Особенности развития русской культуры в XIV-XVI в.в.

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 14:58, реферат

Описание работы

Культура – понятие историческое и многогранное. Каждый человек, живущий в своей стране, должен знать ее историю, особенно культуру. Без знания культуры прошлых лет невозможно понять то, что чувствовали люди в тот период времени, какие внутренние процессы давали толчок к ее развитию, какие особенности в культуре (архитектуре, литературе, живописи, образовании) были налицо, а какие менее заметны, что влияло на ее становление и развитие (влияние разных стран на жизнь России было огромным).

Содержание

I.Введение. Русская культура как самобытное и уникальное явление

II.Основная часть. Развитие русской культуры в XIV-XVI веках

1.Последствия монголо-татарского нашествия для русской культуры

2. Основные тенденции развития культуры в XVI веке

3.Накопление знаний

4.Просвещение и книжное дело XIV-XV веков

5.Русская литература XIV-XV веков

6.Архитектура в XIV-XVI веках

7.Прикладное искусство

8.Развитие живописи в XVI-XVI веках

9.Быт

10.Фольклор XVI века

11.Особенности просвещения и книгопечатания в XVI веке

12.Научные знания

13.Общественно-политическая мысль и литература

14.Православие

15.Музыка и театр

III.Заключение. Специфические черты русской культуры

Работа содержит 1 файл

Реферат по истории.docx

— 71.96 Кб (Скачать)

     Посуда  бедняков – из дерева (бочка, кадь, ведро, корыто, ночва – лоток, чум –  ковш, кош – корзина, чашка, ложка), глины (горшок, черпачок, корчаге –  большой сосуд); кое-что, но немногое – из железа и меди (котлы для  варки еды, кипячения воды). У богатых  – те же предметы, но больше – металлических, вплоть до (у князей, бояр) золотых  и серебряных; к тому же разнообразнее (кроме названных, - кубки, братины, чарки, солонки, достаканы, уксусницы, перечницы, горчичницы; для винного пития  – турьи рога в серебре).

     Простой люд ел преимущественно ржаной хлеб, богатые – из пшеницы. 
Вкушали просо (пшено), горох, овес (из них делали каши, кисели); из овощей 
– капусту, репу, морковь, огурцы, редьку, свеклу, лук, чеснок и др. Мясо больше было на столах богачей; у бедняков – рыба. Употреблялись молочные продукты, растительное и животное масло. Соль была дорогой.

Дома изготовляли  напитки – хлебный квас, пиво, мед. Как сладкое, «на заедки»  употребляли яблоки, груши, вишни, сливы, смородину, лесные орехи.

     Богачи, вельможи питались более разнообразно и обильно. К тому, что названо  выше, можно добавить дичь, редкую в  рационе бедняков; это – журавли, гуси, перепела, лебеди. В числе посуды великих князей московских упоминаются  «лебединые», «гусиные» блюда. Тот же митрополит Даниил пишет о «многоразличных трапезах», «сладких снядях» у богатых людей, «хитрости» 
(мастерстве) их поваров. На пирах, помимо своих напитков, богачи смаковали вина «заморские»[2].

Мирские пирушки, складчины  устраивали, по случаю церковных праздников, поминок, крестьяне в деревнях, ремесленники в городах. На них, как и на пирах  у богачей, участников застолий развлекали музыканты, певцы и плясуны. Подобные «бесовские» игрища вызывали возмущение церковников, обличавших «веселие многое»  со «смехотворцами», «празднословцами»  и «сквернословцами». Знатный человек, по Даниилу, «сбирает» «позорище» (зрелище), играниа, плясаниа». Даже в кругу семьи его волей появляются «скомарохи, плясцы, сквернословци»; тем самым хозяин «погубляа себе и дети, и жену, и вся сущая в дому, паче потопа оного»[5].

     Другие  пастыри говорят и пишут о  простонародье, которое любит глядеть  на подобные «позорные игры» не в  домах, а «на улице». Особое ожесточение  вызывало у них то, что во время  церковных праздников «простцы»  ведут себя, как язычники в древние  времена. Памфил, игумен псковского Елезарова  монастыря,в послании к псковским  властям во главе с наместником (1501) призывает их положить конец  святотатству: «Егда бо приходит великий  праздник, день Рождества Предтечева, и тогда во святую ту нощь мало не весь град взмятется и взбесится… Стучат бубны и глас сопелий и  гудут струны; женам же и девам  плескание (ладонями) и «плясание»; поют «всескверные песни»[3].

Осуждают они и  «ристание конское», охоту («ловы») знатного вельможи. «Кый же ли – обращается к нему митрополит Даниил, - прибыток ти есть над птицами дни изнуряти? Как же ти нужа есть псов множество имети? Все эти «утешения суетные» лишь отвлекают людей от дела, в том числе богоугодного 
– церковных обрядов, молитвенного бдения. Но народ, простой и богатый, продолжал ходить на такого рода развлечения. Известно, например, что царь Иван Грозный любил скоморохов – «веселых людей», собирал их, вместе с медведями, в столицу; сам участвовал в «игрищах» - плясках на пирах, одевал вместе с другими «машкеру»[2].

