Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:02, реферат
В ночь с 21 на 22 сентября 1792 г. Конвент своим декретом отменил действие Конституции 1791 г., упразднил королевскую власть, положил тем самым начало республиканскому строю во Франции. Этим же декретом подтверждалось, что Конвент берет на себя подготовку новой конституции, что “личность и собственность находятся под охраной французского народа”.
С другой стороны, превратив
законодательную власть в придаток
авторитарной системы, Конституция 1799
г. создала для первого консула
возможность активно
Конституция 1799 г., в отличие
от предшествующих конституций, отказалась
от выборности департаментской и
коммунальной администрации. Местные
чиновники всецело зависели от центральной
администрации: в департаментах
первый консул назначал префектов, в
округах и общинах —
Похоронив, по сути дела, выборные демократические принципы, провозглашенные в период революции, конституция 1799 г. сделала важный шаг по пути ликвидации республики и восстановления авторитарных и бюрократических методов управления, характерных еще для эпохи абсолютизма.
Бонапарт прозорливо
увидел опасности, проистекающие от
мощной бюрократической системы, тяготеющей
к произволу и деспотизму. В
качестве “гарантии” от злоупотреблений
всесильной администрации конституция
предусмотрела право
Руководствуясь принципом, что “никто не может быть судьей в своем деле”, Бонапарт позднее учредил при префектах, всемогущих главах местной администрации, специальные Советы префектур, наделенные правом рассматривать административные и управленческие споры. Таким образом было положено начало институту административной юстиции, характерному и для последующих этапов развития государственного строя Франции.
Первая империя и бюрократизация государственного аппарата. Конституция 1799 г., предоставив первому консулу всю полноту власти, позволила ему в короткий срок разгромить остатки якобинского движения и обезвредить деятельность роялистов, стремившихся к монархической реставрации во Франции.
Продемонстрировав респектабельным
кругам общества, прежде всего крупной
буржуазии и крестьянам-
Конституция отразила эволюцию честолюбивых политических установок Наполеона. В ней основное внимание уделялось уже не организации государственной власти (к чему император в значительной степени утратил интерес), а с большой тщательностью разрабатывались такие вопросы, как престолонаследие, статус императорской семьи, присяга императору, регентство, и т. д. Политический расчет и тщеславие Наполеона привели к восстановлению дореволюционной процедуры венчания на трон, которая и была впоследствии осуществлена при участии римского папы.
Таким образом, постепенное
развитие личной власти Бонапарта с
неизбежностью привело к
Персонификация
Установление монархического по своей сути строя сопровождалось созданием императорского двора. Родственники Наполеона и его ближайшие соратники специальными актами Сената или императора получали титулы принцев, князей, графов и т. д. Создавались особые придворные должности великого канцлера, верховного избирателя и т. и.
С установлением империи постепенно утрачивала свое значение и силу сама Конституция, поскольку Наполеон не признавал каких-либо формальных юридических препятствий на пути осуществления своих планов, ставил себя выше закона. Постепенно деформировалась и созданная ею система государственных органов, которая неоднократно преобразовывалась по усмотрению императора. Так, например, были изменены состав и компетенция Государственного совета, Сената и т. д. Высшие сановники составляли Высокий совет императора, из них формировался Тайный совет, к которому перешел ряд функций Государственного совета и Сената.
С переходом Франции к империи сформировавшееся на базе быстро развивающегося капитализма гражданское общество приобрело желанные стабильность и порядок, но утратило все основные демократические завоевания революции. Правительство преследовало любые проявления свободомыслия: запрещались публичные собрания и манифестации, устанавливалась жесткая цензура над прессой и т. д.
Проголосовав за порядок
и империю, французский народ
был вынужден в качестве своеобразной
политической платы согласиться
с предельно ограниченной сферой
действия демократии, с утерей права
на всякую легальную оппозицию
Во время Первой империи
во Франции в основном завершился
процесс становления
Откровенно протекционистская
экономическая политика наполеоновского
государства способствовала быстрому
росту капитализма и
“Чудовище централизации”,
как называл созданное
Основным органом
управления при Наполеоне стали
министерства, созданные на принципе
единоначалия и жесткой исполнительной
вертикали. К концу правления
Наполеона 1 во Франции было 12 министерств,
причем большая часть из них была
связана с проведением торгово-
Наполеон по сути дела
включил в систему
В период консульства и империи дальнейшее развитие получила также военная организация. Эволюция революционных войн в захватнические окончательно изменила характер французской армии, превратившейся из национальной в корпоративную и цезаристскую. Значительная часть бюджетных средств шла на военные нужды. В 1800 году в связи с действием рекрутского набора для состоятельных кругов была введена система найма заместителя, которая позволяла сыновьям из богатых семей избегать “налога кровью”.
