Первая республика во Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:02, реферат

Описание работы

В ночь с 21 на 22 сентября 1792 г. Конвент своим декретом отменил действие Конституции 1791 г., упразднил королевскую власть, положил тем самым начало республиканскому строю во Франции. Этим же декретом подтверждалось, что Конвент берет на себя подготовку новой конституции, что “личность и собственность находятся под охраной французского народа”.

Работа содержит 1 файл

12.docx

— 71.38 Кб (Скачать)

Отдав дань эгалитаристским настроениям широких масс Франции, конституция недвусмысленно и решительно закрепляла окончательно утвердившийся к середине XIX в. капиталистический строй, прокладывала путь к поискам классовых компромиссов. Семья, труд, собственность и общественный порядок объявлялись основой республики. Конституция 1848 г. прямо отвергла революционные методы борьбы, подчеркнув, что республика “стремится без новых потрясений, лишь последовательным и постоянным действием законов и учреждений, поднять граждан на высшую ступень нравственности, просвещения и благосостояния”. Декларируемые в конституции демократические права рассматривались как составной элемент республиканского правопорядка. Пользование свободами не должно было выходить за пределы “общественной безопасности” или за рамки, установленные специальным законодательством.

 

Система государственных  органов Второй республики по Конституции 1848 г. строилась на принципе разделения. властей (“разделение властей является первейшим условием свободного правления” — ст. 19). Однако центральное место в этой системе было отведено исполнительной власти, которая делегировалась народом “гражданину, который получает звание президента республики”.  Президент не зависел от парламента и избирался на 4 года непосредственно населением. Президент наделялся широкими полномочиями: правом внесения законопроектов, правом отлагательного вето, правом помилования и т. д. Он назначал и смещал министров, а по совету последних — дипломатов, главнокомандующих флота и армии, префектов, правителей Алжира и колоний, а также ряд других должностных лиц. Правда, президент не мог быть переизбран сразу на второй срок, не имел право роспуска Национального собрания, но в силу своей независимости от представительного органа он мог бесконтрольно распоряжаться всеми рычагами исполнительной власти: министрами, могущественным полицейско-бюрократическим аппаратом, армией.

 

Национальное собрание,  избираемое на 3 года посредством тайного  голосования французами старше 21 года на основе всеобщего избирательного права, т. е. без имущественного ценза, было наделено законодательной властью. Оно насчитывало 750 депутатов, не делилось, как это было предусмотрено большинством предшествующих конституций, на две  палаты. Национальное собрание не имело реальных возможностей воздействовать на политику исполнительного аппарата и тем самым было обречено превратиться в орган, не имеющий авторитета и политической силы.

Конституция предусматривала  учреждение  Государственного совета,  назначаемого на 6 лет Национальным собранием. Создание этого совета также  ослабляло позиции парламента. В  компетенцию Государственного совета входило предварительное рассмотрение законопроектов, исходящих как от правительства, так и от самого Национального собрания. К его ведению были отнесены также контроль и наблюдение за администрацией и разрешение возникающих в ходе ее деятельности административных споров, т. е. функции административной юстиции.

Слабости конституционной  системы Второй республики, проистекающие прежде всего из нереальности ее социальных обещаний и уязвимой организации государственной власти, немедленно обнаружили себя в условиях нового послереволюционного соотношения политических сил, быстрого распространения консервативных и даже монархических настроений.

Вторая империя. Конституция 1852 г.  Первые же выборы по Конституции 1848 г. продемонстрировали ослабление позиций  республиканцев. Президентом был  избран Луи Бонапарт, политический авантюрист, не пренебрегавший никакими средствами в борьбе за власть. Он умело  использовал вновь возродившуюся  в смутной политической обстановке популярность своего великого дяди, приложил много усилий для привлечения  на свою сторону мелкособственнического сельского населения, поверившего  в легенду о том, что Наполеон 1 был “крестьянским императором”, и уверенного в том, что республиканский  строй принес во Францию много  экономических и политических бед.

Не случайно в результате выборов в Национальном собрании сильные позиции получили монархисты, которые немедленно развернули наступление  на демократические институты (были приняты законы об отмене всеобщего  избирательного права, о передаче образования  под контроль католического духовенства  и т. д.), подрывая и без того пошатнувшуюся  веру в республику и в представительные учреждения. Политические козни монархистов  и внутренние распри между бурбонистами и орлеанистами создали Луи Бонапарту благоприятную обстановку для государственного переворота.

2 декабря 1851 г. под  лицемерным предлогом защиты  республики от заговорщиков и  в нарушение Конституции 1848 г.  Луи Бонапарт, опираясь на армию,  разогнал Национальное собрание  и установил президентское правление,  т. е. открытую личную диктатуру.  В демагогических целях Луи  Бонапарт, используя приемы Наполеона  1, объявил о восстановлении всеобщего  избирательного права, отмененного  Национальным собранием. Одновременно  был введен режим военного  и полицейского террора, направленный  против монархической оппозиции,  но прежде всего против республиканцев  и демократических сил. 

14 января 1852 г., осуществляя  свои амбициозные политические замыслы, Луи Бонапарт промульгировал новую Конституцию, которая в своих основных чертах напоминала бонапартистскую Конституцию 1799 г. Вся полнота власти концентрировалась в руках президента,  избираемого на 10 лет. Он являлся главой вооруженных сил, назначал министров, которые не несли ответственности перед Национальным собранием, и тем самым имел в своем распоряжении полицейско-бюрократический аппарат. От имени президента осуществлялось правосудие республики. Парламентарии и должностные лица приносили ему присягу на верность.