     В ХVI в. быт в основном сохранял прежние  черты. Появлялись и новые – пряности в богатых домах (корица, гвоздика и др.), лимоны, изюм, миндаль; колбаса, которую ели с гречневой кашей. Распространилась мода на тюбетейки (тафьи), осужденная Стоглавым собором. Больше строили каменные жилые дома, хотя основная их масса оставалась деревянной. Увлекались русичи также и игрой в шашки, шахматы. 

Фольклор XVI века.

   После монголо-татарского нашествия тема борьбы с ненавистной  Ордой становится ведущей в устном народном творчестве. Старые персонажи  в новых редакциях былин, новых  былинах спасают Киев от ордынских туменов (былина об Илье Муромце и Калине-царе), избивают ордынских придворных (былина о женитьбе князя Владимира), побеждают ордынцев в состязаниях (былина о Добрыне и Василии Каземировиче). Герои былин отказываются вести в Орду дань, как приказывает князь Владимир («Не желаем везти от тебя дани- пошлины»; последние именуются также «выходами княженецкими»[1]). Илья Муромец, выходец из народа, выражает в былинах его интересы, прежде всего русского крестьянства.

   В устном народном творчестве одним из самых распространенных жанров  постепенно становится историческая песня. Особенной популярностью  пользовалась песня о взятии Казани, продолжавшая тему героической борьбы народа с внешними  врагами. Вторая половина XVI века отмечена появлением в фольклоре социальной темы (песня о гневе Ивана Грозного на сына, цикл песен о Ермаке). Народ осуждает жестокость царя и его приближенных (Малюты  Скуратова), Выражает сочувствие их жертвам, верит в успешную борьбу с царскими воеводами и в освобождение от крепостной зависимости. В то же время он связывает свои надежды на торжество справедливости с образом «хорошего» царя. 

   Особенности просвещения и книгопечатания в XVI веке.

     Значительно возросла потребность и государства, и церкви в грамотных людях. На Стоглавом соборе в 1551 году было принято решение о создании в городах «книжных училищ». Помимо духовных лиц учителями выступали и светские «мастера грамоты», открывавшие частные двухгодичные школы. Обучение ограничивалось усвоением элементарной грамоты и открывало возможности дальнейшего самообразования, главным образом путем чтения книг. В XVI веке высокообразованные русские люди уже не редкость не только в духовной, но и в светской среде.

   Более широкое  распространение получила рукописная книга. Упростился и ускорился процесс  письма. Скоропись утвердилась не только в деловой переписке, но и  в книгописании. Основными центрами изготовления и хранения книг оставались монастыри. Значительными книжными собраниями обладали некоторые светские феодалы. Владельцами книг все чаще становились также посадские  люди, и даже крестьяне, которые покупали книги на рынке.

   Крупным событием культурной жизни страны явилось  начало книгопечатания. В 1553 – 1555 гг. в Москве неизвестными мастерами было осуществлено издание «Евангелия» и «Триоди постной». Но подлинный подъем книгопечатного дела в России связан с именем Ивана Федорова. В 1564 году в созданной на средства казны Московской типографии он выпустил первую русскую печатную датированную книгу «Апостол», отличавшуюся высоким уровнем типографского искусства. Иван Федоров был не только редактором, но и издателем книг.

   При не совсем ясных обстоятельствах он вместе со своим помощником Петром  Мстиславцем  вскоре уехал во Львов, но печатание  книг  в Москве продолжилось силами его учеников. 

Научные знания.

     В XVI веке идет активный процесс накопления научных знаний без теоретического осмысления и попыток их систематизации, поскольку эти знания носили в основном прикладной, сугубо практический характер.

В 16 веке в России умели уже производить все  четыре арифметических действия, в  том числе с дробями.

     Прикладным  характером отличались и медицинские  знания, в основе которых лежал  многовековой опыт народной медицины. В 1543 году появился перевод своеобразного  немецкого медицинского справочника  « Вертоград». А в 1581 году в Москве открылась первая аптека, обслуживавшая нужды царской семьи. Потребности широких слоёв населения в сведениях из области медицины удовлетворяли различные «Травники» и «Лечебники», оригинальные и переводные.

     Благодаря русским мореплавателям, путешественникам и посольским людям расширяются  географические познания, составляются описания стран, чертежи и карты  русских земель.

     В целом, однако, русская наука отставала  от западноевропейской из-за низкого  уровня теоретических разработок, что  особенно сказалось в естествознании.          

 Общественно – политическая мысль  и литература.

    Обстановка острой идейной борьбы, в которой происходило образование единого Российского государства, вызвала подъем общественно – политической мысли. В центре ее внимания стояли коренные вопросы жизни страны: о форме политического строя государства, характере и прерогативах складывающейся самодержавной власти, о формах государственного  управления и о месте в нем различных социальных групп, о роли церкви в едином русском государстве. Политическая борьба определила публицистический характер произведений духовных и светских авторов.

