Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 14:58, реферат
Культура – понятие историческое и многогранное. Каждый человек, живущий в своей стране, должен знать ее историю, особенно культуру. Без знания культуры прошлых лет невозможно понять то, что чувствовали люди в тот период времени, какие внутренние процессы давали толчок к ее развитию, какие особенности в культуре (архитектуре, литературе, живописи, образовании) были налицо, а какие менее заметны, что влияло на ее становление и развитие (влияние разных стран на жизнь России было огромным).
I.Введение. Русская культура как самобытное и уникальное явление
II.Основная часть. Развитие русской культуры в XIV-XVI веках
1.Последствия монголо-татарского нашествия для русской культуры
2. Основные тенденции развития культуры в XVI веке
3.Накопление знаний
4.Просвещение и книжное дело XIV-XV веков
5.Русская литература XIV-XV веков
6.Архитектура в XIV-XVI веках
7.Прикладное искусство
8.Развитие живописи в XVI-XVI веках
9.Быт
10.Фольклор XVI века
11.Особенности просвещения и книгопечатания в XVI веке
12.Научные знания
13.Общественно-политическая мысль и литература
14.Православие
15.Музыка и театр
III.Заключение. Специфические черты русской культуры
Этапное
значение имело появление в России
книгопечатания. Еще Иван III пытался наладить
это дело – пригласил печатника Варфоломея
Готана из Любека. Но тогда ничего не удалось
сделать. Лишь в середине ХVI в., при Иване
Грозном, началось печатание книг, сначала
– так называемой безвыходной печати
(с 1550-х годов), потом – с выходными данными.
Первая такая книга – «Апостол», изданный
1 апреля 1564 г. Иваном Федоровым, дьяконом
церкви в Московском кремле. Два года спустя
он и его помощник Петр Мстиславец уехали
в Литву. Сначала Федоров работал в белорусском
Заблудове, затем – на Украине, во Львове
(до кончины в 1583 г.). Здесь он издал тот
же «Апостол», первый печатный букварь
– «для пользы русского народа»[1]. А в
Москве продолжатели его дела, сыгравшего
огромную роль в дальнейшем развитии просвещения,
опубликовали около 20 книг богословского
содержания.
Просвещение и книжное дело XIV-XV веков.
Несмотря на то, что нашествие губительно сказалось на сохранности книжных богатств и на уровне грамотности, всё-таки традиции письменности и книжного дела, сложившиеся в XI-XII веках, удалось сохранить, и они получили дальнейшее развитие.
Почти
во всех крупных городах
Со второй половины XIV века отмечается оживление книжного дела. Переписываются старые и создаются новые книги. С развитием книжности меняется характер письма, расширяется деловая документация. Претерпевает изменения техника письма. Дорогой пергамен начинает вытесняться более дешёвым материалом – бумагой. На смену уставному письму (строго каллиграфическому начертанию букв) в XIV веке приходит полуустав – более беглое и свободное письмо, а затем, с XV века – скоропись, само название которой говорит о новом принципе написания. Изменение графики письма ускоряло время создания книги, удешевляло её и делало более доступной.
Среди
книг преобладали богослужебные, а
также так называемые четьи –
книги, предназначенные для
Русская литература XIV-XV веков.
Русская литература XIV-XV веков вобрала в себя традиции древнерусской литературы с её яркой публицистичностью, заострённостью на важнейших политических проблемах. Особенно тесно было связано с общественно-политической жизнью летописание, которое после недолгого периода упадка возобновляется во многих крупных городах. С конца XIII – начала XIV века составление летописных сводов переживает значительный подъём. Наряду с Новгородом и Псковом летописи ведутся в Ростове Великом, Рязани и Твери. Постепенно ведущее место занимает московская летописная традиция, толчком для которой явились придворный «Летописец» Ивана Калиты и летопись митрополита Петра, а её центрами становятся Симонов, Андроников и другие монастыри. С возрастанием политической роли Москвы её летописные данные утрачивают локальные особенности и обретают общегосударственный характер. В 1408 году в Москве создаётся первый общерусский свод – Троицкая летопись. К 1480 году восходит создание Московского летописного свода – одного из самых значительных летописных произведений. В основе всех московских летописей лежит идея необходимости единства страны, сильной великокняжеской власти и ведущей роли Москвы и объединении русских земель.
