Основные задачи и направления внешней политики СССР в годы "Холодной войны"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 14:54, реферат

Описание работы

Первые майские дни 1945 года стали звездным часом Человечества. На какие — то мгновения мир наполнился радостью, счастьем, вселенским единением народов и наций.
Казалось, война навсегда ушла в прошлое и теперь на Земле воцарится Вечный Мир, Добро и Справедливость. Отрезвление наступило достаточно быстро: армии и горы оружия не растаяли под весенним майским солнцем. Потенциал вражды и ненависти в отношениях между народами и государствами нарастал с каждым днем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
О ГЕНЕЗИСЕ И КОНТУРАХ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» 4
НОВОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО США 7
«МАНХЭТТЕНСКИЙ ПРОЕКТ» 8
РЕЧЬ УИНСТОНА ЧЕРЧИЛЛЯ В ФУЛТОНЕ 10
ПРОТИВОСТОЯНИЕ 13
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР 15
КРИЗИС ОТНОШЕНИЙ С КИТАЕМ 15
СССР И СТРАНЫ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ 18
КАРИБСКИЙ КРИЗИС 19
РАЗРЯДКА 21
В ГОДЫ «ПЕРЕСТРОЙКИ» 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
БИБЛИОГРАФИЯ 27

Работа содержит 1 файл

Наброски Холодная война.docx

— 85.36 Кб (Скачать)

Трудности в экономической  сфере, идеологизация общественно-политической жизни, усиление международной напряженности — таковыбыли результаты развития общества в первые послевоенные годы. В этот период еще более окреп режим личной власти И. В. Сталина, ужесточилась командно-административная система. В эти же годы в общественном сознании все более четко формировалась мысль о необходимости перемен в обществе. Смерть И. В. Сталина(март 1953 г.) облегчила поиски выхода из противоречий, опутавшихвсе сферы общественной жизни.

