Особенности развития русской культуры в XIV-XVI в.в.

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 14:58, реферат

Описание работы

Культура – понятие историческое и многогранное. Каждый человек, живущий в своей стране, должен знать ее историю, особенно культуру. Без знания культуры прошлых лет невозможно понять то, что чувствовали люди в тот период времени, какие внутренние процессы давали толчок к ее развитию, какие особенности в культуре (архитектуре, литературе, живописи, образовании) были налицо, а какие менее заметны, что влияло на ее становление и развитие (влияние разных стран на жизнь России было огромным).

Содержание

I.Введение. Русская культура как самобытное и уникальное явление

II.Основная часть. Развитие русской культуры в XIV-XVI веках

1.Последствия монголо-татарского нашествия для русской культуры

2. Основные тенденции развития культуры в XVI веке

3.Накопление знаний

4.Просвещение и книжное дело XIV-XV веков

5.Русская литература XIV-XV веков

6.Архитектура в XIV-XVI веках

7.Прикладное искусство

8.Развитие живописи в XVI-XVI веках

9.Быт

10.Фольклор XVI века

11.Особенности просвещения и книгопечатания в XVI веке

12.Научные знания

13.Общественно-политическая мысль и литература

14.Православие

15.Музыка и театр

III.Заключение. Специфические черты русской культуры

Работа содержит 1 файл

Реферат по истории.docx

— 71.96 Кб (Скачать)

     Этапное значение имело появление в России книгопечатания. Еще Иван III пытался наладить это дело – пригласил печатника Варфоломея Готана из Любека. Но тогда ничего не удалось сделать. Лишь в середине ХVI в., при Иване Грозном, началось печатание книг, сначала – так называемой безвыходной печати (с 1550-х годов), потом – с выходными данными. Первая такая книга – «Апостол», изданный 1 апреля 1564 г. Иваном Федоровым, дьяконом церкви в Московском кремле. Два года спустя он и его помощник Петр Мстиславец уехали в Литву. Сначала Федоров работал в белорусском Заблудове, затем – на Украине, во Львове (до кончины в 1583 г.). Здесь он издал тот же «Апостол», первый печатный букварь – «для пользы русского народа»[1]. А в Москве продолжатели его дела, сыгравшего огромную роль в дальнейшем развитии просвещения, опубликовали около 20 книг богословского содержания. 

Просвещение и книжное дело XIV-XV веков.

     Несмотря на то, что нашествие губительно сказалось на сохранности книжных богатств и на уровне грамотности, всё-таки традиции письменности и книжного дела, сложившиеся в XI-XII веках, удалось сохранить, и они получили дальнейшее развитие.

     Почти во всех крупных городах восстанавливаются  и расширяются монастырские школы  и училища для детей, существовавшие, как правило, при церквях. В XV веке такие училища были не только в городах, но и сельской местности. О довольно высоком уровне грамотности различных слоёв населения и широком распространении письменности в быту свидетельствуют многочисленные берестяные грамоты, относящиеся к этому периоду русской истории.

     Со  второй половины XIV века отмечается оживление книжного дела. Переписываются старые и создаются новые книги. С развитием книжности меняется характер письма, расширяется деловая документация. Претерпевает изменения техника письма. Дорогой пергамен начинает вытесняться более дешёвым материалом – бумагой. На смену уставному письму (строго каллиграфическому начертанию букв) в XIV веке приходит полуустав – более беглое и свободное письмо, а затем, с  XV века – скоропись, само название которой говорит о новом принципе написания. Изменение графики письма ускоряло время создания книги, удешевляло её и делало более доступной.

     Среди книг преобладали богослужебные, а  также так называемые четьи –  книги, предназначенные для индивидуального  чтения. 

     Русская литература XIV-XV веков.

