Первозданный человек

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:47, реферат

Описание работы

Первозданный человек - это человек до грехопадения. Мы почти ничего не знаем об этом первозданном состоянии человека, кроме того, что открывает нам, во-первых, Священное Писание (первые главы книги Бытия) и, во-вторых, что познается косвенным путем через откровение христианской святости.

Работа содержит 1 файл

Министерство транспорта СамГУПС (2).docx

— 55.41 Кб (Скачать)

     Однако такое "детство" не  делало Адама недостойным приемником  благодатного гнозиса, более того, способность первочеловека к познанию ставила его выше ангелов:

     "Ангелам дано быть только отражателями Света, а человеку предустановлено стать Богом (Здесь сохранена орфография автора. - А.Л.). Божественный Логос не стал Богоангелом, а Богочеловеком. Человек от вечности во всей своей полноте, т.е. во всем своем психофизическом составе божествен. До такой возвышенности мысли о человеке не доходила ни одна богословская система вне Православия" (Архимандрит Киприан (Керн))

Таким образом, гнозис, совершенный и блаженный, не только отличал Адама, но и составлял часть промысла Божия о человеке. Иными словами, таков идеал человека, его Божественный образ. И поскольку образ Божий в человеке остался неповрежденным, то и поныне жажда познания есть истинное стремление человека к богоподобию. Человеку свойственно стремиться к познанию Бога, себя и мира, и это не страсть любопытства, а подлинное стремление, онтологическая черта личности. И если Христос пришел "спасти прежде падший образ", то, значит, подлинный гнозис есть черта спасаемой человеческой духовной личности.

Деятельность  и воля

     Господство Адама было деятельностным, он нарекал имена животным, не для того, чтобы оставить их нам, а чтобы вместе с ними воспевать хвалу Творцу. Эта деятельность не была трудна или тяжка. Напротив, она была блаженна.

     "Адам, еще не  познавший греха... и имевший у  себя в послушании  зверей, давал им, как рабам, имена... Всякий, говорит [Моисей], кем наречет его  Адам, таково будет  и имя ему [Ср. Быт.2:19]. Видишь ли совершенную власть? Видишь ли всецелое владычество? Уразумей среди прочего и то, что и львы, и леопарды,.. пришедшие [к нему], как к хозяину, со всей покорностью, получили имена и никого из этих зверей Адам не страшился" (Святитель Иоанн Златоуст)

     Следует отметить также и то, что по причине полного согласования  воли Адама и воли Божией  эта деятельность была произвольной. Адам сам желал, волил; это была целенаправленная деятельность, в которой воля полностью согласовалась с благом.

Творчество

     Если человек свободен и наполнен  божественным знанием, если ему  открыты и Божия любовь, и смыслы  мира, то он, первозданный человек, "обречен" быть творцом, подобным Самому Творцу.

     "Если Бог Творец, и Творец из  ничего, то и мы, созданные по образу  Творца, являемся  тоже творцами  несуществующих до  того предметов  и образов... Бог  творит из совершенного  небытия, мы же  вызываем к жизни  что-то существующее  в каком-то умопостигаемом  мире, но в эмпирическом  мире реально еще не бывшее" (Архимандрит Киприан (Керн))

"То, что естество соединено  с рассудком, открывает  разнообразное множество  искусств, наук и  познаний... творчество  вещей из ничего (разумеется  не из совершенного  небытия, ибо это  дело Божие), все это дано только людям" . (Святитель Григорий Палама)

     Творчество есть проявление божественного  промысла, промысла доброделания человека. Адаму надлежало потрудиться, выполнить возложенную миссию, исполнить предназначение.

Речь  и слово

     Слово одно только могло бы  поставить человека превыше всего  творения. И эта способность уже  была у человека в раю. Но  так ли это с точки зрения православной антропологии?

     Была ли у первозданного человека  речь? Умели ли говорить Адам  и Ева? Важность этих вопросов  понятна хотя бы из дискуссии  о происхождении языка. Ведь  если язык произошел в процессе "эволюции", то значит ли, что  сугубая человеческая деятельность  явилась не сразу и человек человеком становился постепенно.

