Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 14:58, реферат
Культура – понятие историческое и многогранное. Каждый человек, живущий в своей стране, должен знать ее историю, особенно культуру. Без знания культуры прошлых лет невозможно понять то, что чувствовали люди в тот период времени, какие внутренние процессы давали толчок к ее развитию, какие особенности в культуре (архитектуре, литературе, живописи, образовании) были налицо, а какие менее заметны, что влияло на ее становление и развитие (влияние разных стран на жизнь России было огромным).
I.Введение. Русская культура как самобытное и уникальное явление
II.Основная часть. Развитие русской культуры в XIV-XVI веках
1.Последствия монголо-татарского нашествия для русской культуры
2. Основные тенденции развития культуры в XVI веке
3.Накопление знаний
4.Просвещение и книжное дело XIV-XV веков
5.Русская литература XIV-XV веков
6.Архитектура в XIV-XVI веках
7.Прикладное искусство
8.Развитие живописи в XVI-XVI веках
9.Быт
10.Фольклор XVI века
11.Особенности просвещения и книгопечатания в XVI веке
12.Научные знания
13.Общественно-политическая мысль и литература
14.Православие
15.Музыка и театр
III.Заключение. Специфические черты русской культуры
В целом
иноземцы - «фряги» (итальянцы) – художники,
архитекторы, мастеровые, ремесленники
оказали значительное влияние на
формирование русской культуры в
этот период. Но не меньшим мастерством
отличались и творения русских мастеров.
Например, псковскими зодчими была
создана в Кремле в 1489 году домовая
великокняжеская церковь Благовещения.
Прикладное искусство.
В ХIV в. возрождаются и набирают силы различные отрасли прикладного искусства. Это – украшение жилищ (изб, теремов) деревянной резьбой, роспись глиняной посуды, изготовление окладов рукописных книг, миниатюр к их текстам и др. Правда, многое не дошло до нас по разным причинам (пожары, хищения ордынцев и пр.), но кое-что сохранилось. Например, к 1339 г. относится «Сийское Евангелие», переписанное «в граде Москове»; в 50-е годы два мастера – Иоанн Тетеша и Лукьян – делают такую же работу, переписывают два Евангелия. Многие книги изготовляют в ХIV-ХV вв. в монастырях Троице-Сергиевом, Андроникове, Кирилло-Белозерском, Симонове.
Тверской
мастер Прокопий, по заказу своего великого
князя, пишет миниатюры к рукописи
сочинения византийского хрониста
Георгия Амартола. Лицевые (иллюстрированные)
рукописи делали новгородские мастера;
это – «Милятино Евангелие», «Пролог»,
«Апостол» (вторая половина ХIII в.). Им свойственны
тератологический («судовищный») стиль,
бытовые детали
(изображения воинов, гусляров, крестьян,
охотников, скоморохов и др.).
Жители новгородской Людогощинской улицы
заказали и поставили в церкви Флора и
Лавра деревянный крест с прекрасными
резными надписями и изображениями
(1359). Делали и резные кресты из камня. Высоким
мастерством отличаются серебряные кубки,
сосуды новгородских бояр; имена их сохранила
резьба на этой посуде.
Высокого
совершенства достигают мастера
сканого (филигранного), чеканного, литейного,
ювелирного дела, шелкового шитья. Резчиками
по дереву славился в ХV-ХVI вв. Троице-Сергиев
монастырь. Сохранилась пелена для
этой обители, вышитая Софьей Палеолог,
женой Ивана III (1494). Из мастерской Елены
Волошанки, жены его сына Ивана Ивановича
Молодого, вышла пелена с рисунком, на
котором изображен молебен 8 апреля 1498
г.; на нем присутствовали Иван III и его
великая княгиня, сын Василий и внук Дмитрий.
В ХVI в. приобрели известность художественные
вышивки из мастерской княгини Евфросинии
Старицкой.
Расцвет
переживали искусство басменного тиснения,
скани, эмали. Ювелиры создавали изумительные
по красоте и изяществу изделия из золота
(например, золотое блюдо царицы Марии
Темрюковны, подаренное ей Иваном Грозным
в 1561 г.).
Развитие живописи в XIV-XVI веках.
Эпоха
национального подъема времени
Куликовской победы, включившая и
годы подготовки к отпору извечному
врагу (60-е и 70-е годы ХIV в.), и время
после подвига русичей в
Рождественской на кладбище и др. Одни
из них привлекают монументальностью,
торжественностью; другие – мягкостью,
лиричностью То же можно сказать и о новгородских
иконах.
Мощная
кисть Феофана Грека (Гречина) прославила
новгородское и московское искусство.
В Новгород он приехал в 1370-е годы.
До этого работал в
В 1390-е годы Феофан Грек переехал в Москву. Здесь он расписывал кремлевские храмы – церковь Рождества Богородицы и придел Лазаря к ней (вместе с Симеоном Черным), соборы Благовещенский (вместе с Прохором с Городца и Андреем Рублевым), Архангельский. Для Благовещенского собора в Нижнем Новгороде великий живописец создал иконостас; сохранилась, к сожалению, лишь его часть. А московские росписи совсем не дошли до нас.