КАРИБСКИЙ КРИЗИС

Важным, хотя и совершенно неожиданным для советского руководства  внешнеполитическим успехом СССР стала  победа революции на Кубе в 1959г. После  взятия власти новые кубинские руководители во главе с Ф. Кастро выступали  первоначально, скорее, с националистических позиций. Однако непродуманная политика США по отношению к Кубе привела  к тому, что кубинцы обратились за помощью к Советскому Союзу. Постепенно Кастро начал менять свои взгляды  и объявил о необходимости  построения коммунистического общества на Кубе. Американское правительство  поручило ЦРУ свергнуть его режим. После неудачной операции в 1961 г., которую американцы пытались провести руками кубинских эмигрантов, США  принялись готовить уже более  широкомасштабную военную операцию с использованием армии и морской  пехоты. Н.С. Хрущев поддерживал кубинских  союзников. На остров в 1962 г. были скрытно  переброшены советские войска, в  том числе и части, вооруженные  ракетами средней дальности с  ядерными боеголовками (операция «Анадырь»). Установка ракет на Кубе стала  ответом советского руководства  на размещение американских ракет средней  дальности около советских границ — в Турции, Италии и Англии (ракеты «Тор» и «Юпитер»). Установка советских  ракет на Кубе еще не была завершена, когда об их размещении благодаря  разведывательной авиации узнали американцы. Размещение на Кубе советских ракет стало для американской администрации поводом для серьезного беспокойства. Результатом этого стал так называемый Карибский (Кубинский) кризис октября 1962 г. Советник президента США Дж. Кеннеди Т. Соренсен оценил ситуацию следующим образом: «Не вызывает сомнений то обстоятельство, что эти размещенные на Кубе ракеты, взятые сами по себе, на фоне всего советского мегатоннажа, который мог бы обрушиться на нас, фактически не меняют стратегического баланса. Но баланс мог бы существенно измениться в вопросах национальной воли и способности мирового лидерства». Президент Кеннеди считал, что не может не отреагировать на столь явную угрозу — в противном случае против него мог быть возбужден процесс импичмента (лишения президентского поста). 22 октября 1962 г. была объявлена блокада Кубы. Это означало, что военно-морские корабли США останавливали все суда, идущие на Кубу. Разумеется, в первую очередь речь шла о судах, доставлявших на Кубу советские ракеты. В ходе этого кризиса Вашингтон показал себя готовым на ядерный конфликт, который мог бы начаться, если бы советские корабли не подчинились. Существовала опасность того, что советские подводные лодки начнут топить корабли, осуществляющие блокаду. Готовность администрации Кеннеди испытать риск ядерной войны должна была основываться на том, что установка этих ракет меняет стратегический баланс между США и СССР. Однако это было не так. Даже согласно оценке ЦРУ США и Объединенного комитета начальников штабов, американские ракеты среднего радиуса в Турции и Италии не оказывали решающего влияния на общий стратегический баланс двух сверхдержав, чьи стратегические арсеналы не зависели от Турции или Кубы. Тайно созванный «исполнительный комитет» Совета национальной безопасности США пришел к выводу, что ракеты на Кубе не оказывают критического влияния на стратегический баланс двух сверхдержав. В конечном счете, Карибский кризис положил начало процессу определенного отрезвления, приходу понимания того, что в современном ядерном конфликте не может быть победителей и дипломатия «холодной войны» должна помнить, что ее ошибки могут иметь фатальные последствия. В дни Карибского кризиса советские ракетные войска были приведены в состояние боевой готовности. Мир оказался на грани атомной войны. В самый последний момент начались напряженный обмен мнениями и переговоры. Ситуацию удалось разрядить. В тех условиях советское руководство предприняло немыслимый для нормальной дипломатической практики шаг. Для того чтобы немедленно довести советскую точку зрения до США, 27 октября по обычной радиовещательной сети в 17 часов по московскому времени было передано послание председателя Совета министров СССР Н.С. Хрущева президенту США Дж. Кеннеди. В ответ администрация США также пошла на нарушение обычной практики. Текст ответного послания Кеннеди был передан прессе. Причина была та же, что и в радиообращении Хрущева, — желание ускорить время передачи, миновать неизбежно долгий процесс зашифровки и расшифровки дипломатических телеграмм. После обмена этими посланиями напряженность стала быстро спадать. Правительство СССР пообещало вывести ракеты с Кубы, а американцы обязались не вторгаться на остров и убрать свои ракеты из Турции. Однако военная база США на южном кубинском побережье, в Гуантанамо, осталась в неприкосновенности. Но в целом итоги Карибского кризиса стали новой победой Советского Союза в противостоянии двух систем. Хрущев добился главных целей — обеспечил неприкосновенность Кубы, блокировав американское вторжение на ее территорию, и добился удаления американских ядерных ракет из Турции. Результаты полученных преимуществ можно наблюдать даже в начале ХХI в.: Куба сохранила независимость, а на территории Турции нет ядерных ракет. В то же время первое ядерное противостояние показало, что ни СССР, ни США не готовы в реальности перейти от информационной войны и противостояния в третьих странах к реальному вооруженному конфликту. Сокрушительная мощь атомного оружия оказалась сдерживающим фактором, заставлявшим великие державы и их лидеров более упорно искать пути к политическому компромиссу. В 1963 г. была установлена прямая линия телефонной связи между Белым домом и Кремлем. Американская сторона сделала беспрецедентные шаги: поддержала вместе с Советским Союзом в ООН резолюцию, запрещавшую размещение ядерного оружия в космосе, подписала соглашение о продаже СССР зерна. Соединенные Штаты пошли на договорное ограничение испытаний ядерного оружия. Особенно существенное значение имел заключенный в Москве в августе 1963 г.