Победа на Куликовом поле дала мощный толчок развитию патриотических чувств русских людей и вызвала к жизни цикл литературных произведений, среди которых наиболее глубоким и значительным является «Задонщина» - поэма, написанная Сифонием Рязанцем в конце XV века. Характерная особенность «Задонщины» - её связь со «Словом о полку Игореве». Создавая своё произведение, Софоний заимствовал у автора «Слова» литературные образы, стилистические обороты и выражения, художественные приёмы и даже отдельные отрывки. Но это не подражание, а сознательное сопоставление событий прошлого и настоящего, которое позволяет выразить главную мысль автора: залог победы – в единстве и согласованности действий русских князей. Самым популярным произведением куликовского цикла стало «Сказание о Мамаевом побоище», в котором широко использованы народные предания о Куликовской битве и изобразительные средства устного народного творчества.
Подъёму
русской культуры и искусства
в немалой степени
Особое место в русской средневековой литературе занимает «Хронограф» - сборник занимательных повестей о событиях всемирной истории, подготовленный в 1442г. сербом Пахомием Логофетом, жившим на Руси с 30-х гг. XV века вплоть до своей кончины в 1484г. Он также выступил редактором ряда известных на Руси житейных сказаний, близких по своей основе к народному творчеству.
Расширение политических, экономических и культурных связей Московского государства с другими странами отражает такой известный литературный памятник этой эпохи, каким является путевой дневник тверского купца Афанасия Никитина «Хождение за три моря», посвященный описанию его путешествия в Персию, Индию и другие страны Востока в 1466 – 1472 гг.
Обзор всемирной истории давали Хронографы ХV-ХVI вв. «Жития» князей, иерархов церкви, причисленных к лику святых, прославляют их деятельности (Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Стефан Пермский и др.) Для «житийной»[7] литературы характерны панегирический стиль, торжественный, порой тяжеловесный язык. В то же время в ней встречаются живые, реалистические описания жизни монастырей, их обитателей. Имели хождение переводные литературные сочинения; из них, а также различных сборников (например, «Пчела» - свод афоризмов знаменитых авторов) образованные русские люди черпали мысли, изречения Демократа, Аристотеля, Меандра и других мудрецов, писателей.
В сочинениях
религиозных вольнодумцев-
Писали о равенстве людей, народов, вер.
А Феодосий Косой, смелый вольнодумец
середины ХVI в., обосновывал «рабье учение»
с его коммунистическими идеалами в духе
Томаса Мюнцера. Он пытался воплотить
их в жизнь в рамках общины единомышленников.
Эти реформационные, гуманистические в основе своей идеи были задушены в начале и середине ХVI в., когда еретиков, преданных анафеме, сжигали на кострах, ссылали, лишали церковного сана.
Примечательная черта ХVI в. в области литературы – расцвет публицистики. Авторы слов, посланий, поучений, трактатов развивают идеи централизации, усиления великокняжеской, царской власти, роли церкви, о положении крестьянства и др.
Окольничий Ф.И.Карпов, живший при Василии III, считал, что светская власть должна основывать свои действия на «законе» и «правде», подчинять «злых, которые не хотят излечиться и любить Бога»[8]. В реальной жизни он видит совсем другое.
- Понял,
какими вредными и неугодными
путями, хромыми ногами, со слепыми
очами ныне ходит земная
- В
наши времена начальники не
заботятся о своих подвластных
и убогих, но допускают, чтобы
их притесняли несправедливые
приказчики, которые не заботятся
о том, чтобы пасти порученное
им стадо, но заставляют жить
в тяжких трудах и терпении.
Архитектура в XIV-XVI веках.
