Первозданный человек

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:47, реферат

Описание работы

Первозданный человек - это человек до грехопадения. Мы почти ничего не знаем об этом первозданном состоянии человека, кроме того, что открывает нам, во-первых, Священное Писание (первые главы книги Бытия) и, во-вторых, что познается косвенным путем через откровение христианской святости.

Работа содержит 1 файл

Министерство транспорта СамГУПС (2).docx

— 55.41 Кб (Скачать)

     "...Когда творческим актом Бог взывает к жизни Адама, он уже содержит в себе Еву - как составную часть, свою половину; Сотворение Адама... есть сотворение первоначальной человеческой клетки, сотворение человека андрогина, "мужчины-женщины", т.е. мужского и женского элементов в их первоначальной слитости, нерасчленнености"  (П.Н. Евдокимов)

     "Изначально человек создан  как одно лицо (Адам), но с мужской и женской природой.

     Дарование бытия Еве представляется как взятие ее из Адама... женская природа уже была в Адаме, ибо взять можно только то, что уже есть"  (С. Троицкий)

     Даже при таком осмыслении  творения некоторыми богословами,  остается сомнительным равенство  Евы в творческом бытии с  Адамом, до ее изведения. Когда  Адам был еще один, его бытие  было личным и индивидуальным. Если и признать, что Ева была  в его существе, то никак нельзя  признать ее индивидуальное и  творческо-личное участие в жизни,  ведь для нее не было еще  жизни. Можно говорить только  о некоем сущностном прологе,  но не о самостоятельном бытии.  Так что четвертый богословский  аргумент против равенства остается в силе.

     Есть еще и пятый богословский  аргумент: Господь создал Адама  и Еву по-разному - одного Сам создал, другую "извел". Вот как это осмыслялось в святоотеческом богословии:

     "...Муж - от земли, и жена - от мужа"  (Преподобный Исидор Пелусиот)

     "Адам один получил  бытие от единого  Бога через Слово,  но пусть никто  не говорит, что  Адам имел поэтому нечто большее, чем [другие] люди, или отличался от тех, кто был после него, хотя он одним лишь Богом сотворен и образован, мы же все от Адама рождаемся" (Святитель Афанасий Александрийский)

     Адам один лишь не рожден, он  создан принципиально иначе, чем  Ева и чем все остальные  люди. Ева рождена из Адама, "изведена". Это рождение не таково, как  у всех людей. Ева бессеменно рождена из Адама, что давало святым отцам повод говорить о подобии этого рождения рождению Иисуса:

     "Если тебе скажет иудей: "Скажи, как родила Дева без мужа", скажи ему и ты: "Как родил Еву Адам без жены" (Псевдо-Златоуст)

     "...Происшедшая  от Адама (но  не рожденная от  него) Ева, знаменует  исходящую Ипостась Св. Духа"  (Святитель Григорий Нисский)

     Если говорить понятийным языком, то Адам Еву, конечно, не  родил, но на символическом  языке Ева как бы рождается от Адама, чем подчеркивается ее иное творение.

     Итак, по своему происхождению  Адам и Ева принадлежат единому  естеству, одной природе, если  не учитывать особенности половых  различий (что психологи ныне  называют гендерными различиями). Но последние, т.е. различия, очень  важны для понимания сути проблем  и процессов, происходящих с  человеком. Мы не сможем говорить  об антропологии человека, не учитывая гендерные различия.

     Богословски важны как различия, так и единство мужчины и женщины. Если мы говорим о единой духовной природе, то несомненно говорим о едином человеке: перед Богом "нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе" (Гал.3:28). Если же мы говорим о конкретном человеке, то обязаны различать мужскую или женскую его "природу". Можно выделить несколько антропологических причин, по которым важнее различать мужчин и женщин в конкретном антрополо-психологическом контексте, чем говорить о равенстве.

     Средний человек, ни мужчина  - ни женщина, есть фантом, абстракция, применимая лишь в некоторых  научных процедурах (статистика).

     Нельзя человеку не быть одним  из двух - либо мужчиной, либо женщиной.

     Нельзя изменить свою природу.  Можно быть лишь тем, кем родился.