Договор о запрещении ядерных  испытаний в атмосфере, космическом  пространстве и под водой, ставивший  реальную преграду на пути совершенствования  ядерного оружия, оберегавший экологическую  среду и в целом служивший  целям взаимного доверия трех подписавших его сторон — СССР, США и Англии. Отныне для модернизации атомных вооружений разрешались  исключительно подземные ядерные  испытания, которые США проводили  на полигонах в Неваде, а СССР — в Казахстане, в районе Семипалатинска. Западноевропейские страны, столкнувшись с опасностью возникновения ядерной  войны, осознали, что первой ее жертвой  стала бы Европа. Поэтому эти страны раньше США встали на путь разрядки с Восточной Европой. В середине 1960_х гг., когда Америка вела войну  во Вьетнаме, президент Франции де Голль интенсифицировал политику разрядки, а вскоре и другие лидеры западноевропейских стран приобрели более значительный — в сравнении с США —  опыт связей с Востоком. Они стали  дорожить этими связями, и попытки  США разрушить их вызывали лишь разногласия  между союзниками. Новое советское  руководство проводило активную внешнюю политику по всем направлениям. Удалось сдвинуть с мертвой точки  отношения с главным соперником — США, сохранить и укрепить социалистическое содружество в Восточной Европе и наладить дружественные отношения  с развивающимися странами. Таким  образом сложная, порой взрывоопасная  политическая обстановка конца 1950-х  — начала 1960-х гг. приводила к  тому, что любой случайности в  отношениях между СССР и США было достаточно, чтобы сорвать договоренности, достигавшиеся месяцами, а то и  годами.

РАЗРЯДКА

Вспышки «холодной войны» между Востоком и Западом чередовались с периодами разрядки, потепления. Самая длительная эпоха разрядки наступила в 70-е гг.

В эти годы СССР и США  заключили ряд важных договоров  об ограничении вооружений. Венцом разрядки стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. В течение  двух лет совещались представители  США, Канады и всех европейских государств, кроме Албании.

1 августа 1975 г. в столице  Финляндии Хельсинки эти страны  подписали Заключительный акт  совещания. От Советского Союза  его скрепил подписью Леонид  Брежнев. Этот документ окончательно  узаконил послевоенный раздел  Европы. Советская внешняя политика достигла цели, к которой стремилась целых 30 лет. В обмен на эту уступку Запада СССР обязался уважать права человека.

Незадолго до этого, в июле 1975 г., состоялся знаменитый советско-американский совместный полёт на космических кораблях «Союз» и «Аполлон». В СССР прекратили глушить западные радиопередачи. Казалось, эпоха «холодной войны» навсегда отошла в прошлое. Однако в декабре 1979 г. советские войска вступили в Афганистан, и начался ещё один, последний период «холодной войны». Как и прежде, «холодная война» велась не только в политике, но и в области культуры, спорта... США и многие другие страны Запада бойкотировали Олимпийские игры 1980 г. в Москве. В ответ спортсмены стран Восточной Европы бойкотировали следующую Олимпиаду в Лос-Анджелесе в 1984 г.

Отношения между Западом  и Востоком достигли точки замерзания, когда по решению советского руководства был сбит южнокорейский самолёт с мирными пассажирами на борту, оказавшийся в воздушном пространстве СССР. Это произошло в ночь на 1 сентября 1983 г. После этого события президент США Рональд Рейган с негодованием назвал Советский Союз «империей зла и центром зла».

