Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:47, реферат
Первозданный человек - это человек до грехопадения. Мы почти ничего не знаем об этом первозданном состоянии человека, кроме того, что открывает нам, во-первых, Священное Писание (первые главы книги Бытия) и, во-вторых, что познается косвенным путем через откровение христианской святости.
Однако такое "детство" не
делало Адама недостойным
"Ангелам дано быть только отражателями Света, а человеку предустановлено стать Богом (Здесь сохранена орфография автора. - А.Л.). Божественный Логос не стал Богоангелом, а Богочеловеком. Человек от вечности во всей своей полноте, т.е. во всем своем психофизическом составе божествен. До такой возвышенности мысли о человеке не доходила ни одна богословская система вне Православия" (Архимандрит Киприан (Керн))
Таким образом, гнозис, совершенный и блаженный, не только отличал Адама, но и составлял часть промысла Божия о человеке. Иными словами, таков идеал человека, его Божественный образ. И поскольку образ Божий в человеке остался неповрежденным, то и поныне жажда познания есть истинное стремление человека к богоподобию. Человеку свойственно стремиться к познанию Бога, себя и мира, и это не страсть любопытства, а подлинное стремление, онтологическая черта личности. И если Христос пришел "спасти прежде падший образ", то, значит, подлинный гнозис есть черта спасаемой человеческой духовной личности.
Деятельность и воля
Господство Адама было
"Адам, еще не познавший греха... и имевший у себя в послушании зверей, давал им, как рабам, имена... Всякий, говорит [Моисей], кем наречет его Адам, таково будет и имя ему [Ср. Быт.2:19]. Видишь ли совершенную власть? Видишь ли всецелое владычество? Уразумей среди прочего и то, что и львы, и леопарды,.. пришедшие [к нему], как к хозяину, со всей покорностью, получили имена и никого из этих зверей Адам не страшился" (Святитель Иоанн Златоуст)
Следует отметить также и то,
что по причине полного
Творчество
Если человек свободен и
"Если Бог Творец, и Творец из ничего, то и мы, созданные по образу Творца, являемся тоже творцами несуществующих до того предметов и образов... Бог творит из совершенного небытия, мы же вызываем к жизни что-то существующее в каком-то умопостигаемом мире, но в эмпирическом мире реально еще не бывшее" (Архимандрит Киприан (Керн))
"То, что естество соединено с рассудком, открывает разнообразное множество искусств, наук и познаний... творчество вещей из ничего (разумеется не из совершенного небытия, ибо это дело Божие), все это дано только людям" . (Святитель Григорий Палама)
Творчество есть проявление
Речь и слово
Слово одно только могло бы
поставить человека превыше
Была ли у первозданного
Но Библия свидетельствует, что Адам нарекал имена животным:
Быт.2:19-20: Господь Бог образовал
из земли всех животных
Итак, Адам "нарекал" имена. Это значит, что, во-первых, он пользовался речью (на-рек-ал), во-вторых, имена, которые он давал, были не просто терминами, но именами.
"Имя и есть фокус нашей мысли" (Священник Павел Флоренский)
Имя концентрирует мысль,
"Бог, создав тело, сотворил потом вместе (за раз) и душу и ум, и самое внутреннейшее слово наше" (Преподобный Симеон Новый Богослов)
А это значит, что Адам был совершенный человек - человек словесный и мыслящий.
Мужчина и женщина
Проблема полов одна из самых жгучих, и в Православии она тоже занимает важное место. Здесь скрещиваются проблемы аскезы и морали, происхождения человека и образ жизни в Раю. От того, как будет решена эта проблема в антропологии, будут зависеть целые узлы антропологической науки.
Во-первых, почему (или зачем) человек создан в двух природных формах или половинах?
Во-вторых, каков был предначертанный Богом способ сожительства мужчины и женщины?
В-третьих, проблема равенства или неравенства между ними.
В-четвертых, проблема
В-пятых, в чем смысл брака?
