Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 14:58, реферат
Культура – понятие историческое и многогранное. Каждый человек, живущий в своей стране, должен знать ее историю, особенно культуру. Без знания культуры прошлых лет невозможно понять то, что чувствовали люди в тот период времени, какие внутренние процессы давали толчок к ее развитию, какие особенности в культуре (архитектуре, литературе, живописи, образовании) были налицо, а какие менее заметны, что влияло на ее становление и развитие (влияние разных стран на жизнь России было огромным).
I.Введение. Русская культура как самобытное и уникальное явление
II.Основная часть. Развитие русской культуры в XIV-XVI веках
1.Последствия монголо-татарского нашествия для русской культуры
2. Основные тенденции развития культуры в XVI веке
3.Накопление знаний
4.Просвещение и книжное дело XIV-XV веков
5.Русская литература XIV-XV веков
6.Архитектура в XIV-XVI веках
7.Прикладное искусство
8.Развитие живописи в XVI-XVI веках
9.Быт
10.Фольклор XVI века
11.Особенности просвещения и книгопечатания в XVI веке
12.Научные знания
13.Общественно-политическая мысль и литература
14.Православие
15.Музыка и театр
III.Заключение. Специфические черты русской культуры
Посуда бедняков – из дерева (бочка, кадь, ведро, корыто, ночва – лоток, чум – ковш, кош – корзина, чашка, ложка), глины (горшок, черпачок, корчаге – большой сосуд); кое-что, но немногое – из железа и меди (котлы для варки еды, кипячения воды). У богатых – те же предметы, но больше – металлических, вплоть до (у князей, бояр) золотых и серебряных; к тому же разнообразнее (кроме названных, - кубки, братины, чарки, солонки, достаканы, уксусницы, перечницы, горчичницы; для винного пития – турьи рога в серебре).
Простой
люд ел преимущественно ржаной хлеб,
богатые – из пшеницы.
Вкушали просо (пшено), горох, овес (из них
делали каши, кисели); из овощей
– капусту, репу, морковь, огурцы, редьку,
свеклу, лук, чеснок и др. Мясо больше было
на столах богачей; у бедняков – рыба.
Употреблялись молочные продукты, растительное
и животное масло. Соль была дорогой.
Дома изготовляли напитки – хлебный квас, пиво, мед. Как сладкое, «на заедки» употребляли яблоки, груши, вишни, сливы, смородину, лесные орехи.
Богачи,
вельможи питались более разнообразно
и обильно. К тому, что названо
выше, можно добавить дичь, редкую в
рационе бедняков; это – журавли,
гуси, перепела, лебеди. В числе посуды
великих князей московских упоминаются
«лебединые», «гусиные» блюда. Тот же
митрополит Даниил пишет о «многоразличных
трапезах», «сладких снядях» у богатых
людей, «хитрости»
(мастерстве) их поваров. На пирах, помимо
своих напитков, богачи смаковали вина
«заморские»[2].
Мирские пирушки, складчины устраивали, по случаю церковных праздников, поминок, крестьяне в деревнях, ремесленники в городах. На них, как и на пирах у богачей, участников застолий развлекали музыканты, певцы и плясуны. Подобные «бесовские» игрища вызывали возмущение церковников, обличавших «веселие многое» со «смехотворцами», «празднословцами» и «сквернословцами». Знатный человек, по Даниилу, «сбирает» «позорище» (зрелище), играниа, плясаниа». Даже в кругу семьи его волей появляются «скомарохи, плясцы, сквернословци»; тем самым хозяин «погубляа себе и дети, и жену, и вся сущая в дому, паче потопа оного»[5].
Другие пастыри говорят и пишут о простонародье, которое любит глядеть на подобные «позорные игры» не в домах, а «на улице». Особое ожесточение вызывало у них то, что во время церковных праздников «простцы» ведут себя, как язычники в древние времена. Памфил, игумен псковского Елезарова монастыря,в послании к псковским властям во главе с наместником (1501) призывает их положить конец святотатству: «Егда бо приходит великий праздник, день Рождества Предтечева, и тогда во святую ту нощь мало не весь град взмятется и взбесится… Стучат бубны и глас сопелий и гудут струны; женам же и девам плескание (ладонями) и «плясание»; поют «всескверные песни»[3].
Осуждают они и
«ристание конское», охоту («ловы»)
знатного вельможи. «Кый же ли – обращается
к нему митрополит Даниил, - прибыток ти
есть над птицами дни изнуряти? Как же
ти нужа есть псов множество имети? Все
эти «утешения суетные» лишь отвлекают
людей от дела, в том числе богоугодного
– церковных обрядов, молитвенного бдения.