     Но Библия свидетельствует, что Адам нарекал имена животным:

     Быт.2:19-20: Господь Бог образовал  из земли всех животных полевых  и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как  он назовет их, и чтобы, как  наречет человек всякую душу  живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем  скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.

     Итак, Адам "нарекал" имена.  Это значит, что, во-первых, он пользовался речью (на-рек-ал), во-вторых, имена, которые он давал, были не просто терминами, но именами.

     "Имя и есть фокус нашей мысли" (Священник Павел Флоренский)

     Имя концентрирует мысль, связывает  называющего и называемого, оно объединяет доселе не объединенный и не одухотворенный мир. Адам совершал наречение как молитву, как "литургию", хотя действие ее касалось еще только одного человека. Тем не менее отцы свидетельствуют, что слово, как мысль и как речь, было дано Адаму в творении, а не явилось плодом развития.

     "Бог, создав  тело, сотворил потом  вместе (за раз)  и душу и ум, и самое внутреннейшее слово наше" (Преподобный Симеон Новый Богослов)

     А это значит, что Адам был  совершенный человек - человек  словесный и мыслящий.

Мужчина и женщина

     Проблема полов одна из самых  жгучих, и в Православии она  тоже занимает важное место.  Здесь скрещиваются проблемы  аскезы и морали, происхождения  человека и образ жизни в  Раю. От того, как будет решена  эта проблема в антропологии, будут зависеть целые узлы антропологической науки.

     Во-первых, почему (или зачем) человек  создан в двух природных формах или половинах?

     Во-вторых, каков был предначертанный  Богом способ сожительства мужчины и женщины?

     В-третьих, проблема равенства  или неравенства между ними.

     В-четвертых, проблема плотской  любви - как соотносится она с любовью духовной?

     В-пятых, в чем смысл брака?

     Эти и многие другие вопросы  необходимо решать Церкви и, стало быть, антропологии.

     Большое значение имеет экзегеза "шестоднева".

Сотворение  Евы

     О происхождении женщины говорится  в "шестодневе" дважды - в первой и во второй главах Бытия. Это ставит в некоторое затруднение православную экзегетику: не есть ли это повторение результат смешения первоначально разных текстов? Но вот как выходит из этого затруднения библеистика:

     "Нельзя отождествлять  "закер" и "нэкба" [Быт.1:27] с "иш" и "иша" [Быт.2:23-24], ибо первое означает лишь женскую и мужскую природу, второе же мужа и жену как личности"  (С. Троицкий)

     Первая глава в более общих  чертах повествует о творении  мира и человека, а вторая - о  создании мужа и жены, конкретных  личностей. Общая природа мужчины  и женщины сотворена в едином  человеке, который еще как бы  и не мужчина, а только человек,  содержащий обе природы вместе.

     "Изначально человек создан  как одно лицо (Адам), но с мужской и женской природой.

     Дарование бытия  Еве представляется  как взятие ее  из Адама... женская  природа уже была  в Адаме, ибо  взять можно только то, что уже есть" (С. Троицкий)

     "Ребро или кость здесь (Быт.2:32. - А.Л.) не есть нечто простое. Оно должно означать целую половину существа, отделившегося от Адама во время сна. Как это происходило, Моисей не говорит, и это тайна. Ясно только то, что прежде нужно было образоваться общему организму, который потом разделился на два вида - мужа и жену" (Святитель Иннокентий Херсонский)

     Итак, первая глава повествует  об общей природе, а вторая  глава (стихи 21-23) книги Бытия  приоткрывает тайну сотворения (по  некоторым отцам - рождения) женщины:

     Быт.2:21-23: И навел Господь Бог  на человека крепкий сон; и,  когда он уснул, взял одно  из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего].