Эти и многие другие вопросы необходимо решать Церкви и, стало быть, антропологии.
Большое значение имеет экзегеза "шестоднева".
Сотворение Евы
О происхождении женщины
"Нельзя отождествлять "закер" и "нэкба" [Быт.1:27] с "иш" и "иша" [Быт.2:23-24], ибо первое означает лишь женскую и мужскую природу, второе же мужа и жену как личности" (С. Троицкий)
Первая глава в более общих
чертах повествует о творении
мира и человека, а вторая - о
создании мужа и жены, конкретных
личностей. Общая природа
"Изначально человек создан как одно лицо (Адам), но с мужской и женской природой.
Дарование бытия Еве представляется как взятие ее из Адама... женская природа уже была в Адаме, ибо взять можно только то, что уже есть" (С. Троицкий)
"Ребро или кость здесь (Быт.2:32. - А.Л.) не есть нечто простое. Оно должно означать целую половину существа, отделившегося от Адама во время сна. Как это происходило, Моисей не говорит, и это тайна. Ясно только то, что прежде нужно было образоваться общему организму, который потом разделился на два вида - мужа и жену" (Святитель Иннокентий Херсонский)
Итак, первая глава повествует об общей природе, а вторая глава (стихи 21-23) книги Бытия приоткрывает тайну сотворения (по некоторым отцам - рождения) женщины:
Быт.2:21-23: И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего].
Как бы мы ни трактовали
это место, между сотворением
мужчины и женщины есть
Для того чтобы приблизиться
к православному пониманию
Вот как пишет об этом
"Если человек один, он в видимом мире - центр всего, и притом единственный центр. Но Бог желает, чтобы человек прошел школу любви и смирения - и поэтому рядом с одним царем мира появляется другой" .
Если принять это временное одиночество Адама как урок, который должен был пробудить в нем жажду любви или хотя бы мог дать основание для сравнения: "вот я теперь с женой, а доселе был один, среди животных", то тогда понимание разного времени появления мужчины и женщины указывает не на неравенство, а на замысел Великого Учителя.
Многие отцы Церкви писали
о равенстве мужчины и женщины,
"...жену [Бог] не иным каким образом создал, но из мужа... А потому и положил те же законы и для мужей, и для жен. Ведь различие [между ними] по виду тела, а не по душе" (Феодорит Киррский)
Хотя Адам был создан первым, женщину это не ставит ниже.
Следующий важный вопрос - это сон Адамов. Вот что пишет митрополит Антоний Сурожский:
"Греческий текст говорит нам,
что Адам вошел в состоянии
экстаза, исступления. Уснуть, потерять
сознание и быть как бы ниже
себя самого. Исступление, экстаз
- состояние, когда человек
Экстаз может сопровождаться
относительной памятью. Адам
"Человек не видит, как он разделяется. Разделение на полы остается тайной"
Святые отцы считали, что
"И сказал Адам: "Это кость от костей моих" и прочее. Смотри... как... удостоился он и пророческого дара! Чрез это... блаженный пророк [Моисей] научил нас, что вместе со сном охватило его [Адама] и исступление, дабы... ты вполне убедился, что... он произносит это по дару пророчества и побуждаемый наставлением Святого Духа" (Святитель Иоанн Златоуст)
Итак, Адам и Ева созданы один из другого. Это безусловно делает их по природе равными. Однако не только время появления их говорит о разных бытиях, но и качества "бытий". Есть несколько богословски важных причин говорить о неравенстве мужчины и женщины. Во-первых, Сам Господь именует жену "помощницей", что, конечно, указывает на особую роль, отведенную ей, кроме общих свойств человека. Во-вторых, сама телесная природа слишком разнствует. В-третьих, рождение детей принадлежит только одной половине. В-четвертых, Господь привел только к Адаму животных для наречения имени, хотя существует толкование этого факта, уравнивающее Еву с Адамом: