Первозданный человек

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:47, реферат

Описание работы

Первозданный человек - это человек до грехопадения. Мы почти ничего не знаем об этом первозданном состоянии человека, кроме того, что открывает нам, во-первых, Священное Писание (первые главы книги Бытия) и, во-вторых, что познается косвенным путем через откровение христианской святости.

Работа содержит 1 файл

Министерство транспорта СамГУПС (2).docx

— 55.41 Кб (Скачать)
 

Министерство  транспорта СамГУПС 
 
 
 
 

Кафедра теологии и история  религии 

Реферат на тему: Первозданный человек. 
 
 

Выполнила: студентка гр. УП-11

Видманова Елена 

Проверила: доцент Е.А. Морозова 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Самара  2011 г 

Содержание 

 

Введение

     Первозданный человек - это человек  до грехопадения. Мы почти ничего  не знаем об этом первозданном  состоянии человека, кроме того, что открывает нам, во-первых, Священное Писание (первые главы  книги Бытия) и, во-вторых, что  познается косвенным путем через  откровение христианской святости.

     Наши познания о первозданном  человеке могут быть символическими  и условными. В книге Бытия  ему посвящено буквально несколько  стихов. Все же этот материал  активно разрабатывается библеистами и экзегетами.

     И еще оговорка: познание святоотеческой  святости и новозаветное сознание  позволяют нам относить к области  первозданного человека то, что  реально мы не можем взять  из Священного Писания. Мы искусственно  добавляем туда то, что познаем через христианскую святость. Естественно, понимание при этом первозданности условное.

     Мы говорим о преображенном  человеке, о человеке во Христе  и относим это к человеку  первозданному. Такая процедура  часто встречается в святоотеческой  литературе. Мы всякий раз будем  это оговаривать. Мы производим  некоторым образом реконструкцию.  Подробнее об этом мы будем  говорить чуть позже, когда  будем рассматривать вопрос о христологическом догмате.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Человек - владыка, творец и царь

    Человек вводится в мир, творится в конце всего творения. На это обращали внимание почти все экзегеты, почти все богословы, которые так или иначе касались темы "шестоднева". Человек вводится в готовую Вселенную. Здесь с православной точки зрения есть два вывода. Во-первых, в этом сказывается царственное, владычное положение человека по отношению ко всему прочему творению, за исключением ангельского.

    "Ему назначено начальствовать над тем, что на земле". (Святитель Василий Великий)

     И, во-вторых, по слову Божию он вводится во Вселенную как хозяин, царь:

     Быт.1:27-28: И сотворил Бог человека  по образу Своему, по образу  Божию сотворил его; мужчину  и женщину сотворил их. И благословил  их Бог, и сказал им Бог:  плодитесь и размножайтесь, и  наполняйте землю, и обладайте  ею, и владычествуйте над рыбами  морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

     Таким образом, царственное и  владычное положение человека  следует из самого текста Библии  и, более того, из замысла Творца - Бог создал такое существо, которое  в своей сущности несет владычественные  черты и свойства.

    "Адам, еще не  познавший греха... и имевший у  себя в послушании  зверей, давал им, как рабам, имена..."   "Всякий, говорит [Моисей], кем наречет его Адам, таково будет и имя ему [Ср. Быт.2:19]. Видишь ли совершенную власть? Видишь ли всецелое владычество? Уразумей среди прочего и то, что и львы, и леопарды, ...пришедшие [к нему], как к хозяину, со всей покорностью, получили имена и никого из этих зверей Адам не страшился" (Святитель Иоанн Златоуст)

    Господь творит человека как  царя всего созданного Им космоса,  передает ему Свои права - права Творца. Господь уподобляет человека Себе в качестве владыки всей прочей твари. При этом человек вовсе не участник и даже не зритель творения. Если и открыты человеку тайны мироздания, то по благодати, по совершенству его разумной, но тварной природы. Адам становится владыкой мира без труда и участия. Ему одновременно, как дар, даны и власть и знание. И Адам знает, что мир ему дан, что он хозяин, царь, и вольно и любовно вступает в "правление". Адам не знает страха перед миром, мир покорен ему и любит его. Адам благоденствует, "творит словом", и Бог споспешествует ему (Быт.2:19).