Только к 1987 г. отношения  между Западом и Востоком вновь начали постепенно улучшаться. 
  В 1988-1989 гг. в советской политике произошли коренные перемены. Внутри страны власти постепенно отказывались от прежней советской идеологии. В результате исчезало традиционное обоснование раздела Европы и противостояния с Западом. Так же последовательно СССР отказался от всех прежних положений своей внешней политики. 
  Первым из таких положений была неизменность положения в Восточной Европе. Теперь здесь начались бурные перемены. В 1989 г. по восточноевропейским странам прокатилась волна революций, отстранивших от власти коммунистические партии. СССР не только не препятствовал этим переменам, но и оказывал им поддержку. В ноябре 1989 г. прекратила существование Берлинская стена - символ раздела Европы. Впечатляющим завершением этого процесса стал роспуск Варшавского Договора, который произошел 1 июля 1991 г. К тому времени советские войска уже покинули Венгрию и Чехословакию, а Восточная Германия, объединившись с ФРГ, влилась в НАТО. 
  Отказался СССР и от расширения своего влияния в развивающихся странах. Например, правительство Кубы почти утратило поддержку со стороны СССР. Ушли советские войска из Афганистана.  
  Постепенно отпала идея военного противостояния с Западом, а следовательно, и идея равенства в вооружениях. В результате в 1987 г. впервые в истории страны Востока и Запада начали сокращение вооружений. Но вскоре в самом СССР стали происходить достаточно серьезные изменения. Пришел к власти Горбачев и провозгласил новый внешнеполитический курс страны, направленный на сокращение ядерных и обычных вооружений.  
  Это связано с приходом к власти Горбачева, который и провозгласил новый внешнеполитический курс страны, направленный прежде всего на сокращение ядерных и обычных вооружений. При этом СССР проявлял готовность идти на уступки. "Холодная война" завершилась. 

В ГОДЫ «ПЕРЕСТРОЙКИ»

В 1988—1989 гг. в советской  политике произошли коренные перемены. Внутри страны власти постепенно отказывались от прежней советской идеологии. В результате исчезало традиционное обоснование раздела Европы и противостояния с Западом. Так же последовательно Советский Союз отказался от всех прежних «китов» своей внешней политики.

Первым из таких «китов»  была неизменность положения в Восточной  Европе. Теперь здесь начались бурные перемены. В 1989 г. по восточноевропейским  странам прокатилась волна революций, отстранивших от власти коммунистические партии. Советский Союз не только не препятствовал этим переменам, но и оказывал им поддержку. В ноябре 1989 г. прекратила существование Берлинская стена — символ раздела Европы. Впечатляющим завершением этого процесса стал роспуск Варшавского Договора, который произошёл 1 июля 1991 г. К тому времени советские войска уже покинули Венгрию и Чехословакию, а Восточная Германия, объединившись с ФРГ, влилась в НАТО.

Отказался Советский Союз и от расширения своего влияния в  развивающихся странах. Например, правительство  Кубы почти утратило поддержку со стороны СССР. Ушли советские войска из Афганистана.

Постепенно отпала идея военного противостояния с Западом, а, следовательно, и идея «равенства в вооружениях». В результате в 1987 г. впервые в истории страны Востока и Запада начали сокращение вооружений. При этом СССР проявлял готовность идти на уступки.

На Западе подобный резкий поворот в советской внешней  политике связывали с именем президента СССР Михаила Горбачёва. Благодаря своей деятельности он приобрёл огромную популярность в странах Запада. 15 ноября 1990 г. М. Горбачёв был награждён Нобелевской премией мира.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важнейшим направлением внешней политики СССР в первые послевоенные годы являлось формирование прочной системы безопасности страны, как в Европе, так и на дальневосточных рубежах. В результате победы стран антигитлеровской коалиции над державами фашистско-милитаристского блока роль и влияние Советского Союза в международных отношениях неизмеримо возросли. В процессе послевоенного мирного урегулирования в Европе произошли значительные территориальные изменения, в том числе и на западных границах СССР. Была ликвидирована Восточная Пруссия, часть которой была передана Польше, а города Кенигсберг и Пиллау с прилегающими к ним районами были присоединены к СССР и образовали Калининградскую область РСФСР. К Литовской ССР отошла территория Клайпедской области, оккупированная нацистской Германией в ходе Второй мировой войны, а также часть территории Белоруссии. К Эстонской ССР была присоединена часть Псковской области.

 

На Дальнем Востоке  в соответствии с договоренностями, достигнутыми на Крымской конференции 1945 г., Советскому Союзу был возвращен Южный Сахалин и переданы Курильские острова, включая четыре острова юга Курильской гряды.