    В первой четверти  XVI века формируется политическая доктрина Российского государства. В легендарно - историческом повествовании «Сказание о князьях владимирских» подчёркивалась идея преемственности власти московских государей от византийских императоров: происхождение русских князей возводилось к римскому императору Августу, а князю Владимиру Всеволодовичу приписывалось получение царских регалий от императора Константина Мономаха. Эти легенды обосновывали право московских князей на самодержавную форму правления, способствовали укреплению авторитета их власти внутри страны и росту международного престижа Российского государства.

    Напряжённые поиски решения проблем  жизни  государства и общества нашли  отражение  в публицистических произведениях  иосифлянина митрополита Даниила, нестяжателей В. И. Патрикеева и Максима  Грека. Одним из самых своеобразных мыслителей первой половины XVI века  был Фёдор Карпов, дипломат и государственный деятель. Приверженец рационализма, он считал, что общество и государство должны строиться на основе жёсткого закона, способного пересечь произвол власти.

    В 40-70 годы XVI века центральное место в публицистике занимает творчество И. С. Пересветова. Выходец из русской шляхты Великого княжества Литовского, в своих челобитных он создаёт стройную теорию дворянского государства, облекая мысль в форму литературного повествования об идеальном монархе. В 1549 году другой дворянский идеолог, Ермолай-Еразм, пишет трактат «Благохотящим царём правительница и землемерие», посвящённый теории отношений внутри государства, точнее, крестьянскому вопросу. В публицистической полемике участвует и сам государь: В 1564-1577 годах Иван IV ведёт письменную полемику с беглым царём А. М. Курбским, приверженцем идеи сословно-представительной монархии, отстаивая в своих посланиях правильность проводимой политики и собственное понимание царской власти как имеющей божественное происхождение и не ограниченной никакими законами и установлениями.

    Русская общественная мысль XVI и особенно XVII веков заложила основы политической идеологии абсолютизма, обосновала необходимость проведения преобразований, наметила программу и пути их осуществления.

    Развитие  литературы отразило процессы, происходившие в общественно-политической жизни страны.

    Всё более  официальный характер приобретает  летописание. Важнейшее место среди произведений этого жанра занимает «Никоновский свод», вобравший в себя обширный летописный материал от начала Руси до 50-х годов XVI века, большое количество повестей, сказаний и других литературных произведений и подчинённый идее возвеличения власти московского царя. В середине XVI века на основе Никоновского свода» было начато составление иллюстрированной всемирной истории – «Лицевого летописного свода». Завершенный в 70-е годы, он представлял собой 12 украшенных великолепными миниатюрами фолиантов. Последний том свода посвящён царствованию Ивана IV и получил название «Царственная книга».

    Подчинение  исторического повествования идеологическим задачам, вольное обращение с  историческим материалом появилось  не только в летописании. В XVI веке появляются монументальные историко-литературные труды, большая часть из которых создаётся участниками кружка митрополита Макария.

    Под руководством Макария  в 1561 – 1563гг. была составлена «Книга степенная царского родословия» - цельное историческое произведение, в котором события расположены по семнадцати степеням – княжениям, от  Ольги и Владимира до Ивана Грозного. Все содержание «Книги степеней» подчинено прославлению правящей династии, обоснованию божественного происхождения царской власти. Кроме того, это сочинение ставит целью ярко проиллюстрировать идею давнего и прочного союза самодержавной власти и церкви.

    Значительным историческим сочинением этого периода стала «История о Казанском царстве» (1564-1566 г.г.), в которой взятие Казани представлена как мера необходимая для защиты русских земель, а не как захват чужой территории.

    Крупнейшим  литературным произведением XVI века, появление которого связано с деятельностью митрополита Макария и его единомышленников, стали «Великие Четьи – Минеи» - грандиозное 12-томное (по числу месяцев) собрание «всех книг, чтомых на Руси» - житий, сочинений отцов церкви, библейских сказаний, исторических повестей и других оригинальных и переводных литературных памятников (кроме летописей и хронографов). Работа над этим сводом – сбор, редактирование, переработка и переписывание – велась в течение 20 лет и была завершена в 1554 году. 

    Православие.

     Идеологию феодальной монархии, столь активно  обсуждавшуюся в публицистике, в  исторической и церковной литературе, протопоп Сильвестр применил к частной  жизни в знаменитом сочинении  «Домострой» (сер. ХVI в.), посвященном  быту и жизни зажиточной городской  семьи.

     В ХVI в. появился новый жанр литературы –  остросюжетная повесть («Повесть о купце Дмитрии Басарге и сыне его Борзомысле», нач. ХVI в.).

     Симптоматично, что и в этом жанре заметно  влияние общественно – политических идей. Кроме занимательности сюжета, успеху повести способствовало и  то, что ее героем был купеческий сын. С ростом товарно - денежных отношений торговый люд занимал заметное положение в феодальном обществе; обладая относительно высоким уровнем грамотности, он нуждался в своей литературе, и она появилась. 

Музыка  и театр.

Информация о работе Особенности развития русской культуры в XIV-XVI в.в.