     Русская литература XIV-XV веков вобрала в себя традиции древнерусской литературы с её яркой публицистичностью, заострённостью на важнейших политических проблемах. Особенно тесно было связано с общественно-политической жизнью летописание, которое после недолгого периода упадка возобновляется во многих крупных городах. С конца XIII – начала XIV века составление летописных сводов переживает значительный подъём. Наряду с Новгородом и Псковом летописи ведутся в Ростове Великом, Рязани и Твери. Постепенно ведущее место занимает московская летописная традиция, толчком для которой явились придворный «Летописец» Ивана Калиты и летопись митрополита Петра, а её центрами становятся Симонов, Андроников и другие монастыри. С возрастанием политической роли Москвы её летописные данные утрачивают локальные особенности и обретают общегосударственный характер. В 1408 году в Москве создаётся первый общерусский свод – Троицкая летопись. К 1480 году восходит создание Московского летописного свода – одного из самых значительных летописных произведений. В основе всех московских летописей лежит идея необходимости единства страны, сильной великокняжеской власти и ведущей роли Москвы и объединении русских земель.

     Победа  на Куликовом поле дала мощный толчок развитию патриотических чувств русских людей и вызвала к жизни цикл литературных произведений, среди которых наиболее глубоким и значительным является «Задонщина» - поэма, написанная Сифонием  Рязанцем в конце XV века. Характерная особенность «Задонщины» -  её связь со «Словом о полку Игореве». Создавая своё произведение, Софоний заимствовал у автора «Слова» литературные образы, стилистические обороты и выражения, художественные приёмы и даже отдельные отрывки. Но это не подражание, а сознательное сопоставление событий прошлого и настоящего, которое позволяет выразить главную мысль автора: залог победы – в единстве и согласованности действий русских князей. Самым популярным произведением куликовского цикла стало «Сказание о Мамаевом побоище», в котором широко использованы народные предания о Куликовской битве и изобразительные средства устного народного творчества.

     Подъёму русской культуры и искусства  в немалой степени способствовали восстановление и расширение культурных связей со странами Европы и Востока. Особенно важное значение для молодого Московского государства имели  отношения со славянскими народами Болгарии и Сербии. Южнославянским влиянием проникнута житийная литература. Признанным мастером этого жанра был Епифаний Премудрый (ум. в 1422г.), автор житий Сергея Радонежского и Стефана Пермского.

     Особое  место  в русской средневековой  литературе занимает  «Хронограф» - сборник занимательных повестей о событиях всемирной истории, подготовленный в 1442г. сербом Пахомием  Логофетом, жившим на Руси с 30-х гг. XV века вплоть до своей кончины в 1484г. Он также выступил редактором ряда известных на Руси житейных сказаний, близких по своей основе к народному творчеству.

     Расширение  политических, экономических и культурных связей Московского государства с другими странами отражает такой известный литературный памятник этой эпохи, каким является путевой дневник тверского купца Афанасия Никитина «Хождение за три моря», посвященный описанию его путешествия в Персию, Индию и другие страны Востока в 1466 – 1472 гг.

     Обзор всемирной истории давали Хронографы ХV-ХVI вв. «Жития» князей, иерархов церкви, причисленных к лику святых, прославляют их деятельности (Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Стефан Пермский и др.) Для «житийной»[7] литературы характерны панегирический стиль, торжественный, порой тяжеловесный язык. В то же время в ней встречаются живые, реалистические описания жизни монастырей, их обитателей. Имели хождение переводные литературные сочинения; из них, а также различных сборников (например, «Пчела» - свод афоризмов знаменитых авторов) образованные русские люди черпали мысли, изречения Демократа, Аристотеля, Меандра и других мудрецов, писателей.

     В сочинениях религиозных вольнодумцев-еретиков ХIV-ХVI вв. (они не сохранились, их содержание реконструируют по сочинениям оппонентов- ортодоксов, постановлениям церковных  Соборов) проповедуются смелые суждения о необходимости «дешевой» церкви, ненужности церковных таинств (причастие  и пр.), икон. Оспаривали они тезисы о троичности Бога, непорочном зачатии. 
Писали о равенстве людей, народов, вер. А Феодосий Косой, смелый вольнодумец середины ХVI в., обосновывал «рабье учение» с его коммунистическими идеалами в духе Томаса Мюнцера. Он пытался воплотить их в жизнь в рамках общины единомышленников.