Совершенство

     "...Мы говорили, что Адам был  совершенным применительно  к творению; не  имел он недостатка  ни в чем из  того, что характеризует  идею и образ человека" (Климент Александрийский)

     Человек был создан совершенным.  Его совершенство было при  этом относительным, ибо Адаму  предстоял труд добродетели, в  котором он оказался несовершенным,  ибо согрешил. Но относительно  творения он был совершенным.  Однако совершенство характеризует  не только природу человека, но  и бытие. К такому качеству относится бессмертие.

            Бессмертие

     "...Бессмертность  Адама проистекает  вовсе не из  природной нетленности  его тела, а только  из того, что он  питался от древа  жизни"  (Леонтий Византийский)

     Бессмертие - не природное свойство, но дар, и его Адам утратил.  Но само бессмертие ставило  Адама и Еву в положение,  превосходящее ангельское, ибо они  были как ангелы бессмертны  и как люди - владыками мира.  
 

Духоносность

     И все-таки главным, чем отличался  человек первозданный от нас,  была его сияющая духовность  и духоносность. Человек был более духовен, чем плотян, тогда как сейчас он более плотян, чем духовен. Духовность в этом смысле следует понимать как подлинный облик духа, как свет. Мы воспринимаем духовность как нечто невидимое, как антитезу видимому. Но для первозданного человека дух был и содержанием, и одеждою, и словом, познанием, пищею, благостью, жизнью...

  "Пока в нем  пребывали Слово  Божие и заповедь, - имел он все.  И само Слово  было его наследием.  Оно было одеждою  и покрывающею  его славою, Оно было учением" (Преподобный Макарий Египетский)

     Одежда света, которая покрывала  Адама и Еву, была не только  их царственным облачением, но  подлинной красотой их существ,  т.е. единой духовно-телесной красотой. В отличие от католического  мнения, православное считает первозданного  человека облагодатствованным изначала:

     "И по душе, и по телу человек  пребывал в благодатном состоянии" .

     При этом благодать "по телу" следует понимать не только  как безгрешность, в негативно-моральном  смысле, но именно в мистико-телесном. Тела Адама и Евы были подлинно  красивы, ибо светились благодатью .

     Быт.2:25: И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.

     Не стыдились не потому, что одежды "славы" закрывали их тела, ибо тогда не сказал бы бытописатель "наги", но потому, что их нагие тела были святыми, т.е. пронизаны светом духа, как изнутри, так и снаружи. Одежды славы не были непрозрачны, и в этом смысле одеждой не были. Одежды "славы" - это сияние духа, которым Адам и Ева озаряли все вокруг себя. Свет благодати не покрывал их, но исходил изнутри. Все в теле, т.е. все органы, какие и у нас есть, все осиявал свет, пронизывал. Сами тела были светоносны.

     "А если и  совне пребывала на Адаме слава, то не будем тем соблазняться; ...и не видали друг друга, и только по преступлении заповеди увидели, что они наги, и устыдились" (Преподобный Макарий Египетский)

     К сожалению, мы можем понять, чего лишились, так же как и  Адам с Евой, только после того, как лишились, как говориться - в сравнении:

     "Враг, обольститель  Адама, чрез жену, как чрез нечто  подобное, отъял у  него славу, какою  был он облечен.  И таким образом,  человек явился  обнаженным, и узнал  свое безобразие, которого не видал прежде..."  (Он же)

     Нагота, таким образом, - понятие  духовное, это нагота плоти, а  не тела. Тело и прежде, в славе, было нагим, но не вызывало стыда, ибо было прекрасным в сиянии духа. Но, будучи обнажена от духа, обнажилась плоть, т.е. дебелость, мертвенность, неприглядность, тленность плоти. Как если бы мы увидели труп. Так Адаму показалась Ева, а Ева увидела обнаженную плоть Адама во всей ее "трупной красоте". Без духа они стали "трупы". Вот что они потеряли, вот чем был дух для первозданного человека.

