Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2011 в 09:40, контрольная работа
Целью этой контрольной работы является:
-изучение факторов, повлиявших на ход истории России;
-своеобразие природно-климатических условий, географические и геополитические особенности;
-религиозный фактор, фактор социальной организации. Их влияние на исторический путь России и результат их взаимного воздействия на протяжении многовековой истории.
Введение……………………………………………………………………….3
Цивилизационный и формационный подходы к российскому Обществу...7
Факторы самобытности русской истории (природно-климатический,
геополитический, религиозный)………………………………………...…..13
Цикличность в развитии российского общества…………………………..27
Заключение…………………………………………………………………...36
Список литературы…………………………………………………………..38
Но кроме неблагоприятных, были и благоприятные для исторического развития России геополитические факторы. Первый из них – специфика речной сети Восточно-европейской равнины, которую отмечал еще Геродот. Однообразна природа Великой восточной равнины, не поразит она путешественника чудесами; одно только поразило в ней наблюдательного Геродота, “В Скифии, – говорит он, – нет ничего удивительного, кроме рек, ее орошающих: они велики и многочисленны”. Действительно, обширному пространству древней Скифии соответствуют исполинские системы рек, которые почти переплетаются между собою и составляют, таким образом, по всей стране водную сеть, из которой народонаселению трудно было высвободиться для особенной жизни; как везде, так и у нас реки служили проводниками первому народонаселению, по ним сели племена, на них явились первые города; так как самые большие из них текут на восток или юго-восток, то этим условилось и преимущественное распространение Русской государственной области в означенную сторону; реки много содействовали единству народному и государственному, и при всем том особые речные системы определяли вначале особые системы областей, княжеств.
Р.Пайпс говорил, что Россия
обладает единственной в своем
роде сетью судоходных водных
путей, состоящих из больших
рек с их многочисленными
Другим благоприятным для
Нахождение России между
Религиозный
фактор
Если рассмотренные выше
И Запад, и Россия - страны христианские,
но христианство попало сюда
через разные страны: на Запад
– через Рим, в Россию –
через Византию. Как справедливо
в свое время отмечал
По мнению Н.Я. Данилевского, эллинский
культурно-исторический тип
Как же особенности римской
и эллинской цивилизаций
В результате того, что Россия
и Запад получили христианство
через разных посредников,
Не вмешиваясь непосредственно в дела светской власти, православие, тем не менее, оказало определяющее влияние на русскую политическую традицию. Исследовавший этот вопрос И.Н. Ионов отмечает, что одним “из центральных понятий государственной идеологии Византии было понятие таксиса, сущность которого заключалась... в сближении, соединении земного и небесного порядков. Соединяющей силой была власть императора, нормальное функционирование которой во многом снимало напряжение (противоречие между сущим и должным, между земным и небесным порядком)... Тем самым в православии власть “настоящего”, православного царя становилась гарантом возможности будущего “спасения” после смерти... Если в европейском городе в протестантской среде верования толкали человека к активной экономической деятельности (ее успех помогал ему убедиться в своей “избранности”, в грядущем индивидуальном “спасении”), то в русском городе перед человеком открывался не экономический, а политический путь “спасения”, причем с сильной коллективной составляющей. Отсюда, с одной стороны, экономическая активность европейцев и создание ими гражданского общества как механизма утверждения своих интересов, как инструмента борьбы за экономический успех, а с другой – поиски “настоящего” царя в России... Постепенная секуляризация... воззрений привела к тому, что на Западе, особенно в США, высшим критерием оценки деятельности человека, если угодно, воплощением смысла жизни, стали оценки рынка, богатство, в то время как у нас сближение сущего и должного было реализовано в форме коллективного движения к лучшему будущему, в идеях социальной справедливости... Силой, соединяющей сущее и должное... в СССР по-прежнему оставалась государство.
Цикличность в развитии российского общества.
Социальные психологи выделяют четыре базовые реакции социума на кризисные ситуации, а именно:
-апокалипсические настроения;
-идеализация прошлого;
-поиск «козла отпущения»;
-утопические
ожидания. Конкретное соотношение
этих реакций определяет форму
группового поведения и
Апокалипсическая реакция связана с тем, что переживаемый социальный кризис представляется как самый острый, болезненный; поэтому широко распространяются социальные установки типа: « хуже, никогда не было», « это конец всему», выхода нет». На самом деле в истории страны были ситуации намного хуже, а главное - кризисы рано или поздно преодолевались.
Идеализация прошлого также
Поиск главного виновника
«Утопическое ожидание» - ещё одна реакция обыденного осознания на социальный кризис. Непереносимость трудностей, порождаемых кризисной ситуацией, подталкивает на поиск быстрого выхода из нее, но этот критически не оценивается, не принимается во внимание его бессмысленность сложной реальности. В кризисных ситуациях большой популярностью пользовались такие нереальные проекты, как «догнать перегнать Америку», «построить коммунизм к 1980 году», «каждой семье - отдельную квартиру» и т.п.
Вышеперечисленные реакции на кризисные ситуации наблюдаются у любого этноса. Примерно так же реагировали американцы на кризис 1929 года; похожие реакции были в китайском обществе в период культурной революции.
Этнический характер не только отражает различные исторические условия, но и сам творит историю.
Например, американский этнос, развивавшийся в условиях демократической конституции, выбирает президента на четыре года. За 200 лет ни один президент не вышел из-под контроля общества. Если президент хорошо справляется со своими обязанностями, его переизбирают ещё на четыре года.
Как показал В.Е. Чертихин, у русского человека была совершенно другая реакция на схожие исторические ситуации. Из-за противоречивых особенностей этнического характера русский человек, чаще всего, выбирает или «модель Смутного времени» (термин В.Ключевского ), или «маятниковую модель» (термин А.Ахизера ).
Термин модель Смутного времени в наши дни стал популярен, но иногда он употребляется и как метафора. Наиболее полное теоретическое изучение модели Смутного времени сделал В.Ключевский. На основе этих теоретических матерьялов даже можно было вывести формулу Смутного времени, составляющими элементами которой будут:
-основная задача.
-основные социальные силы.
-основные действующие лица.
В.Ключевский обратил внимание на то, что во время Смутного времени « московское государство испытало страшное потрясение, поколебавшее самые глубокие его основы».
Одну из важнейших причин Смуты Ключевский видел в смене главной хозяйственной единицы- вотчины, другой основной хозяйственной единицей – дворянским поместьем. Он указал на серьёзные изменения, происходившие в правящем классе России: на смену боярству пришло дворянство. Боярство – «класс, державший всякую справу в государстве, стал разрушаться с начала Смутного времени, хотя почин в этом деле принадлежит ещё Грозному.
Таким образом, основным содержанием Смутного времени (1598—1613 годы) был серьезный сдвиг в области общественных отношений, и прежде всего в сфере аграрных отношений, которые тогда были
Иными словами, основная задача Смутного времени заключалась в смене одних социальных
отношений другими, в данном случае боярско-вотчинных дворянско- помещичными.
Вторая составляющая формулы Смутного времени — основные социальные
силы. По мнению Ключевского, в Смуту более или менее последовательно, а иногда одновременно вступали следующие силы: боярство, столичное дворянство, провинциальное дворянство, крестьянство, казачество.