     Как бы мы ни трактовали  это место, между сотворением  мужчины и женщины есть временной  зазор - время бытия (и даже  деятельности) Адама ДО Евы. Как  бы мы не трактовали этот  факт, он останется откровением.  Если не принимать всерьез  полушуточного объяснения, что мужчина был полуфабрикат, из которого Бог произвел затем лучшее, то факт временного разрыва в творении говорит о заданном различии. И проблема толкования этого различия остается острой. Потому что слишком остра борьба за равенство женщины в современном мире. 

     Для того чтобы приблизиться  к православному пониманию этого  временного зазора в бытии  Адама и Евы, надо услышать  голос Самого Творца: не хорошо быть человеку одному (Быт.2:18). Это не вопль Адама, не догадка его. Адам не познал своего одиночества; окутанный и пронизанный Божией любовью, он воспринимает ее как нечто само собой разумеющееся и не ищет ее. Но Бог желает научить человека любви и даже жажде любви (но не страсти любви). Божественное "нехорошо" может означать не только "а хорошо бы и...", но "не должно", "не благочестиво", "не полезно". Адаму не должно оставаться центром тварного мира одному, но должно разделить царственность в любви с другим.

     Вот как пишет об этом современный  богослов диакон Андрей Кураев:

     "Если человек один, он в  видимом мире - центр всего, и  притом единственный центр. Но  Бог желает, чтобы человек прошел  школу любви и смирения - и поэтому  рядом с одним царем мира появляется другой" .

     Если принять это временное одиночество Адама как урок, который должен был пробудить в нем жажду любви или хотя бы мог дать основание для сравнения: "вот я теперь с женой, а доселе был один, среди животных", то тогда понимание разного времени появления мужчины и женщины указывает не на неравенство, а на замысел Великого Учителя.

     Многие отцы Церкви писали  о равенстве мужчины и женщины,  несмотря на разное их появление,  но о равенстве духовном. Никто  не пытался сгладить разность  природы, разность психосоматическую, душевно-телесную.

     "...жену [Бог] не  иным каким образом создал, но из мужа... А потому и положил те же законы и для мужей, и для жен. Ведь различие [между ними] по виду тела, а не по душе" (Феодорит Киррский)

     Хотя Адам был создан первым, женщину это не ставит ниже.

     Следующий важный вопрос - это  сон Адамов. Вот что пишет митрополит Антоний Сурожский:

     "Греческий текст говорит нам,  что Адам вошел в состоянии  экстаза, исступления. Уснуть, потерять  сознание и быть как бы ниже  себя самого. Исступление, экстаз - состояние, когда человек теряет  себя, потому что перерастает себя" .

     Экстаз может сопровождаться  относительной памятью. Адам мог  отчасти ведать происходящее  с ним. Наоборот, диакон Андрей Кураев считает:

     "Человек не видит, как он  разделяется. Разделение на полы остается тайной" 

     Святые отцы считали, что Адаму  знание о разделении дано Духом Святым как дар пророчества:

     "И сказал Адам: "Это  кость от костей  моих" и прочее. Смотри... как... удостоился  он и пророческого  дара! Чрез это... блаженный  пророк [Моисей] научил  нас, что вместе  со сном охватило  его [Адама] и  исступление, дабы... ты вполне убедился, что... он произносит  это по дару  пророчества и  побуждаемый наставлением Святого Духа" (Святитель Иоанн Златоуст)

     Итак, Адам и Ева созданы один из другого. Это безусловно делает их по природе равными. Однако не только время появления их говорит о разных бытиях, но и качества "бытий". Есть несколько богословски важных причин говорить о неравенстве мужчины и женщины. Во-первых, Сам Господь именует жену "помощницей", что, конечно, указывает на особую роль, отведенную ей, кроме общих свойств человека. Во-вторых, сама телесная природа слишком разнствует. В-третьих, рождение детей принадлежит только одной половине. В-четвертых, Господь привел только к Адаму животных для наречения имени, хотя существует толкование этого факта, уравнивающее Еву с Адамом:

Информация о работе Первозданный человек