Но народ, простой и богатый, продолжал
ходить на такого рода развлечения. Известно,
например, что царь Иван Грозный любил
скоморохов – «веселых людей», собирал
их, вместе с медведями, в столицу; сам
участвовал в «игрищах» - плясках на пирах,
одевал вместе с другими «машкеру»[2].
В ХVI
в. быт в основном сохранял прежние
черты. Появлялись и новые – пряности
в богатых домах (корица, гвоздика
и др.), лимоны, изюм, миндаль; колбаса,
которую ели с гречневой кашей.
Распространилась мода на тюбетейки (тафьи),
осужденная Стоглавым собором. Больше
строили каменные жилые дома, хотя основная
их масса оставалась деревянной. Увлекались
русичи также и игрой в шашки, шахматы.
Фольклор XVI века.
После монголо-татарского нашествия тема борьбы с ненавистной Ордой становится ведущей в устном народном творчестве. Старые персонажи в новых редакциях былин, новых былинах спасают Киев от ордынских туменов (былина об Илье Муромце и Калине-царе), избивают ордынских придворных (былина о женитьбе князя Владимира), побеждают ордынцев в состязаниях (былина о Добрыне и Василии Каземировиче). Герои былин отказываются вести в Орду дань, как приказывает князь Владимир («Не желаем везти от тебя дани- пошлины»; последние именуются также «выходами княженецкими»[1]). Илья Муромец, выходец из народа, выражает в былинах его интересы, прежде всего русского крестьянства.
В устном народном
творчестве одним из самых распространенных
жанров постепенно становится историческая
песня. Особенной популярностью
пользовалась песня о взятии Казани,
продолжавшая тему героической борьбы
народа с внешними врагами. Вторая
половина XVI века отмечена появлением
в фольклоре социальной темы (песня о гневе
Ивана Грозного на сына, цикл песен о Ермаке).
Народ осуждает жестокость царя и его
приближенных (Малюты Скуратова), Выражает
сочувствие их жертвам, верит в успешную
борьбу с царскими воеводами и в освобождение
от крепостной зависимости. В то же время
он связывает свои надежды на торжество
справедливости с образом «хорошего»
царя.
Особенности просвещения и книгопечатания в XVI веке.
Значительно возросла потребность и государства, и церкви в грамотных людях. На Стоглавом соборе в 1551 году было принято решение о создании в городах «книжных училищ». Помимо духовных лиц учителями выступали и светские «мастера грамоты», открывавшие частные двухгодичные школы. Обучение ограничивалось усвоением элементарной грамоты и открывало возможности дальнейшего самообразования, главным образом путем чтения книг. В XVI веке высокообразованные русские люди уже не редкость не только в духовной, но и в светской среде.
Более широкое распространение получила рукописная книга. Упростился и ускорился процесс письма. Скоропись утвердилась не только в деловой переписке, но и в книгописании. Основными центрами изготовления и хранения книг оставались монастыри. Значительными книжными собраниями обладали некоторые светские феодалы. Владельцами книг все чаще становились также посадские люди, и даже крестьяне, которые покупали книги на рынке.
Крупным событием культурной жизни страны явилось начало книгопечатания. В 1553 – 1555 гг. в Москве неизвестными мастерами было осуществлено издание «Евангелия» и «Триоди постной». Но подлинный подъем книгопечатного дела в России связан с именем Ивана Федорова. В 1564 году в созданной на средства казны Московской типографии он выпустил первую русскую печатную датированную книгу «Апостол», отличавшуюся высоким уровнем типографского искусства. Иван Федоров был не только редактором, но и издателем книг.
При не совсем
ясных обстоятельствах он вместе
со своим помощником Петром Мстиславцем
вскоре уехал во Львов, но печатание
книг в Москве продолжилось силами
его учеников.
Научные знания.
В XVI веке идет активный процесс накопления научных знаний без теоретического осмысления и попыток их систематизации, поскольку эти знания носили в основном прикладной, сугубо практический характер.
В 16 веке в России умели уже производить все четыре арифметических действия, в том числе с дробями.
Прикладным характером отличались и медицинские знания, в основе которых лежал многовековой опыт народной медицины. В 1543 году появился перевод своеобразного немецкого медицинского справочника « Вертоград». А в 1581 году в Москве открылась первая аптека, обслуживавшая нужды царской семьи. Потребности широких слоёв населения в сведениях из области медицины удовлетворяли различные «Травники» и «Лечебники», оригинальные и переводные.
Благодаря русским мореплавателям, путешественникам и посольским людям расширяются географические познания, составляются описания стран, чертежи и карты русских земель.
В целом,
однако, русская наука отставала
от западноевропейской из-за низкого
уровня теоретических разработок, что
особенно сказалось в естествознании.