     Нельзя отказаться от своего  психокультурного облика, присущего одной из половин рода человеческого.

     В реальных исследованиях психологов, особенно в личностных, можно говорить либо о женской личности, либо о мужской. Личность вообще не может отбросить индивидуальность, пока не ипостасирует свою природу, и только в обоженном образе преображается индивидуум, но не исчезает лик.

     Итак, мы настаиваем на принципиальном  различии мужчины и женщины,  хотя и принадлежащим одной человеческой природе. Вообще никакого равенства нет в сотворенном космосе, тем более нет его в человеке. Но неравенство еще не значит унижения одного перед другим. Следует говорить о духовно-нравственном равенстве и психосоматическом (а также экзистенциальном) неравенстве. Неравенство не дает никакого основания для униженного положения одного перед другим. Определенное Господом быть помощницей Адаму есть служение, но не унижение.

Единство  Адама и Евы

     Теперь мы говорим о бытийном  единении мужа и жены, а не  просто мужчины и женщины. Как  независимые личности и индивидуальности  Адам и Ева, строго говоря, не  были связаны каким-либо обязательством  или законом. Но волей и любовью они нареклись мужем и женой:

     Быт.2:23: И сказал человек: вот,  это кость от костей моих  и плоть от плоти моей; она  будет называться женою, ибо взята от мужа [своего].

     Вот почему сразу за этим следует:

     2:24: Потому оставит человек отца  своего и мать свою и прилепится  к жене своей; и будут [два] одна плоть.

     "Прилепляться" к жене есть  свободный выбор, но не природная  необходимость. Отсюда проистекает  один из важнейших принципов  христианского брака - свобода  выбора друг друга. У животных  не так, они привязаны друг  другу влечением природы, которое  проявляется в силу случайного  совпадения времени совокупления. Человек вовсе его не имеет,  он свободен по природе от  своего влечения (до грехопадения). В брак человека приводит свободный выбор.

     Соединение в "одну плоть"  есть единство личное, но не  безличное. Плоть означает здесь  не только тело, но и общую жизнь.

     "...Ни муж без жены, ни жена без мужа во Господе. Если и разнится телом, то душою, которая и бессмертна, и разумна [естество женское] ничем от мужского не отличается" (Прокопий Газский)

     Это такое единство двух личностей,  в котором различия находят  свою "комплементарность", т.е. однозначное соответствие. Так устроено соответствие Богом, но не так во грехе.

     Единство мужа и жены становится  особым образом бытия и творчества  для обоих, ибо одной плотью  надлежит стать. Брак, таким образом,  становится одной из целей, одним из назначений человека.

     В единении мужа и жены проявляется  внутреннее условие сосуществования  обоих - неискоренимое тяготение  друг к другу, любовь.

Любовь  Адама и Евы

     Любовь для Адама и Евы стала  почти природной. Она засияла  в них сразу же, как только  они увидели друг друга, как  бы без труда. Однако это  и для первых людей есть, как  мы видели, задача, "чтобы двое  стали как одна плоть". Вот  как комментирует Адамово "прилепиться" Златоуст:

     "Однако же не сказал: и будет  жить вместе (с женой), но: "прилепиться", означая этим теснейшее единение, сильнейшую любовь... "в плоть", разумеется любовь; "...прилепиться", также разумеется любовь" .

     Эта внутренняя сила, т.е. принадлежащая  духовному естеству, а не животному  или внешним обстоятельствам,  не есть удел только людей,  но богоподобие. Как Бог возлюбил Свое Творение, Свою Церковь, так муж возлюбить должен жену, а жена мужа. Тайна любви мужа и жены становится подобием Божией любви к Церкви и человеку.

     "Действительно  велика и более  чем велика есть и будет эта тайна, потому, что какое общение и единство, близость и родство имеет жена к мужу и муж к жене, такое... имеет Владыка и Творец всего со всей Церковью, как с одной женщиной. Так и Церковь, соединенная возлюбленному Богу" (Преподобный Симеон Новый Богослов)

     Тема первой семьи и Церкви  выводит нас из понимания брака  и семьи первых людей как  природного соединения, к вселенскому, духовному и божественному. Это и есть подлинно православное основание брака.