Одновременно в странах  Восточной Европы, оккупированных советскими войсками, сложилась социально-политическая система, аналогичная сталинской модели «государственного социализма». После победы при поддержке СССР, так называемых народно-демократических революций, во второй половине 40-х годов у власти в этих странах укрепились правительства, ориентированные на Советский Союз. Такое положение стало основой формирования у западных границ СССР «сферы безопасности», что было закреплено в ряде двусторонних договоров Советского Союза с Польшей, Чехословакией, Венгрией, Румынией, Болгарией, Албанией и Югославией, заключенных в 1945— 1948 гг.

Таким образом, послевоенная Европа была разделена на две противостоящие друг другу группировки государств с различной идеологической направленностью, на базе которых и были созданы: сначала в 1949 г.— Североатлантический союз (НАТО) под эгидой США, затем в 1955 г. — Организация Варшавского Договора (ОВД) при доминирующей роли СССР.

 

В Азиатско-Тихоокеанском  регионе аналогичные процессы произошли в Китае и Корее. В разделенной по 38-й параллели Корее на севере укрепились силы, ориентированные на «советский социализм», а на юге — на «американский капитализм». Заявления политических представителей США и СССР различных рангов о желательности создания мирной и единой Кореи преследовали пропагандистские цели, так как каждая из сторон соглашалась на объединение Кореи только при условии установления в другой части своего политического режима.

Победа коммунизма в Китае  стимулировала национально-освободительную борьбу народов Азиатского континента. Большинство стран Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии оказались на грани перехода к «завоеванию социализма». Кроме Китая на этот путь встали Северная Корея и Северный Вьетнам. В целях предотвращения «коммунизации» региона капиталистические государства, и прежде всего США, приступили к созданию военно-политических блоков, на которые они могли бы опереться в борьбе с освободительным движением - В 1954г. Появился блок СЕАТО, в который входили США, Великобритания, Франция, Австралия, Новая Зеландия, Таиланд, Филиппины и Пакистан; в 1955г. — блок СЕНТО, в который входили США, Великобритания, Турция, Иран и Пакистан; в 1951 — блок АНЗЮС в составе Австралии, Новой Зеландии и США.

 

Отказ СССР от принятия «плана Маршалла» был лишь одним фактом в обострении отношений социализма и капитализма, наиболее ярким проявлением, которого были гонка вооружений и  взаимные угрозы. Именно во второй половине 40-х годов сначала в США, а  затем в СССР зародились планы  ведения атомной, химической и бактериологической войн. В 40-е — начале 50-х годов в американском министерстве обороны были разработаны конкретные планы ведения войны, в том числе и ядерной, против Советского Союза. Наиболее известный из них «Дропшот» предполагал нанесение ядерных ударов по основным городам СССР.

 

Апогеем взаимной враждебности и недоверия стала корейская война 1950—1953 гг. Начав войну, войска северокорейского правительства Ким Ир Сена в течение нескольких недель разгромили армию Южной Кореи и «освободили» почти весь Корейский полуостров. Чтобы остановить продвижение «социализма», США вынуждены были применить свои войска в Корее, действовавшие под флагом ООН, которая осудила агрессию Северной Кореи.

 

Северную Корею поддерживали Китай и СССР, причем в 1951—1953 гг. В Корее против американцев воевала  регулярная армия Китая, выступавшая  в виде добровольцев. СССР полиостью взял на себя снабжение, а также воздушное прикрытие как китайских войск в Корее, так и китайских городов. Мир оказался на грани глобальной войны, так как в Корее практически происходило военное столкновение СССР и США. Но война не разразилась: советское и американское правительства, опасаясь непредсказуемых последствий, в последний момент отказались от открытых боевых действий друг против друга. Завершение корейской войны перемирием (27 июля 1953 г.) Ознаменовало спад напряженности в противостоянии социализма и капитализма.

Информация о работе Основные задачи и направления внешней политики СССР в годы "Холодной войны"