Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:47, реферат
Первозданный человек - это человек до грехопадения. Мы почти ничего не знаем об этом первозданном состоянии человека, кроме того, что открывает нам, во-первых, Священное Писание (первые главы книги Бытия) и, во-вторых, что познается косвенным путем через откровение христианской святости.
"...Когда творческим актом Бог взывает к жизни Адама, он уже содержит в себе Еву - как составную часть, свою половину; Сотворение Адама... есть сотворение первоначальной человеческой клетки, сотворение человека андрогина, "мужчины-женщины", т.е. мужского и женского элементов в их первоначальной слитости, нерасчленнености" (П.Н. Евдокимов)
"Изначально человек создан как одно лицо (Адам), но с мужской и женской природой.
Дарование бытия Еве представляется как взятие ее из Адама... женская природа уже была в Адаме, ибо взять можно только то, что уже есть" (С. Троицкий)
Даже при таком осмыслении
творения некоторыми
Есть еще и пятый богословский аргумент: Господь создал Адама и Еву по-разному - одного Сам создал, другую "извел". Вот как это осмыслялось в святоотеческом богословии:
"...Муж - от земли, и жена - от мужа" (Преподобный Исидор Пелусиот)
"Адам один получил бытие от единого Бога через Слово, но пусть никто не говорит, что Адам имел поэтому нечто большее, чем [другие] люди, или отличался от тех, кто был после него, хотя он одним лишь Богом сотворен и образован, мы же все от Адама рождаемся" (Святитель Афанасий Александрийский)
Адам один лишь не рожден, он
создан принципиально иначе,
"Если тебе скажет иудей: "Скажи, как родила Дева без мужа", скажи ему и ты: "Как родил Еву Адам без жены" (Псевдо-Златоуст)
"...Происшедшая от Адама (но не рожденная от него) Ева, знаменует исходящую Ипостась Св. Духа" (Святитель Григорий Нисский)
Если говорить понятийным
Итак, по своему происхождению
Адам и Ева принадлежат
Богословски важны как различия, так и единство мужчины и женщины. Если мы говорим о единой духовной природе, то несомненно говорим о едином человеке: перед Богом "нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе" (Гал.3:28). Если же мы говорим о конкретном человеке, то обязаны различать мужскую или женскую его "природу". Можно выделить несколько антропологических причин, по которым важнее различать мужчин и женщин в конкретном антрополо-психологическом контексте, чем говорить о равенстве.
Средний человек, ни мужчина - ни женщина, есть фантом, абстракция, применимая лишь в некоторых научных процедурах (статистика).
Нельзя человеку не быть одним из двух - либо мужчиной, либо женщиной.
Нельзя изменить свою природу. Можно быть лишь тем, кем родился.
Нельзя отказаться от своего психокультурного облика, присущего одной из половин рода человеческого.
В реальных исследованиях психологов, особенно в личностных, можно говорить либо о женской личности, либо о мужской. Личность вообще не может отбросить индивидуальность, пока не ипостасирует свою природу, и только в обоженном образе преображается индивидуум, но не исчезает лик.
Итак, мы настаиваем на
Единство Адама и Евы
Теперь мы говорим о бытийном
единении мужа и жены, а не
просто мужчины и женщины. Как
независимые личности и
Быт.2:23: И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего].
Вот почему сразу за этим следует:
2:24: Потому оставит человек отца
своего и мать свою и
"Прилепляться" к жене есть
свободный выбор, но не
Соединение в "одну плоть"
есть единство личное, но не
безличное. Плоть означает
"...Ни муж без жены, ни жена без мужа во Господе. Если и разнится телом, то душою, которая и бессмертна, и разумна [естество женское] ничем от мужского не отличается" (Прокопий Газский)
Это такое единство двух
Единство мужа и жены
В единении мужа и жены
Любовь Адама и Евы
Любовь для Адама и Евы стала почти природной. Она засияла в них сразу же, как только они увидели друг друга, как бы без труда. Однако это и для первых людей есть, как мы видели, задача, "чтобы двое стали как одна плоть". Вот как комментирует Адамово "прилепиться" Златоуст:
"Однако же не сказал: и будет
жить вместе (с женой), но: "прилепиться",
означая этим теснейшее
Эта внутренняя сила, т.е. принадлежащая духовному естеству, а не животному или внешним обстоятельствам, не есть удел только людей, но богоподобие. Как Бог возлюбил Свое Творение, Свою Церковь, так муж возлюбить должен жену, а жена мужа. Тайна любви мужа и жены становится подобием Божией любви к Церкви и человеку.
"Действительно велика и более чем велика есть и будет эта тайна, потому, что какое общение и единство, близость и родство имеет жена к мужу и муж к жене, такое... имеет Владыка и Творец всего со всей Церковью, как с одной женщиной. Так и Церковь, соединенная возлюбленному Богу" (Преподобный Симеон Новый Богослов)
Тема первой семьи и Церкви
выводит нас из понимания
Брак, таким образом, есть
Брак и Церковь
Учение о Церкви действительно
использовало символ первой
"Райская семья совпадает с Церковью, ибо другой Церкви человечество тогда не имело, а христианская Церковь есть продолжение Церкви райской, причем в ней новый Адам - Христос заменяет Адама ветхого [Ср. 1Кор.15:22]" (С. Троицкий)
"Не думаю, чтобы вы не
знали, что Церковь живая есть
тело Христово, ибо Писание говорит:
Сотворил Бог человека - мужа и
жену; муж - Христос, жена - Церковь.
И еще книги пророков и
Как бы ни рассматривали этот
символ, соотнесение брака и Церкви
имеет непреходящее значение
в богословии. Нам важно понять,
что смысл брака и любви
между первыми людьми имеет
глубокую духовную благодатную
основу, а брак их - промыслительное
и целеполагающее значение. Брак есть
не следствие природного движения плоти,
не средство продолжения рода, не эгоистическое
пользование друг другом, как это часто
понимается до сих пор. В этом смысле камнем
преткновения стал в антропологии вопрос
о способе деторождении, который был предопределен
Адаму, Еве и их потомкам, если бы они не
пали.
Деторождение: способы объяснения
Не вызывает сомнения то, что
первым людям надлежало
Быт.1:27-28: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею...
Но с самых древних времен (однако не в иудейском мире) осмысление этой заповеди натыкалось на непреодолимое отвращение к тому способу зачатия и даже рождения, который знаем мы, наследники Адама. Отвращение это создавалось разными путями. С одной стороны, через философский спиритуализм, гнушавшийся плоти; с другой - через монашескую борьбу со страстями.
Многие отцы Церкви не могли
допустить мысли, что и в
Раю люди могли плотью
"Девство господствовало в раю. Кода смерть вошла в мир, Адам познал жену свою. "Плодитесь и размножайтесь" означает не то умножение, которое происходит через совокупление. Ибо Бог мог другим способом распространить наш род... но предвидев грех, Бог создал мужчину и женщину" (Преподобный Иоанн Дамаскин)
"Не упоминается о браке в раю...Брак не был необходим. После греха явился и брак. Это смертная и рабская одежда, ибо где смерть, там и брак... Он (Бог. - А.Л.) позаботился бы о способе увеличения человеческого рода ...Почему брак не раньше обмана, почему совокупление не в раю, почему скорби рождения не раньше проклятия?" (Святитель Иоанн Златоуст)
Более других святитель
"Посему, если жизнь (в воскресении)
восстановляемых имеет
Как видим, святоотеческая