Известность и признание,
которые Феофан получил на Руси,
засвидетельствовал Епифаний Премудрый,
известный автор «житий»
Его
младший современник Андрей Рублев,
величайший русский живописец
Греком и Прохором с Городца, Благовещенский
собор в Кремле (в летописях известие об
этом – под 1405 г.; это – первое упоминание
о нем). Три года спустя он, уже в содружестве
с близким ему Даниилом Черным, трудится
над рукописями Успенского сбора во Владимире.
Следующие его творения – фрески и иконы
Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря
(середина 1420-х годов), в конце жизни –
фрески Андроникова монастыря.
Рублеву
или его ученикам приписывают
и другие работы, например, в
Звенигороде к западу от Москвы – росписи
алтарных столбов Успенского собора на
Городке, алтарной преграды Рождественского
собора Саввино-Сторожевского монастыря.
Предания говорят и о многих других фресках
и иконах, как будто им же написанных. Но
это весьма проблематично. Во всяком случае,
нельзя не видеть, что имя Рублева, его
мастерство приобретали большую популярность,
которая сохранилась и в более поздние
времена.
Самое
прославленное произведение Рублева
– «Троица» из иконостаса
Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря.
Образы трех ангелов, явившихся
Аврааму, написаны в благородных античных
традициях, с безупречной изящностью,
мягкостью, лиризмом. В иконе проявился
истинно национальный русский гений –
ее гармоничность, нежность, прозрачность
красок, поэтичность и душевность отразили
лучшие черты национального характера,
лиричность русской природы. То же можно
сказать об иконе «Спас» из
Звенигорода и других работах гениального
мастера. Простота, ясность, мягкость красок,
образов, идеи мира, гуманности, источаемые
его иконами и фресками, делают творения
Рублева высочайшими образцами живописного
мастерства, национального духа русского
народа эпохи собирания земель вокруг
Москвы, открытой борьбы с Ордой, складывания
великорусской народности[15]. Иконы и фрески
Рублева, он сам упоминаются в летописях.
Иконы его дарили друг другу знатные люди.
А стоглавый собор 1550 г. постановил: «Писати
иконописцем иконы… как писал Андрей
Рублев и прочие пресловущие иконописцы».[5].
Писание икон в ХV в. стало занятием многих людей, и они широко распространялись по всей Руси. Их сюжеты оставались традиционными – сцены и персонажи Ветхого и Нового Завета. Но нередко появляются и светские мотивы. Мастера пишут на иконах природу, городские здания и, что еще интересней, реальных людей. Так, на иконе «Молящиеся новгородцы» изображены боярин и его семья, всего девять фигур. На другой – новгородцы и суздальцы той поры, когда они сражались друг с другом на Ждане горе (1135). Иконопись Новгорода ХV в. переживала расцвет; она привлекает яркостью красок, точной и тонкой прорисовкой фигур. Московская живопись отмечена немалыми достижениями к концу ХV столетия. Связано это с творчеством выдающихся мастеров – Дионисия и его школы. Он сам и его помощники украшали фресками соборы Иосифо-Волоколамского, Пафнутьево-Боровского, Ферапонтова (под Вологдой) монастырей и др. Их же трудами создан иконостас Успенского собора в Московском Кремле. В изображении Богородицы, считавшейся покровительницей Москвы, других персонажей библейской истории поражают яркая красочность, декоративность, которые потом надолго станут отличительными чертами русской иконописи ХVI-ХVII вв. Творения Дионисия, «хитрого» (искусного), по словам летописца, мастера, и других художников пронизаны атмосферой победного ликования, торжественности, уверенности. Они ярко отразили свое время – завоевание независимости от Орды, объединение русских земель и создание единого могучего государства во главе с Москвой.
На рубеже ХV-ХVI столетий, с одной стороны, определяется преобладание московской живописной школы в России; с другой – усвоение ею традиций местных школ, которые постепенно нивелировались под влиянием общерусского культурного центра, каким стала Москва с ее мастерами, идеями, устремлениями. Парадность, торжественность, праздничность, ликующая возвышенность не могли не трогать сердца русских людей того славного и сложного времени. Но нарастали, и тогда, и позднее, черты официозности, возвеличения самодержавия. С этим причудливо сочетались черты реализма, пробивавшиеся сквозь толщу догматических, консервативных устоев в живописи, как и в целом в культуре. Например, в росписях царских палат, сделанных после «великого» московского пожара 1547 г. (а наблюдал за работой сам царский Сильвестр), преобладающее место заняли не церковные, а светские, в том числе исторические, темы. Подобные «вольности» вызвали протест поборников старины, традиционалистов. В частности, влиятельный царский дьяк И.Висковатый (глава Посольского приказа) возмущался тем, что Бог Саваоф и иные «духи» изображены на фресках по-земному, как обычные люди. Но его не послушали.