     Брак, таким образом, есть божественное  установление, промыслом Божиим  назначенное приводить человека  в вышеличному бытию, к любви, к единению, к Церкви и Богу. И как бы низко ни пал человек, брак останется тем, чем был в Раю. Это важно тем более, чем традиционно ниже представлен брак в некоторых учениях.

Брак  и Церковь

     Учение о Церкви действительно  использовало символ первой семьи,  Адама и Евы, как первой Церкви, или как прообраза Церкви:

     "Райская семья совпадает с Церковью, ибо другой Церкви человечество тогда не имело, а христианская Церковь есть продолжение Церкви райской, причем в ней новый Адам - Христос заменяет Адама ветхого [Ср. 1Кор.15:22]" (С. Троицкий)

     "Не думаю, чтобы вы не  знали, что Церковь живая есть  тело Христово, ибо Писание говорит:  Сотворил Бог человека - мужа и  жену; муж - Христос, жена - Церковь.  И еще книги пророков и апостолы (говорят), что Церковь не ныне  существует, но издревле ...будем,  братие, членами Церкви первой, духовной, созданной прежде солнца и луны" (Священномученик Климент Римский)

     Как бы ни рассматривали этот  символ, соотнесение брака и Церкви  имеет непреходящее значение  в богословии. Нам важно понять, что смысл брака и любви  между первыми людьми имеет  глубокую духовную благодатную  основу, а брак их - промыслительное и целеполагающее значение. Брак есть не следствие природного движения плоти, не средство продолжения рода, не эгоистическое пользование друг другом, как это часто понимается до сих пор. В этом смысле камнем преткновения стал в антропологии вопрос о способе деторождении, который был предопределен Адаму, Еве и их потомкам, если бы они не пали.  
 
 

Деторождение: способы объяснения

     Не вызывает сомнения то, что  первым людям надлежало продолжать  свой род, т.е. рождать, растить и воспитывать детей:

     Быт.1:27-28: И сотворил Бог человека  по образу Своему, по образу  Божию сотворил его; мужчину  и женщину сотворил их. И благословил  их Бог, и сказал им Бог:  плодитесь и размножайтесь, и  наполняйте землю, и обладайте ею...

      Но с самых древних времен (однако не в иудейском мире) осмысление этой заповеди натыкалось на непреодолимое отвращение к тому способу зачатия и даже рождения, который знаем мы, наследники Адама. Отвращение это создавалось разными путями. С одной стороны, через философский спиритуализм, гнушавшийся плоти; с другой - через монашескую борьбу со страстями.

     Многие отцы Церкви не могли  допустить мысли, что и в  Раю люди могли плотью совокупляться для рождения потомства.

     "Девство господствовало  в раю. Кода  смерть вошла в  мир, Адам познал  жену свою. "Плодитесь  и размножайтесь"  означает не то  умножение, которое  происходит через  совокупление. Ибо  Бог мог другим  способом распространить  наш род... но предвидев грех, Бог создал мужчину и женщину" (Преподобный Иоанн Дамаскин)

     "Не упоминается  о браке в раю...Брак не был необходим. После греха явился и брак. Это смертная и рабская одежда, ибо где смерть, там и брак... Он (Бог. - А.Л.) позаботился бы о способе увеличения человеческого рода ...Почему брак не раньше обмана, почему совокупление не в раю, почему скорби рождения не раньше проклятия?"  (Святитель Иоанн Златоуст)

     Более других святитель Григорий  Нисский отрицал плотское рождение людей в раю:

     "Посему, если жизнь (в воскресении)  восстановляемых имеет сродство  с жизнью Ангелов, то очевидно, что жизнь до преступления  была некая ангельская... Но каков  способ размножения у естества  ангельского - это недомыслимо и неизреченно ...как мог бы человек быть без брака? - ...так же, как Ангелы существуют без брака..." .

     Как видим, святоотеческая мысль  искала иного способа исполнения  заповеди данной Адаму и Еве  о размножении. И это действительно  остается тайной - каким путем продолжалось бы потомство Адама.

Информация о работе Первозданный человек