     Духоносность была действительным совершенством Адама (и Евы, конечно). Дух был и учением, и познанием, и пророчеством:

     "...Обнаружим, что  Адам не лишен  пророческого дара  и еще не преступил Божественной заповеди" (Святитель Кирилл Александрийский)

     Духоносность была совершенною способностью к познанию и творчеству, что выразилось в наречении имен животным. 
 
 

Человек и Бог

Человек пребывал не только в благодатном  состоянии, но и в непрестанном общении  с Богом, хотя, конечно, святые отцы никогда не учили о природном  общении, но только благодатном, в синергии. Дух человека был открыт всецело божественной благодати.

Дух - прямая связь с  Богом

     "Дух был властен  над душою и  телом, потому  что состоял в  живом общении  с Богом и от  Него получал божественную силу"  (Святитель Феофан Затворник)

     "Живое общение" есть познание  Бога, Его промысла и Его воли. Адам пребывал в Откровении; все,  что имел сообщить Творец человеку, Адам воспринимал без искажения  и утраты. Бог даровал ему также  силу исполнить все, что предначертывал человеку Божий промысел.

Познание  Бога и мира

     Мудрость Адама и по дару, и  по природе, была не только  его блаженством, но и его  задачей, назначением. Адам познавал  мир, чтобы владычествовать в  нем, чтобы управлять миром  не как пользователь, но как любящий отец, как пастырь.

     Важно, что его гнозис был истинным.

     "Адам исполнился  великой мудрости  и был способен  распознавать то  и другое [т.е. добро и зло]"  (Святитель Иоанн Златоуст)

     "...Видно, что  праотец Адам приобрел  мудрость не так,  как мы, [т.е. не] по истечении известного  времени, но уже  от самого сотворения  является как совершенный  в разуме и как  свет, данный естеству от Бога" (Святитель Кирилл Александрийский)

     "...Если б не  знал, что - доброе, что - злое, был  бы бессловеснее самих бессловесных и владыкой, который несмысленнее рабов"  (Святитель Иоанн Златоуст)

     Знание Адама было не только  общим и глубоким, но и нравственным. Святые отцы учат, что Адам  знал, что добро и что зло,  но только из заповеди, а не на практике.

     "...Знал и прежде  того Адам, что  послушание прекрасно,  а преслушание скверно; впоследствии же узнал [это] еще яснее из самого опыта дел"  (Святитель Иоанн Златоуст)

     Знание первозданного человека, как видим, было совершенным.  Оно приносило Адаму блаженство. Оно составляло его славу, творчество  и не составляло никаких мук  или разочарований. Его память  хранила все, что было познано,  и все это было приносимо  Господу Богу как благодарение.

     "Человек стал [первозданный  в раю] вместилищем  знания... Интегральная  память Адама вмещала  все и ничего  не теряла. Лета, забвение, было незнакомо  человеку. Лета пришла позже..."  (А. Позов)

     Жажда познания, утоляемая Святым  Духом, была непорочною страстью  Адама, его любовью к миру, к космосу творения, не поврежденному еще грехом. С другой стороны, Адам не мог еще знать тех последствий, которые может принести знание греховного опыта. В этом смысле его знание еще не стало опытом добродетели.

     "...Не древо несло в себе  смерть, как думают некоторые,  но преслушание. Ничего иного не было в плоде, кроме познания. Познание - благо, если пользоваться им как должно. По [своему] тогдашнему возрасту Адам был еще младенец и не мог достойно вместить познание"  (Феофил Антиохийский)

Информация о работе Первозданный человек