Общественно – политическая мысль и литература.
Обстановка острой идейной борьбы, в которой происходило образование единого Российского государства, вызвала подъем общественно – политической мысли. В центре ее внимания стояли коренные вопросы жизни страны: о форме политического строя государства, характере и прерогативах складывающейся самодержавной власти, о формах государственного управления и о месте в нем различных социальных групп, о роли церкви в едином русском государстве. Политическая борьба определила публицистический характер произведений духовных и светских авторов.
В первой четверти XVI века формируется политическая доктрина Российского государства. В легендарно - историческом повествовании «Сказание о князьях владимирских» подчёркивалась идея преемственности власти московских государей от византийских императоров: происхождение русских князей возводилось к римскому императору Августу, а князю Владимиру Всеволодовичу приписывалось получение царских регалий от императора Константина Мономаха. Эти легенды обосновывали право московских князей на самодержавную форму правления, способствовали укреплению авторитета их власти внутри страны и росту международного престижа Российского государства.
Напряжённые
поиски решения проблем жизни
государства и общества нашли
отражение в публицистических произведениях
иосифлянина митрополита
В 40-70 годы XVI века центральное место в публицистике занимает творчество И. С. Пересветова. Выходец из русской шляхты Великого княжества Литовского, в своих челобитных он создаёт стройную теорию дворянского государства, облекая мысль в форму литературного повествования об идеальном монархе. В 1549 году другой дворянский идеолог, Ермолай-Еразм, пишет трактат «Благохотящим царём правительница и землемерие», посвящённый теории отношений внутри государства, точнее, крестьянскому вопросу. В публицистической полемике участвует и сам государь: В 1564-1577 годах Иван IV ведёт письменную полемику с беглым царём А. М. Курбским, приверженцем идеи сословно-представительной монархии, отстаивая в своих посланиях правильность проводимой политики и собственное понимание царской власти как имеющей божественное происхождение и не ограниченной никакими законами и установлениями.
Русская общественная мысль XVI и особенно XVII веков заложила основы политической идеологии абсолютизма, обосновала необходимость проведения преобразований, наметила программу и пути их осуществления.
Развитие литературы отразило процессы, происходившие в общественно-политической жизни страны.
Всё более официальный характер приобретает летописание. Важнейшее место среди произведений этого жанра занимает «Никоновский свод», вобравший в себя обширный летописный материал от начала Руси до 50-х годов XVI века, большое количество повестей, сказаний и других литературных произведений и подчинённый идее возвеличения власти московского царя. В середине XVI века на основе Никоновского свода» было начато составление иллюстрированной всемирной истории – «Лицевого летописного свода». Завершенный в 70-е годы, он представлял собой 12 украшенных великолепными миниатюрами фолиантов. Последний том свода посвящён царствованию Ивана IV и получил название «Царственная книга».
Подчинение
исторического повествования
Под руководством Макария в 1561 – 1563гг. была составлена «Книга степенная царского родословия» - цельное историческое произведение, в котором события расположены по семнадцати степеням – княжениям, от Ольги и Владимира до Ивана Грозного. Все содержание «Книги степеней» подчинено прославлению правящей династии, обоснованию божественного происхождения царской власти. Кроме того, это сочинение ставит целью ярко проиллюстрировать идею давнего и прочного союза самодержавной власти и церкви.
Значительным историческим сочинением этого периода стала «История о Казанском царстве» (1564-1566 г.г.), в которой взятие Казани представлена как мера необходимая для защиты русских земель, а не как захват чужой территории.
Крупнейшим
литературным произведением XVI века,
появление которого связано с деятельностью
митрополита Макария и его единомышленников,
стали «Великие Четьи – Минеи» - грандиозное
12-томное (по числу месяцев) собрание «всех
книг, чтомых на Руси» - житий, сочинений
отцов церкви, библейских сказаний, исторических
повестей и других оригинальных и переводных
литературных памятников (кроме летописей
и хронографов). Работа над этим сводом
– сбор, редактирование, переработка и
переписывание – велась в течение 20 лет
и была завершена в 1554 году.
Православие.
Идеологию феодальной монархии, столь активно обсуждавшуюся в публицистике, в исторической и церковной литературе, протопоп Сильвестр применил к частной жизни в знаменитом сочинении «Домострой» (сер. ХVI в.), посвященном быту и жизни зажиточной городской семьи.
В ХVI в. появился новый жанр литературы – остросюжетная повесть («Повесть о купце Дмитрии Басарге и сыне его Борзомысле», нач. ХVI в.).
Симптоматично,
что и в этом жанре заметно
влияние общественно –
Музыка и театр.
Информация о работе Особенности развития русской культуры в XIV-XVI в.в.