     Эти реформационные, гуманистические в  основе своей идеи были задушены в  начале и середине ХVI в., когда еретиков, преданных анафеме, сжигали на кострах, ссылали, лишали церковного сана.

Примечательная черта  ХVI в. в области литературы – расцвет  публицистики. Авторы слов, посланий, поучений, трактатов развивают идеи централизации, усиления великокняжеской, царской  власти, роли церкви, о положении  крестьянства и др.

     Окольничий  Ф.И.Карпов, живший при Василии III, считал, что светская власть должна основывать свои действия на «законе» и «правде», подчинять «злых, которые не хотят излечиться и любить Бога»[8]. В реальной жизни он видит совсем другое.

     - Понял,  какими вредными и неугодными  путями, хромыми ногами, со слепыми  очами ныне ходит земная власть  и весь род человеческий.

     - В  наши времена начальники не  заботятся о своих подвластных  и убогих, но допускают, чтобы  их притесняли несправедливые  приказчики, которые не заботятся  о том, чтобы пасти порученное  им стадо, но заставляют жить  в тяжких трудах и терпении. 

Архитектура в XIV-XVI веках.

     После монголо-татарского разорения русская  архитектура переживала пору упадка и застоя. Монументальное строительство  прекратилось на полстолетия, кадры  строителей, по существу, были уничтожены, подорвана и техническая преемственность. Поэтому во многом приходилось начинать сначала. Строительство теперь сосредоточилось  в двух основных районах: на северо-западе (Новгород и Псков) и в древней Владимирской земле (Москва и Тверь). Географическое положение Пскова , постоянная опасность нападения Ливонского ордена обусловили развитие здесь оборонного зодчества. В ХIV – ХV вв. возведены каменные стены псковского детинца (Крома) и «Довмонтова города». К началу ХVI в. общая протяженность крепостных стен Пскова составила 9 км.

     Псковские храмы небольших размеров возводили  из местного камня и белили, чтобы  известняк не выветривался (церкви Василия на горке, 1413 г.; Георгия с взвоза, 1494 г. и др.). Архитектурный облик церквей оживлялся асимметричными крыльцами, папертями, звонницами, которые в целях экономии строились без собственного фундамента и возводились прямо над фасадом церкви, над папертью, даже над погребами (церковь Успения в Пароменье, 1521 г.) Вековые традиции, гибкость архитектурного мышления , практичность создали заслуженную славу псковским зодчим и позволили им в дальнейшем сделать весомый вклад в архитектуру единого Российского государства.

     В «послекуликовский» период московского зодчества (рубеж  XIV –ХV вв.) каменное строительство приобрело большой размах. Церкви строились не только в Москве или Коломне, но и в Звенигороде, Дмитрове, Можайске.

     Дошедшие  до нас постройки представляют новый  тип одноглавого храма башнеобразной  конструкции, поднятого на высоком  цоколе; со сложным верхом, увенчанным ярусами килевидных закомар и  кокошников, и вознесенным на высоком  барабане куполом, с системой лестниц, ведущих к перспективным порталам (Троицкий собор Троице – Сергиева монастыря, 1422-23 г.г.; Спасский собор Спасо – Андроникова монастыря в Москве, 1425 – 27 гг.)

