести необдуманные действия.

    Но  для того чтобы достичь могущества, русскому народу пришлось пройти нелегкую полосу испытаний и кризисов, сопровождавшуюся бесчисленными восстаниями, заговорами и волнениями. Этот печальный период в истории России называют периодом кризиса.

    Но  в 1682 году царем был провозглашен Петр Алексеевич Романов, который в  дальнейшем вывел Россию на новый  уровень развития, провозгласив ее империей, а себя императором. Петр первым привез европейскую цивилизацию  в Россию.

    По  теме реформ и непосредственно личности Петра I имеется сравнительно много источников, и на первый взгляд, данная тема достаточно полно и подробно освещена. В первую очередь эту тему подробно освещает Богданов А.П. в своей работе «Россия при царевне Софье и Петре I: записки русских людей», и Буганов В. И. в работе  «Петр Великий и его время». В этих работах историки очень подробно и четко рассматривают жизнь и эпоху Петра, что очень важно для оценки его преобразований, ведь все что им было сделано, это непосредственный результат жизни и приобретенного жизненного опыта, своего рода учение. Но время, в которое жил Петр, это всего лишь один из критериев оценки его преобразований, так же историками подробно описано детство и развитие императора как личности.

    Научно-теоретическое  значение изучение темы личности Петра определяется ключевой ролью этой проблемы в оценке петровских преобразований, споры о которых начались еще в XIX веке. Эпоха петровских реформ заняла важное место в историческом процессе, поскольку долгие годы являлась предметом споров западнической и славянофильской школ. Отголоски этих споров ощутимы и в современной российской исторической науке. Проблема личности Петра и его преобразований вполне актуальна и сегодня, - не смотря на всю противоречивость, в отечественной истории она стала символом решительного реформаторства, плодотворности использования достижений Запада и беззаветного, не щадящего не себя, ни других, служения Российскому государству.  
Российское государство за свою многовековую историю пережило самые разные периоды западного влияния, знало оно и самых разных реформаторов и преобразователей. Однако личность Петра и дух его преобразований могут являться своеобразным эталоном служения государству, что собственно и определяет современность данной темы. По своему масштабу и стремительности проведения реформы Петра не имели аналогов не только в российской, но и, по меньшей мере, в европейской истории. Мощный и противоречивый отпечаток наложили на них особенности предшествующего развития страны, экстремальные внешнеполитические условия и личность самого царя. Опираясь на объективные тенденции развития, наметившиеся в XVII в., Петр I не только развил их, но за минимальный исторический промежуток времени вывел ее на качественно более высокий уровень. Всего лишь за четверть века, причем века XVIII- го, отнюдь не такого стремительного, как XX-й, он превратил Россию в могущественную державу, которая по своей промышленной и военной силе не уступала самым развитым странам на тот период времени. 
Созданное Петром I новое "регулярное" государство не только существенно повысило эффективность государственного правления, но и послужило главным рычагом модернизации страны. Многие петровские нововведения продемонстрировали удивительную живучесть. Государственные учреждения, основанные Петром I, составляли костяк российской государственности весь XVIII век, а отчасти и далее. Рекрутские наборы просуществовали до 1874 г., а Сенат, Синод, прокуратура, Табель о рангах, равно как и вся Российская империя, - до 1917 г. Подобное "долгожительство" нельзя объяснить иначе, нежели органичность петровских реформ государственного аппарата, их адекватностью потребностям страны. Это обстоятельство немаловажно и при оценке личности Петра I, его преобразований, которые уже с XVIII в. служат предметом острых дискуссий в обществе и исторической науке.

    Цель  данной работы - сделать попытку  восстановить истинный ход событий  проведения реформ и оценить преобразования Петра, с точки зрения современного видения проблем того времени.

    Опираясь  на поставленную цель, задачи, данной работы следующие:

  • Найти причины и предпосылки петровских реформ.
  • Выяснить, является ли эпоха важным фактором преобразований.
  • Отразить сущность проведенных Петром реформ.
  • Рассмотреть современные аспекты реформ.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Причины, сущность и проведение реформ

1.1  Исторические условия и предпосылки петровских реформ

    XVIII в. вошел в историю как эпоха  Нового времени. Она означала  цивилизационный сдвиг: разрушение  устоев традиционной европейской  цивилизации и утверждение новой.  Этот сдвиг получил название модернизации. Россия тоже встала на путь модернизации. Начало этому процессу положили реформы Петра I, охватившие многие сферы жизни общества. Предпосылки проведения петровских реформ:

  • - активизация внешней политики и дипломатической деятельности российского государства;
  • - интенсивное развитие внутренней и внешней торговли, связанное с дальнейшим осуществлением реформы "посадского строения", принятием "Уставной таможенной грамоты" (1653), "Новоторгового устава" (1667);
  • - реформирование и совершенствование финансовой и налоговой систем;
  • - переход от ремесленно-цехового производства к мануфактурному с использованием элементов наемного труда и простейших механизмов;
  • - тенденция к абсолютизации верховной власти (ликвидация деятельности Земских соборов как сословно-представительных органов), включение в царский титул слова "самодержец";
  • - оформление общегосударственного законодательства (Соборное Уложение 1649) с учетом европейских законодательств, в частности Литовского статута. Дальнейшее совершенствование свода законов, связанное с принятием "новоуказанных" статей (с 1649 по 1690 гг. было принято 1535 указов, дополняющих Уложение);
  • - реорганизация и совершенствование вооруженных сил (создание полков иноземного строя, изменения в порядке комплектования полков, распределение полков по округам),
  • - размежевание общества под влиянием западноевропейской культуры и церковной реформы Никона, появление национально-консервативного и западнического течений.