После
монголо-татарского разорения русская
архитектура переживала пору упадка
и застоя. Монументальное строительство
прекратилось на полстолетия, кадры
строителей, по существу, были уничтожены,
подорвана и техническая
Псковские храмы небольших размеров возводили из местного камня и белили, чтобы известняк не выветривался (церкви Василия на горке, 1413 г.; Георгия с взвоза, 1494 г. и др.). Архитектурный облик церквей оживлялся асимметричными крыльцами, папертями, звонницами, которые в целях экономии строились без собственного фундамента и возводились прямо над фасадом церкви, над папертью, даже над погребами (церковь Успения в Пароменье, 1521 г.) Вековые традиции, гибкость архитектурного мышления , практичность создали заслуженную славу псковским зодчим и позволили им в дальнейшем сделать весомый вклад в архитектуру единого Российского государства.
В «послекуликовский» период московского зодчества (рубеж XIV –ХV вв.) каменное строительство приобрело большой размах. Церкви строились не только в Москве или Коломне, но и в Звенигороде, Дмитрове, Можайске.
Дошедшие
до нас постройки представляют новый
тип одноглавого храма
На рубеже XV – XVI вв.
начался новый этап развития каменного
зодчества. Творения русских мастеров
в монументальных формах отражали крупные
перемены, происходившие в жизни
страны. С превращением Москвы в
столицу независимого единого государства,
формированием представления о
ней как об оплоте Православия
связано стремление поднять художественный
и технический уровень
В конце XIII – начале XIV века на Руси возобновляется каменное зодчество. Получили новое развитие традиции местных архитектурных школ. Яркость и самобытность отличали зодчество Новгорода и Пскова. Новые искания и старые традиции отразились в новгородских церквях Спаса на Ковалеве (1345) и Успения на Волотовом поле (1352). Постройки второй половины XIV века свидетельствуют о формировании особого новгородского архитектурного стиля, характерной чертой которого является нарядное внешнее убранство храмов. Образцами этой архитектурной школы являются церковь Фёдора Стратилата (1360) и церковь Спаса на Ильине улице (1374). Псковские зодчие достигли больших успехов в крепостном строительстве.
Ко второй четверти XIV века относится начало каменного строительства в Москве. При Иване Калите в Московском Кремле возводится четыре каменных храма: кафедральный общерусский Успенский собор, почти повторявший Георгиевский храм в Юрьеве – Польском, церковь Ивана Лествичника, церковь Спаса на Бору и Архангельский собор. Ни одно из строений не сохранилось до наших дней, но предполагается, что построены они, были в духе традиций владимиро-суздальского зодчества. В 1367 году в Москве возводится белокаменный Кремль – единственный во всей Северо - Восточной Руси.
XV век отмечен дальнейшим развитием двух основных русских архитектурных школ – новгородско-псковской и московской. Примером первого направления является церковь Василия на Горке (1413). Наиболее интересной гражданской постройкой этого периода является Грановитая палата в Новгороде (1433), возведённая по указанию архиепископа новгородского Ефимия, ярого противника Москвы, желавшего подчеркнуть суверенитет Новгорода.
Уникальными сохранившимися памятниками ранней московской архитектуры являются собор Успения на Городке в Звенигороде (около 1400), храмы Троице – Сергиева (1422), Саввино – Сторожевского (1405) и Андроникова (около 1427) монастырей. Образцами для них послужили церковь Покрова на Нерли и Дмитриевский собор во Владимире. Подчёркнутый интерес к зодчеству Владимира был обусловлен идеей владимирского великокняжеского наследства, которая пронизывала всю московскую политику и нашла отражение в культуре и искусстве.
В правлении Ивана III огромное значение обретает развитие московской архитектуры, что напрямую было связано с укреплением великокняжеского могущества. В этот период была развёрнута широкомасштабная перестройка архитектурного облика Московского Кремля, осуществлённая русскими мастерами, совместно с приглашёнными итальянскими зодчими. В 1479 году итальянец Аристотель Фиораванти завершил возведение главного храма Русского государства – Успенского собора Кремля. Вслед за этим в Кремле были построены Грановитая палата (1487-1491), дворец великого князя, Архангельский собор (1505-1509) – усыпальница правящей великокняжеской династии, возведены кирпичные кремлёвские стены и башни. В их создании наряду с Фиораванти принимали участие итальянские архитекторы Антон Фрязин, Марко Руффо, Пьетро Солари, Алевиз Фрязин, Алевиз Новый.
Информация о работе Особенности развития русской культуры в XIV-XVI в.в.