Законодательный процесс  находился всецело под контролем  президента и осуществлялся  Государственным  советом, Законодательным корпусом и Сенатом.  Из них лишь Законодательный  корпус был выборным учреждением, члены  Государственного совета и Сената назначались  президентом. Сенат по указанию президента мог вносить последующие изменения  в конституционную систему.

За президентом было зарезервировано право непосредственного  обращения к населению в форме  плебисцита, результаты которого в  условиях полицейского контроля были предрешены. Таким образом, вся деятельность конституционных учреждений ставилась  под контроль президента, власть которого, как и первого консула, по Конституции 1799 г., имела лишь слегка замаскированный  авторитарный характер.

Логическим завершением  Конституции 1852 г. были сенатус-консульт и последующий плебисцит о восстановлении во Франции императорской власти в лице Наполеона III.

Официальное провозглашение 2 декабря 1852 г. Второй империи означало торжество откровенной реакции, окончательное утверждение новой  разновидности бонапартистского (цезаристского) режима. Цезаризм Луи Бонапарта наряду с общими признаками, характерными и для правления Наполеона 1, имел свои специфические черты. В новых  исторических условиях, характеризующихся  ростом политического сознания и  активности трудящихся масс, правительство  Наполеона III было вынуждено постоянно  лавировать, изображать из себя некую  “надклассовую” и “надпартийную” силу.

Так, столкнувшись с более  зрелым и организованным рабочим  движением, Наполеон искал выход  в политике “кнута и пряника”. Используя  жестокие репрессии против участников рабочих организаций, в частности  против членов

Интернационала, он в  то же время шел на отдельные уступки  рабочему движению (отмена закона Ле Шапелье и т. д.). Опирающийся на армию, ищущий поддержки у консервативной верхушки общества, а также крестьянства, заигрывающий с рабочими, новый бонапартистский режим, созданный Наполеоном III, представлял собой какое-то время удобную для крупной буржуазии форму организации политической власти.

Цезаристская внешняя  политика Второй империи, особенно политика экономического либерализма, создавала  исключительно благоприятные возможности  для предпринимательской деятельности, для создания многочисленных акционерных  компаний и биржевой игры. В спекулятивных  махинациях активное участие принимала  и верхушка государственного аппарата. Но, предоставив предпринимательским  кругам неограниченные возможности  для обогащения, бонапартизм существенно  ограничил политические права населения  империи.

После официального провозглашения империи государственный строй  Франции приобретал все более  антидемократический и авторитарный характер. Сенатус-консульт 25 декабря 1852 г. дал императору право председательствовать в Государственном совете и Сенате, издавать декреты и определять расходную часть бюджета, который лишь в самой общей форме утверждался законодательным корпусом.

 

в Законодательный корпус были поставлены под контроль правительства. Вводилась система “официальных кандидатов”, которые должны были поддерживаться местными властями. Кандидаты оппозиции  практически были лишены возможности  вести предвыборную кампанию.

В 60-х гг. в связи  с ростом общественного недовольства и подъемом рабочего движения Наполеон III был вынужден провести частичные  либеральные реформы (период так  называемой “либеральной” монархии). Законодательный корпус и Сенат  получили право ежегодно вотировать адрес на тронную речь императора, публиковать отчеты о своих заседаниях, в 1870 г. им было дано право постатейного голосования бюджета.

эти малозначительные реформы  хотя и позволили усилиться республиканской  оппозиции, но не затрагивали основ  французской государственности  и не меняли сущности бюрократического правления и полицейского режима Второй империи, все более теряющего  свои былые позиции во всех слоях  общества.

Императорским декретом 1 марта 1854 г. был восстановлен корпус жандармов. Он рассматривался как составная  часть армии и находился в  подчинении военного министра, а использовался  для проведения карательных операций (разгон антиправительственных собраний и демонстраций, аресты участников тайных организаций и т. д.).

Важным звеном в политическом механизме Второй империи была армия, верхушка которой не только поддерживала внутренние репрессивные акции императора, но и была вдохновителем его внешней  агрессивной и колониальной политики. Хотя Наполеон III пришел к власти с  демагогическим лозунгом: “империя —  это мир”, он для отвлечения населения  от острых внутриполитических проблем  неоднократно втягивал Францию в  сомнительные военные кампании. Политический авантюризм Наполеона привел к тому, что в 1870 г. Франция оказалась  втянутой в войну с Пруссией. Поражение  и капитуляция французской армии, явившиеся результатом ее полной неподготовленности к серьезным  военным действиям, ускорили падение  Второй империи.

Известия о военной  катастрофе под Седаном и о  пленении императора вызвали в начале сентября 1870 г. новый революционный  взрыв в Париже. 4 сентября палата депутатов под прямым давлением  революционной толпы заявила  об отстранении Наполеона III от власти. В тот же день в городской ратуше Парижа была провозглашена республика и сформировано временное правительство, которое возглавил военный губернатор столицы генерал Трошю. В ноябре 1870 г. население Парижа на референдуме подтвердило полномочия этого правительства. Временное правительство, объявившее себя правительством национальной обороны, на деле мало занималось военными вопросами. Оно видело свою главную задачу в умиротворении населения Парижа, а также в подавлении нарастающего рабочего движения и в проведении выборов в Национальное учредительное собрание, которому оно и уступило власть в феврале 1871 г.


Информация о работе Первая республика во Франции