В середине
века, после взятий войсками Ивана
Грозного Казани, появилась икона
«Церковь воинствующая», посвященная
этому важному событию. На ней изображен
юный царь, скачущий с алым знаменем во
главе своих ратников. Многие «земные»
сюжеты художники запечатлели на миниатюрах
– в «Четьях-Минеях» митрополита Макария,
Лицевом летописном своде,
«Христианской топографии» Козьмы Индикоплова[3].
Красочность и тщательная проработка
деталей, изящество и тонкость рисунка
характерны для икон «Строгановской школы».
Ее представители «Прокопий Чирин, Никифор
Савин и др.) работали в Москве, но часто
выполняли заказы сольвычегодских богачей
Строгановых. Из произведения, яркие, красочные,
миниатюрные, напоминают ювелирные изделия.
Они оказали в последующем большое влияние
на развитие русского искусства; например,
ее традиции до сих пор сохраняют мастера
Палеха.
В целом живопись
конца ХV-ХVI в. дала русскому искусству
немало – мастерство в рисунке, яркость
красочной гаммы, радостное ощущение
бытия, подъем национального духа. Но
одновременно наблюдаются известный
отход от могучих образцов Андрея
Рублева и Феофана Грека, снижение
богатырского «дыхания» искусства эпохи
Куликовской битвы. При этом поступательное
развитие живописи подготовило его будущие
успехи.
Быт.
Быт
жителей Руси, России отличался устойчивостью.
Но отнюдь не затхлым консерватизмом,
вековечным застоем, как иногда изображалось
в литературе.
Русская деревянная изба, к примеру, столетиями
не меняла облик, сохраняла свои конструктивные
и функциональные черты, особенности.
Это говорит о том, что исстари обитатели
Восточной Европы нашли наилучшее их сочетание
в тех природных, в частности климатических
условиях, в которых они проживали. То
же можно сказать о многих приспособлениях,
предметах домашнего обихода наших предков.
Подавляющее большинство
жилищ той поры – полуземляночные
и наземные (срубные, стоявшие на земле)
избы. Полы в них – земляные или деревянные.
Часто имелись подклети – нижние помещения
для скота, вещей. В таком случае саму избу,
стоявшую над подклетью, наверху (на горе),
именовали горницей; горницу с «красными»
окнами, которые пропускали много света,
- светлицей.
Наконец, у наиболее зажиточных людей,
у знати имелся третий ярус – терем.
Естественно, размеры избы, резьба на ней и проч. зависели от положения хозяина – бедняка или богатея. Некоторые люди, из особо знатных, имели дома из нескольких срубов, с переходами, лестницами, крылечками, резными украшениями. Такие постройки, прежде всего у князей и бояр, напоминали дворцы большего или меньшего размеров.
Разной была и обстановка в доме. У тех, кто победней, - деревянные столы, скамьи, лавки вдоль стен. У богатых – те же предметы, еще табуретки, покрытые красивой резьбой, живописью; на них – подушки, валики; к ногам ставили маленькие скамеечки. Освещали избы лучинами, которые вставлялись в печную расщелину или металлический светец. У зажиточных завелись сальные свечи с подсвечниками, деревянными или металлическими, которые стояли на столах. Иногда встречались серебряные «шандалы», те же подсвечники, или светильники с растительным маслом.
Князья, бояре, купцы ходили в длинных, до пят, одеждах с вышивками и драгоценными каменьями; бедняки – в простых рубашках с поясом, коротких одеждах – из домотканого сукна, беленого холста. Зимой простонародье носило медвежьи шубы («нетуть беды ходити хотя и в медведине», по словам Нифонта, новгородского епископа)[1]; его обувь – лапти из лыка. У богатых – шубы из дорогих мехов, кожухи, опашни, однорядки для мужчин; те же шубы и опашни, а также кортели, летники, телогреи – для женщин; все это – из иноземных атласа, бархата, камки, сукна; украшались они соболями, каменьями, жемчугом. К богатым одеждам питали склонность и монахи. В одном духовном завещании (1479) говорилось об их «неправедном житии», запрещалось «ни немецкого платиа носити, ни с пухом шуб носити».
Митрополит
Даниил (первая половина ХVI в.) укоряет
молодых вельмож, которые коротко
стригут волосы, бреют или выщипывают
усы и бороду, красят щеки и губы,
как женщины, и тем нарушают обычаи
русской старины. То же – с одеждой
и обувью, чересчур, на его взгляд,
роскошными и к тому же неудобными
(от красных сапог, очень тесных,
этим щеголям приходится
«великую нужду терпети»). Под одежду они
подкладывают деревяшки, чтобы казаться
выше ростом. А женщины сверх меры белят
и красят лицо, «чернят глаза»; брови выщипывают
или наклеивают другие, «выспрь (вверх)
возводяще»; голове под убрусом придают
(расположив соответствующим образом
волосы) круглую форму.
Информация о работе Особенности развития русской культуры в XIV-XVI в.в.