    Несмотря  на обозначившуюся тенденцию европеизации России в XVII в., в целом она значительно отставала от уровня развития западноевропейских государств. Стране нужна была сильная личность, которая обладала бы не только верховной властью, но и пониманием необходимости перемен, смелостью и решительностью, умом, энергией и талантом преобразователя. Такой деятель появился на исторической арене в лице Петра I. Страна стояла накануне великих  преобразований. Каковы  же были предпосылки петровских реформ?

          Россия была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой серьезную опасность для независимости русского народа.

          Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно  уступала промышленности западноевропейских стран.

          Русское войско в  значительной  своей  части состояло  из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Сложный и неповоротливый  приказной государственный аппарат, во главе которого стояла боярская аристократия,  не отвечал потребностям страны.

          Отставала Русь и в области духовной культуры.  В народные массы просвещение почти не проникало,  и даже в правящих  кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей.

          Россия XVII века самим  ходом исторического развития  была поставлена перед необходимостью коренных реформ,  так как только таким путем могла обеспечить себе достойное  место  среди  государств Запада и Востока.

          Следует отметить, что  к этому времени истории нашей  страны уже произошли значительные сдвиги в ее развитии.

    Возникли  первые промышленные предприятия мануфактурного типа, росли кустарные промыслы,  ремесла,  развивалась торговля сельскохозяйственными продуктами. Непрерывно возрастало общественное и географическое разделение труда — основа сложившегося и развивающегося всероссийского рынка.  Город отделялся  от  деревни.  Выделялись промысловые и  земледельческие  районы.  Развивалась внутренняя и внешняя торговля.

          XVII век был временем, когда Россия установила постоянное  общение с Западной Европой,  завязала с ней более тесные  торговые и дипломатические связи,  использовала ее технику и науку, воспринимала ее культуру и  просвещение. Учась  и  заимствуя,  Россия развивалась самостоятельно,  брала только то, что было ей нужно, и только тогда, когда это было необходимо. Это было время накопления сил русского народа,  которое дало возможность осуществить подготовленные самим ходом исторического развития России грандиозные реформы Петра. Реформы Петра были подготовлены всей предшествующей историй народа, "требовались народом". Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства  русского общества, податную, церковную, а также в области культуры и быта.

            Следует отметить, что  основной  движущей  силой петровских реформ  стала война. Всю государственную  деятельность Петра I условно  можно разделить на два периода:  с 1695 по 1715, и с 1715 по 1725 гг. Важной  особенностью преобразовательной  деятельности первого периода является ее обусловленность, прежде всего задачами внутреннего переустройства, вызванными нуждами ведения Северной войны. Реформы проводились в основном насильственными методами и сопровождались активным вмешательством государства в экономику (регулирование торговли, промышленности, налогово-финансовой и трудовой деятельности). Многие реформы носили непродуманный, поспешный характер, что было вызвано как неудачами в войне, так и отсутствием кадров, опыта, давлением старого консервативного аппарата власти. Во второй период, когда военные действия уже были перенесены на территорию противника, преобразования стали более планомерными. Шло дальнейшее совершенствование аппарата власти, мануфактуры уже не только обслуживали военные нужды, но и производили потребительские товары для населения, государственной регулирование экономики несколько ослабло, торговцам и предпринимателям предоставлялась определенная свобода действий. Что же касается темпов преобразований, то они зависели от срочности решения той или иной задачи, стоящей перед государством. Реформы нередко носили случайный, незапланированный характер и проводились под воздействием обстоятельств. При этом одни преобразования часто вызывали необходимость других, ибо коренная ломка в одной области, как правило, требовала немедленного переустройства в другой или создания новых структур и учреждений. 
 
 
 
 

                                         
 
 
 

1.2 Военная реформа

    1.2.1 Реформа вооружённых сил

    В ходе Северной войны в стране были созданы мощная армия и военно-морской флот, оснащенные передовым для того времени вооружением, артиллерией. Допетровская армия обладала плохой выучкой, слабым вооружением, отсутствием дисциплины, это порождалось тем, что войну – держателю поместья не было резону рисковать собой во имя своего государя и государства. «Пётр видел причину неудач русской армии в XVII веке, а также под Нарвой в отсутствии «распоряжения» - чёткой организации.

      «С 1705 года правительство делает  следующий шаг – прекращает  приём в «вольницу» и переходит к набору в так называемые рекруты непосредственно с крестьянского населения, чего не было раньше. Это было вызвано острой нехваткой людей в армии, потребности которой уже не могли удовлетворяться за счёт волонтёров. Рекрутская система полностью отвечала особенностям социальной и экономической структуры страны. Если рекрутская система комплектования сложилась в течение 5 лет, то устройство всей армии вырабатывалось примерно лет десять, вплоть до Полтавы, когда Пётр окончательно убедился в правильности выбранных решений.

Информация о работе Петровские реформы