Отслужившие свой срок солдаты
нередко за деньги продолжали нести
военную службу. Так в армии
развивались кастовость и профессионализм.
В период империи офицерский состав
ее все в большей мере пополнялся
из представителей новой наполеоновской
аристократии. Стремясь поддерживать
высокий воинский дух, Наполеон нередко
шел на создание привилегированных
подразделений (гренадеров, драгунов и
т. д.), на выделение императорской
гвардии. Многочисленные военные походы
императора, умножавшие его славу
как полководца, требовали, однако,
все новых наборов и новых
жертв. С 1800 по 1815 г. были призваны на службу
3153 тыс. французов, не считая военнослужащих
вспомогательных подразделений, из
них погибло около 1750 тыс. человек.
Еще больший, невиданный до тех пор
в истории урон понесли армии
союзников и противников
Особое внимание Наполеон уделял развитию и укреплению полицейской системы, на содержание которой выделялись большие ассигнования. При министерстве полиции, которое возглавил опытный профессионал, коварный интриган Ж. Фуше, была создана разветвленная система политического сыска и шпионажа. Фуше добился строжайшей централизации полицейской системы. Генеральные комиссары и комиссары полиции в округах и городах формально подчинялись префектам, но фактически назначались министром полиции и действовали под его руководством. В Париже была создана особая префектура полиции.
В осуществлении карательной
политики империи важную роль играли
военизированные полицейские
Таким образом, сравнительно
непродолжительный период правления
Наполеона (1799—1814 гг.) сопровождался
существенными изменениями во всех
сферах государственной жизни Франции.
Авторитарный режим империи лишь
внешне представлялся постоянным и
сильным. На деле таковым он не являлся,
поскольку не имел прочных конституционных
оснований и опоры в
§ 3. Эволюция государственного строя Франции от режима Реставрации до Второй империи
Реставрация Бурбонов. Хартия 1814 г. Крах империи Наполеона был связан не только с его военными поражениями и с общей усталостью населения от бремени многочисленных войн. Экономические неурядицы, последовавшие за промышленным ростом, исчезновение продуктов первой необходимости, голодные бунты и неудачные попытки государства сдержать цены на хлеб — все это подрывало престиж императорской власти. Бывший кумир и непререкаемый авторитет превращался в “корсиканское чудовище”.
Реставрация монархии во Франции также не была случайностью. Все послереволюционное развитие французской государственности (правление Директории, авторитарный режим Наполеона) способствовало компрометации республиканских институтов в общественном сознании Франции, подводило его к поискам “исторической справедливости” и к реставрации монархии с Бурбонами во главе.
Падение Первой империи и установление “белого террора” (расправы с политическими противниками монархии) не означали, однако, разрушения созданной Наполеоном бюрократической административной системы. В первое время даже министры императорского правительства (Талейран, Фуше) были использованы вернувшимися во Францию Бурбонами.
Новый король, Людовик XVIII,
сам не избежавший влияния либеральных
идей, понимал, что реставрация монархии
в ее неограниченном дореволюционном
виде просто невозможна, что конституционализм
пустил глубокие корни во французском
обществе. Но вернувшиеся к власти
Бурбоны считали необходимым
учредить во Франции консервативный
вариант конституционной
Конституционные основы легитимной монархии (так именовался режим Реставрации) были определены в королевской Хартии 1814 г., октроированной (дарованной) Людовиком XVIII французскому народу после его вступления на престол. Таким образом, в отличие от Конституции 1791 г., источником этого конституционного документа считался королевский, а не народный суверенитет.
В Хартии содержались прямые ссылки на “божественное провидение” и декларировалось, что “вся власть сосредоточивалась во Франции целиком в особе короля”.
В Хартии предусматривалось
возвращение титулов старому
дворянству и сохранение их за новой
послереволюционной аристократией, которая,
однако, была в значительной мере истреблена
во время “белого террора”. Король
получил право жаловать дворянство
“по своему усмотрению”. Однако сам
сословный строй в его