На рубеже XV – XVI вв. начался новый этап развития каменного  зодчества. Творения русских мастеров в монументальных формах отражали крупные  перемены, происходившие в жизни  страны. С превращением Москвы в  столицу независимого единого государства, формированием представления о  ней как об оплоте Православия  связано стремление поднять художественный и технический уровень московского  строительства. Искуснейшие русские  мастера (псковичи, тверичане, ростовчане) работали здесь рядом с лучшими  зодчими Европы. В результате московское зодчество теряло региональную ограниченность и приобретало общерусский характер. К концу XV в. белокаменный Кремль Дмитрия  Донского (1367 г.) обветшал. Для возведения новых стен и башен Кремля (1465-95 гг.) были приглашены итальянские мастера (миланский инженер Пьетро Антонио  Солари и др.). Новые кирпичные  стены (протяженностью более 2 км с 18 башнями) оказались не только прекрасным укреплением, но и замечательным произведением  искусства. В 30- е годы XVI в. была возведена  вторая линия каменных укреплений в  Москве – стены Китай-города (зодчий Петрок Малый), а в 1585-93 гг. – третья – Белый город (мастер Федор Конь). Своеобразным итогом развития крепостного зодчества в XVI в. стал замечательный Смоленский кремль (1595-1602 гг., зодчий Ф.Конь). Инженерный и эстетический опыт Москвы использовали строители многих русских крепостей (Новгород,1490-1500 гг.; Нижний Новгород,1500-11 гг.; Тула, 1514-21 гг.; Коломна, 1525-31 гг. ).

     В конце  XIII – начале XIV века на Руси возобновляется каменное зодчество. Получили новое развитие  традиции местных архитектурных школ. Яркость и самобытность отличали зодчество Новгорода и Пскова. Новые искания и старые традиции отразились в новгородских церквях Спаса на Ковалеве (1345) и Успения на Волотовом поле (1352). Постройки второй половины XIV века свидетельствуют о формировании  особого новгородского архитектурного стиля, характерной чертой которого является нарядное внешнее убранство храмов. Образцами этой архитектурной школы являются церковь Фёдора Стратилата (1360)  и церковь Спаса на Ильине улице (1374). Псковские зодчие достигли больших успехов в крепостном строительстве.

     Ко  второй четверти XIV века относится начало каменного строительства в Москве. При Иване Калите в Московском Кремле возводится четыре каменных храма: кафедральный общерусский Успенский собор, почти повторявший Георгиевский храм в Юрьеве – Польском, церковь Ивана Лествичника, церковь Спаса на Бору и Архангельский собор. Ни одно из строений не сохранилось до наших дней, но предполагается, что построены они, были в духе традиций владимиро-суздальского зодчества. В 1367 году в Москве возводится белокаменный Кремль – единственный во всей Северо - Восточной Руси.

     XV век отмечен дальнейшим развитием двух основных русских архитектурных школ – новгородско-псковской и московской. Примером первого направления является церковь Василия на Горке (1413). Наиболее интересной гражданской постройкой этого периода является Грановитая палата в Новгороде (1433), возведённая по указанию архиепископа новгородского Ефимия, ярого противника Москвы, желавшего подчеркнуть суверенитет Новгорода.

     Уникальными сохранившимися памятниками ранней московской архитектуры являются собор  Успения на Городке в Звенигороде (около 1400), храмы Троице – Сергиева (1422), Саввино – Сторожевского (1405) и Андроникова (около 1427) монастырей. Образцами для них послужили  церковь Покрова на Нерли и  Дмитриевский собор во Владимире. Подчёркнутый интерес к зодчеству Владимира  был обусловлен идеей владимирского  великокняжеского наследства, которая  пронизывала всю московскую политику и нашла отражение в культуре и искусстве.

     В правлении  Ивана III огромное значение обретает развитие московской архитектуры, что напрямую было связано с укреплением великокняжеского могущества. В этот период была развёрнута широкомасштабная перестройка архитектурного облика Московского Кремля, осуществлённая русскими мастерами, совместно с приглашёнными итальянскими зодчими. В 1479 году итальянец Аристотель Фиораванти завершил возведение главного храма Русского государства – Успенского собора Кремля. Вслед за этим в Кремле были построены Грановитая палата (1487-1491), дворец великого князя, Архангельский собор (1505-1509) – усыпальница правящей великокняжеской династии, возведены кирпичные кремлёвские стены и башни. В их создании наряду с Фиораванти принимали участие итальянские архитекторы Антон Фрязин, Марко Руффо, Пьетро Солари, Алевиз Фрязин, Алевиз Новый.

Информация о работе Особенности развития русской культуры в XIV-XVI в.в.